Народное искусство: из истории русской матрёшки

Народное искусство: из истории русской матрёшки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

По легенде в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Именно он предложил  токарную форму игрушки.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.
Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.
100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений.

Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.

Для иностранцев матрешка – загадка и символ  России.

Но, тем не менее, эта деревянная фигурка остается игрушкой, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

русский сезон

игрушка

народная игрушка

матрешка

деревнная игрушка

деревянная игрушка

По материалам интернета.

Комментарии (19)

И правда, матрешка настолько привычна нам, но мало кто задумывается откуда она взялась. Очень познавательная статья. Спасибо. ( В тексте один обзац про поверье и желание повторяется дважды, может возможно поправить?{#})

Оля, я уже не могу поправить(((

Но это говорит о том, что вы внимательно прочитали до конца))))

Елена,а мы тоже читали с детишками и сынок меня поправил,что я повторяюсь)Очень хорошая статья,спасибо вам!Теперь мальчишки мои просят матершку купить,я и сама очень давно хочу,надо поискать)
юлия (ribbon55) 13.02.2015
Какие же они красивые! Матрешка - 'куколка' из детства :) Спасибо !

Про Сергея Малютина, кажется, в тексте нет. Какая-то роль в создании матрёшки принадлежит и ему.

В недрах этой мастерской (Детское воспитание) и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Из Википедии.

Первая матрешка Малютина и Звёздочкина.

Таниа, спасибо за дополнения!

Надо же, я была уверена, что матрешка берет свое начало из глубины веков, а она, практически, ровесница моей бабушки! Спасибо, что просвятили!!!

Неиссякаемо народное искусство!!! {#}

Очень симпатичные матрешечки! Спасибо за публикацию!{#}

Мое одно из первых воспоминаний детства это матрешка у бабушки на 12 штук, безотказное средство для успокоения детей на протяжении многих лет в нашей семье)))))
Показать все