Удивительные женщины в живописи. Часть 5: Диана де Пуатье

Может ли мужчина полюбить женщину с первого взгляда и любить до последнего вздоха? Да, может! Наш сегодняшний рассказ о Диане де Пуатье, любви всей жизни Генриха II Валуа, короля Франции.

До сих пор по всей Франции живы свидетельства этой любви: на стенах Версаля, замков Луары и городка Анэ можно увидеть фрески, скульптуры и портреты Дианы де Пуатье и короля Франции Генриха II. На фронтонах парижских и лионских зданий — их вензеля: сдвоенные латинские буквы "DH" — Диана и Генрих (Henri). Как будто это случилось только вчера. А между тем все началось еще в далеком XVI веке.

диана де паутье

Диана — старшая дочь Жана де Пуатье, сеньора де Сен-Валье. Годы жизни Дианы 1499-1566. В пятнадцатилетнем возрасте её выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого была плодом незаконной любви Карла VII и Агнес Сорель). Все ждали, что 15-летняя красавица заведет себе любовника. Но та родила мужу двух дочек и наотрез отказалась от любого постороннего ухаживания.

генрих второй валуа

Генрих II (1519-1559) — король Франции с 31 марта 1547 года.

фаворитка короля

Встреча Генриха и Дианы состоялась, когда ему было 6 лет: он отправлялся вместе со старшим братом в заложники, в Испанию, вместо своего отца, Франциска I. Диана, которой тогда было 25, единственная из всей свиты, попрощалась с Генрихом. Она кинулась к мальчику, прижала к груди и поцеловала его в лоб. "Ты должен держаться! — прошептала она. — Мы будем тебя ждать!". Потом она узнала, что испанцы бросили детей в тюрьму. По ночам Диане снился Генрих с огромными затравленными глазами. И она начала молиться за него, как за собственного ребёнка.

Только через четыре года Франциск I смог выкупить принцев. В честь их возвращения и женитьбы короля на Элеоноре Австрийской устроили турнир. Франциск и Дофин склонились перед новой королевой. Но Генрих преклонил свой стяг перед... Дианой Пуатье. Двор ахнул: ведь ей уже 31-й год, а принцу еще нет и двенадцати! Но, видно, в плену взрослеют быстро: свой поединок юный рыцарь выиграл. С тех пор он стал её рыцарем и, вернувшись из плена, пылал к ней страстью.

бенвенуто челлини

А через 3 месяца умер Великий Сенешаль Нормандии Луи де Брезе. И Диана надела вдовьи одежды — чёрные с белым. Теперь это её наряд на всю жизнь...

К сожалению для Дианы, Генрих был младшим сыном короля, что не давало ему возможности претендовать на корону. Но, вскоре после смерти старшего брата, Дофином Франции стал Генрих, и Диана, его возлюбленная, разделила власть при дворе с герцогиней д’Этамп, фавориткой Франциска I. Хотя Диана была старше соперницы на десять лет, она по-прежнему ослепляла красотой, которой так и не суждено было поблёкнуть. Придворный писатель Пьер Брантом, видевший её незадолго до смерти, уверял, что она всё ещё прекрасна. Напрасно герцогиня д’Этамп и её сторонники шутили по поводу возраста прекрасной вдовы, наградив её прозвищем "Старый гриб": влияние Дианы возрастало с каждым днем. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца: белый и чёрный, — до самого последнего вздоха и украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих).

Скульптура Жана Гужона:

любовь короля

Картина Фрагонара "Генрих II и Диана в мастерской Жана Гужона". прекрасная диана

Образ Дианы будоражит воображение и наших современников:

диана-охотница

А это — школа Фонтенбло:

нимфа фонтенбло

Король женил 14-летнего Генриха на Екатерине Медичи (тоже 14-ти лет), но уже на следующее утро после первой брачной ночи Генрих ждал пробуждения Дианы под её окном. Никто и ничто не могло помешать его любви.

Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Приход к власти Генриха обернулся триумфом Дианы, вознесённой при новом дворе к заоблачным вершинам. Генрих осыпал её бесценными подарками: к самым завидным драгоценностям короны он присовокупил и огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки умершего короля, герцогини д’Этамп. Диане достались и все её замки, а также парижский особняк соперницы. Будто Диана, а не Екатерина, — королева Франции. Но ведь так и было: Диана владела не страной, но сердцем короля.

Спустя три месяца после смерти отца Генрих II подарил своей возлюбленной замок Шенонсо. А в 1548 году вдова Великого Сенешаля получила, наконец, титул герцогини де Валентинуа (Валантинуа).

Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ги Шоссинан Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. Послы адресовали ей свою корреспонденцию, и она переписывалась с самим Папой римским. Король ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ней.

Для Генриха Екатерина была всего лишь навязанной династической супругой. Диана же — всей жизнью. Уезжая от нее даже на день, Генрих слал бесчисленные письма. И в этих сумбурных письмах угрюмый и необщительный Генрих становился многословным и пылким романтиком: "Я умоляю Вас помнить о том, что я знал только одного Бога и только одну Подругу...", "Больше всего в жизни я хочу постараться стать Вам полезным, ведь я не могу долго прожить, не видя Вас..." Ответом на эти письма стал девиз, который взяла себе Диана: "Sola vivit in illo" — "Живу только в нем".

жан гужон

Однажды Диана проснулась раньше Генриха. Он мирно дышал рядом — молодой, прекрасный. Он так загорается, когда видит Диану обнаженной. Но ведь скоро ей стукнет 50. Что потом? Никакая магия не остановит время. Это только чудачка Екатерина надеется на всяких знахарей, магов, астрологов. А впрочем, — Диана приподнялась на кровати — есть же истинные волшебники! Художники, скульпторы, поэты — вот кто сможет остановить время и навечно запечатлеть ее красоту в стихах, полотнах, скульптурах! Она станет нимфой королевского дворца Фонтенбло и покровительницей искусства. Когда-то при рождении старая ворожея нагадала, что девочка, рожденная осенью 1499 года у Жана де Пуатье и которую назовут Дианой, будет властвовать над всеми. Отличное пророчество. Но к власти Диана не стремилась. А вот если потомки назовут ее патронессой и вдохновительницей искусств и скажут, что именно во времена прекрасной Дианы начался золотой век французского Ренессанса, — это станет вершиной ее жизни.

С тех пор так и повелось. Диана приглашала лучших архитекторов, чтобы они строили новые дворцы и реставрировали старые; лучших живописцев, чтобы они расписывали своды этих дворцов, помещая на стенах ее, Дианы, портреты; лучших поэтов и музыкантов, чтобы и они прославляли ее с Генрихом любовь.

Ну, а королевская жизнь по-прежнему шла "на троих". Екатерина исправно рожала. Диана воспитывала королевских отпрысков. Обе женщины всегда вели себя в рамках приличий.

Влияние фаворитки не ограничивалось только внутренней политикой, но распространилось буквально на всё, в том числе на международные отношения. Под влиянием Папы и Монморанси, Диана посоветовала Генриху подписать Като-Камбрезийский мир (3 апреля 1559 года), благополучно завершивший итальянские походы, длившиеся шестьдесят лет.

Власть Дианы де Пуатье над Генрихом II проявлялась также в том, что она открыто спекулировала религиозной ортодоксией короля, внушая ему ненависть к протестантам, побуждая преследовать их.

Отношение современников к Диане было весьма различным. В частности, Брантом говорил о ней, как об особе, преисполненной доброты и милосердия, известной своим благочестием и набожностью, вследствие чего народ Франции должен был молить Бога о том, чтобы ни одна последующая фаворитка ни в чём ей не уступала. В других отзывах герцогиню де Валантинуа именуют народным кровопийцей, обвиняя её в жадности и корысти, считают виновницей всех бед, обрушившихся на Францию в период правления Генриха II.

Диана-охотница работы Приматиччо:

Мадам де Валантинуа — она же:

Но, как часто бывает, "рядом со счастьем бродит беда...".

