Обновление пароля

 >  >  >  > Одна на миллион, или Революция костюма в фигурном катании

Одна на миллион, или Революция костюма в фигурном катании

«Королева льда», «Павлова на льду», «Железная бабочка», «Северная куколка» - это всё о ней, о знаменитой Соне Хени (1912—1969), норвежской фигуристке и голливудской актрисе. Ее имя известно во всем мире – но многие считают, что она была американкой. На самом деле Соня Хени была норвежкой по духу и крови, хотя и стала американской гражданкой в 1941 году.

И еще она была законодательницей мод – в том числе и на льду.

Соне Хени всегда и всё удавалось в жизни – с удивительной легкостью, как могло показаться со стороны. Она занималась лыжным спортом, теннисом и плаванием и везде показывала неплохие результаты, но выбрала фигурное катание, в котором добилась невиданных высот. Она – самая легендарная фигуристка в мире.

Соня родилась в семье обеспеченных родителей, которые души не чаяли в своих детях (в семье был еще старший сын).

Ее отец, Вильхельм Хени, был чемпионом мира по велоспорту (1894), а после завершения спортивной карьеры стал крупным бизнесменом (продавал меха) и одним из самых строгих тренеров и успешных менеджеров дочери. Мать же, Сельма,  занималась домом и детьми. Именно она помогла дочери найти образ «ледовой бабочки» и придумывала костюмы для спортивных выступлений, которые неизменно приводили в восторг публику и журналистов. Именно мать придумала для Сони трикотажные платья, не стесняющие движений.

Еще Николай Панин, олимпийский чемпион Лондонских игр 1908 года и один из родоначальников российского фигурного катания, писал: «Выбор платья имеет большое значение как для удобства катания, так в особенности и для внешности: не надо забывать, что результат состязаний много зависит от общего впечатления, производимого каждым из конкурентов на судей; и всякому понятно, что трудно красиво кататься в каком-нибудь длиннополом халате».

Ничто не так не изменилось за полтора столетия «узаконенного» фигурного катания, как одежда, которая всегда следовала двум главным факторам: сложности исполняемой программы и моде своего времени. В середине XIX века джентльмены американского клуба должны были кататься в пиджаке, застегнутом на все пуговицы, либо пальто с раздвоенной спинкой, панталонах, шляпе и белом галстуке. Женщины той поры вполне могли выкатить на лед в платье до пят, украшенном мехом. К началу XX века мужчины сменили свои неуклюжие наряды на темные трико и «бриджи».

соня хени

Соня тоже начинала в довольно смешном для нас платье.

история костюма

Когда Соня выступила в короткой юбке, не мешавшей ей исполнять сложные для той поры прыжки в полтора оборота, это было настоящей революцией. И лишь абсолютное превосходство над соперницами и восторг публики помогло ей избежать сурового вердикта пуританских настроенных судей.

Ее любимым цветом костюмов на спортивных соревнованиях был лососевый, а нелюбимым – красный, потому что в красном платье она проиграла на одном из важных состязаний и с тех пор никогда в красном костюме не выступала.

история моды

Соня стала самой титулованной фигуристкой в истории женского одиночного катания, завоевав все мыслимые и немыслимые награды на льду, и как бабочка в 1936 году перенеслась через океан, чтобы заблистать в Голливуде. Сыграв главную роль в комедии «Одна на миллион», она лишь подтвердила, что Соня Хени – единственная и неповторимая. Самый знаменитый ее фильм – «Серенада Солнечной долины».

голливуд

При этом Соня была настоящей Дюймовочкой: при росте 159 см весила всего 49 кг.

знаменитости

Помимо актерской карьеры Соня сделала и блестящую карьеру профессиональной танцовщицы на льду, приняв участие в ледовых ревю и зарабатывая гигантские гонорары. Проявив недюженную деловую хватку, она заключала контракты на рекламу коньков, одежды, драгоценностей и других товаров, которые сделали ее одной из самых богатых женщин в мире. С присущим ей юмором Соня как-то сказала: «Украшения отвлекают людей от созерцания ваших морщин».

Такова внешняя стороны блестящей жизни Сони. Но за успехом, бриллиантами и мехами скрывается нечеловеческий труд совсем еще маленькой девочки, которой с восьми лет пришлось забросить школьные занятия и тренироваться по многу часов в день, а затем колесить со всеми миру, переезжая с соревнования на соревнование. Позже Хени признавалась, что до 1936 года семья, а родители сопровождали ее во всех турне, жила на чемоданах и практически не бывала дома. Соня была истощена морально и физически, но все равно продолжала выигрывать – иначе она не могла.

