> Журнал > Публикации > История рукоделия > Городецкая роспись как источник вдохновения

Городецкая роспись как источник вдохновения

Виды творчества:   Декорирование > Роспись
Роспись > Народно-прикладное искусство
Городецкая роспись как источник вдохновения | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Богата земля русская промыслами. Кто из нас не знает дымковскую, филимоновскую, богородскую игрушки, жостовские подносы, палехские и федоскинские миниатюры, хохлому, и, конечно, гжель?

Но сегодня я хочу рассказать только об одном промысле – городецкой росписи. Яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся. Городецкая роспись весьма своеобразна по своей манере. Но об этом в другой раз :)

А сегодня давайте сделаем небольшой экскурс в историю. «Откуда есть пошла» роспись городецкая?

Родился этот вид промысла на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и других. Зарождение резного промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сперва называлась нижегородской.

Вот так выглядела эта техника.

народные промыслы

Городецкие прялки были особенными благодаря донцу (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Окончив прясть, пряха вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

народное творчество

Мастера украшали донце следующим образом: в углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Чуть позже мастера начали использовать яичные краски для подкрашивания донец, что сделало из еще красочнее. И краски выбирались яркие: синяя, красная, зеленая, желтая.

городецкая роспись

Дальше история городецкой росписи развивалась по законам рынка :) Спрос рождает предложение, а необходимость увеличения предложения закономерно влияет на оптимизацию процесса производстваJ В итоге, во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века донца становятся исключительно расписными.

Почему же роспись назвали городецкой?

Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.

история создания

Вид Городца с Волги. Середина XIX в.

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность. 

городец

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике «Городецкая роспись» работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование.

Восстанавливать Городецкую роспись начали только в 30-х годах XXвека, когда открылась мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись». И как важно знать, что замечательный русский промысел возрожден, пусть не так как было раньше, ветер времени другой, но есть Мастера, которые несут в своем сердце искру Любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников.

Посмотрите эти работы, они чудесны. Кому-то они покажутся наивными, детскими, но разве взгляд на мир глазами детей — не величайшее и редчайшее качество человека, чувствовать счастья.

 Кубаткина Л.А. Панно «У виноградных ворот» 

Работы Беспаловой Л. Ф. 

Работы Веры Колесниковой

Ларец Сказок Елены Староверовой

Другие работы

Впервые мотивы городецкой росписи я попробовала изобразить в школе, на уроках рисования. Но поскольку художник из меня тот еще, то кисть и карандаши с тех пор в руках я не держала. До того момента пока не увлеклась полимерной глиной. Если большинство наших изделий появляются на свет без эскиза, то создать брошь по мотивам городецкой росписи без эскиза не удалось. Пришлось взять в руки карандаш и вспомнить школьные уроки:) Нет, рисовать я не начала, но отказать себе в удовольствие попробовать сделать что-то по мотивам городецкой росписи, я не могла. 

При написании статьи использовались материалы из различных источников. 

Ключевые слова:  

Картинки из детства. У бабушки много чего было с городецкой росписью. Спасибо!

G.F.ArtJewelry

Рада, что Вам понравилосьimage

Здорово! Очень люблю городецкую роспись, однажды удалось посетить фабрику в Городце image И сам город очень понравился!
G.F.ArtJewelry

Спасибо.

Люблю городецкую роспись, также как и многие другие наши нижегородские промыслы!

В отличие от хохломской росписи, на мой взгляд, городецкая гораздо легче вписывается в кухонный интерьер.

Например, в ассортименте есть большие пирожковые доски с росписью, которые красиво и удобно висят на стене в качестве панно. Плюс пара баночек с крышками под соль-сахар image

Спасибо большое за публикацию! {#}

G.F.ArtJewelry

{#} И Вам спасибо за отзывimage Согласна с Вами, Татьяна, что городецкая роспись вписываемая в интерьер легче, чем таже Холома или Палех. Помню в детстве у нас быдт разделочные доски с птицамиimage Может быть поэтому именно этот промысел мне наиболее интересен. Ну еще, пожалуй. федоскинские шкатулкиimage

G.F.ArtJewelry

Спасибоimage

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email