Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Как учатся в Германии взрослые дяди и тети. И что такое «слабоумие». Январь 2015.

Как учатся в Германии взрослые дяди и тети. И что такое «слабоумие». Январь 2015.

03.02.2015 19:34     Просмотров: 1455     Комментариев: 16     
Как учатся в Германии взрослые дяди и тети. И что такое «слабоумие». Январь 2015. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Как учатся в Германии взрослые дяди и тети. И что такое «слабоумие». Январь 2015.

Итак, с 26 января я учусь на курсах, готовящих социальных работников для работы в домах престарелых. Как я на них попала, я писала чуть выше. Сегодня хочу рассказать о том, как проходят курсы и чему учат.

Курсы проводит местная католическая благотворительная организация. Вообще в Германии почти все поделено на две христианские организации, управляющие многими, так скажем «а-ля государственными» учреждениями: католические и евангелические. По-немецки это звучит, как «католиш» или «евангелиш». На днях на курсах одного из наших студентов (56-летнего) спросили, он кактолиш или евангелиш, на что он мудро ответил: «Евантолиш». Мне понравилось!!! Бог-то один, а конфессии разные))).

Так вот эти католиши и евангелиши разделены на две организации: Каритас и Дьякони, соответственно. Например, Дьякони заведует  воспитанием и образованием, оказывает помощь бедным, старикам, инвалидам, опекой и отчетностью по опеке и прочими вещами.  Все больнички тут тоже поделены на католиш и евангелиш, хотя совершенно не важно, кто ты по вероисповеданию, чтобы попасть в больничку.

Наш дом престарелых относится к католиш, но, несмотря на это, там проводятся как католические, так и евангелические богослужения для старичков. Соответственно, оплату всех зарплат в доме престарелых тоже производит Каритас, т.к. наш дом приписан к Каритас. Говорят, что у Каритас самые высокие оклады, но это со слов моих коллег.

Вернемся к учебе. Учебу проводит Каритас. Как я уже писала в одной из своих заметок, курсы называются «повышением квалификации» и длятся 2 месяца, из которых 1 месяц – теория, второй – практика. Практику студенты должны себе сами организовать в каком-нибудь доме престарелых. Они должны найти ближайший или тот, в котором хотят в дальнейшем получить профессию, договориться там о практике и принести в Каритас бумажку-подтверждение, что их взяли на практику.

Вообще для этих курсов я заполнила около 30-ти всяких бумажек; бумажка тут, как и в России – все! Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек!

В группе у нас 17 студентов, в возрасте от 27 и до 59 лет. Из них реально повышают квалификацию только трое. Остальные до этого имели совершенно другие профессии и вот на старости лет решили вдруг заняться стариками. У нас есть и парикмахер, и механик, и воспитатели дет.садов, и психотерапевт, и владелица модного магазина, и еще куча всех… В группе есть 2-е мужчин, чему радуются все наши преподаватели! Профессия это женская, меньше 1% в ней работают мужчины. Мужчины у нас странные, на мой взгляд. Один молодой, 35 что ли ему. Механик бывший, ну очень странный тип, на мой взгляд. Второй нормальный, ему 56 лет, но он весит примерно 160 кг. Как он собирается играть со стариками? Там надо как коза молодая скакать по всему залу, когда за мячиком бегаешь, например… Ну да ладно, дело житейское. Почему эти люди решили вдруг пройти такие курсы? Они все отчаянно нуждаются в работе, не имеют какого-либо приличного образования и в тайне надеются, что их с этим сертификатом возьмут в какой-нибудь дом престарелых. Но печалька в том, что туда не так-то и просто устроиться. Тупо нет денег, чтобы набирать новый персонал. Или почти везде берут на пол.ставки, а наши студенты хотят не менее 35 часов в неделю. А на пол.ставки берут из-за сложностей с кормежкой стариков. Там вообще Санта-Барбара с этой кормежкой, прямо хоть отдельную заметку пиши про это)).

Вернемся к процессу обучения. Пока что в план обучения входят такие предметы, как гигиена, основы медицины (касаемые слабоумия), коммуникация, и что-то еще, труднопереводимое на русский))). Преподаватели все разные и очень самобытные. По коммуникации, например, у нас женщина-Мик-Джагер в старости))) Вот лицо ее один в один, и даже некоторые движения как у него))). По труднопереводимому предмету - старушка лет 70-ти – премилое существо, которая всегда пускает слезу, когда говорит о стариках, а говорит она о них через предложение))).