При праздновании свадьбы дочери и заключения Като-Камбрезийского мира Генрих устроил трехдневный рыцарский турнир. На второй день вечером Генрих вступил в бой с графом Монтгомери, причём копьё графа сломалось о панцирь противника; осколки копья вонзились в лоб короля и попали также в глаз. Несколько дней спустя Генрих умер от этой раны, несмотря на все усилия врачей. Вопреки его воле, перед смертью ему не удалось увидеться со своей фавориткой Дианой де Пуатье.

Предсказание Нострадамуса, в котором речь идёт о гибели "старого льва" в поединке с "молодым", который "выколет ему глаза", позже получило славу как предсказание смерти Генриха II, причём сбывшееся ещё при жизни Нострадамуса. События, связанные с гибелью Генриха II, описаны в двух романах Александра Дюма "Две Дианы" и "Паж герцога Савойского".

Две иллюстрации рокового поединка:

Екатерина Медичи после смерти мужа потребовала от Дианы вернуть Шенонсо, предложив ей взамен замок Шомон.

А Диана, уехавшая в свой замок Анэ, и на седьмом десятке притягивала взоры мужчин. Однажды придворный писатель Пьер Брантом попросил ее раскрыть секрет вечной молодости. "Ничего удивительного в этом нет, — отвечала Диана. — Я встаю в 6 утра и принимаю холодную ванну. Потом сажусь на лошадь и скачу во весь опор. В 8 возвращаюсь и ложусь немного отдохнуть. Завтракаю и обедаю легко, на ужин пью козье молоко. Но главное вот в чем: каждый день надо заниматься чем-то приятным и засыпать радостно, не держа в голове тяжелых мыслей".

В ночь на 25 апреля 1566 года Диана де Пуатье заснула, с улыбкой вспоминая своего Генриха. И уже не проснулась. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как истинной античной богине. И вот уже пятый век в день ее упокоения таинственные поклонники приносят к этому памятнику две белые розы — одну от себя, другую от Генриха. Недаром же он когда-то написал возлюбленной: "Моя любовь охранит Вас и от времени, и от самой смерти".

Замок Шенонсо, правда, с уже пристроенной Екатериной Медичи галереей:

Восковые фигуры Генриха и Дианы в замке Шенонсо:

Замок Шомон, на который Екатерина Медичи заменила Диане замок Шенонсо:

Замок Анэ, где Диана провела последние годы жизни:

Барельеф над входом в замок Анэ — работы Бенвенуто Челлини:

Диану можно встретить и в парке Фонтенбло:

Предыдущие части можно прочитать здесь:

Часть 1>> 

Часть 2 >>

Часть 3 >>

Часть 4 >>

Фото и материалы частично мои, частично взяты с просторов Интернета.

Комментарии (15)

Спасибо! Легендарная история любви ! С удовольствием прочла! Ваши публикации , как всегда , превосходны!

Спасибо, мне очень приятно {#}

Очень интересные публикации у Вас, Татьяна! Интересно, Диана на портретах очень разная. Почему?

Спасибо отзыв и за вопрос, Елена!

Диану писали разные художники, каждый видел её по-своему. Писали в разное время, и довольно часто писали её, уже весьма зрелую женщину, как юную девушку. Разгадка, скорее всего в том, что картины писались, когда Диане было уже за 50 лет. Сответственно, вносились некоторые фантазии (в пользу заказчика). Аналогичный пример - портреты Изабеллы д'Эсте, ей было уже за 60, а на портретах - 16 - 18-летняя девушка. Она так себя видела и ощущала! {#}

Понятно, а то я смотрю - некоторые черты (форма бровей) повторяются, а остальное практически нет. Спасибо!

Пожалуйста {#}

Лариса (FrauLorhen) 19.03.2015

Огромное спасибо!!!Когда-то читала произведения о Диане де Пуатье-очень и очень понравились.И Вы очень красиво всё описали,читать легко и приятно!

Marina Scrap 19.03.2015
С удовольствием читаю Ваши статьи, спасибо большое!
Яна Сентеш 19.03.2015

Спасибо, прочитала с удовольствием.

Какие интересные у вас публикации, всегда их с интересом читаю. Большое вам спасибо! Жду новых!

Показать еще