Великий Мастер Тонино Гуэрра — итальянец с русской душой

21 марта исполнится три года со дня ухода Мастера — Тонино Гуэрры.

Он писал сценарии фильмов для Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Микеланджело Антониони, Франческо Рози и Тео Ангелопулоса. Его друзьями были Георгий Данелия, Юрий Любимов, Белла Ахмадулина. 

На фото: Лора и Тонино с Андреем Тарковским.

тонино гуэрра

Тонино родился в бедной семье. Его мама была неграмотной крестьянкой, она помогала служить мессу и читала ее на латыни. Но её латынь не понимал никто, кроме нее. И однажды Тонино сказал ей: "Мама, но ведь Вашу латынь никто не понимает!". Она ответила, указав на небо: "Он — понимает". 

Его рождение сопровождалось чудом — говорят, что его мама вынашивала его не 9 месяцев, а 11. И когда он родился, врач сказал, что ему нужно дать печеное яблоко. Так яблоко стало его личным символом. Две половины разрезанного яблока символизируют две половины — мужскую и женскую как единое целое.

Много лет спустя он найдет свое счастье в России. Ее зовут Элеонора (Лора) и у нее будет фамилия — Яблочкина. Историю их знакомства можно найти в Сети, здесь разговор пойдет о гении Тонино как человека, одаренного разными талантами. 

Тонино Гуэрра свои рисунки отдавал в мастерскую, которая создавала текстиль для дома по старинной методике — они делали натуральные красители, обмакивали в них деревянные штампы и набивали рисунок на ткань. 

На фото — подушки с бабочками Тонино. 

Бабочка — еще один символ Великого Мастера.

Он был узником фашистского концлагеря. Мучительный голод был постоянным его спутником. И вот однажды, на Рождество, перевернулась повозка с баландой (отвар капустных листьев), которой кормили узников. Впереди была ночь. И тогда голодные люди попросили Тонино: расскажи о еде, накорми нас рассказом! Он удивился, но внял их просьбе, стал "готовить" домашнюю лапшу:

"Я беру муку, насыпаю ее на стол. Сколько нас здесь? 80 человек? Мне понадобится много яиц! Разбиваю яйца, смешиваю это всё (совершает пассы руками), наливаю воды. Замешиваю тесто. О, вода закипела в кастрюле! Раскатываю, нарезаю. Готово. Закидываю в воду!". Он накладывал воображаемые макароны в тарелки  людям, столпившимся вокруг него и следившим за каждым его движением. Люди подходили и брали эти тарелки из его рук. Он спрашивал: "Тебе посыпать пармезан?", и все говорили: "Да, конечно! Я люблю пармезан" — "Тогда тебе побольше пармезана!".  Спустя несколько минут, когда он всех угостил воображаемыми макаронами, к нему подошел один из узников и сказал: "Можно добавки?". 

При чем здесь бабочка? На этот вопрос ответит стихотворение Тонино: 

"Доволен, счастлив, рад
я бывал много раз. Но более всего —
когда меня освободили из концлагеря,
и я мог смотреть на бабочку 
без желания ее съесть".

Там, в фашистском плену он начал писать стихи. Так как не было бумаги и карандаша, приходилось их запоминать.

Потом, много лет спустя, когда он уже прославится и получит своих Оскаров и прочие награды, он откроет ресторан "La Sangiovesa" в честь своего друга — Федерико Феллини. Его стены украшают картины Тонино, таблички с его фразами, мебель по его эскизам. В качестве основной картинки ресторана взята эта дама: 

Это дом Великого Гения: 

На столе — скатерть с его рисунком. В комнате стоит мебель, изготовленная по его эскизам. И здесь мы видим, что ковер на стене — это прекрасно :)

Всё, к чему он прикасался — расцветало. Он придумывал фонтаны: 

Причем, в какой-то момент он признался, что ему кажется, что лучшее из того, что он создал — это фонтаны! 

Тонино как-то сказал: "Мне захотелось создать новую мебель. Я приблизился сам к себе, к сущности, которая во мне есть, чтобы найти ту наивность, присущую крестьянам, когда они сами себе тачали мебель. И так я тоже стал делать мебель".

Кувшины на шкафу - грузинские. Тонино любил Грузию, дорожил дружбой с Георгием Данелия.

Он жил в доме на горе, в местечке Пеннабили:

"Мой дом стоит так высоко в горах,
что даже кашель Бога слышен мне."

За его домом — сад забытых фруктов, в который ведет Арка неизвестного человека. Тонино считал, что в мире не должно быть неизвестных людей. 

В саду находится знаменитая инсталляция — два цветка, тени от которых падают и превращаются в силуэты его друзей — Джульетты Мазины и Федерико Феллини. 

В публикацию невозможно вместить все его рисунки, все его проекты. Однажды Тонино сказал: "Сейчас мне нравится делать что-то для других, помогать ремесленниками, делать для них что-то такое. Эта игра малого искусства, как я называю ремесленников".

Удивительно, но его талант был так велик, что и после своего ухода, Мастер помогает и вдохновляет всех, кто обращается к его творчеству. Тонино Гуэрра — как свежий неиссякаемый источник. 