По сути предметов: ну с гигиеной все понятно хотя бы – просто не хочется жить после этих лекций, так вся жизнь, судя по рассказам и фильмам, показанным на лекциях, кишит бактериями, спешащими нас всех уничтожить; с медициной – супер - ее нам преподает мед.сестра, которая специализируется именно на работе со слабоумными; со старушкой тоже все более-менее ясно; а вот с Миком Джагером беда просто… Наша тетя Мик-Джагер реально занимается коммуникацией, т.е., говоря проще, болтовней с нами обо всем подряд, за что зацепится язык. Из каждой лекции, которая длится от 60 минут до полутора часов (в зависимости от расписания), тетя по теме предмета нам рассказывает буквально 2-3 предложения, а дальше начинается болтовня.

Болтовня эта меня убивает, потому что ее поддерживают все практически все 17 человек в группе. Молчат полька, еще одна русская женщина и я. Мы молча злимся и ждем, когда же нас за наши 900 евро начнут обучать. Это мне повезло, что мое обучение оплачивает мой работодатель, а вот остальные-то платят из своего кошелька. Но с другой стороны мне интересно наблюдать и слушать, как себя ведут  немцы и о чем они запросто говорят. А говорят они о самых разных вещах. Я даже записываю темы, чтобы потом рассказать вам))). Меня совершенно убивает эта непосредственность в плане обсуждения совершенно женских тем в присутствии 2-х мужчин. Например, все мы теперь в группе знаем, во сколько лет начались месячные у «Мика Джагера»; какие прокладки и как именно их использует одна наша студентка; как впиваются в зад стринги, из-за чего она их больше не носит; как было бы круто переспать с мужьями своих дочерей; какие мужики все недотепы и тупицы; как дебилы-мужики не могут найти в шкафу свои вещи; как надо воспитывать детей; как НЕ надо подавать женщине пальто или отодвигать в ресторане стул; и многое другое. А самое странное, что мужики терпеливо молчат и ничего не говорят поперек… Тихий ужас, в общем.

Слава Богу, что Мик Джагер у нас не каждый день «преподает»…

Еще пару слов хочу сказать о немцах в группе. В основном, это женщины за 50. У нас только одна девочка 27-ми лет и пара сорокалетних теток, включая меня. Остальные – все за 50. Уровень образования у всех разный, однако, иногда безграмотность в элементарных вещах меня реально убивает. Например, НИКТО из группы не знал, что такое аксиома. Ну как можно этого не знать? Или НИКТО не знает, что такое эмпатия. Ну ладно, с эмпатией сложнее, это больше из раздела психологии. На гигиене лектор упомянул стафилокок. Все в один голос стали спрашивать, что это такое. Или вот для немцев открытие просто, что во время простуды надо пить теплый чай с медом. МЕД??? Реально ноу-хау просто для 50-тилетних теток. У одной тетки горло болело, я ей посоветовала лимон на дольки порезать и с медом кушать. Она через два дня мне в ноги кланялась и спрашивала, не доктор ли я по первому образованию))). Немножко отступлю от группы и скажу про мужа. У него тут насморк начался. Мы с моей мамой сразу же ему посоветовали полоскать нос теплой водой с морской солью. Он полощет (что привело меня в шок, обычно он от всего «русского» отказывается, называя это шарлатанством), ему помогает, за 2 дня насморк прошел. Он позвонил своей маме и, подпрыгивая в кресле от счастья, рассказал ей про эти полоскания. На что свекровь аж просила передать мне трубку и спросила меня лично, не доктор ли я точно по образованию))).

Немного слов по поводу метода преподавания. В этой «школе», так назовем эту католическую отрасль Каритаса, свой особый стиль – интерактивное обучение. Видимо, именно поэтому Мика Джагера вечно уносит по волнам интерактивности. Но вообще эта интерактивность дает возможность студентам запросто прерывать преподавателя, не просто задавая вопросы, но и приводя примеры из своей жизни или практики, обмениваться мнениями, спорить, обсуждать, анализировать и прочее. Очень хороший метод, мне нравится. На занятиях в итоге постоянно строится диалог, нет рутины, нет долбежки и тупого зачитывания материала. Все лекционные материалы заранее распечатаны и выдаются нам на руки постепенно – для каждой лекции своя порцайка. На распечатках есть широкие поля для собственных пометок. Это тоже удобно! Особенно мне, а то я пока не смогла бы конспектировать с моим-то корявым немецким.

В общем, от самой учебы, от группы в целом, от всего пед.состава я в полнейшем восторге! От полученной информации я тоже в восторге.  От себя – тоже - совершенно не ожидала, что я когда-либо захочу работать со стариками, да еще и слабоумными, что буду жадно слушать лекции на эту тему и хотеть скорее вернуться на работу, чтобы воплощать постигнутое на лекциях на практике.

