Обновление пароля

 >  >  >  > К истокам: "Русское узорочье" – ювелирное искусство Руси

К истокам: "Русское узорочье" – ювелирное искусство Руси

Виды творчества:   Разные виды творчества
Бижутерия своими руками > Ювелирное искусство

В данной статье хотелось бы обратиться к истории ювелирного искусства Древней Руси, в частности к "Русскому узорочью". Вполне вероятно, что те вещи, которые были модными несколько веков назад, вдохновят нас, современных авторов, на создание украшений в национальных русских традициях!

Что же такое "Русское узорочье"? Этим термином названо яркое самобытное искусство золотых и серебряных дел мастеров Древней Руси XVI-XVII веков. Это направление сочетает в себе мотивы искусства Византии, Востока и Запада. Русские мастера отчасти видоизменили традицию изготовления украшений, которая была известна со времен Византии и берет свое начало в Древнем Риме: расцветили украшения драгоценными эмалями и драгоценными камнями, придали им ярко выраженный национальный колорит.

Название «Русское узорочье» удивительно точно передает характер украшений того времени, которые отличались пышностью орнаментального декора и необычайным богатством красок. В украшениях использовалось множество насыщенных по тону цветных камней самого высокого достоинства — сапфиров, рубинов, изумрудов, аметистов, бирюзы и, конечно, любимого во все времена жемчуга. Особую декоративность придает изделиям обилие растительного сканного орнамента, широкое применение многоцветной эмали, черни глубокого тона, рельефных чеканных узоров. Мотивы ажурного узора, украшенных камнями и эмалью, напоминают цветки граната, тюльпанов и других незнакомых на севере растений.

ювелирные украшения

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны — длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица. 

история украшений 

серьги 

узорочье

Особенно разнообразны и оригинальны по форме были серьги. Судя по форме замка, некоторые довольно массивные украшения носили не в ушах, а прикрепляли к головному убору.

ювелирное искусство 

украшения на руси  

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились работах московских златокузнецов: золотых серьгах, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.

Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

Литература: Шаталова И.В.Стили ювелирных украшений. - 2004.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email