Комментарии (30)

Спасибо Вам за публикацию. Книгу "Тонино. Семь тетрадей жизни" я читала буквально "глотками". Потрясающая книга, одна из немногих, встретившихся мне в жизни, когда по прочтении одной страницы хочется остановиться и думать-думать... Потрясающий человек...

Оксана, спасибо за статью. Спасибо за чудесного Человека, Художника, Творца.

Спасибо за восхищения. За совпадения.

Как то вдруг всплыл в памяти док. ф. о съемках "Ностальгии" Тарковского. Автор....Донателла Бальиво. Кажется 1983г.

"Время путешествия" тоже про "Ностальгию", только это диалог между Тарковским и Гуэра.

Интересно, что Тарковский по-русски, а Тонино по итальянски...но оччень интересно.Оба фильма.

"Ностальгию" позавчера смотрела. Cценарий - Тонино. )) И "Время путешествия" тоже. Поэтому они с Тонино и обсуждают натуру, где будут снимать.

Мне понравился момент, где Тарковский сказал, что хочет снять кино про то, как муж жену сжег. За то, что та врала по мелочам. Такой сюжет мог задумать только гений. Или сумасшедший. А одно не исключает другого. Оба варианта - не норма. )))

благодарю Вас за статью!!!!

Ксюша...спасибо тебе, я не знала этого ничего! Плакала, конечно, когда читала о его пребывании в лагере, не могу не плакать. И Леночке спасибо, мне кажется, книгу "Тонино. Семь тетрадей жизни" тоже буду читать))

Ох, не плачь, Катюша... Для одних лагерь - это конец земной жизни, а для других - начало творческой жизни, как для Тонино. Там он начал писать стихи. Ещё очень трогательным было его возвращение из лагеря. Его отец был не сентиментален, и Тонино мучился, не знал - как они встретятся с отцом. Сейчас даже не могу вспомнить, где именно я это видела. За последние дни я столько о нем пересмотрела! )))

Оксана,не помню кто, здесь на ЯМ написал о рассказе Гуэрра "Подвешенный кофе". Удивительная история о том, как люди платят на 2 кофе,а пьют один. Я спросила сына, читал ли он и знает о такой традиции. Он сказал, до, конечно, и что у нас тоже это есть. В Москве в кафе ты можешь для незнакомца оставить кофе или кусок пиццы. Я думаю, в этом тоже заслуга Гуэрра.

Да, это прижилось в крупных городах благодаря Тонино.

А мне интересно: есть ли люди, которые пользуются этим "подвешенным" кофе. )) Есть ли в Москве те, кто его выпивает? ))

Сын говорил,что пользуются. Раз есть предложение,есть и спрос.

Это хорошо. Надо будет узнать, есть ли у нас такая традиция. Думаю, что уже появилась, ведь Кабардинка - это летний филиал Москвы. )))

Как там у вас погода? Уже сажаете что-то на новом участке?

+10, пасмурно. Кума уже посадила много чего, а мне пока негде - надо участок расчищать, все завалено сухими ветками, срезанными кустами шиповника.

DeLuca 19.03.2015

Спасибо !

Птичка live 19.03.2015

А я говорила тебе про книгу "Тонино. Семь тетрадей жизни"?

И еще много, много...

Нет, по-моему не говорила. Пришло время для Тонино. )))

Спасибо!!!!!

спасибо за знакомство!

Он такой один. Спасибо!

Очень интересный человек! Спасибо за знакомство!

Знаешь, что меня в нем поразило? В нем не иссякал источник творчества до последних дней жизни. Он не потерял способность удивляться и узнавать новое.

Это редчайшее качество. Обычно к закату жизни люди подходят с "полной чашей", они не могут ни удивляться, ни узнавать новое, не могут слушать. Могут только говорить (а чаще всего - назидательно поучать). Тонино до конца впитывал жизнь, новые ощущения и наслаждался музыкой дождя.

Потрясающий человек! Такое и правда редкость - до конца оставаться ребенком - я имею в виду до конца желать узнавать новое и пробовать делать что-то новое !

Аж горло перехватило... когда про бабочку...

Спасибо, Оксана и Андрей))) Очень интересно и светло.

А еще он делал фонарики - оооочень красивые.

Там и посуда, и керамика - всё его! ))) Он такой!!! ТАКОЙ!!!

Мне сейчас Зурик книгу принес - Георгий Данелия "Чито-грито". На третьей странице - посвящение "Моим друзьям Лоре и Танино Гуэрра". Потрясающе! ))))

Оксана, спасибо за интереснейшую статью!

А книга, что Зурик принес... Это Знак!

)))) Я почувствовала руку Тонино, его поддержку.

Кстати, было сегодня еще одно странное совпадение: когда я размещала этот пост, Ксюша в соседней комнате почему-то громко сказала Даше "Элеонора?!" (с удивлением). А буквально за несколько минут до этого я подумала, что странно - почему Лора - Элеонора? Ведь было бы логично Нора, а не Лора. )))

Прочитала на одном дыхании. Спасибо.

Спасибо за знакомство!

Вот это даа! Благодарю за статью!{#}

ndemuazel (ndemuazel) 19.03.2015
Светлый, честный, открытый, Искренний. Завидую. Таких мало.

Талантливейший человек {#}{#}