Как сделать гидролат в домашних условиях

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Как сделать гидролат в домашних условиях | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Прошлым летом я часто бывала в лесу. И конечно, у меня не могло не возникнуть вопроса — как сохранить всю эту красоту-полезность, которой летом в лесу сколько угодно.

Тут-то и пришла идея наделать гидролатов. Поскольку об аламбике я еще только мечтаю, то делала гидролаты «бабушкиным» методом, который и вам предлагаю.

Очень хочу обратить ваше внимание на то, что гидролаты я делала для себя, и конечно, старалась все инструменты обрабатывать спиртом, но нужно понимать, что абсолютной стерильности в таких условиях не добиться. Поэтому я и предлагаю этот мастер-класс в картинках для тех, кто вдохновится сделать гидролат для себя.

Итак,

Часть первая. Теоретическая

Для начала о том, что же такое гидролат. Гидролат — это побочный продукт получения эфирных масел путем дистиляции растения перегонкой водяным паром. Такая вода вбирает в себя большую часть биологически активных веществ из растения и, кроме того, еще и небольшое количество эфирных масел, не отделившихся при осаждении. Цветочная вода — более узкое понятие, относящееся к гидролатам, полученным из цветов.

Гидролат обладает свойствами, схожими со свойствами эфирного масла, полученного из этого же растения, но в меньшей концентрации, что позволяет наносить его в чистом виде на кожу, использовать как тоник, распылять на волосы, использовать вместо водной фазы при изготовлении крема своими руками. 

Часть вторая. Подготовительная

Для того, чтобы получить гидролат в домашних условиях нам понадобятся сито или дуршлаг, крышка от кастрюли, собственно кастрюля, емкость для сбора гидролата и миска для того, чтобы сито стояло над водой.

гидролат

Ах, да, и то, что будем гидролатить :) Например, береза или вот такие невероятного цвета луговые васильки:

мастер-класс

Часть третья. Конструкторская

Сырье мы промываем, выгоняем из него случайно привезенных из лесу жучков-паучков и складываем в сито.

в домашних условиях

В серединку устанавливаем емкость для сбора гидролата. Я ее предварительно дезинфицирую.

цветочная вода

В кастрюлю наливаем чистую воду так, чтобы она не касалась травы, ставим миску и на нее сито со всем содержимым.

натуральная косметика

своими руками

Накрываем перевернутой крышкой (из которой я предварительно отковыряла пимпочку) и оборачиваем края фольгой. Иногда до фольги я оборачиваю стык мокрым полотенцем.

как использовать

И ставим на самый маленький огонь. Та-дам! Конструкция для получения гидролата в домашних условиях готова! Пар конденсируется на крышке и стекает в емкость. Теперь осталось подождать час-полтора, пока в емкости не соберется достаточное количество гидролата.

свойства

Часть четвертая. Итоговая

Вот что получилось у меня:

Я переливаю гидролат в бутылочки и храню в холодильнике или немного консервирую и ношу с собой в пульверизаторе.

Комментарии (47)
Nadya Pelikova 30 января

Спасибо, печень полезный пост! image Вот только у меня вопрос такой: я делала гидролат из лемонграсса и а конечном итоге накапало у меня грамм 40 ...но самое интересное, что и на дне кастрюли, в ту воду что кипела, тоже накапало ( это водица приобрела зеленоватый оттенок и характерный запах ).

Теперь вопрос , что с этой водичкой делать ?! image

Скажите, пожалуйста, при изготовлении гидролата какое количество сырья берете и какое количество воды на это количество сырья? Зависит ли количество воды от того, какое сырье используете (интересуют цветы, травы)? По каким признакам определяете, что гидролат готов и можно закончить процесс пародистилляции?

Спасибо!!

Alla Shrainer 03.05.2017

Спасибо огромное за мк - у меня завалялись залежи сирени, вечером буду пробовать, потому как гидролаты люблю и нежно обожаю)))

МК понятный и доступный. Но вот я попробовала сделать дома гидролат из сирени и почему-то не ароматно как-то вокруг было и сама водичка потом картошкой в мундире пахла... {#} или кукурузой кормовой, вообщем - батвой пареной ((. Чего я не так сделала?... Делала всё, как в мастер классах написано точь в точь..

Спасибо Вам за МК!Почему в просторах инета одни пишут, что травы надо окунать прямо в воду, поставив мисочку в середину, а другие , что нужно класть в сито, чтобы вода не касалась сырья? Сегодня попыталась сделать гидролат с применением на сита с корнем лопуха, но корни так и остались сухие.

