Итак, ганозис. Что это? Точно я не знаю. Просто так говорят — «ганозис», называя этим словом состав, который используют для обработки керамики (и не только) с целью придания ей водоотталкивающих свойств, блеска и всего самого наилучшего.
Просто потому, что это вроде бы ОН, и это звучит красиво, и это удобно и хорошо. Хотя, если уж быть искренним до конца, то встав под эти знамена в домашних условиях можно запросто создать сыр Рокфор. Для этого достаточно иметь какой-нибудь сыр, какой-нибудь подвал с плесенью, бурную фантазию автора и его искреннюю любовь к своему искусству. По крайней мере, если судить по многочисленным рецептам ганозиса, добытым мною везде где только можно, ситуация с ним в большинстве случаев обстоит именно так. Но, так или иначе, состав близкий по составу к ганозису все так называют — просто потому, что это вроде бы и звучит, и... ну и ладно.
Доподлинно известно одно. Древние греки придумали рецепт замечательного средства на основе воска, смолы и растительного масла. Этот состав предназначался для обработки поверхности всего, что только можно обрабатывать — дерева, камня, керамики — и что требует защиты от воздействия внешних факторов. Любых факторов — начиная от банальной влаги, переходя к зловредным микроорганизмам и заканчивая радиоактивным излучением. Про излучение — это я из вредности написал. Наши и греческие предки о нем, конечно, не знали. Но если судить по непробиваемой стене страшной тайны, которой окружены все более или менее научные исследования темы, греки о нем все-таки догадывались.
Состав был, он работал и работает. Ученые, исследовавшие греческую цивилизацию, признали тот факт, что все к чему прикасались любящие руки эллинов, сохранилось на сегодняшний день в гораздо лучшем состоянии, чем все, что тоже сохранилось, но что греки не трогали. Признали и нашли на поверхностях греческих изделий следы некоего состава на основе воска, масла и смолы. Так человечество обрело сведения. Ганозис существовал. Умницы-греки его делали. Но как они его делали, в каких пропорциях, в какой последовательности и в каких условиях смешивали компоненты широкому кругу людей на сегодняшний день не известно. А это как раз важно. Потому хотя бы, что если начать жарить яичницу с присыпания солью сковородки, а яичную скорлупу выбросить не разбивая яиц — поскольку что-то там на определенном этапе выбрасывается — то останешься голодным и злым. Технология — это вещь серьезная и необходимая. Мне так кажется. Но, к сожалению, истинная технология действительно утрачена. А если все-таки обретена уже кем-то где-то , то этот кто-то очень хорошо и надежно спрятан от всех. А тот, кто не спрятан, тот с упоением изображает из себя секретного агента древнегреческой разведки.
Поскольку я очень люблю керамику, и вообще какой-то слишком упрямый и занудный стал в последнее время, я начал искать везде и повсюду. Состав используется сегодня, используется многими и с успехом. Но в большинстве случаев , как это и положено, все засекречено. Я искал работающий рецепт и желательно проверенный. Такой рецепт, который содержит именно природные компоненты и может применяться для обработки действительно всего — и пищевой посуды, и просто керамики, и дерева, и чего-нибудь еще. Параллельно и сам соответственно экспериментировал — смешивал, наносил, анализировал результаты. И снова искал. Нашел я много чего. Я имею в виду большое количество разного рода рецептов. Некоторые из них начинались со слов « Да тут все просто». Некоторые «О! Это очень сложный состав». Первые обыкновенно заканчивались сложнейшими химико-математическими выкладками, на фоне которых поиск философского камня просто ребячество. Вторые, как правило, не заканчивались ни чем. В усредненном варианте, как я уже отмечал выше, ганозис готовится по технологии приготовления сыра Рокфор в подвале с плесенью.
