Обновление пароля

 >  >  >  > Рубрика: Нужно посетить: Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет

Рубрика: Нужно посетить: Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет

Рубрика: Нужно посетить: Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Место: Санкт-Петербург, Дворцовая пл, 6/8, Главный Штаб

Время проведения: с декабря 2014 по здесь данные сайтов расходятся где-то указано 8 марта 2015, где-то 01.08.2015г, а на сайте Эрмитажа вообще указана дата 10.01.2016г

Цена похода: 200р

Давно не была в музеях. Да и хочется посмотреть что-то стоящее, благо выбор в нашей культурной столице велик.

Выбор пал на замечательную выставку "Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет".

Выставка освещает более 400 дипломатических подарков, сделанных нашей державе с 18 века по 1917гг.

Изделия из драгоценных металлов, фарфор, оружие, монеты, ковры, книги...

Структура выставки проста – один император сменяет другого. В первой витрине – подарки, полученные от венценосных коллег Петром Великим: янтарная шкатулка и зеркало в янтарной раме (когда-то они украшали Янтарную комнату), стеклянный кубок с вензелем Фридриха I Вильгельма, тончайшее кружево серебряной филиграни…

музей

Дары венценосным особам вручали во время дипломатических визитов и встреч, по поводу успешного проведения военных действий и установления мира, на коронациях, которые проходили особенно торжественно. Существовал обычай дарить на свадьбу сервизы из серебра или фарфора. Иногда подношения носили частный характер, их передавали во время путешествий. Часто императорские дворы обменивались подарками на семейные и календарные праздники, такие как Рождество или Пасха.

 стоит сходить

При дворе строго учитывали и хранили подарки. Это входило в функции камерального отдела Министерства императорского двора, в ведении которого была комната императорских регалий и коронных бриллиантов в Зимнем дворце, кладовая драгоценных вещей, камней и гардероб высочайших особ, а также кладовая каменных изделий, поставляемых екатеринбургской и колыванской фабриками.

Посольские дары, ювелирные изделия обычно хранились в Бриллиантовой комнате Галереи драгоценностей. Для подаренных сервизов была создана специальная Сервизная кладовая. Оружие попадало в Арсенал.

недорого

культура

Глаз не оторвать от миниатюрного золотого несессера в форме яйца. Согласно легенде, он был преподнесен императрице Елизавете Петровне одним из посланников французского двора в качестве пасхального подарка. Его крышка декорирована бриллиантовым вензелем «Е I», под ней находятся часы с эмалевым циферблатом и двумя фигурными стрелками с бриллиантами.

санкт-петербург

В начале выставки за стеклом витрины сияют драгоценными камнями табакерки. На языке дипломатии XVIII века дарственные табакерки ценились подчас наравне с орденом. Рядом в той же витрине модель кубка, подаренного Петру I и Екатерине Алексеевне в 1716 году в Копенгагене.  В 1785 году по приказу Екатерины II кубок переплавили. Лишь акварель Эллигера и гравюра, созданная на ее основе, сохранили его облик до наших дней. Благодаря эрмитажным хранителям возникла возможность реконструкции изделия.

«Весьма драгоценная золотая кружка… снаружи покрыта золотой финифтью и везде равномерно, как и крышка; обложена прекраснейшими каменьями или выпуклыми на разных драгоценных камнях головками, одинаковыми фигурами, древними и новейшими, – можно прочитать в увидевшем свет в 1787 году сборнике «Любопытные и достопамятные сказания об императоре Петре Великом, изображающие истинное свойство сего премудрого Государя и отца отечества, собранные в течение сорока лет действительным статским советником Яковом Штелиным», – из сей драгоценной кружки, говорят, король Датский однажды за столом пил за здравие Петра Великого в Копенгагене и потом оную бывшей с ним императрице Екатерине поднес «в подарок для памяти».

досуг

Трость получила Екатерина II от имени Датского королевства по случаю победы в первой Русско-турецкой войне (1768 — 1774). На ее набалдашнике расположены три эмалевых медальона. Открыв один из них и вращая механизм, можно посмотреть 21 миниатюрную вставку — изображения Екатерины II в парадном платье с цепью ордена Андрея Первозванного, двуглавого орла с державой и скипетром, а также морские пейзажи и батальные сцены.  Всё сопровождается текстами на французском языке. А внутри набалдашника часы.

Среди хранящихся в Эрмитаже даров русскому императорскому двору последними стали четыре шпалеры из серии «Времена года», которые французский президент Раймон Пуанкаре подарил императрице Александре Федоровне во время своего визита в Санкт-Петербург 20 — 23 июля 1914 года. Женские образы, олицетворяющие сезоны, навеяны графическими фигурами Жюля Шере, по картонам которого они и были созданы.

