> Журнал > Публикации > Хитрости и советы / Lifehack > Сто ошибок и четыре совета: кукла из паперклея – с чего начать

Сто ошибок и четыре совета: кукла из паперклея – с чего начать

Виды творчества:   Работа с бумагой > Папье-маше
Сто ошибок и четыре совета: кукла из паперклея – с чего начать | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Смотря на бесподобные авторские куклы я всегда думала, что подобное мне не под силу: ни таланта, ни ума "как делать".

Так было до серии передач с прекрасным мастером Ольгой Егупец, которая простым языком рассказала о многих секретах и показала основные приемы кукольного мастерства.
Безусловно, существует множество техник, огромное количество нюансов, материалов. Но основа была показана отлично, захватывающе, а далее – совершенствуйтесь при желании, развивайтесь, изучайте.

Особо импонирует лично мне в технике Егупец, что  кукла — это сценка, не застывшая игрушка, а целое действие, в котором каждый видит свое. Именно театр прельщал более всего как хобби, которым и занялась с удовольствием.

Всё было бы хорошо, но в первое время все хочушки разбивались об отсутствие каких-то материалов, инструментов, приспособлений — ни в какой передаче или книге я не нашла списка "Всё, что вам нужно для...".

Да, в некоторых изданиях приводился список отдельных инструментов и материалов для определенных изделий, но это были крохи в части требуемого при создании театра кукол.

Сегодня понимаю, что многих ошибок и проблем, неверных шагов, можно было избежать, продумав изначально весь процесс. Планирование — основа основ. Но как это сделать, не понимая его, не пройдя "от и до"?

Надеюсь, что мои  советы и рекомендации немного помогут тем, кто только задумался над новым направлением работы или хобби и для кого важны те же вопросы, что и для меня: рабочее место в не раздвигающейся квартире и ограниченный бюджет.

Пишу о том, что пробовала или использую,  многие советы — скорее перечень типа "а у меня — так", а не учебное пособие.

Делать так же как и я  или лучше — ваш выбор. 

Первое, что стало важным при первых же попытках творчества, оказалось рабочее место. Мой маленький столик и гардеробные шкафы в небольшой комнатке совершенно не соответствовали потребностям, а отдельная мастерская — мечты, мечты...

Если вы решите заняться подобным хобби, сразу продумайте рабочее место с довольно большим пространством стола, хорошим освещением, крепкими полками и близкими розетками (компьютер или ноутбук, электроинструменты — удобно, когда все можно иметь под рукой и использовать при надобности) и, что крайне важно, само помещение должно быть хорошо проветриваемым.

С первой же куклой вы наткнетесь на проблему места: и работа, и хранение во время сушки, раскраска, шитье одежды — каждый процесс требует уголок.

Хорошо, если найдете готовый удобный стол по нужным размерам, подходящие полки — лично мне не встретились.

Стол сделал муж из простого материала: и экономично, и точно по размерам "выделенного угла", с полками, гибким освещением и множеством крючков — ящичков и прочих удобных мелочей.

Мое "хобби-рабочее" место сегодня выглядит так (заранее извиняюсь за захламленность и кучи проводов: только купила новый компьютер, еще не определилась окончательно с постоянным местом):

полимерная глина, опыт, лепка из полимерной глины, инструменты, краски

 Несколько советов тем, кто так же, как и я, организуют рабочее пространство самостоятельно.

1. Глубину полок снизу-вверх делайте по возрастающей: от минимальной нижней (у меня она на фото всего 10 см — удобно для различных мелочей) до довольно широких верхних (у меня верхняя — 50 см, что больше  глубины боковых стенок). Такая планировка привносит массу плюсов, начиная от объемной нижней рабочей зоны.

2. Верхние глубокие полки (или полка в зависимости от возможностей высоты) хорошо подходят для кукол: хранение в период сушки или промежутках между работой, да и просто для готовых работ — оставлять куклы на столе не всегда удобно и безопасно: рабочее место — не отдельная мастерская, вы или члены семьи могут нечаянно толкнуть куклу, нанести повреждения, требующие существенных переделок.

3. Важно соблюсти высоту "с запасом" между верхними полками и/или потолком, если планируете делать большие куклы: их невозможно ставить идеально впритык и всегда аккуратно снимать с полки, без наклона.

4 Приличная глубина верхних полок имеет плюсы не только как место хранения: их удобно использовать как зону крепления ламп освещения, а через боковое отверстие в полке вывести из рабочей зоны кучу проводов используемых электроприборов.

5. Лампы освещения лучше выбирать на гибких, подвижных, но в тоже время гнущихся в разных направлениях и фиксирующихся в любом положении основах. Фиксация положения, направленности света — это очень важно и нужно.

6. Боковые стенки удобны для временного и постоянного хранения множества инструментов и приспособлений — достаточно просто прикрутить несколько крючков. 
Различные релинги, подвесные коробки-конверты также могут пригодиться для хранения, если позволяет место, но важно соблюсти зону рабочего пространства, чтобы в итоге эти приспособления не сделали проблемной работу над куклой, когда необходимо её двигать, поворачивать, крутить.
Рабочее место — это не шкаф для хранения, это важно понимать.

7. Для всей конструкции не удобны дверцы — в любом положении они "съедают" и так слишком компактное пространство, но с открытыми полками возникают другие проблемы: всё быстро начинает пылиться, не всегда получается содержать рабочее место в идеальном порядке, да и вообще, в комнате кучи неких лаков-красок-инструментов не радуют глаз, придавая ощущение захламленности.
Я использую готовые жалюзи: прикрепленные к верхней полке они легко открывают рабочую зону и так же просто закрывают её во время перерыва. Приобрела самые простенькие в ОБИ, разукрасила их в тон мебели с элементами стиля комнаты — очень удобно.

8. При ограниченной площади пространство под столом также важно и требует продуманности. Я поставила под столом две тумбы с ящиками — слева и справа, оставив пространство для ног  посредине. Ящики очень нужны для хранения огромного количества различных предметов, а полки над столом не предполагают ящичков.

9. Тумбы на колесиках (со стопором) более удобны, чем стационарные по многим параметрам, и наиболее важный для меня параметр — возможность использования тумб во время работы в качестве дополнительных столиков: почему-то места никогда не хватает. Кроме того, я шлифую всё в лайткубе, который никак не помещается на рабочий стол, но прекрасно становится на выдвинутую в центр комнаты маленькую тумбочку, не ограниченную стенами. 

10. Сейчас множество накопленных материалов храню и на полках рабочего места (то, что используется часто) и в тумбочках и шкафах, в коробках из-под обуви. Эти коробки — бесплатная палочка-выручалочка для больших закромов: просто наклеиваю на боковую сторону коробки кусочек обычного пластыря, на котором шариковой ручкой пишу содержание. Открывая шкаф, всегда вижу, что где находится: пластик /мох/трессы/ гипюр и т.д. — не нужно ломать голову в поисках необходимого.

11. Коробка на рабочем столе — место "сброса" отдельного рабочего инструмента, проволоки, ниток и прочего, что используется в текущей работе, но что ленно разбирать ежедневно: всё отправится на свои места после окончания всей работы над куклой.

12. Для мелких вещей удобно и экономично использовать одноразовые прозрачные контейнеры 100-150 мл (в них в супермаркетах продают салаты и подобное при покупке на развес): во-первых, всегда видно, что внутри, во-вторых, они прекрасно штабелируются (ставятся друг на друга) с закрытой крышкой или без, в-третьих, без проблем помещаются и в ящики тумб и в коробки из-под обуви и вообще куда угодно, помогая организовывать пространство.

Конечно, сейчас есть множество готовых решений для организации рабочего пространства, но покупка нужного количества полезных штук всегда "влетает в копеечку".

Второе, что было архиважным: обучение, знания. Я не художник, не модельер — одного желания  мало.

У меня не было возможности посещать специализированные курсы, задавать вопросы мастерам — это идеально, но требует и времени и средств. Если у вас есть возможность — прекрасно, если нет — поверьте, самоучки тоже могут творить в удовольствие.

Вначале скачала доступные видео материалы (поиск по известным авторам, по фразам "авторская кукла" и т.п.), статьи и публикации по теме. Приобрела несколько книг разных мастеров, что продолжаю делать и сейчас: даже одна новая идея, личный секрет мастера или новый прием — это уже большая находка для желающих развиваться.

Но и изучение мастер–классов известных авторов не помогло в базовых вещах: пропорции. Это то, с чем накуролесила сразу. В итоге, первая кукла получилась с телом курицы, лицом свинки, руками гоблина и на коротеньких ножках.

