Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Русский костюм: многообразный и вдохновляющий

Русский костюм: многообразный и вдохновляющий

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка крестом
Шитье > Кройка и шитье

Русский народный костюм — явление уникальное. На территории страны бытовало столько вариантов костюма, что рассказать обо всех можно было бы только в многотомном издании. Но я взяла на себя смелость представить вам хотя бы часть этой сокровищницы народного искусства. С мужским костюмом все довольно просто: порты (штаны), пояс и рубаха, почти везде одинаково. Наблюдались лишь незначительные отличия в крое и отделке. 

русский

Мужской костюм Мезенского уезда Архангельской губернии. Рубаха с прямым разрезом ворота.

русский стиль

Мужской костюм, Урал, Каменск-Уральский краеведческий музей. Рубаха с косым воротом.

русский костюм

Мужской костюм старообрядцев-"поляков" Алтая, Российский этнографический музей.

сарафанный комплекс

Рубашка более крупно.

А теперь о женском костюме.

Этнографы разделяют все его варианты на четыре группы:

- сарафанный комплекс (центральные и северные регионы страны);

- поневный комплекс (южные регионы);

- комплекс с кубельком (донские казаки);

- комплекс с андараком (подобие юбки, характерен для крестьян-однодворцев, потомков служилых людей, завербованных в Литве).

Наиболее древним считается поневный комплекс. По мнению исследователей, сарафанный комплекс возник под влиянием контактов с народами Северо-западной Европы. Вот, к примеру, женский скандинавский костюм:

поневный комплекс

 Действительно, можно найти черты сходства с сарафаном. При этом само слово "сарафан" пришло в наш язык из тюркского, и сначала означало мужскую одежду с длинным рукавом, подобие кафтана. Носили его, в основном, бояре.

Несмотря на такую замысловатую историю, сарафан в привычном понимании этого слова настолько пришелся "ко двору", что его носили бедные и богатые, молодые и старые. Наиболее старым считается косоклинный сарафан, в разложенном виде он напоминает юбку-"солнце" или "полусолнце". Такой силуэт получался за счет дополнительных клиньев, выкроенных по косой и пришитых к прямому полотнищу. Отсюда и название этого типа сарафана.

кубелек

Девичий костюм (косоклинный сарафан, рубаха с прямыми поликами, пояс, венец) Новгород.

В северных губерниях поверх сарафана надевали короткую одежду на лямках (названия разные — епанечка, душегрея, коротена и др.)

андарак

Девичий костюм (косоклинный сарафан, коротена, повязка, бусы из янтаря), Архангельская губерния.

Позже появился другой тип сарафана, который называли московским, круглым или прямым. Он шился из 5-6 прямых полотнищ ткани, собранных по верхнему краю в мелкую складку под оборку. 

женский костюм

Женский костюм (прямой сарафан, рубаха с прямыми поликами, косынка-"головка"), Новгород.

В Архангельской губернии поверх прямого сарафана часто надевали короткую кофту с длинным прямым рукавом — кабатуху.

мужской костюм

Девичий костюм с кабатухой.

Женский костюм с кабатухой, Мезенский уезд Архангельской губернии.

Стоит отметить, что цветовая гамма костюмов русского севера была достаточно сдержанной. Из ярко-красной ткани шились только праздничные сарафаны. Рубахи украшались вышивкой красным по белому, или белым по белому. Среди других украшений можно выделить золотную вышивку, вышивку жемчугом и перламутром, низанные из жемчуга серьги и ожерелья, бусы из янтаря, коклюшечное кружево. Отличие девичьего костюма от женского заключалось в разных головных уборах и в том, что женские рубахи вышивались более обильно, чем девичьи.

Теперь посмотрим в сторону Рязани, где бытовал древнейший поневный комплекс одежды. Понева — поясная одежда, представляет собой прямоугольный кусок ткани, собранный на шнурок вокруг бедер. Поневы были распашными и глухими, их богато украшали вышивкой и полосками браного ткачества. Кроме поневы, в комплекс также входила рубаха (чаще всего с косыми поликами), навершник или шушпан, передник или запон (фартук с рукавами, надеваемый через голову).

Женский костюм рязанской губернии: рубаха с косыми поликами, понева, передник, навершник, рогатая кичка, украшения из бисера.

Навершник отдельно.

Костюм с шушпаном из коллекции С. Глебушкина.

Девушки в Рязани поневы не носили — считалось, что это именно женская одежда. Но так как ходить в одной рубахе считалось неприличным, девушки надевали поверх нее шушку — туникообразную одежду с коротким прямым рукавом. Шушка была белого цвета, украшалась по подолу, рукавам и горловине вышивкой.

Девичий костюм с шушкой.

Когда рассматриваешь примеры рязанского костюма, в глаза бросается обилие красного цвета. Даже кружево, которое на Руси традиционно плелось в основном из белых нитей, в рязанской губернии часто было красным. Такое кружево изготавливали в городе Михайлово. Отделочные тканые элементы часто были яркими и многоцветными (знаменитые сапожковские заклады, ныне практически утерянная техника). Также стоит отметить обилие украшений из бисера — многочисленные ожерелки, гайтаны, поднизи и позатыльни к головным уборам. Золотное шитье также использовалось, в основном для украшения головных уборов.

В Воронежской губернии сарафанный комплекс соседствовал с поневным. Вообще, в Воронежской губернии наблюдалось поразительное многообразие костюмов. Там жили и переселенцы из Украины, и крестьяне-однодворцы. В данной публикации я приведу два примера воронежского женского костюма с поневой.

Что характерно для воронежского костюма — обилие вышивки черного цвета. Те узоры, которые на севере всегда вышивались красными нитями, здесь вышивались черными нитями. Исследователи считают, что это связано с большим количеством переселенцев с Украины. Но, возможно, причина в другом — Воронеж часто называют столицей черноземья, именно земля является главным богатством местных жителей.

Комплекс с андараком встречался, в основном, у потомков переселенцев — служилых людей, крестьян-однодворцев.

Комплекс с кубельком (вид платья) встречался у казаков Дона и Терека. Этнографы полагают, что в данном костюме просматривается влияние соседних кавказских народов.

Кубелек. Российский этнографический музей.

Кубелек. Новочеркасский музей истории донского казачества.

В самом конце 19-го — начале 20-го веков, сначала в городах, а потом и в деревнях, стали появляться так называемые парочки — комплекты из юбки и кофты. Они были довольно похожими в разных регионах. Вот так началась унификация женского костюма, и поворот к модному на Западе силуэту  "песочные часы". До этого в народном костюме преобладал трапециевидный силуэт, незначительная приталенность достигалась только за счет пояса.

 Женский костюм-парочка, Новгород.

Парочка, Мезенский уезд Архангельской губернии.

Список источников:

1. Васильев М. И, Васильева С. Л. Новгородский традиционный костюм. — Искусство — СПб, 2010.
2. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX — начала ХХ века в собрании государственного музейного объединения "Художественная культура Русского севера". — М.:Северный паломник, 2006.
3. Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX — начала ХХ века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы". — Архангельск, 2009.
4. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред.-сост. Бобрихин А. А., Коновалова О. Д., Екатеринбург: Издательство "Баско", 2006.
5. Народный женский костюм XIX — начала ХХ века в собрании Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (набор открыток).
6. Толкачева С. П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала ХХ века. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Некоторые фотографии взяты из Интернета.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email