Обновление пароля

 >  >  >  > Немного о "луковичном декоре" из Мейсена ...

Немного о "луковичном декоре" из Мейсена ...

Немного о

Друзья, так понравилась мне эта статья Ирины Петренко, что решила поделиться с вами. Фото добавлю в комментариях. Не получилось по другому почему-то в этот раз загрузить и разместить информацию ((

Посуду с такими рисунками на разных фото в инете заприметила давно. Но не могла понять себя - нравится она мне или нет ... И вот недавно почувствовала, что очень нравится. Люблю прикасаться и вглядываться в такую посуду. Статья настолько мне показалась интересной, что даже мужу ее пересказала )))

Наверное, нет в "посудном" мире другого декора, который был бы так же популярен, как созданный в 1739 году в немецком городе Мейсен знаменитый Zwiebelmuster("луковичный узор") или попросту "синий лук".

Все началось с того, что в 1694 году Саксонией начал править большой поклонник искусства и страстный коллекционер всевозможного фарфора Август II Сильный. Одержимый фарфором курфюрст задался целью собрать самую большую коллекцию фарфора в Европе (к моменту его смерти (1733), собранная им коллекция насчитывала более 35 тыс. редчайших экспонатов и действительно была крупнейшей в Европе). Поскольку настоящий китайский и японский фарфор, а он особенно любил большие китайские вазы, во все времена ценился практически на вес золота, покупка его была делом весьма затратным даже для курфюрста, а следовательно государственная казна начала таять просто на глазах.

Нужно было что-то срочно предпринимать и, будучи покровителем алхимиков, Август поручил решение этого нелегкого вопроса алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру. Задача была поставлена предельно конкретно - сделать из ртути вожделенное золото. Но дальше небольших образцов Беттгер не пошел, за что был сослан в далекую саксонскую крепость под названием Кенигштайн. Именно там и произошла историческая встреча неудачливого алхимика Беттгера с известным ученым Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, который по счастью служил в этой крепости комендантом. Итог этой встречи всем известен. 15 января 1708 года был раскрыт один из самых охраняемых китайских секретов - изобретен европейский белый фарфор. По сути технологию производства этого фарфора изобрел Чирнхауз, но поскольку он не дожил до открытия первой фарфоровой мануфактуры, все лавры достались только Беттгеру, который разработал метод его глазуровки, а в последствии немало потрудился над приданием ему высокохудожественной формы.

Получив вместо золота драгоценный фарфор, Август Сильный был вполне доволен результатом и в 1710 году основал в городеМейсен (Meissen, Саксония, Германия) первую в Европе фарфоровую мануфактуру, где начал производить белый глазурованный фарфор, качество которого во многом превосходило китайские аналоги, но ... Китайский фарфор был великолепно декорирован кобальтом, а это означало, что Беттгеру нужно было приниматься за дело и в кратчайшие сроки решить следующая практически неразрешимую задача - раскрыть тайну знаменитого китайского бело-синего фарфора. (Фарфор с синей подглазурной росписью впервые появился в 1420 году и стал особенно популярен в периода правления императора Канси (1662–1722). Он отличался ярким и глубоким тоном кобальта, богатством его оттенков, а также белизной и прозрачностью глазури). Опыты Беттгера и его помощников длились целых девять лет и успешно завершились в 1719 году (по другим источникам они продолжались вплоть до 1739 года). Европа, наконец, овладела тайной подглазурной кобальтовой росписи. Пора было разрабатывать собственный дизайн.

Декор "Синий лук" (1739)

В следующем году Мейссен будет отмечать 275-й юбилей своего самого знаменитого декора под названием Zwiebelmuster (нем., "луковый узор"), который в действительности никакого отношения к луку не имеет. Этот узор, авторство которого приписывается художнику Йохану Кречмеру, был создан на основе китайского декора с тремя благословенными плодами: гранами, персиками и лимонами. Но поскольку диковинные фрукты и цветы далекой Поднебесной мейсенским художникам были незнакомы, копировали они их весьма приблизительно и более привычно для европейского глаза.
В результате персики с гранатами превратились в гибрид, который некоторым напоминал арбуз, а абсолютному большинству - обычный репчатый лук. Поэтому первоначально этот декор прозвали просто "луковка". Завершали композицию стилизованные пионы обвитые вокруг стеблей бамбука. По сути, именно размещенные в центре рисунка цветы, а не идущий по краю "лук" создают основу знаменитой композиции. А есть изделия, на которых "лук" и вовсе отсутствует, но... Что сделано, то сделано - в историю этот декор вошел именно под названием"синий лук". 

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email