Моё литературное творчество. Нечто мемуарное "Когда мы жили в Зарядье..."

Давно собиралась рассказать эту историю из моего, такого далёкого, детства.

Спасибо вам, мои дорогие читатели. Ваши комментарии вдохновили и в какой-то момент слова вдруг сами сложились. Мне оставалось только записать и чуть-чуть подправить эту историю, которая ещё не закончена).

"Кода мы жили в Зарядье..."

(записано в феврале 2015 года)

1

«Когда мы жили в Зарядье…» Именно с этого зачина начинались все бабушкины рассказы. Обычно это происходило в московской квартире или летом, в деревенском доме, когда к нам в гости заходила одна из бабушкиных приятельниц. Я, маленькая, четырёх-пяти лет, сидела рядом с бабушкой и слушала эти рассказы.

И эта первая фраза «Когда мы жили в Зарядье…» была для меня началом сказки, таким же, как самые настоящие, сказочные сказки «В некотором царстве в некотором государстве…»

Слово же Зарядье для меня не существовало само по себе как слово, как нечто самостоятельное и отдельное, а было началом очередной сказочной истории. Вот так одной длинной фразой и было Когдамыжиливзарядье.

Сами же рассказы, в чём собственно там было дело и что там происходило я, конечно, не помню.  И лет с тех пор уже прошло немало, а, вернее всего потому, что рассказывалось в бабушкиных историях совсем не о сказочных, а о простых житейских делах, которые мне, в силу юного возраста, были совершенно непонятны. Наверное, под бабушкины рассказы и я начинала сочинять свои, как водится, с заколдованными принцессами, принцами, королями и драконами. Понятно, что тех историй за давностью лет я тоже не помню.

2

Кинотеатр «Зарядье» с его синим и красным залами, я отлично знала и ходила то в один, то в другой достаточно часто.

По окончании училища я попала на работу в ателье Гума. Кинотеатр находился в трёх минутах ходьбы от ГУМа и иногда в обед я успевала сбегать туда за билетами. В тот год в рамках московского кинофестиваля в кинотеатре "Зарядье", уже не помню в каком из залов красном или синем, был ретроспективный показ фильмов Бельмондо.

Очередь была приличная, но днём пока было немного народа, мне удалось купить билеты на «Профессионала». Фильм меня поразил не столько игрой актёров, сколько музыкой. С тех пор эта мелодия для меня одна из самых любимых. Было и ещё много фильмов, но почему-то запомнился именно этот.

3

Между этими историями бабушкиной «Когда мы жили в Зарядье...» и фильмом с Бельмондо прошло приличное количество лет с распадом СССР, с перестройкой и другими жизненными перепетиями, присущими слому эпох.

В моём сознании два эти "Зарядья" из бабушкиных историй про жизнь и кинотеатр "Зарядье" с его синим и красным залами существовали совершенно параллельно, не касаясь друг друга и не пересекаясь друг с другом. Отдельно бабушка с историями про жизнь и отдельно кинотеатр, куда я ходила с подругами и приятелями.

В какой момент эти два мира вдруг соединились уже и не вспомню.

Так часто бывает, как объёмная стерео-картинка вдруг складывается в единое из разрозненных и нерезких кусочков, так и у меня, эти два Зарядья вдруг волшебным образом соединились.

И стало чуточку обидно, что бабушкино сказочное Зарядье - обыкновенный кинотеатр.

Но оказалось, всё не так просто и это не совсем обыкновенный кинотеатр. И даже не кинотеатр вовсе.

4

Прошло ещё какое-то количество лет, пока не появился всезнающий и вездесущий интернет.

В какой-то из октябрьских дней я проверяла эл.почту или ещё что-то делала в интернете, когда меня позвал отец и сказал, что сегодня день рождения бабушки и ей исполнилось бы 103 года. Понятно, что бабушки уже давно не было на свете. Отец был настроен на лирический лад и сказал, а, скорее, произнёс моё, волшебное, из детства «Когда мы жили в Зарядье…» И тут меня озарила мысль.

Конечно же, к тому времени я уже знала, что на месте гостиницы Россия был старый московский район, но мне почему-то не приходило в голову, что как в любом районе там были улицы и номера домов.

- Вы жили в Зарядье? А там улицы были?

- Ну, конечно, сказал отец,- Псковский переулок, дом 10.

Мы посидели немного вспомнили бабушку, а потом я ушла к себе, оставив родителей предаваться воспоминаниям.

Я задала в поисковике несуществующий ныне адрес Псковский пер, 10 и, о чудо, всемогущий интернет выдал мне огромную кучу фотографий – дома, переулки, улица и в её начале знакомая церковь Великомученицы Варвары.

Позвала родителей и стала показывать эти старые, нечёткие, потрепанные, кем-то бережно отсканированные и подписанные фотографии навсегда исчезнувшего московского района, который оказался живым и ярким в воспоминаниях моего отца…

Я перелистывала страницы виртуального фотоальбома и отец рассказывал:

- Вот эта горка, с которой мы катались зимой на картонках…

- Вот арка и вот наш подъезд. Жаль, что нет фото наших окон, но вот эти окна были напротив наших…

5

Теперь уже не существует не только московский район Зарядье.

Теперь уже сломали и гостиницу «Россия», ради которой было разрушено Зарядье.

Где жители не имели часов в комнатах, потому что каждые четверть часа им отбивали кремлёвские куранты. Где был один дом, на второй этаж которого можно было свободно заехать на автомобиле по галерее, так похожей на въездные галереи современных многоуровневых парковок. Где во дворах были натянуты верёвки, на которых сушилось бельё. Где всё было всё также, как и в любом московском районе конца сороковых-начала пятидесятых годов ХХ века.

Ничего этого уже нет.

И история сделала очередной виток.

_______

Зарядье. Его уже нет и это уже история

Гостиница «Россия». И её тоже уже нет. И это тоже уже история.

Что-то теперь будет новое на этом многострадальном месте?

Поживём-увидим...

***

А в продолжение того вечера воспоминаний в бабушкин день рождения я узнала, что моя мама, будучи студенткой московского вуза работала на расчистке мусора от разрушенных домов Зарядья для строительства будущей гостиницы «Россия»  (тоже, в свой черёд, разрушенной)

Но это уже совсем другая история.

Как всё, однако, переплетается в жизни.

Комментарии (20)
Мята перечная 07.03.2015

А папа с Бауманской..

Мята перечная 07.03.2015

Ох, Ирина, побередили Вы раны...

Моя мама с Бабьего городка. Третьяковка по воскресеньям и там же рядом баня, Ленинская библиотека - районная.. Моя прабабушка Евдокия Ивановна Платова (в девичестве) работала у Вас на Варварке и ходила туда пешком... Стояла на коленях и молилась, как все на Крымской набережной той зимой, когда взрывали Храм Христа Спасителя и в тот день Храм устоял... А моя бабушка родилась в бараках завода Михельсона 18 августа 18 года, а через несколько дней баба Дуня стояла у окошка и слушала пылкую речь В.И.Ленина, слышала звуки выстрела и мужчин, убегающих с митинга, а потом видела Фанни Каплан, прислонившуюся к дереву у дома и как ее схватили, обвинили и прочая, прочая, прочая.. А она не стреляла.. Но я узнала об этом после смерти Брежнева, когда готовилась к экзамену по истории КПСС, бабушка тихонечко на ушко сказала, а Фанни не стреляла в Ленина. Как, в учебнике же написано!!! Почему раньше не сказала?!! Сказала бы где-нибудь - вас бы никого и не было...

Да... история, трогательно {#}

А мои бабушка с дедушкой по папе жили на Курском вокзале, дом стоял, где теперь здание вокзала.

А родственники бабушки по маме в Сокольниках, прямо у метро, церковь осталась, дом снесли. И меня маленькую бабушка возила на Арбат в гости, тоже к родне, помню только ощущения, картинки нет. И чай с вареньем, но это скорее уже по ее рассказам о тех гостях {#}

Екатерина, да всё это уже история.

И на наших глазах меняется Москва. Я сама всю жизнь живу в одном районе и уже могу рассказать свою собственную историю об огромном тепличном хозяйстве в получасе от Кремля (если общественным транспортом ехать) и о многом другом.

Может быть и расскажу...)

Приятно сознавать, что есть те, кто читает и кому нравятся мои зарисовки.

И каждый начинает вспоминать своё...)

вот, да. Зарисовка. Как зарисовка - хорошо.

Про легкость слога и прочая уже говорила и я, и в этой теме - другие комментаторы. Но почистить надо бы, и поработать есть над чем, хотя об этом не здесь и не сейчас.

С уважением.

Спасибо, Ирин!
И каждый начинает вспоминать своё...)

Вот. И это "своё" у меня совсем из других мест, и речь не об этом. А вспоминаю - именно бабушку. И ее бесконечные рассказы тоже слились в какой-то поток, из которого выхватываешь отдельные "ручейки", но они такие смутные уже... а вот бабушку, рассказывающую истории "оттуда", помню очень хорошо. И особенно ее фраза, с которой она непременно начинала - "Ой, мне никогда будет не забыть..."
Вот ее-то в такие моменты "мне никогда будет не забыть".

Ирина, как интересно говорила Ваша бабушка! "Ой, мне никогда будет не забыть..."

Спасибо) Чем больше проходит лет, чем чаще мы начинаем вспоминать наших бабушек)

А у меня ещё и дедушка был!! Это отдельная история))

Прямо "Покровские ворота", часть вторая.) Прослезился..))

Павел) Уж от Вас я не ожидала такой сентиментальности {#}

А если серьёзно - рада Вас видеть))

С удовольствием прочитала, спасибо Ира!

А мое детство называлось "когда мы жили напротив "Ударника"... Почти соседи.

Показать еще