Что же мне в общем среднестатистическом варианте предлагали многочисленные и уважаемые ганозисоделы? Берем воск или парафин , или стеарин. И смешиваем что-нибудь из этого с каким-нибудь растительным маслом. Потом берем скипидар и тоненькой струйкой — именно так , иначе все испортим — вливаем в полученную смесь. Готово. Можно и в какой-нибудь другой последовательности, но строго соблюдая технологию. Иначе все испортим. Получаем состав , при нанесении которого на любую поверхность она приобретает водоотталкивающие и антибактериальные свойства, получает защиту от ультрафиолета, ультразвука и времени. В принципе все верно. Что-то мы безусловно получаем. Вот только что?
Воск — этот удивительный природный подарок человечеству — действительно обладает антибактериальными и прочими полезными качествами. А вот на счет парафина со стеарином — тут у меня сомнения. Скипидар. Он призван заменить древесную смолу, как я понимаю. Живичный (медицинский) скипидар из всех существующих видов скипидара самый безвредный. Говорят, им можно полоскать горло. Я не пробовал, но верю некоторым людям с химико-фармацевтическим образованием, которые мне об этом рассказывают. Но осторожно полоскать, поскольку случаи отравлений с летальным исходом бывали. Травились, правда, в основном дети и не часто, но все-таки травились. Технический же скипидар, который получают методом перегонки всего смолосодержащего — отходов целлюлозно-бумажного производства, протухших пней и гнилых коряг — попросту токсичен до безобразия. Судя по сведениям, которыми я обогатил копилку моих знаний в процессе поиска, технический скипидар настолько полезен , что к нему без защитного костюма лучше и не приближаться. Единственная альтернатива древесной смоле, вполне меня удовлетворившая — сосновая канифоль. Примерный процент ее содержания в составе, который я наконец-то нашел и которым пользуюсь, крайне мал — около 3-5 %. Да и сама живица — чистая древесная смола из которой канифоль добывают — прославилась своими целебными свойствами уже в веках. Канифоль — это как раз то, что остается после выпаривания из живицы летучих веществ —того самого Живичного скипидара. Так что рецепт состава — работающий и проверенный временем, да еще и от достаточно серьезного специалиста в области керамического производства, я все-таки отыскал. Все остальные варианты меня категорически не устраивают. Мне почему-то не очень хочется обрабатывать посуду средством содержащим парафин со скипидаром. Меня это смущает. Тем более, что всю посуду, которую я делаю — для себя и на продажу — я обрабатываю одним и тем же средством из одной и той же банки. Разницы между мной и потребителем в этом случае нет и быть не может по определению. И это уже вопрос совести.
В общем, я наконец-то нашел рецепт и это рецепт от замечательного художника декоративно-прикладного искусства , керамиста и скульптора Александра Поверина. Писать о нем не стану — сведений в сети предостаточно. Нашел я видео с его участием , в котором он рассказывает о используемом им рецепте ганозиса. Сразу отмечу, что представленный рецепт не требует никакой возни с объемными или массовыми долями, возни с весами и прочими мензурками. Мне это понравилось. Это удобно. Пример приводился на объем элементарной банки из-под зеленого горошка (консервированной кукурузы и т.д.) Именно этот объем важен для замера количества вводимой в состав канифоли. Но в принципе, все можно смешать в любой подходящей емкости, подкорректировав количество канифоли. Я решил не морочить голову и делаю так , как мне показали. Итак:
Состав: Пчелиный воск, растительное масло (желательно льняное), сосновая канифоль.
- В металлическую банку из-под зеленого горошка тру на терке пчелиный воск. Натуральный. С пасеки. Тру до верху.
- В банку с натертым воском заливаю масло — так же до верху.
- На очень медленном огне, при постоянном, весьма интенсивном помешивании деревянной палочкой, сплавляю компоненты до получения однородного состава.
- Толченую канифоль в объеме 1/2 чайной ложки (повторюсь — 1/2 ложки канифоли если мы смешиваем компоненты в консервной банке из-под зеленого горошка) заливаю в этой же ложке до краев спиртом или водкой. Получается примерно 1 к 1 канифоли и спиртосодержащего растворителя. После чего деревянной палочкой размешиваю до максимально возможного растворения канифоли в спирте. Вся она не растворится. Останутся комочки — это нормально. Комочки мне не нужны. Мне нужен раствор канифоли в спирте — темная жидкость.
- Вливаю при помешивании канифольно-спиртовый раствор (только жидкую составляющую, без плавающих комочков нерастворенной канифоли) в банку с основным составом.
- Тщательно перемешиваю и оставляю охлаждаться и застывать. После загустевания получается красивый состав с ароматным восковым запахом (если масло было не льняное). По густоте — где-то между топленым маслом и вазелином. Плавится в руках. Легко наносится, впитывается, полируется.
Все. :) Руки, к слову, тоже можно им мазать. Лучше любого крема, только брать нужно самую малость. На изделие наношу в зависимости от характера самого изделия. Если нужно усилить водонепроницаемость — наношу на горячее. Он практически моментально впитывается. Пропитываю несколько раз. Иногда сколько берет. Иногда 2-3. Потом остужаю. На остывшее наношу чистой мягкой тряпочкой, втирая в поверхность. Тоже не менее 2-х раз. Подсушиваю. Полирую. Желательно дать постоять несколько дней в теплом сухом месте — чтоб реакция прошла. Потом либо полировать все той же мягкой, сухой тряпочкой, либо еще натереть (но самую малость) и снова полировать. В любом случае я заметил — нужно время (хотя бы неделя), чтоб изделие окончательно приобрело внешний блеск. Но это уже на любителя. Тут можно развлекаться сколько угодно.
Ну и, наконец, несколько слов о свойствах. Думаю, не нужно быть семи пядей во лбу химиком, чтобы их оценить, исходя элементарно из состава зелья. Безусловно, от физических повреждений он не предохраняет, хотя грязь на него липнет крайне неохотно. Впитавшись в поверхность обрабатываемого материала, ганозис образует защитный слой. Весьма своеобразный слой. Это не покрытие поверхности (вроде лака или глазури) — это сама поверхность с новым качеством, поскольку впитавшись и образовав на поверхностном слое глубиной в несколько микрон защитную пленку, ганозис становится единым целым с изделием. Пленка при этом получается дышащей, т.е. никакого внутреннего гниения, брожения и тому подобных безобразий не предусматривается. Водоотталкивающие свойства, приобретаемые изделием просто удивительны! Вода, попавшая на обработанное изделие собирается в каплю. Примерно так же, как она ведет себя на смазанной жиром поверхности. Вот только наша — обработанная ганозисом — поверхность на ощупь вовсе не жирная. Она сухая, изящно-гладкая и весьма приятна руке. Антибактериальные свойства воска, по данным все тех же ученых, практически не убиваемы временем. Так же как и его способность сохранять свою первозданную пластичность и «живость». А это означает долговечную защиту от воздействия микроорганизмов. Я полностью согласен с мнением Остапа Ибрагимовича, заявившего однажды о том, что ему не нужна вечная игла для примуса, поскольку он не собирается жить вечно, но вся это долговременность и незыблемость меня почему-то воодушевляет. Смоляная составляющая придает блеск, упрочняет поверхностный слой и наверняка делает что-нибудь еще, о чем я — признаюсь честно — не знаю. Не смотря на все ужасы моих скипидарных изысканий (слава Богу иметь дело с ним не пришлось), живица является общепризнанным средством для лечения многих заболеваний и использовалась в этих целях все теми же нашими уважаемыми эллинами. А в косметологии применяется как добавка в крема, повышающая эластичность кожи и способствующая заживлению небольших ранок.
В итоге, мы получаем уникальный дышащий защитный слой, составляющий единое целое с поверхностью изделия и придающий ей водоотталкивающие и антибактериальные свойства, защищая параллельно от воздействия внешних факторов — солнечных лучей, температурных перепадов и т.д., а так же придающий блеск, удивительную гладкость и наверняка что-нибудь еще, о чем я — снова честно признаюсь — запросто могу и не знать.