Резной терем, Огненный змей и норвежский драконий стиль
У Тура Хейердала была теория, в соответствии с которой, древние племена асы (которые позднее стали богами древних скандинавов) пришли в Скандинавию во время великого переселения народов из степей вокруг нынешнего Азова. И на Ярмарке Мастеров я, как это не невероятно, нашла тому подтверждения - а всё благодаря Ордену Ку-ку.
Конечно, это просто интересные, но одновременно и знаменательные параллели между различными культурами, которые призваны напомнить нам - что родом мы из одной колыбели.
Первой стала Марина (
невероятно похожи на норвежские рождественские обереги-"короны":
Да и норвежские и украинские снопики на Рождество - братья-близнецы.
А два дня назад сучьев в костер октрытий подбросила Ира (она же - Зяйчик), которая прислала вместе с грибными фотографиями (те, кто, пропустил украшения в виде поганок и грибную фотоохоту, а также "чистую" победу шведско-эстонских грибников над славянами, смотрите две предыдущие записи в моем блоге) изображения очень красивого резного дома - настоящего русского теремка. Когда Ира и Артем ездят на дачу, они проезжают этот дом по дороге - рискну предположить, что это чудо-изба должен располагаться в районе Абрамцево (Ира, я права?). Живет в нем умелый мастер, который каждый год добавляет что-то новое в облик своего терема.
Последним прибавился дракон на крыше:
Дракон, или змей, или Змий Горыныч,довольно часто присутствует в "небесах" наличников окон русских домов, потому что на Руси почитали небесных змеев (олицетворение молнии) и старались таким образом задобрить их, но вот посадить Змея на крышу - довольно смелое решение, хотя очень эффектное и просто красивое:
Смелое - потому что Змий этот, во всяком случае, по фотографии, очень похож на фольклорного Огненного змея, который, по народным воззрениям, есть олицетворение дьявола. Дьявол принимает этот вид, когда намеревается вступить в половые сношения с женщинами. Сказания о таких связях существуют у всех славянских народов, есть они и в русских летописях.
В большинство случаев Огненный змей выбирает своими жертвами одиноких вдов или девиц, без меры грустящих и убивающихся по своим умершим мужьям или возлюбленным, и заступает место последних. Такие несчастные, всецело поглощенные своей скорбью, нередко забывают свои обязанности по отношению к Богу и ближним. Они перестают молиться, посещать церковь, ропщут на Господа, сомневаются в Его милосердии и богохульствуют.
Вот этими-то обстоятельствами, по мнению народа, и пользуется дьявол. Наметив такую женщину, он в глухую ночь пролетает по небу в виде огненного змея, останавливается над ее избой, рассыпается искрами и является тоскующей, под видом ее мужа или любовника. Конечно, такое явление приводит женщину в ужас, но обаяние дьявола так велико, что она скоро свыкается с мыслью, что любимый ею человек жив, а не умер. В страстных ласках проводит дьявол с нею ночь и при первом пении петухов исчезает. Затем посещения им новой любовницы происходят уже каждую ночь.
Любовь огненного змея сушит и изводит женщин. Они бледнеют, худеют, истощаются. Дни проводят в тяжелой тоске, с нетерпением ожидая ночи, а с нею возлюбленного. От такого нечестивого союза может родиться "некошное дитя", которое известно нам всем под именем Кикимора.
Случается, что обольщенная дьяволом разговаривает с ним в присутствие посторонних, но последние не видят и не слышат духа. Иногда от таких связей родятся дети, но не обыкновенные, а богатыри, кудесники или кикиморы. Если связь со змеем продолжается долгое время, то женщина сходит с ума и нередко кончает самоубийством.
Единственным средством избавиться от дьявола-змия является надевание на него шейного креста. Но очарованную женщину трудно уговорить прибегнуть к такой мере. Если однако она послушается, то хотя бы и не успела надеть, однако после нескольких повторений этой попытки дьявол ее оставляет и больная поправляется.
Но все-таки умелый резчик - и просто чудо-мастер - наверняка посадил себе дракона на крышу в качестве оберега - отпугивать злых людей и духов. Кстати, когда викинги возвращались из странствий домой, они снимали драконьи головы с носа драккара (своей боевой ладьи), чтобы не напугать добрых духов родины.
Почему я подумала, что дом это стоит где-то в Абрамцево? Да потому, что именно там и зародился этот сказочный стиль, известный как русский ( или псевдорусский). Так называют нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства и возникший в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре. По сути, это "сказочная" по стилистике интерпретация русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX века до стиля модерн.
К счастью, и в нашей стране еще кое-где в глубинке остались роскошные примеры этого стиля.
Например, на просторах интернета я нашла вот такие чудо-терема - которые строились КРЕСТЬЯНАМИ-миллионщиками:) в качестве своих изб-теремов:
https://cs6.livemaster.ru/storage/03/67/17cce00b55f5890ba79b99bc26i2.jpg" />
https://cs6.livemaster.ru/storage/0a/a1/d76c159e1adcb18e768d85d9e2m2.jpg" />
А это знаменитый резной "советский дом" кузнеца Сергея Ивановича Кириллова из села Кунара - явный наследник псевдорусского стиля Абрамцево:
А теперь покажу вам вот такие виллы, сохранившиеся в Норвегии и построенные в так называемо "стиле драконов" в то же время, что "псевдорусские" терема :
По-моему, налицо явное родство. А Вам как кажется?
Вот такой сегодня у меня эклектичный пост - настоящий пост ГИБДД!
И как всегда - если у Вас есть фотографии резых домов - ббуд рада увидеть их в комментариях.