Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Пижемская роспись в Сибири.

Пижемская роспись в Сибири.

17.03.2015 15:17     Просмотров: 2913     Комментариев: 0     

ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ


Ирина Владимировна Колтун,
художник-педагог, руководитель детской студии ДПИ
«Волшебная кисточка» ДК п. Садовый Новосибирского района



«Красота в сердце рождается и руками сотворяется»
(о развитии традиции пижемской росписи в Cибири)

      Издательско-аналитическим отделом Новосибирского областного Дома народного творчества подготовлена к печати и издана новая брошюра-альбом из уже знакомой вам серии «Уроки мастера».
      На этот раз она посвящена Пижемской росписи по дереву, издавна бытующей на Европейском Севере России. В Сибири эту красивейшую русскую роспись талантливо развивает и пропагандирует мастерица из п. Садовый Ирина Колтун. Она и стала автором брошюры, где изложила не только историю, но и методику росписи на примере только одного, но самого характерного для пижемской росписи предмета – деревянной ложки. Вот что Ирина рассказывает о своей приверженности к данному промыслу и вообще о любви к традиционному искусству северных мастеров.

      Пролетают года, меняется время, взгляды человека на жизнь, но всегда неизменной остается тяга человека творить и создавать прекрасное вокруг себя, а также делиться этой радостью с окружающим миром.
      Вечный спутник человека – Дерево. Самый благоприятный и экологически чистый природный материал Земли, на которой мы живём. От него веет теплом и запахом хвои. Любая вещь, сделанная мастером, была одушевлённой и обладала таинственной силой. Зимняя тоска по теплу и цветению выливалась в плоские отвлеченные узоры растений. Так на деревянных вещах создавался собственный волшебный Мир.
      Веками на Руси складывалась высокая культура художественной обработки дерева. Одним из распространённых способов была роспись – традиционный вид старинного ремесла, своеобразный «почерк» народа. Мало было сделать вещь, её обязательно надо было искусно изукрасить.
      Украшение деревянной утвари традиционными узорами высоко ценилось в народе и представлялось не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.

роспись по дереву

      На территории нашей необъятной матушки-России, в разных её уголках, существует множество видов росписей по дереву, очень разных по неповторимому стилю орнамента, цветовой гамме и художественной манере исполнения. Росписи Северной Двины, Поволжья, Великого Устюга, Урала и Сибири… Все они по праву являются «визитной карточкой» России.
      В каждой из перечисленных групп очень ярко отражена особая красота родной земли и природы той местности, на которой они зародились. На протяжении столетий по крупицам в них собраны, сохранены и передаются из рук в руки художественные заветы-традиции, опыт народа, труд и талант многих поколений.
      Общим был и остается только неизменный язык народного искусства – яркий, живой и образный. И всякий, кто захочет на нём заговорить, должен изучать его, понимать и чувствовать. И тогда перед Вами откроется сказочный Мир символов, особая глубоко содержательная Красота росписи, которая будет радовать не только Ваш взор, но затрагивать сердце!
      Я сама сибирячка, родилась и выросла в Новосибирске, но с огромным удовольствием изучаю и осваиваю традиционные росписи Русского севера. Ну, а уж северный дух вольнолюбия, свободы и предприимчивости присущ моему характеру.
      Познакомилась я с красотой русского узорочья в Новосибирском фольклорном центре. Там-то и случилось Чудо. Я ощутила себя совершенно в другом измерении, в другом Мире. Такой красоты панно, украшенные старинными узорами древнерусских росписей, я ранее никогда и нигде в своей жизни не встречала. Я поняла, что встретила для себя что-то очень важное и ценное, настоящее живое дело, которое так долго искала, и в чём сегодня ощущаю свое предназначение. Сегодня роспись по дереву - это и моё хобби и основная проф. деятельность по изучению, освоению, сохранению, развитию и передачи знаний и секретов детям, да и взрослым.
      Моя мечта сделать так, чтобы наше родное национальное богатство – росписи - не были бы для нас в посёлке редкостью музейной, а были бы доступны для освоения всем желающим, и особенно с раннего возраста.