Спасибо!

Здравствуйте. А натуральные консерванты бывают для косметики?

Очень интересно! Надо попробовать сделать, а то столько травок-цветочков сейчас, и из всего хочется максимум пользы извлечь. Спасибо за рецепт!

Сколько плльзы в одном мк ! image
"Надия" 07.04.2015

Вот интересно,а можно в пароварке или мультиварке как-нибудь придумать...в мультиварке вообще герметизация хорошая...чет не придумывается никак{#}

Imagination62 05.04.2015

сейчас пробую выпарить что нибудь из розовый лепестков))) спасибо за идею!!!){#}

Удачного гидролатства!

Мне интересно, фольгой Вы загерметезировали крышку, а вот на фото на картинке дырочка на крышке? ее тоже закупорили или она остается открытой?

Сейчас попробую объяснить))) Там в крышке была пимпочка, за которую ее держать, но она большая очень и мне не понравилась, поэтому я ее отковыряла. Получилась крышка с дырочкой, которую я заткнула пластиковой штукой белой, найденной в каких то инструментах и любимого. Не знаю как она называется, но она в дырочку вошла плотно и как бы ее загерметизировала. То есть общая идея именно такая: постараться максимально всю эту конструкцию загерметизировать.

Очень интересно. Спасибо за такой полезный мастер-класс. Я новичок в домашней косметике и уходе, поэтому хочу уточнить. Я правильно поняла, что гидролаты используютт для ухода за кожей? Как лучше их использовать и применять: в чистом виде или добавлять в крема? И еще хочу уточнить, в зависимости от того, какой материал используется: листья, лепестки, цветы и т.д. время выпраривания как регулируется? Можно ли гидролат назвать аналогом мицелярной воды?

Гидролат можно и на кажу в чистом виде и на волосы и вместо тоника и в крема. По поводу времени и сырья - честно говоря, я делала "на глаз", часа полтора-два держала. Насчет аналога мицелярной воды - не знаю, пойду поищу что это... И кстати насчет времени - спасибо вам за вопрос, нужно в этом поглубже покопаться.

Лариса 03.04.2015

Девочки, а можно из высушенных трав приготовить гидролат зимой. Я не спец в косметике. Еще вопрос: если лепестки роз использовать в качестве сырья , то по времени сколько нужно нагревать кострюльку с розами. Спасибо за ответ.

За МК спасибо автору.

Спасибо вам! Да, конечно, из высушенных трав тоже можно, точно также. По поводу роз - не отвечу, не делала, может кто-то кто делал подскажет?

Snowsnega 03.04.2015

Осенью делала из лепестков роз, конструкция подобная, но у вас более совершенная, спасибо за МК!

Вам спасибо! Я о лепестках роз только мечтаю. Чтобы хороших добыть, нужно к родителям в Татарию в период цветения роз попасть, в том году не получилось, к сожалению.

Вселенная 03.04.2015

Кастрюльку то нужно было помыть. Доместосом или кометом хорошо отмываются и дезинфицируются.

Ага! а еще лучше сразу доместос на кожу лица нанести! А что?! Микробов же убивает!!

Это кастрюля сразу после предыдущего гидролатства. Там не весь пар в мисочку капает, часть обратно через траву льется на дно кастрюли и соответственно кастрюлю окрашивает. Я не считаю, что нужно после этого доместосом и кометом отмывать, но тут уж кому как.

Действительно, а почему бы не использовать обычную соковарку? Все вроде похоже, сырье не касается воды, пропитывается паром?

Возможно наверное. У меня нет ее, и я с ее внутренним устройством не знакома)))

устройство соковарки такое, как вы описали, в принципе. Внизу - емкость для воды. Следующим ярусом - дуршлаг, в который помещают сырье. Сверху накрывается "воронкой" конусом вверх - пар поднимается к крышке через отверстие в "воронке", а, конденсируясь,обратно почти не попадает - стекает по дну "воронки" и, накапливаясь, стекает-капает через краник в емкость снаружи. Нюанс в том, что соковарка - алюминиевая (по крайней мере моя), не окислится ли. Если у кого-то есть из нержавейки - тогда вообще никаких вопросов не остается

В скороварке нагнетается давление пара + выше температура, все полезное типа витаминов поразрушается. Надо почитать спец. литературу по гидролатам, пошла искать))

Спасибо за МК! Мы так сок сливовый делаем, только в соковарке. Думаю, хорошо подошел бы самогонный аппарат {#} - там более совершенная система охлаждения испарившейся жидкости (змеевик). С учетом аллергии на консерванты в косметике, стоит попробовать загидролатить травяных и цветочных прелестей.

