Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > «Я сам себе выбрал путь»: художник-иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев

«Я сам себе выбрал путь»: художник-иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись
«Я сам себе выбрал путь»: художник-иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

После публикации о замечательном художнике-иллюстраторе Леониде Владимирском я решила создать небольшой цикл статей о художниках-иллюстраторах. И о забытых детских книгах!

Следующий, о ком я хочу рассказать, Алексей Михайлович Лаптев — создатель образа всем известного Незнайки. 

А.М. Лаптев (1905–1965) родился и жил в Москве. Вот как вспоминал он о своих первых художественных экспериментах: 

«Когда это началось? Память сохраняет едва заметные следы. Листочки писчей бумаги, нарезанные мамой помельче для экономии. Я рисую лошадок, их живая очередь движется быстро. Словно целые табуны скачут передо мной. Рисовать мне нравится. Этому научила меня мама. Сколько мне лет? По-видимому, года три...

Рисовать запоем я стал очень рано. Рисунки лет трёх уже были довольно умелыми. С натуры я рисовал, помню, когда мне было лет семь. Рисование по воображению (куда входили и иллюстрации) и натурное рисование шли рядом. Несказанно радовался, когда что-либо получалось. Я любил свои рисунки и играл в них, как в игрушки. На своей кровати я раскладывал свои произведения и подолгу рассматривал их. Индейцы скакали за кем-то в погоню, казаки с шашками наголо летели на конях, гремели выстрелы, переживания сопровождались эмоциональными восклицаниями — шла игра.  Рисунки накапливались, они уходили в архив к маме (она тщательно всё собирала). Любопытно, что я почти никогда не делал перерисовок с картинок. Это было мне как-то неинтересно. По-видимому, меня очень занимал сам процесс рождения образа ниоткуда...

Сейчас я задаю себе вопрос: что побуждало меня и побуждает детей вообще рисовать безостановочно и с таким рвением? По-видимому, сам процесс воплощения на бумаге своих представлений и наблюдений. Жизнь интересовала не только чем-то особенно броским и запоминающимся. На одном из ранних рисунков изображено старое ведро, брошенное на лужайке. Увидев его, я с интересом сел и рисовал. Только теперь я понимаю, что могло быть толчком для этого. Ведро — единственный предмет на широкой ровной луговине -подчёркивал пространство простора лужайки. На протяжении всей своей жизни я постоянно убеждался, что даже самый невзрачный объект может быть интересным для изображения. Фактически не осознавая того, я тогда сам себе выбрал путь: уметь рисовать всё». 

С 1925 года А.М. Лаптев работал художником-иллюстратором в журналах, потом в области книжной графики. С 1956 года Лаптев — художник журнала «Весёлые картинки». 

А.М. Лаптев одним из первых проиллюстрировал стихи А.Л. Барто, а также придумал образы того самого носовского Незнайки и его друзей, которые известны во всём мире. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л.Кудрявцева).

Он не только иллюстрировал детские книги, но и писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, создавал автолитографии на историко-революционную тему, сочинял стихи для детей, делал из глины, дерева и бумаги игрушки, продолжающие художественную традицию народного творчества, работал в скульптуре малых форм.  

Также А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Поднятую целину» М.А. Шолохова и др. 

В качестве автора и художника Алексей Михайлович создал книги для детей: «Патефон», «Забавные малыши», «Веселые картинки», «Как я рисовал в зоопарке», «Футы-нуты», «Забавные картинки», «Лесные диковины», «Малыши», «Раз, два, три…» и др., подготовил учебные пособия «Как рисовать лошадь» и «Рисунок пером». 

Алексей Михайлович Лаптев был очень талантливым и добрым человеком. Он нес радость и взрослым, и детям. В нем, как в волшебной шкатулке, постоянно рождались и роились стихи, а зоркие глаза художника замечали смешные и интересные детали нашего смеющегося мира.

Показ иллюстраций начну с Незнайки. 

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (1954)

художник

иллюстратор

детская книга

незнайка

приключения

стихи

картинки

рисунки

Еще одна замечательная книжка для детей — «Футы-Нуты»Алексея Лаптева. 

«Жил-был озорной мальчишка-непоседа по прозвищу Футы-Нуты. Был он художником и рисовал все, что видел. А еще он сочинял веселые стихи.
Если ты загрустил, если у тебя плохое настроение, скорее открывай нашу книжку, и хорошее настроение не покинет больше тебя.»

Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок». Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей.

Алексей Лаптев «Веселые картинки». Первое издание было с черно-белыми иллюстрациями. Позже книга была переиздана в цветном варианте.

Алексей Лаптев «Забавные малыши». 

Алексей Лаптев «Раз, два, три». 

Иллюстрации к сказке А. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Иллюстрации к басням И. Крылова.

 Спасибо за внимание! Буду продолжать цикл публикаций о художниках-иллюстраторах!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email