Да, зная пропорции лица и тела человека, можно и нужно фантазировать с ними в кукле, но отправная точка необходима. В интернете есть множество ресурсов для художников, на которых с примерами описаны важнейшие пропорции. Перед тем, как начать работу изучите их. Составьте шпаргалку и повесьте на рабочем месте — пока не дойдет до автоматизма, что-то будет постоянно теряться в голове.

И обучаясь, примите за правило: никогда не копируйте работу другого мастера куклы, даже для изучения отдельного навыка. Поверьте, это в итоге тупик: всегда мозг найдет оправдание для "неразвития" — зачем, если можно просто повторить?

Подпишитесь на новости крупнейших порталов стиля: пролистывая страницы с фотографиями различных домов моды — вы будете придумывать свои цветовые решения, интересные детали одежды куклы, будете в курсе новых трендов, модных цветов, причесок.

Сейчас есть возможность не выходя их дома, увидеть в деталях историю костюмов разных стран, получить бесплатно идеи из работ великих мастеров, чьи произведения хранят крупнейшие музеи мира. Мне кажется, что мы все даже не осознаем, насколько огромные шансы для творческого взлета есть сегодня у каждого. Хотите тему Японии, Мексики или Непала, любовь или мощь сражений — всё в онлайн доступе. 

Рекомендация: посетите сайты Museo del Traje (музей костюма) ; Fashion Museum; The Metropolitan Museum of Art  — их уникальные коллекции обязательно изменят ваши творческие планы.  В Метрополитан несколько дней рассматривала костюмы коллекций прошлых десятилетий YSL, Dior — там столько идей!  А об Эрмитаже или Лувре лучше не писать: всё только своими глазами — нескончаемые источники идей и позитива. Всё бесплатно, онлайн, круглосуточно.

И никогда не останавливайтесь в своем обучении. Это очень важно. Как только уверитесь, что всё знаете и новое ни к чему — ищите новое хобби.

Третье, что для меня было важным и что чаще всего обсуждается в интернете: материалы и инструменты.

Нужно понимать, что у каждого мастера свои предпочтения, привычки, своя техника. Невозможно дать единые, универсальные рекомендации. 

Изначально я приобретала уйму вещей, которые мне в итоге не подходили совершенно — всё методом проб и ошибок, хотя многое можно было продумать заранее, составив план работы.

 Что я использую сегодня, занимаясь своим хобби (список условный, всё обобщенно) : 

Рекомендация: составьте список необходимого (пластик, проволока, кисти... — у меня он выделен заглавными буквами), а внутреннее наполнение списка (конкретные материалы, краски и т.д.) попробуйте составить своё после прочтения.

 Самозатвердевающий пластик

Paperclay и La Doll — основные используемые мною для куклы. Не значит, что лучшие — мне кажется, что дело в привычке. Сейчас выбор огромен, вы можете выбрать тот, что вам "по рукам-ощущениям".

Modena и  Modern — основные используемые мною для флористики. И снова — дело привычки, а не утверждение — "лучшие".

Прочие: использую для разных целей и по разным причинам — то привычные закончились, то еще что. Например, глина  KERAplast мне нравится в "глиняных" предметах, что логично, хотя многие мастера её терпеть не могут. Скорее всего, у каждого свои секреты работы с различными глинами-пластиками, а у каждого пластика очень много своих плюсов и минусов, идеала "для всего" нет.

Ну, или я его не нашла.

 Рекомендация: составьте таблицу материалов.

По вертикали напишите все важные характеристики, например:

- плотная или полупрозрачная после высыхания;
- для чего рекомендует производитель;
- для чего чаще используют мастера;
- трескается или нет после высыхания;
- срок хранения;
- усадка; 

И так далее, и тому подобное. Читаете о материале отзыв, увидели характеристику — вносите в перечень, даже, если она вам кажется несущественной. Например, я раньше не вносила характеристику: производитель, страна. Оказалось — иногда нужно.

По горизонтали — вписывайте наименование материала. В своей таблице (веду в Excel) у меня несколько горизонтальных строк: название, под ним — ссылки на интернет-магазины, магазины мастеров на Ярмарке.

Всю информацию можно найти в интернете, не приобретая материал.

Когда заполните таблицу, перед вами будет наглядное пособие для выбора: что и для чего лучше, по мнению других мастеров и по рекомендациям производителя (не забывайте смотреть эти рекомендации). Бесценная шпаргалка.

А  далее — только опыт.

Материалы

1. Экструдированный пенополистирол разной толщины (для каркаса куклы, каркаса ландшафта, мебели и т.д.).
2. Пенопласт (голова куклы, основы для цветов, деталей и предметов интерьера и т.д.).
3. Фанера (для подставки).

По материалам у меня расход приличный, особенно из-за "корявости" рук. Много в отходах: неверно разрезала, куски от частей и т.д.

Бумага, фольга

Использую несколько видов:

1. Тонкая простая (обычная самая дешевая серая туалетная бумага — для папье-маше). 
2. Салфетки или бумажные полотенца (иногда для создания слоев типа папье–маше; для влажной палитры для акрила или темперы; просто массово для протирки-уборки, поскольку часто приходится подтирать краску или клеи, которые не отстирываются или проблемны в стирке при использовании тканевых тряпок и полотенец).
3. Белая писчая бумага (создание эскизов, рисунков, записей, создание фактуры подставки и ландшафта)
4. Калька (для влажной палитры для акрила и темперы; при копировании деталей одежды, обуви, шляп и т.д.).
5. Картон (иногда при создании ландшафтов).
6. Фольга (иногда для головы куклы, для отдельных предметов).
7. Прочая бумага (разная, в том числе для различных эффектов, например, для создания горного рельефа довольно экономично "накомкать" старых газет, которые в итоге дают удивительные рельефные горы и т.п.)

Основной расход — первые две. Остальной перечень — упаковки на годы хватает.

 Проволока

Много и разной: от супертонких нитей (бижутерия кукол, связующее в элементах и т.д.) до одножильной десятки (крупные каркасы. Вообще, можно и тоньше — я просто транжирю запасы мужа.

Для создания одной куклы и композиции, обычно использую от 4 до 8 видов проволоки разной толщины. Чаще — медную, иногда для экономии — алюминий (скрытые внутри конструкций части), редко — стальную.

Для каркаса тела куклы, крупных предмето всегда использую провод в ПВХ — удобнее гнуть-разгибать, изменять размеры.

Клеи

1. Клей ПВА (Много, основной расход — создание массы папье-маше. Экономнее покупать литровыми банками).
2. Пистолет и стержни к нему: горячий клей — большой расход. Чем больше кукла и конструкция , тем, естественно, больше расход. Вначале хотела сэкономить на этом клее и попортила массу материала. Крайне нужная вещь! Пользуюсь обычным маленьким пистолетом Creative, но патроны недешевы. Этот момент продумайте заранее — сейчас большой выбор и можно найти варианты намного экономичнее.
3. Специальные клеи (быстрый клей; для ткани; для кожи и т.д.). Ограниченное использование при создании одежды, обуви и головных уборов куклы, создании предметов композиции из разных материалов.

 Краски

1. Акрил или темпера (тело, голова куклы, окрашивание частей композиции). Большой расход, особенно белой, второе место по расходу — желтая. Удобно приобретать базовый набор, а далее докупать расходуемые краски к нему отдельно. Чаще использую темперные краски.

Рекомендация: не покупайте воско-масляную темпернную краску, только поливинилацетатную. Не приобретайте её зимой или, покупая в морозный день в магазине, несите домой в тепле.

2. Акварель (лицо куклы, окрашивание частей композиции). Средний расход — за два года всего часть от базового большого набора, пока не докупала ничего.

3. Пастель, мелки (тонирование лица и тела куклы, зон композиции). Средний расход, в основном, "улетают" из-за неуклюжести "настругивания".

4. Масло (лицо куклы, окрашивание частей композиции). Малый расход — за год небольшая часть от базового набора, пока не докупала ничего и не планирую.

5. Краски для окрашивания /тонирования тканей одежды куклы. Расходую много разной, поскольку приобретать ткани желаемого оттенка-рисунка практически невозможно. Намного проще раскрашивать ткань по желанию.

6. Контуры для ткани. Расход средний, мне нравится создавать витиеватые узоры и подобное на одежде кукол.

Рекомендация: составьте базовый список нужных видов и цветов красок для одной куклы. Не приобретайте лишнего — экспериментировать можно и потом.

Лак

Покрытие куклы и деталей экспозиции: и матовый (лицо и тело куклы) и глянцевый (отдельные предметы)

Матового расходую больше, чем глянца.

Для куклы предпочтение аэрозольная форма (нравятся покрывные итальянские), которая кажется более дорогой, но очень удобна и экономична по факту.

Для основы, ландшафта при наличии, мебели куклы чаще использую лаки в банках.

Рекомендация: лаки — очень сложная тема при кажущейся простоте. Начните с лака, который точно используют кукольные мастера, несмотря на советы продавцов.

Вы можете столкнуться с массой проблем, не обладая опытом: не сохнет неделями, трескается, желтеет, липнет со временем, и, что ужасно, проблемы могут проявиться не сразу, а через месяцы.
По лакам, которые используете, также ведите табличку, как и по материалам.

Лак для волос. Держу отдельный для куклы. Это же относится и к  "Белизне", которую обычно не использую для бытовых нужд, но активно пользуюсь для льняного волокна для волос куклы.

Специальные лаки и краски: для создания эффектов. Использую редко, полностью не расходуются, поскольку не возникает желания создавать один и тот же эффект у разных кукольных композиций.

Шкурка и подобное

Использую разную: от крупной до мизера.

Но в последнее время всё в меньшем количестве, поскольку приобрела Dremel с сотнями насадок и всё больше "приловчаюсь" к электрошлифовке и гравировке (очень удобно для мелких деталей: нос, уши, пальцы куклы и т.п.).

Полирую тканью (кусочек джинсы и т.п.).

 Кисти

Много и разных: для акрила и акварели, универсальных — от самых тонких (мелкие детали, лицо) до очень крупных (и плоских для основы, к примеру, и круглых, например, для пастельной пудры).

Любимая для росписи — колонковая кисть №2.

Рекомендация: выделите для работы зубную щетку. Это очень удобный инструмент для мытья кистей: дешево и сердито.

Инструменты 

Ножи: макетный (вначале взяла простенький, обругалась...купила хороший, сверхпрочный — не нарадуюсь, пенополистирол режет как масло); специальные (по дереву, например, использую и для других нужд); универсальный.

Стеки, шпатели и прочее: много разных. Это только кажется, что десятки "палочек" — лишнее. Начинаешь делать и сразу понимаешь — вот еще бы с такой-то загогулькой был инструмент, было бы намного удобнее.

Лучше вначале приобретать базовый набор, выбор же материала инструмента зависит от личных предпочтений.

Металл более долговечен, легко моется и т.п.
Сама я использую деревянные инструменты там, где есть возможность замены металла - современные хорошо обработанные деревянные инструменты и моются просто и не крошатся/ломаются и более приятны в работе.

Металлические у меня — стоматологические, знакомые всем мастерам-кукольникам. Скальпель, двусторонняя гладилка, штопфер, кюретажная ложка, шпатели — поверьте, у стоматологов есть чем "поживиться".

Ножницы и прочее: портновские; крупные бытовые; маленькие с тонкими длинными и средними лезвиями, кусачки, пинцет. Это — мой минимум, а далее — предела нет.

Бижутерный инструмент: тонкогубцы, круглогубцы, утконосы, бокорезы и т.д. Оказалось, что весь инструмент для бижутерии так же хорош и для кукляндиии (и не только для украшений). Постоянно нужно что-то загнуть, подогнуть, сплющить. И всё маленькое — обычным строительным инструментом не так удобно.

Иглы: обычные для шитья (шью руками, машинка пылится) и для фальцевания (иногда для прически куклы), шило.

Катеры, молды: очень экономят время и силы, создание цветов и ландшафтов упрощается на порядок. Скалка (лучше — стекло).

Измерительные: штангенциркуль, рулетка, линейка, мягкий метр.

Лупа. Для многих, возможно, не важный инструмент, но мне очень помогает при работе с мелкими детальками, когда хочется видеть ровный, аккуратный результат. У меня она не "на глаза", а передвижная конструкция на рабочем столе — что было у мужа, то и стащила в закрома (на фото рабочей зоны стоит слева у коробки из-под обуви).

Хочу большую, с креплением к стене на гибкой основе, что по опыту очень удобно.

Инструмент мужа. Тут перечень не определен, поскольку постоянно что-то беру для определенных нужд — то обычный молоток "железячку припюснуть", то электролобзик для фигурной резки ДСП .

Процесс хочушек бесконечен — скоро до сварки доберусь.

Рекомендация: если вы не определились с хобби, а просто хотите попробовать, для начала весь инструмент может состоять из маникюрного набора, бытовых зубочисток, шила, ножниц, канцелярского ножа, пинцета.

А далее сами поймете, какого инструмента не хватает именно вам для определенных действий.

 Волосы для куклы

Я использую: джутовое волокно, льняное волокно, иногда покупные трессы (разные).

Выбор материалов сейчас есть: и животного и растительного происхождения, рекомендовать что-то одно не могу. И привычка и доступность и цены и желаемый результат — всё важно при выборе.

Рекомендация: импортное волокно (сантехническая пакля) лучше отечественного — намного меньше мусора, легче обрабатывать, меньше отходов. Лен, джут — это растения и красить их лучше красителями для ткани, использование обычной краски для волос может привести к неожиданному результату: окрас пятнами, слабый тон.

Вспомогательные материалы и инструменты

Лайткуб (фотобокс): те, кто пробовал шлифовать большие куклы, особенно элетроинструментом, сталкивались с проблемой пыли, разлетающейся во все стороны.
Невозможно каждый раз вымывать всё, включая потолки и стены: шлифовка процесс или для отдельной мастерской или для балкона-террасы.

А что делать зимой? А если нет мастерской?

Мой муж давно увлекается фотографией, это одно из его хобби и среди фотоштук я присмотрела очень интересный для себя предмет: фотобокс.

Выглядит он примерно так (развернутый):советы, личный опыт, лепка из глины, здоровье, рекомендацииБольшой плюс лайтбокса — специальный материал, хорошо пропускающий свет (включаю мощные лампы для фотосъемок и свет внутри фотобокса уже не требуется, но в этом вопросе — у кого какие возможности), что важно при работе с мелкими деталями.

В продаже лайтбоксы разных размеров — от небольших (30х30 см) до огромных на 1,5 и более метра различного уровня цен.

Во время и после работы удобно пылесосом из него собирать всю пыль, которая не летит во все стороны, материал фотобокса прекрасно моется, сам фотобокс быстро складывается до плоского пакетика, который помещается в любой ящик стола.

Вторая его, не менее важная, функция —  защита высыхающей куклы: ставлю внутрь, закрываю: ни пыли, ни еще чего-то.

Просто палочка-выручалочка для работы в квартире.

Крутящаяся подставка: есть профессиональные, металлические, дорогие, тяжелые. Но я купила в ИКЕА дешевую деревянную крутящуюся подставку под торт и прекрасно пользуюсь для своих нужд: 40 см. диаметр, 12 кг разрешенный вес — что еще нужно? 

Очень удобно ставить на нее куклу и крутить для оценки симметрии, пропорций, для примерки одежды и т.д.

Единственное правило: любой кухонный или личный инструмент, попавший в работу с куклой никогда не возвращается обратно.

Для удобства раскрашивания (стаканчики, палитры, дощечки)

И даже в таких мелочах есть свои секреты, начиная от стаканчика-непроливайки.

Те, кто активно пользуется красками, знают, что с акрилом работать нужно, не зевая — бысто сохнет. Но не всегда можно быстро окрасить макеты — то подумаешь, то отвлечешься, то еще что. И я не профессионал или художник, нет отточенных приемов.

Вначале я использовала пластиковую палитру, но,прочитав кучу форумов, поняла, что "для каждого свое" — не пустые слова.

Теперь пластик всегда под рукой для акварели, а в основном пользуюсь копеечной влажной, самодельной палитрой-контейнером.

Что нужно для создания:

1. Обычный пластиковый контейнер с высокими бортиками и крышкой, примерно такой по форме, как на фото ниже.

2. Кухонное бумажное полотенце или туалетная бумага (2-х -3-х слойные).

3. Калька.

4. Фломастер (карандаш), ножницы, вода.

Как сделать:

На полотенце ставите контейнер и обводите дно фломастером — делаете разметку (если примерно подходят по ширине дно и полотенце, можно сразу отметить только по длине).

Те же действия — с калькой, но по кальке: обвести дно, обращая внимание на то, чтобы остался запас 1,5 -2 см бумаги от разметки до края кальки.

Вырезаете  2 одинаковых куска бумажного полотенца по отмеченным размерам и кладете первый на дно пластикового контейнера.

Чуть заливаете его водой, добавляя понемногу до "вся бумага мокрая, вся в воде, покрыта ".

Поверх первого слоя кладете второй, чуть придавливая для намокания. В итоге, должно все быть очень мокрым, влажным, но не плавать.

Вырезаете один кусок кальки с припуском . Делаете небольшие надрезы по углам (от края припуска до разметки) и загибаете внутрь края кальки, "приутюживая" бортики пальцами: расправив бортики вертикально получите некое подобие не склеенной коробочки. Эту "коробочку" бортиками вверх ставите в контейнер поверх мокрых полотенец.

Всё. Палитра готова!

Смешивайте на ней краску, работайте, а когда нужен перерыв — просто плотно закройте крышкой до следующего использования. Все ваши смешения будут как новенькие и через пару дней.

новичок, лепка из пластики, самозастывающая глина, волосы, лак

 Нитки: толстые х/б (обмотка проволки), нитки для шитья, вязания и т.д.

Губки, щетки, расчески.
Миски (пара крупных для создания папье–маше, несколько небольших: для рук и прочего).
Средства защиты: перчатки, респиратор и защитные очки и т.п.
Карандаши, ручки, фломастеры.
Прочее.

 Ткани

Ткани, кожа и кожзам, различная фурнитура — список бесконечен. Кромсается всё ненужное и нужное.

Сложнее всего с фурнитурой, поскольку нужна очень маленькая, а её выбор весьма ограничен. Приходится делать самой.
По тканям — в основном, использую самые тонкие, преимущественно фактурные однотонные, кусочки самой тонкой кожи.

Ландшафтные материалы

Зелень (мох, трава)
Почва ( специальные почвы)
Имитация воды (различные однокомпонентные или многокомпонентные фракции)
Флористические: готовые тычинки, порошки и т.д.
Прочее (имитации камней, галька и т.д.)

Эти материалы нужны не всегда и уж точно не сразу!

 Прочее

Список зависит только от фантазии...

Четвертый пункт, который важен и о котором все забывают:  ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ.
Это то, что практически не обсуждается мастерами форумов, о чем не пишут в книгах и не показывают в передачах. А зря!

Мое общение с людьми разных профессий показывает, что огромное количество профессиональных заболевание связано, прежде всего, с пренебрежительным отношением к элементарной безопасности, своему здоровью.

И создание куклы — это не только увлекательный, но еще и довольно опасный процесс, если относиться к нему халатно: сыпь, экземы,аллергия, дерматиты, астма — это только малый, самый распространенный список серьезных последствий.

 Заботьтесь о себе и близких!

Несколько советов  (вы можете выработать свои):

 1. Не используйте одни и те же инструменты, предметы для работы и для личного пользования, особенно еды. Никогда.

Это иллюзия, что "помоете-почистите" и всё будет хорошо. Раз просто протерли, еще раз не тщательно промыли, ребенок схватил, не помыв вовсе — с малой авось начинаются большие проблемы!

2. Не окрашивайте куклу и не шлифуйте её, когда дома маленькие дети, даже в другой комнате! Если кроме вас в доме взрослые — предупредите, что вы заняты и категорично нельзя входить в рабочую комнату. Нельзя. Табу.

Только после влажной уборки и проветривания помещения можно впускать кого-то: вы даже не представляете, какие вредные пары и пыли могут попадать в легкие домочадцев, если они рядом наблюдают за вашей работой.

Маленькие дети — это серьезно. Не забывайте об этом!  Разве не бывает и часто, что ребенку вы понадобились срочно?

Не думаю, что мама, услышав крик или плачь ребенка из другой комнаты, побежит вначале мыться, а потом заглянет — что случилось с чадом.
Нет: бросается кукла, инструмент и мать несется к детям и утирает им слезы руками в клее, порошковой пыли и парах химикатов. 

3. Окрашивание, шлифовку, лакирование и подобные работы делайте в респираторе. Всегда. Шлифовку — и в защитных очках. Тоже— всегда.

Вам же нужны ваши глаза и легкие? Если ДА, то всегда!

К выбору респиратора и очков подойдите даже более тщательно, чем к выбору инструментов для работы: куклу можно исправить, вернуть здоровье — увы, часто невозможно.

На что обращайте внимание при выборе респиратора:

-  назначение, тип защиты респиратора. Простенькие модели, марлевки не подойдут, это иллюзия! Мельчайшая пыль, пары — от этого подобные модели не защитят в принципе, они предназначены для лабораторий, а не строительных, промышленных работ. Защита — это базовый, важнейших фактор выбора.

-  эргономика, легкость, совместимость с защитными очками. Далеко не каждая модель удобна в работе. Профессиональный противогаз лучше всего защитит, но как в нем работать?
Изделие должно быть невесомым, не давить на лицо и нос, из комфортного материала с абсорбцией пота, чтобы через пять минут не ощущать себя в бане.

К сожалению, с изменением курса валют, цены на приличные модели выросли в разы и уже приходится выбирать более тщательно с учетом дополнительного фактора — цена.

Не могу рекомендовать конкретную модель, пока не нашла идеальную, отвечающую всем моим требованиям. Сейчас пользуюсь 3М 9322, осталась еще парочка и уже подыскиваю что-то другое, заинтересовали респираторы Respro ( Allergy) со сменными фильтрами. Думаю, пока цена кусается.

Очки у меня так же американские ЗМ, открытые, покупала в одном месте с респираторами, поэтому не оцениваю выбор и характеристики по разным производителям, но за цену 5 долларов по прежнему курсу они мне кажутся идеальными.

Для меня в выборе было плюсом: надбровная перекладина (дополнительная защита от пыли сверху), мягкая посадка на переносице, регулируемые дужки, возможность изменения угла наклона линз.

4. Работайте в перчатках. Многие мастера говорят, что не всегда удобно, поверьте, это иллюзия, а иногда леность. Всегда.

Подумайте сами: хирурги все операции делают в перчатках, даже самые фантастические (например, нейрохирурги). Спросите у них, удобно ли? Удивятся, поскольку не мыслят о другом.

Удобно, если начнете с первых дней работать только в перчатках, в них развивать профессиональные навыки. Сейчас в продаже много перчаток высочайшего качества: тонких — вы чувствуете всё кончиками пальцев, словно рука без ничего, прочных, удобных по размерам, с защитными составами для кожи.

Для редких работ и при отсутствии аллергии, наверное, подойдут хирургические неопудренные из латекса, я-аллергик, поэтому выбрала с нитрилом, сейчас они есть и супертонкие и с витаминами — иногда кажется, что чуть ли не космические технологии в производстве.

Выбор огромен, если не знаете с чего начать, присмотритесь к перчаткам Protegrity Blue with Neu-Thera, мне они импонируют по многим параметрам. Руки вам скажут спасибо.

5. Используйте любые химические аэрозоли только вне жилых помещений, даже хорошо проветриваемых: идите на балкон, если зима — лучше заморочиться и выйти на лестничную площадку, пролет, куда угодно. Только так.

Вначале кажется, что это неудобно, зачастую ленно. Заставьте себя, приучите к этому. Аэрозоли — это одна из самых "разлетающихся"  форм препаратов, они проникают и в ящики и во все трещинки мебели, стен, пола.
Один раз махнете рукой "да я секундочку попырскаю", второй раз просто проветрите — так формируются привычки. Не допускайте подобного.

6. Никогда не работайте в домашней одежде, вообще выделите для себя отдельную удобную рабочую одежду и обувь: майка с брюками, платье или халат, шлепанцы — что угодно, важно одно, эти вещи — только для работы.

После окончания работы и уборки их лучше хранить в шкафах в отдельных чехлах или пакетах, если сразу не стираются.

У меня для работы и отдельные заколка, обруч для волос — очень советую. А косынка периодически покрывается пятнами краски, лака, клея — представляете всё это в волосах?

7. После работы с красками, шлифовки, гравировки — всегда помимо пылесоса влажная уборка и проветривание. Всегда.

Все тюбики, баночки, инструменты — обязательно в мойку. Не допускайте, чтобы после работы в комнате оставались кисти в скипидаре или сохли подтеки даже закрытых банок с красками: и вы и домочадцы этим дышите, зачастую не ощущая запаха.
Перепроверьте: все ли плотно закрыто.

И мне иногда ленно, особенно когда работа заканчивается за полночь, мы все люди. В этих случаях все ставлю в рабочую коробку и выношу на балкон и мою утром, но в итоге - намного сложнее и нуднее отмывать.

8. После работы мойте руки с мылом, после работ по шлифовке — обязательно душ. Всегда.

Захотели перекусить или устроить перекур: только через переодевание и ванную комнату. Даже работая в перчатках мытье рук обязательно, и снова — понаблюдайте за хирургами. Профессиональные привычки вырабатывают не просто так.

9. На рабочем столе держите мини-аптечку (бинт, перекись водорода, ватные диски, спиртовые салфетки — они продаются в аптеках,  для уколов). Поставьте в уголок и никогда не убирайте её!

Во время работы с макетом с использованием острых инструментов и ножей, при работе с электроинструментом, очень часты порезы, царапины.

Поверьте, всё бросать и носиться по квартире в поисках бинта и йода, оставляя кровавые пятна на полу, совсем неудобно, мягко сказать.

10. Сделайте Памятку безопасности, распечатайте её и повесьте в рабочей зоне, чтобы всегда глазами упираться в неё, пока всё не войдет в привычку, не выработается профессиональный навык.

Возможно, после прочтения Правил вам покажется, что я слишком заморочена или дотошная домохозяйка, сдувающая каждую пылинку. Увы, всё не так.

Постоянно что-то забываю, ленюсь, нахожу для себя сотню оправданий и причин. Но когда в реальной жизни вижу последствия пренебрежительного отношения к элементарной безопасности, становится страшно.
Вздыхаю и заставляю себя делать "как надо", многое со временем уже превратилось в привычку, делается автоматически, чего и вам желаю.

Начните с любви к себе, заботы о себе — и любое хобби будет в радость.

Ирина 

Ключевые слова:  

Столько правил и ограничений{#}....Проще даже и не пытаться начинать, страшно....{#}

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ирина, ну что вы Не страшно! {#} Безумно интересно, фантастически креативно и радостно для семьи, близких. Мне сейчас все родные ежедневно дают идеи, подсказывают - все очень быстро вовлекаются в процесс, когда он приносит улыбку.

Особо уделила внимание мерам предосторожности, поскольку очень редко обсуждается эта тема, мало кто задумывается о профессиональных заболеваниях и их профилактике: пока гром не грянет.

Это же касается не только работ мастеров –кукольников. Фактически – любого направления. Трудно, ленно, развивать привычки – а потом уже не замечаешь.

Irene. Летние украшения

"Творчество", не знаю как к вам обратиться по имени.

А можете ли вы разместить пару фотографий своих кукол, законченных или в творческом процессе? Просто лично для меня лучше один раз увидеть, чем читать описательный текст.{#}

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ирина, имя написано в конце статьи, мы с вами тезки {#}

Не понимаю – а для чего к теме статьи мои работы? {#} Даже не задумывалась об этом...Не давала мастер –класс или рекомендации по изготовлению самой куклы , техникам, считаю что не доросла до этого и, возможно, и не стану настоящим мастером никогда, здесь ведь еще и талант нужен. Какой именно описательный процесс из статьи вы увидите в кукле?

Я рассказываю о том, что для меня оказалось важным при выборе хобби, о проблемах, с которыми столкнулась и о своих решениях, которые могут пригодиться новичку.

Все "грабли" прошла с нуля, начиная от покупки неверного материала до дерматита. А сколько мучилась со шлифовкой и пылью, сколько пенопласта попортила Моментом и подобными клеями, сколько выбросила кукольных голов с липкими лаками – отдельная история. Я и сечас делаю много -много ошибок, но уже не таких глупых.

Не хочу учить, как делать куклу, самой бы поучиться. Хотя, подумаю, возможно, напишу статью с примерами работ "Антисоветы – не делайте куклу как я" {#}

Спасибо за идею!

ТекСТИЛЬная КУКЛА Марина Murashkina
Ирина ('Творчество..'), а я вот поддержу Irene. Читала статью-опыт с неким удовольствием-предвкушением знакомства с мастером-кукольником, делящимся своим наработанным опытом...когда не увидела никакого конечного р е з у л ь т а т а столь масштабных приготовлений, а увидела м а г а з и н с материалами для творчества, - большая степень разочарования от чтения вобщем-то стандартного маркетингового опуса с некоторым 'подходом' для потребителя.
Я бы с удовольствием познакомилась с вашими работами, т.к. я солидарна в большой части с вашим мнением и подходом к практике. Ольга Егупец, наверняка, не устно на пальцах демонстрировала свой обучающий курс, показав только свое рабочее место и перечислив материалыimage ...ЕЕ ШИКАРНЕЙШИЕ КУКЛЫ подвигли вас и многих на освоение средств исполнения и никак не наоборотimage нужна наглядность не только полками-боксами-контейнерами, но и куклами
Ася и Валерия (moy-bloknot)

Тут МК не об изготовлении кукол , а о подготовке места и инструментов ! И всё очень толково и о собственном опыте !

Я о многолетнем вязании тоже могу посоветовать,но не вяжу уже для магазина.Какие упрёки автору ? Не хочет и не показывает!

ТекСТИЛЬная КУКЛА Марина Murashkina

Что-то вы на два года запаздали {#}...ну да ладно))) Упреков автору абсолютно никаких не было и нет, это просто мое мнение. И тоже - хочу высказываю, хочу нет {#}, т.к. это не просто блог, а публичный МК.

Irene. Летние украшения

Ну хотелось бы увидеть результат этого творческого процесса{#}

Уголок для души.

А мне наборот думается - разложено по полочкам. Можно распечататься и работать по списку!

Ната (NatachaFontanel)

Вы правы , у меня даже не хватило терпения просто "пробежаться "по тексту...

Отличная статья! Спасибо!!!!! Однозначно в Избранное))

Ух! Прочитала с интересом и колоссальным удовольствием! Нужная и полезная информация, да ещё замечательно структурированная. Занимаюсь другими вещами, но статья пригодится однозначно! Спасибо!!!

Спасибо за статью! Очень познавательно и по полочкам разложено {#}

За этой публикацией чувствуется коллосальная работа автора! Спасибо за труд и желание делиться опытом! Успехов Вам!

Огромное спасибо за четкость и конкретность) Забираем в избранное) {#}

Lyme Regis Olga
Спасибо, всегда с большим интересом я читаю исповеди мастеров,которые с большим интересом раскрывают свои секреты и все детали,о которых узнаёшь только в ходе работы! Очень интересно и познавательно!!! Удачи всем в начинаниях! Интересная техника!!! Ещё раз спасибо за статью!!)))))

В избранное!Вдруг пригодится.Очень подробно и разумно.Серьезная работа.Спасибо!

Отдельное спасибо за совет по работе с акрилом! До сих мучаюсь, ибо высыхает просто катастрофически быстро. Вопросик - а калька в результате насквозь не промокает? не разъезжается?
ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ксения, смотря какая калька!

Саму идею я нашла на каком –то форуме моделистов, там писали, что нельзя пергаменты, бумагу для запекания. Купила вроде бы именно кальку и вначале радовалась, поскольку оставляла смешенные краски на час –два, для перерыва.

Но, оставив раз на пару дней, получила небольшую проблемку: внешне не расползлось , но в одном месте, где больше –чаще мешала кистью, как бы протерлось , и мизерные кусочки бумаги начали цепляться за кисть. Наверно, сильно надавливала, слишком активно крутила кистью или еще что. Не училась в художественной школе - всё тяп-ляп по сути.

Сейчас использую только кальку глянцевую (не двухстороннюю матовую ) и довольно плотную, не тоненькую (тонкая даже трудно ложится при изготовлении палитры – у меня начинала скручиваться).

Пользуюсь такой палитрой по несколько дней и пока тьфу-тьфу. Читала, что некоторые и месяц хранят – такой надобности не было, ничего не скажу. И не знаю, кто и как – я делаю новые палитры для каждой куклы, не вижу смысла хранить воду с бумагой, не та экономия.

Еще пробовала несколько бумаг -пленок мужа из его фото-запасов, не получилось ничего.

Какая внешне проблема бывает при хранении: словно краска чуть расслоилась, не знаю как описать, но помешали кистью -и всё.

Вообще у военных моделистов очень много хороших идей – там же в основном мужчины, совсем другие знания и логика, по ландшафтам лучше, чем у них советов – вообще нигде не нашла.

Спасибо за вопрос! Вроде вчера писала, думала, что всё важное отметила... но, оказывается, о многих вещах забыла.{#}

3К (куклы Ксении Квон)
Спасибо за пояснение, мне и не надо хранить их долго-они у меня высыхают вот прямо в процессе рисования, чем очень меня расстраивают-рисую я вот глаза кукле-пока рисовала 1 радужку-краска высохла! А намешать на вторую не получается-оттенок другой, вот и мучаюсь. + дети (у меня двое малышей) постоянно отвлекают минут на 15-30 приходится прерываться.
ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ксения, попробуйте - вы ничем не рискуете, кроме кусочка бумаги.{#} На полчаса уж точно хватит даже на не плотной кальке. Только не забудьте: глянцевой.

Потом приловчитесь и все будет "на глаз" за минуту{#}

ТекСТИЛЬная КУКЛА Марина Murashkina
Ксения, как вариант анти-засыхания можно использовать контейнер-таблетницу (у меня на 7 отделений, есть еще на 2-3-4-5), продается в аптеках, крышки плотные, внутренние емкости маленькие - 1,5*2,5 см примерно), краску не высыхающей держат долго. Аналогичный вариант - маленькие контейнеры от раскрасок по цифрам, когда уже все раскрашеноimage они продаются и пустыми в худож.магазинах. Перед оставлением 'на хранение' открываю все крышки, опрыскиваю содержимое из пульверизатора для цветов и плотно закрываю крышки.
3К (куклы Ксении Квон)
Марина, спасибо за совет! Но мне большие объемы сохранять и не надо, а вот в процессе рисования как раз воспульзуюсь предложенной Автором палитрой. Я там выше описала свою проблему. Сейчас подумала, может я мало краски развожу и поэтому она моментально высыхает?
Декупажное ателье Марианны

Я для смешанных акриловых красок использую контейнеры из-под соевого соуса ( приносят при заказе суши на дом- из плотного пластика). Краска хранится до месяца.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАЛЫШКИ от Лойи

Ксения,если у вас быстро высыхают акриловые краски,то используйте замедлитель высыхания для акриловых красок,тогда они долго остаются влажными)

Uggla

Да, действительно сложно все эти правила соблюсти, но постепенно прихожу ко многим пунктам указанным здесь, в особенности перчаткам. После работы с паперклеем сильно страдают руки, несмотря на кажущийся безопасным состав, кожа на пальцах сохнет и превращается в корочку. Исходя из этого тоже сделала вывод, что если пыль от шлифовки этого материала попадет в легкие, ничего хорошего не выйдет.

Отдельное спасибо за совет про поддержание акриловых палитр во влажном виде, сегодня же применю на практике.

В целом спасибо за конкретные советы. Жаль, что нельзя исключить работу в присутствии ребенка, хорошо еще, что работаю с малыми формами. Про клей и слезы - даа, в точку, бывает и такое, к моему стыду)) особенно перед новогодними праздниками) Успокаиваю себя тем, что сын развивается вмесе со мной, лепит, и клеит с большим удовольствием.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Наталия, в ответе выше, по палитре я написала еще несколько мини-рекомендаций, посмотрите, возможно, пригодится.

По проблемам с руками: увы, это не только касается паперклея, кукол... Моя знакомая мастер по маникюру довела себя до экзем, еще и вкупе с астмой, всё на "авось".Последние годы: траты сил, средств и времени на лечение. Пока безуспешно, только на время помогает.

Любите себя.

Ого-го как все подробно! Ценнейший материал, причем не только для кукольников! Очень понравилась идея с палитрой, с фотобоксом для пыльных работ и просушки изделий.

Спасибо, что делитесь такими "фишками"!

Немного добавлю к теме здоровья: про респиратор и защитные очки многие, как минимум, задумываются. Но вот защитить уши не каждый догадается! Не от шума - от пыли! И это очень серьезно, ощутила на себе. Теперь при пыльных работах обязательно защищаю уши ватными томпонами.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ирина, я как то и не подумала об ушах – очень хороший совет! Просто я в наушниках, под музыку работаю, поэтому видно и не сталкивалась с проблемой. В фотобокс при шлифовке еще вставляю трубу пылесоса и слишком ужасно получается: гравер жужжит, пылесос гудит... а музыка - и настроение и чуть меньше звона в голове.

Irina V.

По анонсу думала пролистаю посмотрю фотографии красивых кукол, а тут такое! Клад советов!! ОГРОМНОЕ спасибо! Идея с фотобоксом просто фантастическая {#}и свои полки буду переделывать, только что поняла почему неудобно хотя занимаюсь не куклами.

Спасибо за ТРУД! !!!! Пошла смотреть сайты музеев.

О да! Это не заметка, а большой научный труд! Преклоняюсь колено, мне, как человеку не способному на десять связных предложений, импонирует Ваше внимание к мелочам и дотошность ( в хорошем смысле этого слова). Ну а подобный системный подход пригодится не только тем кто делает (или только собирается) кукол. Любое творчество необходимо систематизировать, особенно если ты продаешь свои работы. Огромное спасибо за труд и желание делиться опытом!

Отличная статья.{#}

Техника безопасности часто не берется во внимание начинающими мастерами. И наша вечная привычка на авось

Меланья

Очень актуально. Сама недавно смотела передачи Ольги Егупец и пытаюсь освоить куклоделие... Слжно, но возможно... Застряла на глазах.. никак не получается их слепить...

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

А что именно не получается? Мне как-то довольно легко дались глаза, а вот губы, до сих пор "беда"...то до ушей, то в метре от носа {#}

Спасибо!

Сразу в избранное, для внимательного изучения.

Пока , только мечтаю о куклах , но это самое первое , о чем я еще мечтаю image

Статья замечательная,прямо научная работа,несомненно нужная и полезная.Жаль кукол не видно...

Прочла с интересом, сама одно время увлеклась куклами (ах где взять время) после прочтения возникло желание посмотреть, как автор статьи сам использует весь этот опыт), к сожалению на Вашей страничке только материалы, а где же КУКЛЫ!?

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Марина, я не продаю куклы и не планирую, но мне подали интересную идею о статье с советами "как не делать", сейчас обдумываю что и как, и если в голове сложится интересный сюжет, попробую написать статью с примерами своих чудиков. {#}

Дайковская Марина роспись стен

Вот это было бы очень интересно, а главное наглядно. Человек всегда больше верит тому, что видит, чем тому, что слышит))) такова его природа) Тема меня очень интересует, буду ждать. И своими опытами поделюсь, в будущей теме, с примерами)

elena
Здравствуйте, Ирина! У меня вопрос: если Вы не продаете куклы, то куда Вы их деваете? Я, например, увлекаюсь декупажем, продавать изделия не планирую, заставила ими всю квартиру, потихоньку перехожу на квартиры знакомых... Но не вижу перспектив для профессионального роста, так как у знакомых квартиры тоже не резиновые. Прошу прощения, если вопрос показался Вам нетактичным.
ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Елена, очень тактично! Не переживайте.

Я даже не задумывалась вначале о такой проблеме, но уже на второй кукле поняла, что вопрос хранения - один из самых важных, особенно когда речь о таких "крупных" хобби. Решение нашлось случайно: к нам заехала родственница, приехавшая в тот момент в Москву оформлять документы в министерство – она принимала руководство одним колледжем в маленьком городке.

В общем, не важно, что и где, но суть в том, что сейчас и куклы и другие свои поделки передаю им, раньше просто в кабинетах директора –завучей стояли, а в последний год всё переехало в отдельный класс, и мои чудики и работы учащихся. Они, конечно, не из паперклея, ребята делают и из пластилина и из глины, ткани – но очень здорово, лучше, чем мои работы. И лепят и шьют – в колледже несколько творческих кружков. Моих "живых" осталось семь кукол у них, сейчас делаю и медленно и не часто – как раз заканчиваю одну даму, передам и улечу до конца осени, там будут иные занятия.

Елена, если у вас есть интерес – могу узнать о вашем хобби, как раз недавно моя сестра возглавила одно учебное заведение в Москве и тоже приняла его в полуразрушенном виде, сейчас пытается не только решать вопросы учебных процессов, но и делать всё более красивым, думает о занятиях для учащихся вне рамок учебных программ.

Сейчас понимаю, что есть много мест, где любым творческим работам будут рады – с финансированием ну совсем туго, а учатся ребята не из самых состоятельных семей, мягко сказать, для них многое вообще в диковинку. И даже если всего несколько детей вместо "бухания" (увы, так и есть) увлекутся любым творчеством - это уже огромный положительный результат.

P.S. Извините за небыстрый ответ – увы, не было доступа в инет длительное время.

Ого!!! Вот это опыт! Спасибо за полезную информацию,утащила к себе буду вникать image !

Спасибо за исчерпывающий материал! Много полезного.Мне особенно про устройство полок понравилось,очень удобное ршение.

Очень интересно и познавательно! За внимание к безопасности особый респект, а то приходилось читать, как народ увлеченно варит в микроволновке ПВА с краской для бамперов ))

Спасибо за статью, Ирина, очень познавательно не только для новичков, но и для тех, кто просто работает в другой технике создания кукол. Лично мне всегда было интересно, что нужно для того, чтобы лепить. У Вас уже богатый опыт за плечами, и это замечательно, что Вы им поделились.

Чтобы акриловые краски быстро не сохли, могу посоветовать приобрести замедлитель высыхания. При смешивании с краской удлиняет время высыхания до пяти часов. Я сама таким пользуюсь, очень удобно.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Елена, спасибо! Подскажите - а при использования замедлителя нет проблем с лаком? У меня лак - почему-то одна из самых больших проблем... Они не влияют (замедлитель и лаки) друг на друга?

Елена Негороженко куклы •Неженки•

Замедлитель вмешивается в краску и высыхает вместе с ней в итоге, поэтому лак уже не может испортить его, тем более, если лак на водной основе, ведь замедлитель тоже на водной.

Гениально! Про технику безопасности- всеми руками-ногами-ЗА!

Наталья Корекова

Ирина, да, до всего дошла постепенно.Вам большое спасибо!

Очень хорошая помощь новичкам и не только.

В одном МК столько подсказок.

Обидно одно...материалы непомерно дорожают.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Наталья, ну что делать... это не материалы, а всё, кроме жизни дорожает. {#}

У меня еще несколько увлечений, у мужа много лет - и фотография и музыка и несколько "руками" (мебель). А никогда не продавали свои "творения" и не планируем, не тот уровень, просто для удовольствия занятия. А еще у нас четверо детей, которые вроде выросли, но на ноги еще не встали...С этим кризисом и взлетом цен думала, что всё: закрыты удовольствия. Вообще руки опустились.

А потом поняла, что это не верный подход!

Кризис, цены - это не только проблемы, но и время ОГРОМНЫХ возможностей.

Ну никогда не хватало ни на что времени: работа, дети, магазины, шитье, вязание... не перечислить всего, думаю, многие женщины поймут.

Сейчас: в магазины крайне редко, всё равно денег нет. Несколько хобби - чуть отодвинула планы по той же причине.

Откуда- то время появилось и читать и новое изучать ... Это же огромный плюс! {#} Время саморазвития - может быть такие знания получим и идеи, о которых и не мечтали.

Наталья Корекова

Надо же, мы тоже четверых воспитали.{#}

Меня и такими ценами не остановить...эт я так...поворчала.

Спасибо за статью!

Все прочиать не успела, утащила в избранное, дочитаю вечером. С тем, что прочитала полностью согласна. До многих моментов, конечно, доходишь не сразу, а набив шишки.

Чердачные мишки и Ко (passionate)
Ольга, не разочаровывайте в себе! Статья больше о процессе работы, чем о материалах. Напишите подобную для начинающих вязальщиц и многие будут Вам благодарны. Кроме того, Вы сами стали известны здесь благодаря активному участию в благотворительных аукционах, что тоже реклама....

Спасибо! Многое для меня актуально.

Очень подробно и такой основательный подход, я думаю, поможет избежать многих ошибок начинающим мастерам!

Вы крутая image замечательная статья, великолепная памятка по технике безопасности image

Замечательная статья - нет, не статья, целый научно-познавательный труд и кладезь полезных советов! Большое Вам спасибо, здесь очень много ценного не только для кукольников (кстати, мне кажется, что фотопримеры работ сильно ограничили бы аудиторию - по мне, так даже хорошо, что их нет). Очень рада. что я, не купившись на в общем-то не интересующий меня заголовок, зашла и прочитала. Буду изучать подробнее. Еще раз спасибо, вдохновения и удачи Вам!

Ирина, мне очень понравилось! Даже и не помышляла никогда о создании кукол, но Вы заинтриговали. К тому же многие правила применимы и в других видах творчества. Огромное спасибо! Буду еще раз переваривать на досуге.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Валентина, спасибо! Подумайте над начинаниями – при всех сложностях, это безумно интересный вид творчества, сейчас по кукле стало много и книг, и статей - намного легче новичкам.

Тем более, вы создаете авторские украшения и много что пригодится в кукловодстве, у меня было именно так, хотя некоторые вещи стали мне интересны для украшений после кукол – я упоминала в статье гравер Dremel, брала именно для шлифования для куклы, а недавно начала экспериментировать с кусками кабошонов, сколотыми бусинами – думаю у вас они тоже не редки. Оказалось, что не так и сложно подправлять или делать новое из кусочков, вообще создавать нечто уникальное из камней – теперь в магазинчике Камневеды частый гость{#}… Возможно, для вас это уже не ново, я пока в самом начале экспериментов, поэтому всё интересно.{#}

А пистолет клей для чего нужен? Да ещё и много?

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Светлана, а им почти все клею: каркасы в первую очередь. Вначале пробовала моментом, секундным клеем – одни черные дыры в пенопласте. А пистолетом ну совсем просто, даже особо и прижимать долго не нужно. И волосы приклеиваю и вообще склейка большинства деталей из любых материалов. Недавно начала и украшения для куклы пробовать им делать, различные элементы декора композиции.

Но у меня именно много уходит даже без декора: кусочек пенопласта приклеишь – уже полстержня нет. Пользуюсь пистолетом Creative с такими же патронами. Совсем не экономичный.

BRONZO

Ого)))) вот это статейка, спасибо, теперьбуду ждать мастер класса))))

Очень нужная для начинающих статья!

Сама раньше занималась куклами и много шишек набила.

Ирина, не "ведитесь", не обращайте внимание на отрицательные НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ комментарии.

Посмотрите сколько человек забрали в "избранное".

Ценность своего пути..своих проб и ошибок ...Бесценна! И человек говорит о своем пути... Как всегда.. услышит тот кто хочет услышать.Балгодарю за Ваш труд в составлении публикации.

Начало порадовало, очень подробно написано обо всем, действительно, новичку - просто клад! Про технику безопасности никогда я особенно не заморачивалась, а первую свою куклу шлифовала так, что пыль была по всей комнате тонким слоем, который потом увеличился, так как пыль из воздуха осела. Ужас? Да, ужас, и мне тогда было лет 19, вообще не заморачивалась. Вот бы почитала ваше статью в то время, может и задумалась бы

Но вторая часть, про безопасность, как-то все равно уж слишком заморочена. В итоге получается, что те, у кого есть маленькие дети, по определению не должны ничем таким заниматься. Просто представьте, чтобы отойти от рабочего места, нужно все убрать, переодеться, принять душ... Это невозможно, если сидишь дома с ребенком. Про слезы, я в момент могу ополоснуть руки от всякой грязи и никогда не бегу вытирать слезы грязнючими руками. Ночами работать, когда все спят и никто не заходит - это для здоровья еще хуже, чем не принять душ после лепки куклы! (а если не ночами, то когда? на замок не закроешься).

Про палитру для акрила очень полезно, насущная проблема, ибо покупать специальный замедлитель высыхания нет желания.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Екатерина, по моему мнению, клей, аэрозоли, некоторая краска и шлифовка- не совместимый процесс и материалы рядом с детьми. Совсем.

Представьте себе, что такое производство перенесли в детский садик... лаки, краски, изготовление... но все по технике безопасности настроено... сад сдал помещения в аренду.

Что вы, как родитель скажите? Каково будет ваше мнение?

Вот везде описывают, какой замечательный паперклей, ну почти есть можно...Целлюлоза, лава, тальк – где тут яды? Действительно нет ничего страшного, если мы говорим о редких поделках: полепили, отложили. Замечательная вещь. Но нужно отшлифовать изделие - для красоты...

Что такое шлифовка? Без подробностей: мелкая пыль...

Если с подробностями: лава – это половина и более диоксида кремния, если верно помню.

Подумайте: маленький человечек понемногу, не часто, вдыхает эту пыль. Один раз, два... пару лет.

Чтобы понять, чем это грозит, почитайте о силикозе, который сейчас уже – редкость, производства научились защищаться респираторами, очисткой воздуха... Хотя ужас в том, что заболевание неисцелимо и необратимо и в ряде случаев проявлялось через десятилетия...

Потом посчитайте: с одной куклы...всего пару грамм, умножь на пять, на десять на сто – усугубьте это парами клея, аэрозолей и прочее. Совсем другая картина.

Это о лаве... если по каждому средству и составам: отдельная статья на 5-6 листов, если кратко.

Екатерина, конечно, от всего в мире не оградить и только сам человек решает, стоит это делать или нет... может я и сильно переживаю, что не нужно... не знаю.

Не хочу через годы понять, что натворила неисправимых бед, вот это – только не на своем опыте.{#}

Спасибо, очень полезная информация)

Ирина, вчера не хотела писать, но тон некоторых ваших ответов говорит, что вы не до конца понимаете, как работает этот сайт. В вашем магазине все работы с ценами и в категории "готовая работа", т.е. их можно положить в корзину. То, что написано в профиле, мало кто читает. Все остальное вводит мастеров в заблуждение, и в этом не вина мастеров. Если вы еще только обдумываете, открывать магазин или нет, лучше поставить статус работ "для примера". Со статьей я практически во всем согласна, статья ценная, но на Ярмарке важно не только статьи умные писать, но и терпимо вести себя в их обсуждении. ИМХО.

Елена Роспись в подарок

Уважаемая Коломбина, автор вполне терпимо и достойно поясняет свою позицию, то есть проявляет ту самую терпимость, о которой говорите Вы.