выставка

Из интервью Радио России куратора выставки Т.В. Раппе:

"Конечно, дарили лучшее, то, что производили только в этой стране, пытались показать свои достижения. Поэтому эти вещи собраны вместе, они дают некие новые штрихи к истории России. Например, очень много поступало фарфора с Берлинской фарфоровой мануфактуры, потом из Севра. И вообще, на свадьбу было принято дарить сервизы. Сервиз – это то самое, что нужно молодой семье. Поэтому фарфоровые сервизы почти на каждую свадьбу дарились и от Прусского королевства, и от Французского королевства. Сервизы не целиком, а только часть этих сервизов мы тоже покажем на этой выставке."

бриллианты

"Здесь будут показаны сёдла, которые дарились. Это, скорее, дарилось Востоком. А Запад – это оружие, которое было подарено Александру I. Его отношения с Наполеоном, достаточно сложные. Тогда Александр I получал много подарков по поводу Тильзита, Эрфурта. Всё это будет показано здесь. И в это же время он получал и прекрасное, созданное французскими мастерами оружие."

"Так, великолепны два комплекса конной упряжи, подаренные императору Николаю I, когда русская армия помогла остановить армию Ибрагим-паши, двигавшуюся на Константинополь. В одном комплексе – 16 тысяч алмазов, в другом – 8 тысяч бриллиантов только на чепраках. Количество камней подчёркивало важность оказанной Россией услуги. И в подарке ещё и оголовь, уздечки, оружие."

Отдельное внимание люстрам! Если бы не подняла голову - и не заметила. А люстры просто потрясающие из цветного переливающегося стекла. Я даже не поверила сначала, что они их стекла. В полной уверенности, что это пластик, иначе это стоило бы совершенно сумасшедших денег. Потом наткнулась на слова Раппе:

"Смонтированы люстры, которые были произведены в Венеции. И целая галерея украшена этими люстрами. Это фирма, которая предложила нам в подарок одну большую люстру, созданную по старой технологии "Мурано". Когда мы эту люстру решили принять в дар, а мы были очень благодарны, стало понятно, что все остальные светильники в этой галерее не будут смотреться. Тогда фирма согласилась сделать нам ещё шесть люстр малого размера, которые будут на этой выставке, но не в контексте этой выставки. Это тоже очередной дар."

Люстры выполнены в форме экзотических цветов калл, которые считаются символом красоты и вечности. Причем, цвет стекла, названный мастерами «серо-зеленый Эрмитаж», стеклодувы запатентовали.

Как сказал на церемонии вручения представитель семьи Синьоретто, прибывшей в Петербург чуть ли не в полном составе, люстры выполнены вручную. Работа длилась два месяца. По словам стеклодува, это было непросто, потому что все происходило жарким летом, а плавильная печь раскаляется до 1400 градусов.

Лично мне еще очень понравились картины Михаила Александровича Зичи:

Эта, например датируемая 1873г "Завтрак Императора Александра Второго и Вильгельма Первого в Зимнем дворце"

Имя художника М.А.Зичи мало что говорит нашим современникам. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя.

Михай Зичи - венгр по рождению, он окончил университет и венскую Академию художеств под руководством Вальдмюллера. Однако еще совсем молодым человеком М. Зичи был в 1847 году приглашен в Россию для того, чтобы давать уроки рисования при императорском дворе.

В течении 30 лет  художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.

Поражает количество работ, выполненных Зичи в  должности  придворного живописца. . Почти каждый день ему приходилось зарисовывать жизнь двора.

К сожалению, не все дары дошли до нашего времени. Так, в 1922 году из коллекции Эрмитажа был изъят для продажи золотой кубок, украшенный бриллиантами, поднесенный Николаю I сербским князем Милошем Обреновичем. Тогда же ушли золотая табакерка с 60 бриллиантами от 4 до 1,2 карата, подаренная Махмудом II Николаю I в честь заключения Адрианопольского мира, и золотая звезда, украшенная тафельштейном (драгоценным камнем плоской грани) и 8 бриллиантами.

Большая часть фото сделана журналистом Анной Букатко

Обратите внимание, что кроме этой выставки по общему билету вы сможете попасть на еще несколько выставок здесь же:

Выставка плакатов, Выставка «Немеркнущие краски. Римская мозаика из Лода, Израиль», Модерн (старинные платья, картины, украшения, мебель и посуда - всего несколько залов)

Римска мозаика представлена очень грамотно и не скучно. Обычно рядовой посетитель проходит быстро мимо таких инсталляций. Картинки красивые, но совершенно не понимаешь откуда она, зачем и что изображено. Здесь же рядом с огромным напольным полотном есть диванчик с видеофильмом о мозаичном панно - как его нашли, как он путешествовал и как совсем скоро вернется к себе на родину насовсем!

Приятного посещения!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email