Обновление пароля

 >  >  >  > Удивительные женщины в живописи. Часть 4: Элеонора Аквитанская

Удивительные женщины в живописи. Часть 4: Элеонора Аквитанская

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование > Живопись
Удивительные женщины в живописи. Часть 4: Элеонора Аквитанская | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Элеонора Аквитанская, Женщина, каких мало. Королева. Жена двух королей (сначала французского, затем английского). Мать трёх королей и двух королев. Самый известный из сыновей — Ричард Львиное Сердце. "Бабушка Европы". Женщина удивительной красоты, характера и нравов, выделяющих её не только в ряду женщин-правителей своего времени, но и во всей истории.

В XII веке не было конкурсов красоты, все и так знали, кому принадлежит титул "Прекраснейшая" — Элеоноре (Алиеноре) Аквитанской, хозяйке трёх корон.

В отличие от других персонажей серии публикаций "Удивительные женщины в живописи", достоверных изображений Элеоноры практически не сохранилось (даже скульптура на ее надгробии вызывает сомнения у историков), но имя её известно всем, кто интересуется историей Европы. Легенд, историй и всевозможных домыслов про неё — великое множество. И ещё больше произведений искусства — от картин до поэм. К её образу обращаются многие художники.

Такой её видит, например, Кинуко Крафт:

элеонора аквитанская

 прекраснейшая

Элеонора родила детей от двух королей, участвовала во втором крестовом походе, была музой всех трубадуров Европы, прожила 82 года и пережила всех своих врагов. Потомки её (9 детей, 23 внука и 19 правнуков) сидели на тронах Англии, Германии, Португалии, Франции, Арагона, Сицилии, Кастилии и Леона, Кипра, Иерусалима, Наварры. Удивительная жизнь удивительной женщины!

Элеонора (1124-1204г.г) — дочь герцога Аквитании Гильома X. Формально герцоги Аквитании считались вассалами королей Франции, однако фактически были независимыми правителями. Их владения занимали обширные территории на юго-западе Франции. Южная Франция была и богаче, и культурнее севера королевства. В XI веке именно здесь возникла культура трубадуров, и сама Элеонора и её красота не раз были воспеты в их стихах.

Гербы Аквитании, Пуатье, Франции и Англии:

аквитанская львица

золотая орлица

Элеонора получила в наследство от своих предков не только владения, в четыре раза по площади превосходившие владения короля Франции, но и государственный ум, утонченный вкус и бурный темперамент.

Герцогиня Аквитании и Гаскони (1137-1204г.г), внучка первого трубадура Прованса Гильома IX Аквитанского, графиня де Пуатье (1137-1204г.г), королева Франции (1137-1152г.г), супруга французского короля Людовика VII, королева Англии (1154-1189г.г), супруга короля Генриха II Плантагенета, одна из богатейших и наиболее влиятельных женщин Европы Позднего средневековья. Женщина необыкновенной красоты, Элеонора была музой французского поэта-трубадура Бернарда де Вентадорна, ей он посвятил ряд своих кансон.

Портрет Бернарда де Вентадорна:

 необыкновенная женщина

О внешности Элеоноры известно не очень много. В конце XII века Ричард Девизский, монах из Уинчестера, посвятил Элеоноре произведение, в котором описывает её как несравненную женщину, красивую и целомудренную, могущественную и умеренную, скромную и красноречивую — наделённую качествами, которые крайне редко сочетаются в женщине.

Согласно канонам красоты этого времени, воспеваемой в различных сочинениях и песнях, благородные дамы имели красивое тело, ясное лицо, белую кожу, голубые или серые глаза, рыжие волосы.

Такой Элеонору и изображают все поэты и живописцы, ориентируясь на письменные источники и каноны, поскольку прижизненных портретов просто нет.

 удивительная женщина

лев зимой

 Такой её видел художник-прерафаэлит Фредерик Сендис:

муза всех трубадуров

Завидной невесте — герцогине Аквитанской — и жених назначался "что надо" — будущий французский король Людовик VII. С мужем, прямо скажем, Элеоноре не повезло. Муж оказался очень набожным, замкнутым и даже холодным.

Королева была незаурядной, высокообразованной женщиной. В Париже она посещала лекции знаменитых философов, теологов, правоведов. Но без привычных развлечений ей было скучно.

Наконец, в 1147 году судьба послала королеве приключение. Людовик VII, поддавшись уговорам советников, решил организовать крестовый поход в Палестину. Элеонора упросила мужа взять её с собой. Однако, попытка взять Иерусалим приступом закончилась неудачей, и Людовик навсегда потерял расположение любимой. Она возвратилась в Париж, теперь её задерживать было нельзя: королева забеременела и супруги ждали наследника. После рождения второй дочери (первая родилась до крестового похода) Элеонора и Людовик совсем отдалились друг от друга. Королеве опостылел мрачный французский двор, а чрезмерная набожность мужа внушала ей бесконечное отвращение. Она выступила с инициативой развода и получила его в 1152 году.