А по поводу консервации - подумалось, что можно продукт конечный в формочки для льда закрывающиеся и в морозилку. Сохранность близка к 100%. Как считаете? Если что - я интересуюсь, ибо не спец совсем. Но вот так морожу листья алое вера, срезав с одной стороны колючки. Потом, набравшись смелости, хватаешь листочек, раскрываешь его (он позволяет это делать), и по лицу - вжик-вжик. Эффект обалденный - омолаживает и тонизирует, но способ не для трУсов и не для юных{#}

И еще вопрос - можно ли таким образом наконсервировать мяту, чтобы она не приобрела запаха сена?

Спасибо за идею с алое вера! Нужно обязательно попробовать. В кубиках льда - думаю, что да, храниться будет хорошо и вообще ледяные умывания полезны.

Насчет мяты точно не скажу, гидролатила ее, запах клевый получился, мятный, но я ее использовала за неделю наверное, я мяту очень люблю, что в чае, что на себя.

Altavista 02.04.2015

круть!{#}

Я осторожно спрошу: а на что-нибудь ядовитое случайно можно напороться? Наверное, надо обладать какими-то знаниями перед тем, как начинать делать? Простите за невежество, никогда этим даже не интересовалась, но захотела попробовать после этого мк. Спасибо автору.

Я думаю из ядовитого можно на растение напороться ядовитое или опрысканное какой-нить гадостью. Я собирала в местах, про которые знаю, что чистые и делала из известных мне по свойствам растений (береза, крапива). Вот там на картинке васильки есть, которые не совсем на васильки похожи, так я перед тем как делать знакомую девочку ботаничку (по профессии image ) помучила, оказалось, что это василек луговой, свойства сходные.

Спасибо! за МК.

Полезно. Вот буду летом на даче. Руки чешутся попробывать)

Елена 02.04.2015

Так, так, так, очень интересно, только вот я не поняла: ставим кастрюлю, в нее что-то на что можно поставить сито, а в сито в середину мисочку и вокруг листики и сверху накрыть крышкой, а края закрыть фальгой, что б пар не выходил, а по крышке стекал в мисочку? Все правильно я поняла? Мисочку именно в сито?

Очень понравилось и можно наверное и воздух слегка на работе увлажнять!)))))

Наверное так же Парфюмер из Зюзкенда начинал{#}

Ага, все правильно! Я пыталась сначала найти вставку в кастрюлю, в которой манты варят ( там сито на ножках, но не преуспела, поэтому просто сито ставлю на перевернутую мисочку, чтобы вода не доставала до цветочков - листочков.

Воздух - ага, наверное увлажняет, в Ульяновске этого незаметно по причине итак избыточной его влажности.

А парфюмер...хи-хи-хи... попробовала изобразить злобно-шутливый смех)))

Да еще забыла написать - запах стоит восхитительный!

Спасибо, очень полезный мастер-класс! Теперь хочется узнать про консервирование, расскажите, пожалуйста.
И какое время гидролат в чистом виде, т.е. без консервирования, можно хранить в холодильнике?

Те, которые в холодильнике у меня до сих пор стоят с прошлого лета, изменения цвета и запаха я не заметила. Но я ими только из холодильника и позьзуюсь. Те, которые с собой ношу консервирую геогардом ультра.

А измельчать сырье не нужно? И чем консервируете?

Я не измельчала, но подозреваю, что если измельчить гидролат полезнее получится. Консервировала Геогардом Ультра.

Спасибо за ответ! Думаю, тем кто не занимается домашней косметикой, можно вполне обойтись без консервантов, так как за один раз выход продукта получается небольшой, и проще потом нагнать новый гидролат, чем париться с консервантами ))))

А воду можно простую, не дистиллированную?

Дистилированная я думаю лучше, но по ее неимению я использовала бутилированную подороже)))

Дистилированную воду можно найти в автомагазине, стоит недорого

Какое же чудо домашняя косметика!image Открыла для себя на ЯМ каталог с косметическими составляющими,цены приятно низкие! Очень увлекательно....Огромное спасибо за информацию по гидролатам!image

Очень полезно, спасибо большое!
«1000 faces» 02.04.2015

Безграничные перспективы полезности! Спасибо Вам большущее за щедрость в разделении секрета с несведущими массами ( к коим я отношусь) в преддверии весны, всяких почек,брунек и бутонов!{#}

Рубрики мастер-классов