И в заключении я бы хотела немного рассказать о старичках в домах престарелых. Лишь после моей учебы я стала понимать, почему они там оказались, зачем и для чего. Мне стало ясно, почему они себя ведут так или иначе, говорят то или другое, поступают так или по-другому. Все «веселые» истории про старичков, которыми я делилась раньше, вытекают из одного единственного диагноза, звучащего по-немецки как «деменц», а по-русски как «слабоумие». Все эти истории про «фарш» в перцах, блох в голове, нежелание снова покупать путевку в «такой отель» и прочие хи-хи и ха-ха, описанные мною в заметках выше, имеют под собой вескую причину.

Слабоумие – это старческая болезнь, в редких случаях приходящая к 50-тилетним людям, и в основных – к тем, кому за 65. Болезнь молодая в плане изучения учеными, ей от силы лет 30-35. Причины слабоумия до сих пор не известны. Просто в какой-то момент времени ваш мозг вдруг начинает «сдавать». Каким образом? Просто в разных отделах мозга между нейронами, передающими различные информативные сигналы, образуются отложения белка. Они как бы закупоривают то пространство, через которое раньше поступала информация. В итоге клетки той или иной области мозга просто отмирают. В результате человек не умеет больше думать о самых простых вещах. Например, он может сидеть перед тарелкой с едой и реально НЕ ЗНАТЬ, что еду надо кушать, и что лежащие рядом с тарелкой приборы – это такие штуки, с помощью которых едят. Поэтому и фаршированные перцы вызвали у старушки искреннее удивление. Она РЕАЛЬНО не знала, что это такое.

У таких людей повреждены разные отделы мозга, отвечающие за ориентацию в пространстве и времени – тогда человек не понимает, какое время года, какое время суток; они спят днем и ходят ночами. Или же страдает речевой отдел, и они перестают говорить. Может быть поврежден отдел, отвечающий за память, и они не помнят почти ничего после 47-ти лет. Странная дата, но почти у всех так. Например, у нас принято всех постояльцев называть по фамилии и на «Вы». И вот, например, есть одна старушка, которая никогда не отзывается на «Фрау Венделер», а вот если ее назвать по имени, она сразу же реагирует. Просто дело в том, что она не помнит, что была замужем и получила фамилию Венделер, а вот себя по имени Анита она идентифицирует.

У слабоумия есть свои стадии. Если определенные симптомы, в виде забывчивости, дезориентации, неряшливости, потери социальных контактов и прочего проявляются более 6-ти месяцев, то стоит идти к врачу. Это 100% первая легкая стадия слабоумия. К одной из разновидностей слабоумия относится и болезни Альцгеймера и Паркенсона.

К самому огромному сожалению слабоумие не лечится никак. Оно просто прогрессирует, и в итоге человек превращается в лечажий овощ, который уже ничего не соображает.

Слабоумные старики - это не дети. Это взрослые люди, с богатейшим опытом жизни и своим индивидуальным миром, как и все мы. Слабоумие необходимо просто принимать таким, какое оно есть, и помогать этим людям жить той новой жизнью, в которую они попали. Многие из них не понимают, почему они стали забывчивыми, почему не понимают того или иного, почему не помнят элементарных вещей. Им от этого плохо, некомфортно и стыдно. Они замыкаются в себе, и тогда прогрессия в овощ происходит очень скоро. Именно для того, чтобы оттянуть эту «овощную» стадию и были созданы дома престарелых, где опытные обученные сотрудники понимают причины и протекание болезни и знают, как и что делать, как общаться с такими стариками и как за ними ухаживать. С одной стороны, это не сложно. С другой, попробуйте себе представить такого больного в своей семье: старик ходит ночами везде, может выйти на улицу в чем был и уйти неизвестно куда, и больше не вернуться. Он может поливать цветы горячим чаем или кофе и хранить ботинки в холодильнике. Он может размазать еду по столу и лепить из нее куличики, он может засунуть вилку в глаз и выходить в окно, а не в дверь. Он может съесть все таблетки в доме. Он может кричать по каким-то причинам сутками напролет и не давать никому жить. Он может уйти в магазин и купить там все, что ему вообще не надо, потратив ВСЕ свои деньги. Он совершенно не понимает, кто все эти люди в квартире и почему они тут живут. Он не понимает, куда делась его мама (жена, муж и т.д.). Он может неделями не мыться и не есть, утверждая, что только что помылся и поел.

И при всем этом вам надо ходить на работу и вести обычную жизнь. Как можно оставить такого старика ОДНОГО даже на 15 минут, не говоря уже про целый день? И при этом, понимать, что он не дурак или дебил, а обычный человек, просто потерявший возможность полноценной жизни? Ведь для этого старика засунуть ботинки в холодильник – это НОРМА. В этом он не видит ничего странного. Потому что мозг ему так все объясняет…

Это я пишу для тех, кто пару раз бросил мне такие фразы, типа «немцы козлы и эгоисты, им лишь бы своих родителей сбагрить, и облегчить свою жизнь». Нет, друзья мои, это жизнь старикам облегчается, а не детям. Эти старики в домах престарелых смогут дольше оставаться «трезвыми» умом и проживать более-менее полноценную жизнь, благодаря профессиональному уходу.