Ирина, статья очень нужная и, главное, заставляющая задуматься. Спасибо.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Спасибо большое за совет по "пример" - действительно не подумала, так и сделаю. Последующее сообщение удалено, поскольку не соответвует теме статьи и обсуждению описанного.

P/S/ Начала переделывать и поняла, почему так сразу не получилось, даже и не вспомнила это - нельзя "для примера" в материалах...

Ирина, огромное Вам спасибо за эту статью! Прочитала с таким удовольствием, а от Вашего основательного подхода просто в восторге! Статья - настоящий подарок начинающим мастерам и не только. Я бы даже сменила название, т.к. статья не только кукольникам полезна.

P.s. Сегодня же на обеденном перерыве побегу за перчатками и калькой. За перчатки отдельное спасибо: давно пытаюсь себя заставить, а тут словно волшебный пендаль))) По поводу работы в присутсвии детей у меня тоже все строго - никакой краски, лака, пластики при ребенке ни-ни! а о своем здоровье забываешь....

А на Ваши работы, действительно было бы очень интересно посмотреть... Не как на какое-нибудь "подтверждение опыта" и что-то подобное, а скорее как на работы человека к которому заочно испытываешь симпатию{#} Надеюсь я не слишком коряво выразилась, и Вы меня поймете)

Ну раз никакие другие отзывы о публикации писать нельзя (автор их сразу удаляет, даже не разобравшись), напишу хвалебный image Супер! Классно! Здорово и отлично! Действительно, очень информативно и полезно. И оформлено красиво. Как и магазин Автора.

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ольга, вы не верно поняли удаления. Обратите внимание, что я удаляю и свою несдерженность. Всё-таки лучше обсуждать тему и затронутое в ней, честно говоря это меня сечас волнует, поскольку снова столкнулась с проблемой.

По оформлению магазина - тоже спасибо, искренне. Я постратила почти пол дня на оформление, сама делала банер, аватару, что казалось таким увлекательным... пока у меня пропал интерес даже к мыслям о магазине, но это и не особо важно, даже совсем не важно{#}

Ольга Бородина (вязание на заказ)

Ну так и я в своем комменте ничего плохого сказать-то не хотела - я наоборот обеими руками (и ногами) за рекламу. И я писала статьи, так или иначе связанные с вязанием. Это правильно, потому что реклама - двигатель торговли. И магазин у Вас дейтсвительно красиво и профессионально оформлен.
Я вообще свой первый коммент написала в Вашу защиту от тех, кому нужны были фото кукол как результат описанного Вами процесса image

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Ольга, в любом случае неправ только автор, поскольку он должен думать о том, что делает и о последствиях.

Спасибо вам за понимание{#}

Вот, не читала всего, не осилила))) давно занимаюсь куклами, но чтоб родным доставляло удовольствие мое творчество я не заметила)) да и я очень переживаю за то что мало уделяю им внимания, по тому что,если прет то нужно доделать или просто могз кипит))) В основном мое время ночь, вот тогда я могу со спокойной совестью заниматься куклами или мишками, но даже при этом не выспавшаяся мама тоже не фонтан для семьи, и для здоровья. Но подругому я немогу руки чешутся))) Информацию я изучала перед тем как изготовить свою первую куклу, и была она из запекаемого пластика, только потом я пришла к пластику паперклей, который люблю нежно, за фактуру))) материалы все время у меня пополняются, инструменты у меня постоянные, выбранные опытом и удобством работы с ними, рабочее место есть, но пока маленький ребенок под рукой ничего нет и каждый раз убирается в закрома, не удобно, но подругому нельзя.( материалы опасные и не самые полезные для малышей) Сейчас мало читаю про изготовления кукол, интересно, но информация основная уже мной изучена, дальше только выбор мастера, как, и каким образом изготовить ту или иную куклу. Будь то шарнирная, будуарная или статичная, или тряпичная . Материалы при изготовлении мастера тоже выбирают из своих надобностей и предпочтений. Материалы мастерами всегда предпочитаются натуральные, ну и много еще чего, о чем можно написать или промолчать ведь это опыт каждого мастера, набитый временем, пробами и ошибками. Если есть желание что-то сделать, найти информацию сейчас не трудно, но все таки стоит посмотреть и поучиться у мастеров кукольников. С уважением....

ИраiДушка

Благодарю за инфо!!!!!! Много нового для себя открыла ).

Елена Грибкова (magiabumagi)

Согласна с автором - наша работа подчас не очень полезна с точки зрения здоровья. И безопастность - своя и близких - должна быть первоочередной задачей.

{#}

Отличная и познавательная статья! Спасибо. Прочитав, я поняла, что куклы- это тааааак сложно, так много надо и тааак интересно.

Екатерина

Скажу честно, пока не осилила всю статью( очень спать хочется)), но на комментарий еще силы есть, статья хорошая и полезная. Хотела задать вопрос по поводу вредности самозатвердевающей глины( паперклей) и запекаемой( фимо), читала, что вроде и та и другая подходят даже для работы с детьми, поэтому подумала о какой вредности говорится, а потом увидела Ваш комментарий по поводу шлифовки изделия и поняла))) как то раньше не задумывалась а ведь действительно сколько пыли летит то всегда. Вот у нас девочка на работе , мастер маникюра, для ногтей( чаще всего наращенных- поверьте от их опила очень много мусора) приобрела специальный пылессос , оказалось достаточно удобно и вреда для здоровья меньше)))) если честно хотелось бы еще чтобы была какая нибудь статья по поводу вредности материалов для творчества, понимаю, что в своем роде они все не полезны, но просто какие то больше какие то меньше ( например тем же паперклеем можно с детьми лепить), а вот недавно видела пост у девочки которая тяжело заболела, она перерисовала куклам лица и часто и много пользовалась лаком Клир, оказалось, что он оооочень вреден! И даже работа в перчатках и респираторе не помогла! Он копится в организме и т.д и т.п ( я думаю вы и так поняли о чем я). Что то я разошлась))) а началось все с того , что я просто хотела в интернете почитать насколько вреда эпоксидная смола))) и понеслась.....

ТВОРЧЕСТВО (куклы,ландшафт...)

Екатерина, очень хорошо, что вы задумываетесь о безопасности и ищите информацию. Я с эпоксидкой в принципе не "связываюсь" - это крайне опасно! Многие же оценивают опасность по результату, считая, что если готовое изделие безопасно, то и работа с материалом вреда не нанесет. А с эпоксидными смолами два пути проникновения в организм вредных веществ - и ингаляционный и кожный, кто уже на себе испытал последствия пренебрежительного отношения к безопасности работы с этим материалом, больше к нему не подходят.{#}

Nатали

Спасибо за такую подробную статью! Мне очень пригодиться, планирую летом попробовать свои силы и сделать свою первую куколку))) Теперь я на несколько шагов ближе к задуманному!

Прекрасная статья! Клад для начинающих и уже практикующих мастеров.

ALEFTINA ALLA

Спасибо за такую чудесную подсказку! Прочитала и поняла, что это именно так! От нехватки многого работа долго стоит на месте !!!! Благодарю за замечательный опыт и знания которыми Вы поделились !!!!

Марина

Ирина, огромное вам спасибо за статью! Очень много всего о куклах есть в интернете, а о безопасности вот только вашу статью пока встретила. Начала делать куклу по видео Ольги Егупец. У нее все так легко и просто. На деле оказалось не все так просто. По ходу работы появилось много вопросов, которые не знаешь кому задать.

Появилось и к Вам несколько вопросов, если не трудно, ответьте, пожалуйста.

Какого размера фотобокс лучше приобретать?

Какой именно гравер вы используете, оказалось их очень много, а самое главное, какие насадки дополнительно приобрести? Большое спасибо за идею с вращающимся подносом от ИКЕА! Обязательно ею воспользуюсь.

Еще вопрос: макетный нож. Резала пенополистирол обычным кухонным, измучмлась. В интернете у макетных ножей маленькое лезвие, удобно ли будет резать им толстый лист?

Отличная идея с организацией рабочего места, особенно с полками на столе. Задумалась, как бы мне эту идею воплотить в жизнь. Купила огромную лупу с подстветкой на струбцине. Может, не с того начала, но, главное, начало положено.

Спасибо вам за Ваш труд, за идеи и терпение!

Очень интересно и достойно изучения! А почему Вы не рекомендуете воско-масляную темперу? Прошу прощения, если подобный вопрос уже задавался. Я еще не все комментарии прочла.

Пришла прочитать про изготовление кукол, а наткнулась на монументальный труд по организации рабочего места и технике безопасности image По большому счету, все правильно.

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email