пижемская роспись

      А заронила во мне любовь к росписям и обучила меня этому ремеслу Галина Николаевна Костина – Мастер, замечательный новосибирский художник и человек. У неё я освоила почти все виды росписей, но больше всего полюбилась мне мезенская. В ней особенно ярко отражены традиции восприятия окружающего Мира, огромная мощь стихийных сил Природы. А буквально год назад, в Рождество я попала на семинар к мастеру по Пижемской росписи.
      Роспись можно прямо сказать очень редкая, малоизученная. В современной литературе её нет. Материала и наглядности минимум. Несколько зарисовок рукой Галины Николаевны да 3-4 цветных ксерокопии с мелким узором на ложках. Всё. Но меня настолько захватила эта таинственная роспись своей оригинальностью и завораживающей красотой, что я пришла домой, включила компьютер, задала в поисковике словосочетание «Пижемская роспись»… и получила в ответ всего 3 картинки. И даже в этом году, по счастливой случайности побывав на семинаре в Архангельске в детской школе ремёсел В. Н. Бурчевского и в фабричном магазине «Беломорские узоры», я всё время пыталась найти любую информацию, либо купить изделия. На фабрике таких изделий не выпускают, а в школе мне показали поварёшку, которая являлась экспонатом в единственном числе.
      Мне стало тоскливо… И тогда вспыхнуло огромное желание дать этой росписи новый виток, посвятить именно её изучению большую часть своего времени. Да и мой детский коллектив, вместе со мной, быстро подхватил эту идею. Дети даже нарисовали сюжет, как мастер режет ложки, используя пижемские орнаменты.
      Узоры как-то сами по себе рождались где-то у меня внутри, складываясь каждый раз из одних и тех же элементов по-новому. В этот плодотворный период я расписала более 30 работ на разных объёмных формах, совершенно не присущих для пижемских традиционных образцов.

      Галина Николаевна, посмотрев на мои новоиспеченные узоры на расписанных деревянных тарелках и дав рекомендации по фотографиям работ «В Контакте», написала: «Ира, ты назначаешься ответственной за Пижемскую роспись в Новосибирске». Так я получила «Зелёный свет» в деле по изучению, возрождению и развитию этого самобытного графического письма Русского Севера.
      В этой статье я предлагаю Вам совершить путешествие в далёкий глухой Усть-Цилемский край Русского Севера, который славился не только могучей красотой суровых лесов и бурных порожистых рек – Печоры да Пижмы, но и делами золотых рук своих мастеров. Благодаря пижемским умельцам мы сегодня имеем возможность восхищаться уникальному явлению в народном искусстве – Пижемской росписью.
      Именно «Пижемское дело» – говорят на Печоре, когда речь идет о традиционном графическом письме – Пижемской росписи. Это особый вид ремесла и знаний, которому не менее 800 лет.
      Истоки росписи лежат в творческом наследии старообрядцев Печорского края, хранителях старорусской культуры. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками, буквицами и рисунками древнерусских книг, которые и послужили источником вдохновения для украшения предметов быта росписью. В селе Замежном существовала школа по переписыванию книг. Пижемская роспись выполняется только по дереву. Круг изделий мастеров «Пижемского дела» был обширен: украшали домашнюю утварь, орудия труда: мебель, туеса, грабли, детали ткацких станков и охоты (приклады ружей были вершиной искусства), но особую славу Усть-Целимскому краю принесла Пижемская ложка.
      Это был коренной промысел, соблюдался дедовский способ изготовления и украшения ложек, они были легкие прозрачные, словно восковые.
      В печорском домах гордятся ими, берегут, ценят, за то, что «губы не жгут», подают попраздникам.
Красоту и изящность Пижемской ложки в прошлом сравнивали по форме и пропорциям с красотой девушки: «Молодка уж такая баска, как пижемска ложка».
      А ещё ложка была изящной и потому, что резали их из твёрдого дерева молодой несучковатой берёзы, резались они довольно тяжело, но зато ложки долго сохранялись (до 20 лет), не обгрызывались.
Геометрический узор в орнаменте состоит из символов, как слова из букв. Здесь нет ни одной петельки, ни одной черточки, лишённой смысла. Это знаковая система, рассказ о прошлой судьбе народа, о его истории и традициях, о достоинстве, о соединение двух культур – языческой и христианской.
      В декоративном орнаменте Пижемской росписи два основных символа, это Древо Жизни и Знаки плодородия и изобилия. В ней явно присутствует магия оберега жизни, идея семейного достатка, продолжения рода и мощный посыл к развитию и росту. Растения является символом самой жизни. Поэтому, изделия, расписанные пижемской росписью, могут служить талисманами и оберегами.
Ложки сохраняют древнюю форму и традиции орнаментального украшения.
      Изначально роспись выполнялась пером, сначала птичьим, а по прошествии веков – металлическим. Лучше всего перо «ходит» по березе или ольхе. Хуже всего – по осине. При лакировании осина начинает лохматиться, портит товарный вид. Использовали акварельные краски, и разноцветные чернила – красные, зеленые, черные. Черный цвет не считался цветом, им наводили контур, границы, и раскрашивали узор красным и зеленым цветом. Современные мастера пишут тушью.
      Небогатый набор графических элементов и цветов книжной графики даёт огромные возможности и обилие вариантов к созданию неповторимых изделий в Пижемской росписи. Ну а расписать, готовую деревянную ложку под силу каждому.
      Пижемской росписью можно затейливо украсить наши современные кухни, сделать замечательный изысканный подарок к любому празднику, а может быть, древние узоры Пижемки послужат Вам, «Окном в прошлое», «Путеводителем в настоящем» и «Маячком в будущее».

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз