Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > "Главный" детский художник: Борис Александрович Дехтерёв и его прекрасные иллюстрации

"Главный" детский художник: Борис Александрович Дехтерёв и его прекрасные иллюстрации

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись

Продолжаю цикл публикаций о художниках-иллюстраторах.

Предыдущие публикации:

о Леониде Владимирском;

об Алексее Лаптеве;

о Владимире Сутееве.

Сегодня я хочу рассказать о замечательном художнике Борисе Александровиче Дехтерёве.  

Родился Борис Александрович Дехтерёв в 1908 году в Калуге, но вскоре семья переехала в Петербург. Отец его работал инженером. Младший брат будущего художника стал довольно известным композитором, а Борис Александрович занялся рисованием, поступил во ВХУТЕИН. Учился он в мастерской Д.Кардовского, потом у А.Осьмеркина и И.Машкова, и первые его работы — иллюстрации к рассказам М.Горького.  

С 1945 года Борис Дехтерёв стал главным художником в издательстве "Детская литература". В это же время Дехтерёв стал заведовать кафедрой графики в Суриковском институте. Студенты его мастерской вспоминают, какие он выстраивал мизансцены — с освещением, бархатными драпировками, старинной мебелью, кубками, шпагами, вазами. Как он объяснял им особенности жанра иллюстрации, учил "уважению к линии", требовал исторической точности в деталях.

Позднее, заметив в своей маленькой внучке Настеньке талант художника, он стал учить ее… не рисовать, нет — смотреть. Ходил с ней в музеи, показывал альбомы репродукций и объяснял, что картину надо оценивать не по принципу "нравится — не нравится", а пытаться понять задачу, которую поставил художник. А потом уже судить, выполнил он ее или нет. И как выполнил, какими средствами: в картине должно быть единство рассказа, изображения и "узора", декоративности; в изображении выделяются линия, светотень и цвет — в общем, основные сведения по теории иллюстрации внучка получила еще до практических уроков. Потом, конечно, он стал с ней заниматься и рисованием, но эта предварительная подготовка, развитие вкуса, "постановка зрения" были очень важны, вспоминает она. Внучка Бориса Александровича, Анастасия Архипова, стала художником-иллюстратором, оформила множество сказок, продолжая традицию "благородного облика детской книги".

Борис Александрович любил окружать себя красивыми вещами, старинными книгами. Он с детства знал французский язык, но старался не потерять его и в пожилом возрасте: читал французские книги, занимался самообразованием, очень любил историю, мемуары. Некоторые книжки не только оформлены, но и переведены (пересказаны) им с французского на русский язык — детская адаптация "Синей птицы" М.Метерлинка, "Волшебной флейты" К.Виланда, "Мальчик-с-пальчик" Ш.Перро.

М. Метерлинк "Синяя птица"

художник 

иллюстратор 

иллюстрации 

детская книга 

любимые книги 

К.Виланд "Волшебная флейта"

сказка 

Шарль Перро "Мальчик-с-пальчик"

Шарль Перро "Золушка"

Шарль Перро "Кот в сапогах"

Шарль Перро "Красная Шапочка"

Шарль Перро "Спящая красавица"

Х.К. Андерсен "Дюймовочка"

А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"

А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

 "Ашик-Кериб"

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители"

В. Шекспир "Гамлет"

Благодарю за внимание!

Продолжение следует :)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email