Первый в Москве, второй в России.
Здравствуйте, дорогие друзья! Хочу представить Вам нашу новую готовую работу. Работа с историей, других не делаем Поэтому заметку начну немного издалека, а именно с истории из детства Скажу сразу, заметка большая. Не умею кратко, извиняйте Но для тех, кто ждет фото, сразу скажу, что они обязательно есть и много — и фото процесса, и фото результата - просто пролистайте ниже.
***
Как-то лет 7 назад мы поехали погулять на Красную площадь. И мне, и Мише очень нравится это место - это живая история, это центр родного города, это величие архитектуры. Пока мы жили в Москве, старались пользоваться любым удобным случаем и съездить туда. Но дела-дела-дела... И поэтому вместе мы там были всего-то два раза В первый раз мне удалось снять, как Миша гладит кирпичную кладку Извините за качество фото, снято на сотовый, конечно. Второй раз заехали зимой после работы вечером и гуляли до ночи ...
В эту вторую прогулку я и вспомнила интересную историю из своего детства.
Мне было шесть лет, когда родители привезли меня на Красную площадь. Ощущение пространства было удивительное... лепота! Но больше всего меня поразило, что в самом сердце Москвы (я запомнила папины слова, когда он говорил, куда мы едем) стоит памятник двум людям, которые:
«не Ленин» (то, что Ленину положено быть везде в 1982 году уже прекрасно понимала)
«не поэты» (памятник А.С. Пушкину я уже знала и про то, что «у лукоморья дуб зеленый», конечно, тоже),
которые «не космонавты» (про Гагарина я тоже, конечно, знала)...
В этом памятнике мне все было удивительно: одежда у людей какая-то непривычная, позы у них напряженные, меч огромный и щит...
Но больше всего мне запомнились папины слова, что этот памятник в Москве был поставлен первым. До него в Москве не было ни одного памятника!
Как? еще ДО памятник-Пушкина?
До моего любимого памятник-Пушкина?
*******************************************************************************************************************
Немного отклонюсь от основной темы. Почему так смешно пишу - «памятник-Пушкина»? А вот почему У Марины Цветаевой есть потрясающий очерк «Мой Пушкин» (проза), и я и Миша читали его в журнале «Наука и жизнь» от 1967 года еще детьми (у обоих дома была вся подборка журналов с 1950 г.! родители позаботились). Там очень точно все про памятник Пушкину написано! Уже взрослыми, мы поняли, что в детстве у нас очень схожие были ощущения, правда в отличии от Цветаевой, и я, и Миша жили от центра Москвы далеко Вот небольшой отрывок из которого станет понятно написание «памятник-Пушкина»:
«Памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник-Пушкина, в одно слово, с одинаково непонятными и порознь не существующими понятиями памятника и Пушкина. То, что вечно, под дождем и под снегом, - о, как я вижу эти нагруженные снегом плечи, всеми российскими снегами нагруженные и осиленные африканские плечи! - плечами в зарю или в метель, прихожу я или ухожу, убегаю или добегаю, стоит с вечной шляпой в руке, называется "Памятник Пушкина".»
*********************************************************************************************************************
Памятник на Красной площади действительно появился там «до».
До всех других памятников в Москве!
Да и в России он был ВТОРЫМ за все время существования нашей страны!
Вы, конечно, уже прекрасно поняли, что я говорю о памятнике Минину и Пожарскому.
Я не буду описывать здесь историю создания памятника — ее можно найти в сети. Скажу только, что поставлен он был в 1818 году и отлит из латуни и меди. Построен он на народные деньги, собранные по всей России с 1809 по 1811 год.
Это символ Свободы России и силы ее Народа!
Для нас с вами принципиально важно, что первоначально памятник установили в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
Вот фото и рисунки, отражающиее первоначальное местоположения памятника на Красной площади.
***
А теперь пришло время рассказать про нашу работу.
Это большая настенная ключница из дуба, на дверце которой Миша изобразил памятник Минину и Пожарскому на фоне современного ГУМа, т. е. на старом месте — там, где он стоял ДО 1931 года.
Согласитесь, непривычно видеть за памятником ГУМ вместо Храма Василия Блаженного. Но именно это историческое место памятника! Именно на этом месте состоялось его торжественное открытие в марте 1818 года.
Есть еще один интересный и важный момент.
Здание современного ГУМа было построено в 1893 году. Оно было возведено на месте старого здания Верхних Торговых рядов. На следующем фото вид на старое здание Верхних Торговых рядов через Красную площадь. Можно различить и памятник на своем законном месте!
Во время строительства ГУМа памятник Минину и Пожарскому стоял на старом месте и оставался там вплоть до 1931 года. Таким образом, посетители Красной площади могли видеть памятник на фоне ГУМа — т. е. именно так, как изображено на дверце ключницы — в период с 1893 г. по 1931 г.
Вдумайтесь только в историю этого места и этого памятника...
Памятник стоял на этом самом месте в 1894 году, когда по Красной площади проехал кортеж будущего последнего русского царя Николая II, который ехал на коронацию в Успенский Собор Кремля.
Именно там стоял памятник, когда Москва встретила первую зарю 20 века... такого судьбоносного для России.
Строительство мавзолея происходило прямо напротив памятника с 1924 г. по 1930 г.
Так много истории в этом рисунке на ключнице...
Фото процесса. В этот раз я постаралась снять, как Миша рисует. Хорошо, что он совсем не обращает внимания, когда я суечусь вокруг с фотиком
Следующий кадр сделала при дневном освещении.
Изнутри ключница обтянута натуральной кожей, цвет черный, матовая с крупной зернистостью. Фурнитура как всегда итальянская, латунь. Ключница покрыта натуральным мебельным маслом с тонирующим эффектом. Балюстрада с резьбой тонирована в более темный оттенок, чем основной тон ключницы. Тонирование Миша всегда делает художественное, т.е. не просто покрывает маслом поверхность дуба, а делает это неравномерно - уголки, впадины и стыки темнее, чем вся остальная пверхность. Получается настоящий винтажный эффект, поверхность более сложная, есть за что зацепиться взгляду
******
Не хотелось бы здесь политизировать, но друзья мои, глядя на этот памятник и вспоминая его историю, совершенно отчетливо понимаешь, что Россия всегда была лакомым куском для завоевателей. Наши богатства, наши просторы, наш талантливый народ — исторически не дают покоя очень и очень многим
История нашего Отечества полна драматизма...
Но всегда! ВСЕГДА наш народ был сильным духом
и всегда мы побеждали наших врагов.
Будем помнить о наших предках, гордиться ими и брать с них пример
Мы долго думали, как назвать ключницу... и назвали ее просто - «1612».
Это год, когда ополченцы, под предводительством Дмитрия Пожарского, взяли штурмом Китай-город и вынудили поляков отступить в Кремль. Те недолго продержались за крепкими стенами. Понимая безвыходность ситуации, польские паны капитулировали. Случилось это 4 ноября 1612 года. Вражеский гарнизон сдался на милость победителей и это стало принципиальным переломным моментом в истории России.
Скажу вам откровенно, я получила огромное удовольствия наблюдая, как Миша рисует этот сюжет. Настолько очевидно было, что он ему очень нравится и очень вдохновляет! Вообще вся ключница сделана на одном дыхании и на подъеме. Надеемся, у нее сложится счастливая судьба
Надеюсь, Вам было интересно!
Ваша Лида Силаева
P.S. Приглашаю прочитать еще одну очень увлекательную историю про другую нашу работу