Элеонора Аквитанская, фрагмент изображения на витраже в кафедральном соборе в Пуатье (12 век):

мечта всех рыцарей

Элеонора и Людовик VII. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени»:

 настоящая женщина

С радостью вернулась Элеонора в родную Аквитанию. Словно желая взять реванш над унылыми годами, она устраивала грандиозные празднества в роскошном дворце. Вскоре её двор стал самым великолепным двором тогдашней Европы.

Не заставили себя ждать и поклонники. Один из них — весёлый, словоохотливый, страстный, словом, полная противоположность прежнему мужу Элеоноры — Генрих Плантагенет — зажёг в герцогине Аквитанской ответное чувство. Единственное, что смущало прекрасную даму — молодость претендента, все-таки ему было 19 лет, а ей уже 30! Однако Генрих соблазнил Элеонору троном Англии, который должен был перейти к нему после смерти его дяди, короля Стефана. Через полгода после свадьбы Элеонора родила первенца, названного в честь деда Вильямом. Это событие словно специально совпало по времени со смертью английского короля, и 19 декабря 1154 года Элеонора получила второй высочайший титул.

Наступила пора семейного счастья, на свет появились восемь детей. Элеонора больше всего любила третьего сына — Ричарда. Она даже сопровождала своего любимца в Аквитанию для обучения искусству управлять герцогством.

Но, с годами король и королева заметно охладели друг к другу, и Генрих даже завёл себе любовницу Розамунду Клиффорд. Существует легенда, что из ревности Элеонора отравила красавицу.

Поддерживая притязания старших сыновей, Элеонора вместе с ними подняла мятеж в Пуату против Генриха II. Усобица длилась около двух лет. Верх взял Генрих, Элеонора попала в плен и провела последующие 16 лет в заточении в замке Шинон. В 1189 году Ричард, взошедший на трон после смерти отца, вернул матери свободу. Ей было 65 лет. Пока Ричард Львиное Сердце воевал в походах, она правила от его лица.

Не зря мать так восхищалась сыном. Новый король был исключительно храбрым и талантливым воином. В память о многочисленных победах, одержанных им над сарацинами, он получил прозвище Ричарда Львиное Сердце. По окончании третьего крестового похода его постигла неудача: Ричард попал в плен к герцогу Австрии, который потребовал за него огромный выкуп. Мать немедленно заплатила требуемую сумму. Пять лет спустя, в 1199 году, Ричард был убит в Нормандии.

Несмотря на зрелый возраст и потерю близких, королева не теряла интереса к жизни. Ей было уже далеко за шестьдесят, но трубадуры по-прежнему славили в песнях её красоту, да и в делах европейской политики она оставалась значительной фигурой до самых последних своих дней. И это при том, что XII век у историков называется "веком Святого Бернара", а практически одновременно вершили свои дела, к примеру, Саладин и Робин Гуд, Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо!

Официальным королём Англии стал последний сын Элеоноры — Иоанн. Это был жестокий, неумный человек, которого королева не любила, и тот платил ей тем же.

А это две картины художника-прерафаэлита Эдмунда Лейтона. По мнению ряда исследователей, на картинах изображена именно Элеонора, а не Изольда с Тристаном (одежда Тристана больше похожа на одежду бродячего певца и музыкальный инструмент явно не германский). Да и саму поэму "Тристан и Изольда" заказала в поэтическом изложении внучка Элеоноры, явно восхищаясь историей тайной любви своей бабушки.

 Одно из дошедших до нас изображений Элеоноры Аквитанской. Шинон, капелла св. Радегонды. 1193 г.

В 75 лет Элеонора уехала во Францию и провела последние годы жизни в бенедиктинском аббатстве Фонтевро, где и скончалась в возрасте 82 лет (немыслимая по тем временам продолжительность жизни!), пережив восьмерых из десяти своих детей. Похоронена возле своего мужа, Генриха II. 

Аббатство Фонтевро:

Надгробия Элеоноры Аквитанской и Генриха II в аббатстве Фонтевро:

Интересный факт: австрийцы утверждают, что именно выкуп серебром за Ричарда Львиное Сердце позволил пустить в хождение монету в австрийских землях. Родина австрийских денег — Кремс, недалеко от Дюрнштайна, где Ричард был в заключении.

Про неё написаны романы, сняты фильмы ("Лев зимой", например, один из вариантов снимал А. Кончаловский), поставлены спектакли "Лев зимой" и "Аквитанская львица" (много лет на спектакль "Лев зимой" с В. Лановым в главной роли в московском театре им. Е. Вахтангова был неизменный аншлаг).

Об Элеоноре многое напоминает в Европе и сейчас. Например, замечательные витражи в Сент-Шапель в Париже обязаны своим возникновением Людовику Святому. Мать его — Бланка Кастильская (королева и регентша Франции) — внучка Элеоноры Аквитанской.

...Но Бог всё видит, там на небесах,
Вся жизнь людей расписана по строчкам.
Пройдут года, всё обратится в прах
И планы короля потерпят крах,
А смерть в его судьбе поставит точку.
Надежды не теряй и свято верь,
Что никогда не станет слишком поздно.

Предыдущие части можно прочитать здесь:

Часть 1>> 

Часть 2 >>

Часть 3 >>

Фото и материалы взяты с просторов Интернета. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email