Обновление пароля

 >  >  >  > Авторское право и авторские продажи

Авторское право и авторские продажи

Виды творчества:   Разные виды творчества
Do It Yourself / Сделай сам

На Ярмарке Мастеров часто возникают обсуждения авторства и проблем, с ним связанных. Поскольку я всю сознательную жизнь пишу авторские тексты и всю жизнь подписываю авторские договоры, то решила, после долгих раздумий, поделиться с ярмарчанами некоторыми знаниями.

Хочу оговорить сразу — все написанное основано на знании "Закона об авторских правах", но изложено "человеческим" языком, без ссылок на конкретные статьи. Закон выложен в свободном доступе, и каждый может его изучить — правда, написан он довольно заковыристо, как и любой закон. Некоторые положения статьи могут кому-то не понравиться — но таков закон, который и мне не всегда мил, но тут уж ничего не поделаешь.

Информация, как я очень надеюсь, будет полезна и Мастерам.

Я совершенно убеждена, что человек, продающий и покупающий авторские произведения, должен знать следующие вещи. 

 авторское право

1. Закон об авторском праве не распространяется на идею

Мы должны четко разграничивать идею и ее авторское воплощение. Скажем, вам пришла в голову идея создания браслета в восточном стиле — и вы по простоте душевной поделились ею с кем-то еще. И этот кто-то идею воплотил в жизнь раньше вас. Обидно? ОЧЕНЬ! Но по закону он не совершил ничего крамольного. 

плагиат

То же самое относится к идее заказчика. Если мастер принимает заказ и делает вещь — создает шедевр — по идее заказчика, то оба должны понимать, что авторские права на это произведение остаются у того, кто его создал — и мастер имеет полное право его повторять, а заказчик, с юридической точки зрения, не имеет права требовать это изделие больше не повторять.

Особо оговорю, что речь идет именно об идее, а не об эскизе. Если вдруг вам попался талантливый заказчик, который сам создал и прислал вам эскиз, то права на то, что вы по этому эскизу сделаете, принадлежат заказчику, и вы больше повторять его не можете.

Я знаю, что мастера часто говорят о том, что не повторяют созданные по идее заказчика произведения. Это очень достойно с человеческой точки зрения — с точки зрения морали и кодекса чести мастера, но вот закон тут придерживается иной точки зрения.

закон об авторском праве

2. Право на изображение

Если вы создаете произведение по идее заказчика, то используете его изображение — или изображение любого другого человека, — то права на изображение принадлежат не вам, а тому, кто изображен. И если вы хотите в своем магазинчике показать работу, то вы должны спросить разрешения у этого человека, либо "размыть" лицо.

В последней редакции закон стал охранять право на изображение — но только в коммерческих целях. То есть частные фотографии, размещенные, скажем, в блоге и без коммерческих целей, под этот закон не подпадают.

авторское произведение

3. Право на опубликованное произведение

Если авторское произведение опубликовано в книге, журнале или выложено в интернете, это не повод его копировать. Публикация в любом виде не предполагает его копирования, если на то нет письменного или иного публичного согласия автора — например, высказывания в интервью. 

авторское изделие

Поэтому так часто встречаемые рассуждения типа "если схема напечатана в журнале, который доступен всем, и напечатана с разрешения и ведома автора, то воспользоваться ей может любой человек, а иначе для чего печатать на всеобщее обозрение" — неправильны с точки зрения закона.

При этом есть произведения, чьи авторы рады их копированию — например создатели всем известных елочных шариков норвежские дизайнеры Арне и Карлос (Arne & Carlos). 

повтор

Каждый год они выкладывают новые схемы своих придумок, которым несть числа, на официальном сайте компании и официально же разрешают их использование. 

4. Право на копирование

Если вы увидели работу, которая вам понравилась, и вы хотите ее воспроизвести, то у вас есть два пути — либо переработать ее так, что она станет уже вашей версией, либо спросить разрешения на копирование у автора. 

повтор изделия

Например, в сборниках действует правило — если книга по составу на 30% отличается, то права составителя на нее уже не распространяются. Мне, как составителю многих антологий, бывает обидно, когда я вижу книги по мотивам моих, а часто знаю, что она пересоставлена по двум моим книгам, но сделать ничего не могу — таков закон.

Вы скажете, составить сборник легко — взял несколько книг и сделал свою? Глубоко ошибаетесь — нужна идея, концепция книги, часто составитель раскапывает произведения, которые отличает высокая литературная ценность и которые десятки лет не переиздавались, а для этого надо часами сидеть в библиотеке или тратить время, рыская по букинистам.

5. Имущественные и неимущественные права

Продавая и покупая, вы должны помнить, что передаете только имущественные права. Что это такое? Вы передаете/продаете толькосаму вещь (свое детище), которое становится личной собственностью другого человека — и он может делать с ней всё, что пожелает: оставить себе, подарить, продать или еще что-то, кроме одного — он не имеет. По закону, права ее копировать или воспроизводить в коммерческих целях.

Например, у меня дома висят несколько авторских картин. Они — моя собственность, но я не могу воспроизвести их в качества постера или открытки, чтобы продавать, а вот сделать постер и подарить его другу или просто прохожему на улице — могу.

права на имя

6. Право на имя

Даже продавая/передавая права на свое детище, вы не передаете право на свое имя. То есть человек, воспроизводя ваше произведение, обязан указать, что автор его — вы.

копирайт

7. Как доказать авторство

Вопрос об авторстве и плагиате всегда стоит очень остро, потому что доказывать приходится автору. Чтобы не оказаться в такой ситуации, "клеймите" свои произведения: подписывайте картины, ставьте клеймо на украшениях или маркировку на куклах.

Что такое патентное бюро и чем вам смогут помочь в

Для доказательства авторства отличным подспорьем будут фотографии на Ярмарке Мастеров, например, в вашем блоге с рассказом о том, как вы это произведение создавали.

Конечно, оптимальным вариантом было бы заключать договор при передаче своего детища, но это уже — чистой воды утопия!

Авторские права распростарняются и на описания, поэтому, если вы считаете свое поисание авторским и уникальным — действительно созданным вами, то в конце описания указывайте свое авторство. 

В заключении напомню, авторское право действует еще 70 лет после смерти правообладетля, а потом произведнием становится частью общественной собственности, тем не менее, право на имя за автором сохраняется бессрочно.

Понимаю, что моя публикация наверняка вызовет вопросы, поэтому напоминаю, что я лишь пересказала некоторые положения закона. Есть еще очень важные положения о сроке, на который передаются авторские права третьим лицам, о выплате гонорара при копированиии и прочих вещах, но я думаю, что для обзора выбранных тем достаточно.  

Но если смогу, то с удовольствием отвечу на вопросы.

Надеюсь, статья была полезной!

Ключевые слова:  
 Тема закрыта автором

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!