Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Потрясающая мозаика древнего Узбекистана

Потрясающая мозаика древнего Узбекистана

Виды творчества:   Керамика
Потрясающая мозаика древнего Узбекистана | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хочу поделиться с вами своей мечтой. В детстве прочитала книгу Самуэллы Фингарет «Друзья из Сары-Тепе» и влюбилась в город Самарканд. Собирала о нем открытки, фотоальбомы, изучала заочно. Много лет мечтаю туда попасть и увидеть «Украшение лика земли» — как называли Самарканд древние поэты.

Именно в детстве меня навсегда покорила сказочная архитектура этого города: мечети, усыпальницы и минареты, покрытые потрясающей мозаикой. Именно про нее хочу рассказать сегодня.

Историческая справка

Итак, Самарканд — один из древнейших городов мира, столица древнего государства Согдиана. Ему 2,5 тысячи лет. В 14 веке он стал столицей империи Тамерлана. Великий правитель со всех уголков своего огромного государства собрал талантливых архитекторов, ремесленников, художников и приказал им построить новые здания. Для отделки построек мастера использовали керамическую плитку - майолику, создаваемую тут-же, в ремесленных мастерских.

Майолика — общее название изделий из обожжённой цветной глины. Плитки лепятся из цветной глины, покрываются глазурью, расписываются и только затем обжигаются в печи. В результате глина и краски сливаются в единое целое и получается яркая керамическая «картинка». Как искусство, майолика, была известна ещё в глубокой древности в Египте и других восточных странах, где очень часто использовалась цветная плитка для отделки стен.

Состав плиток, использованных для облицовки зданий в Самарканде, Бухаре, Хорезме, уникален. В каждом из древних городов существовали свои художественные школы,  был разработан свой состав майолики, который современные реставраторы не могут воспроизвести полностью — выполненные в современности образцы плитки тускнеют через несколько лет, тогда как древним более 600 лет и они сохранили яркие и сочные цвета. 

Цветовая гамма керамической плитки древних построек Узбекистана — золотой и всевозможные оттенки синего. Религиозные здания традиционно украшали синими куполами и фасадами, пытаясь приблизить их к небу, а растительный орнамент ыл прообразом рая на земле.

В облицовке стен зданий древние зодчие использовали наборную кашинную мозаику. Технология создания такой мозаики из керамической плитки очень сложна. Ещё не раскрашенную глиняную плиту разбивали на части, каждой детали вручную придавали нужную форму и цвет, обжигали и собирали в цветной орнамент. А иногда даже лепили соответствующую форму и после глазуровки и обжига собирали как пазлы. Представьте, при таких сложных технологиях постройка занимала всего несколько лет, например, мечеть Биби Ханум строили 5 лет.

На фото представлен процесс создания кашинной мозаики для облицовки зданий Самарканда.

мозаика

Мечеть Биби Ханум (строительство 1399-1404 г.)

Эту мечеть строили и отделывали лучшие зодчие, каменотесы и художники из Самарканда и покоренных стран. Для перевозки камня использовались 90 индийских слонов, приведенные Тимуром из индийского похода. Тимур лично руководил строительством, в его отсутствие управление стройки переходило к его старшей жене Сарай-Мульк-Ханум. На сегодня предполагается, что именно ее титулом и назвали эту мечеть — Биби ханум — «Старшая жена».

Память народа сохранила легенду о любви главного зодчего к царской жене и согласившегося за поцелуй царицы построить мечеть в столь короткий срок. Мечеть была построена, поцелуй был отдан, а несчастный влюбленный был вынужден, по одной версии, скрываться от разгневанного Тимура, по другой — был замурован в подземелье, по третьей — сброшен с минарета, так как его страсть была столь велика, что оставила красный след на щеке возлюбленной. В расчет почему-то не бралось, что царице Сарай-Мульк-Ханум, старшей жене Тимура, тогда было около 60 лет.

Итак, мечеть Биби Ханум, вид сзади на купол:

майолика

Мозаика украшает здесь все, начиная со стен и заканчивая куполом. Итак, купол мечети:

узбекистан

Стены:

керамика

Фрагмент стены:

шахи зинда

На барабане купола мечети выложена надпись на арабском языке. Надпись сложена из глазурованного кирпича, при этом она выполнена определенным «почерком» — каллиграфическим арабским стилем.

биби ханум

На фрагментах мозаики мечети Биби Ханум видно, какие маленькие кусочки были использованы в оформлении здания.

Очень сложные и потрясающе красивые орнаменты получаются при соединении мозаика и резьбы по камню.

На сегодня — это туристические объекты, которые требуют серьезной реставрации. Причем прошлые реставрации даже навредили, так как плитки потускнели и осыпаются.

Некрополь Шахи Зинда, ансамбль мавзолеев 9-18 века.

Постройки в этом архитектурном комплексе шли на протяжении 9 веков. Знатным людям за заслуги даровалось место для постройки своего некрополя. Всего построек около 25, включая самые древние.

Название комплекса связано с легендой, о том, что во время утверждения ислама в этом месте по сей день находится один из двоюродных братьев пророка Мухаммеда, который был ранен и спрятался во время нападения на город язычников и остался живым — отсюда и название "живой царь".

Вид на один из мавзолеев:

Вид на другой мавзолей. 

Портал — парадный вход Шахи-Зинда.

Он же, более крупно:

Еще один вид на стены рядом с порталом:

Купол одного из мавзолеев Шахи-Зинда:

Резная колонна, облицованная декоративными кирпичами, создающими мозаичный орнамент:

Необычный и сложный орнамент под названием «99 имен Аллаха»:

Наборная кашинная мозаика Шахи-Зинда:

На этом фото видно, что орнамент собирали из кусочков. 

Самарканд полон древних сооружений, украшенных майоликой, мозаикой и резьбой по камню: Гур Эмир, медресе Улугбека, медресе Тилля Кари и др. Эти здания внесены в список сокровищ Юнеско.

Фотографии и материал взяты с просторов интернета.

Спасибо за внимание!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email