Хени часто ошибалась, потому что была живым человеком. Она ошиблась, два раза подряд выйдя замуж за плейбоев. Она ошиблась, несколько раз неудачно вложив деньги, а к концу карьеры и потеряв их большую часть.

Но самой большой ее ошибкой, которую до сих пор не могут ей до конца простить норвежцы, была поддержка, пусть и невинная, Гитлера. И причиной тому все та же всемирная любовь публики и власть имущих, которые неизменно оказывали ей знаки внимания. Она была на приеме у норвежской и английской королевских семей, на обедах у Рузвельта, Муссолини, Геббельса и Гитлера.

В 1936 году Соня приветствовала на одном из своих выступлений в Берлине Гитлера, вскинув руку, за что сразу же была осуждена норвежской прессой. В том же году, выступая на Олимпийских Играх в Гармиш-Партенкирхене, она не повторила своей ошибки, но приняла приглашение на обед с фюрером в его доме в соседнем Берстенгадене. Гитлер подарил Хени фотографию с автографом и с длинной дарственной надписью.

Биограф Сони, Альф Г. Андерсен, так комментирует эти события: «О политике она знала мало – или совсем ничего. Гитлер был для нее одних из многих высокопоставленных поклонников… Когда же Гитлер подарил ей свою фотографию в тоненькой серебряной рамке, то отец ее прокомментировал прессе: «Какая честь!» -  а дома в ярости заявил: «Какая жадность!» - подразумевая, что Гитлер мог бы быть и щедрее – как, например, немецкий принц Вильгельм, который преподнес Соне собственную булавку для галстука с бесценным бриллиантом».

Как бы то ни было, но норвежцы до сих пор помнят, что Хени не захотела поддержать  движение норвежского Сопротивления во время Второй мировой войны и  избегала публичных заявлений против немецко-фашистских захватчиков.

После войны Хени помнила, что многие ее соотечественники считали ее предательницей, но смогла преодолеть их нелюбовь,  триумфально вернувшись домой в Норвегию с шоу «Праздник на льду» в 1953 -1955 годах.

Соня Хени была непростым человеком – иногда резким, иногда не очень справедливым. Ей, как это не покажется странным, не всегда хватало силы воли, чтобы справиться с неприятностями. Уже в конце карьеры артистки ледового балета и актрисы, она поняла, что успех ускользает от нее – и стала пить.

К счастью, судьба всегда была к ней благосклонна – и Соня встречает своего третьего мужа – судовладельца Нильса Унстада (1909-1978), с которым заключает брак в 1956 году.

Соня всегда была доброй, и  ее поступки были достойны уважения. Кенни Лэмб, работавший вместе с Хени, описал в своих мемуарах, что в 1952 году во время ледяного ревю обрушились дополнительные трибуны, построенные для зрителей: «Гвозди веером вылетали из деревянных планок, которыми крепились сидения. Крики, паника, стоны раненых! Но Соня, не поддавшись панике, распоряжалась, чтобы раненым была оказана первая помощь, вызывала кареты скорой помощи, а, кроме того, чтобы хоть как-то успокоить толпу, попросила оркестр играть тихую приятную музыку. Прошло примерно полтора часа после несчастья, и вдруг к ней подходит главный менеджер и спрашивает, когда она будет продолжать представление. Соня немедленно ответила: «Вы уволены!» Потом она и другие артисты развозили раненых по больницам, затем несколько дней навещали их, пока не удостоверились, что с жертвами инцидента все в порядке. Хени перенесла свое выступление на необходимое время, чтобы люди поправились и смогли вновь прийти на ее ревю. Таков был ее характер».

Ее характер проявился и в невиданном по щедрости даре норвежскому народу. Вместе с Нильсом Унстадом (и благодаря ему!) она собрала коллекцию современного искусства, которое оценивается в десятки миллионов норвежских крон, и подарила ее коммуне Бэрум, в которой жила, предварительно построив Центр искусств Хени-Унстада (открыт в 1968). Кроме того, супругами был учрежден специальный фонд для поддержки Центра.

Через 14 месяцев после открытия любимого детища Соня умерла от лейкемии на борту самолета по дороге домой из Парижа.

И Соня, и ее муж похоронены, согласно своему желанию, в освященной земле рядом с Центром в парке скульптур.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email