Кроме того, в Германии «сдают» стариков в последнюю очередь, когда болезнь уже явно запущена. Этот факт совершенно безрадостный, т.к. поступи старик в дом престарелых раньше, болезнь приостановилась бы. А дети чаще всего просто отказываются верить, что с их родителями что-то не то, они тянут резину, надеются, что родителям станет легче, тем самым делая лишь хуже.

Работа социального сотрудника заключается в том, чтобы помочь старику почувствовать себя в своей тарелке, дать ему понять, что с ним все в порядке. Например, особенно сложно это с теми, у кого поврежден отдел памяти. Представьте ситуацию: у старушки умер муж. А она об этом не помнит. Она все время спрашивает, где же ее Ганс. И каждый раз при ответе «Фрау Висманн, Ваш муж умер» ее охватывает шок, будто она узнала это впервые! КАЖДАЙ РАЗ! А о том, что ее муж умер, она уже и через 10 минут не помнит… Нельзя же старушке столько раз причинять боль, напоминая, что муж умер. Вот нас и учат, как общаться с такими стариками, как избегать ситуаций, в которых человек будет понимать, что с ним что-то не так.

Для досуга мы организовываем самые разнообразные мероприятия, на которых так или иначе мы провоцируем мозг хоть на какой-то треннинг. Это могут быть простые арифметические задачки. Но поверьте, если у старичка поврежден отдел мозга, отвечающий за счет, он реально НЕ ЗНАЕТ, сколько будет 1+1. Просто не знает и никогда не решит эту задачу. Кроме задачек с цифрами, мы играем в различные викторины, в которых вопросы составлены так, чтобы старик точно смог ответить. Дело в том, что информация, заложенная в мозг в самом раннем детстве почему-то остается в глубинных отделах мозга. Т.е. старички почти все помнят наизусть песни, которые часто пели в детстве или в жизни. Песни – вообще уникальная штука. Она даже лежачих овощей касается. И люди, годами не разговаривавшие, вдруг могут вслед за вами запеть знакомую песню. Вопросы в викторинах разные, например: «Назовите как можно большее количество мужских имен на букву М»; «Назовите животных, живущих на ферме»; «Перечислите реки Германии» и т.п. Кроме мозговых штурмов мы часто играем в игры, где в движение приводятся руки, ноги и есть хоть какая-то гимнастика. Например, старички обожают играть в импровизированный кегельбан. Всех рассаживают в круг, в центр ставят кегли, дают  старичку мяч, которым он пытается сбить кегли. Если страичок в инвалидном кресле, да еще и скрюченный контрактурой (это мышечный спазм), мы все равно вкладываем ему в руки мяч и вместе с ним (а вернее, вместо него) бросаем мяч. Часто мы играем в кубики (у нас 3 таких здоровых поролоновых кубика): бросаем их стразу три, кто выкинет самое большее кол-во точек – победил. В такие простейшие игры, как кубики и кегельбан, старички играют с диким восторгом! Кроме игр самым популярным времяпровождением являются богослужения и песнопения. Это все тоже проходит на «ура». Раз в месяц, как я уже где-то писала, мы устраиваем им «салон красоты», где делаем массаж рук, пальцев, плеч и шеи, красим ногти лаком и болтаем обо всем, как обычно болтают тетки в салонах. Игр для слабоумных стариков не так уж и много, литературы на эту тему тоже мало, но постепенно западный мир копит все больше и больше информации на тему этой болезни.

Пока что до игр в школе мы не дошли. Поэтому я описала лишь то, что успела делать за 2 месяца работы в доме престарелых. А на обучении нас еще ждут ролевые игры, где мы будем разыгрывать возможные сложные ситуации со стариками; разбор различных методик и подходов к слабоумным больным и их родным; обучение игровым материалам и многое другое.

Кроме игр и так скажем, развлечения, очень важным моментом являются прикосновения. Я когда-то давно читала книгу одну про языки любви, одним из которых является язык прикосновений. Так вот в книге мудро подчеркивается, что в жизни больше всего прикосновений не хватает именно старикам. В школе нас тоже учат как можно чаще тактильно общаться с ними – брать за руку, гладить руки, плечи, обнимать ладонью за щеку, как это делала мама в детстве или любимый муж, давать старикам этими прикосновениями важную информацию – их любят, ценят, уважают, охраняют, защищают. Я кинестетик по жизни и мне очень нравится эта часть работы, я с удовольствием «трогаю» старичков)))!!!

На этом закончу и буду копить дальше забавные истории и рассказывать их вам, только уже с легкой грустью от осознания того, что забавы-то на самом деле, тут маловато.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз