Звезды в волосах, или Какие украшения носили эльфы
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Wire Work / Wire Wrap, Ювелирное искусство
Дивные, неправдоподобные, иные, одетые в переливчатое серебро и зелень, в диадемах, что искрятся в волосах, словно звезды. Такими предстают перед нами дети богини Дану, существа ирландской мифологии, ставшие прообразом эльфов современного фэнтези. Родоначальник этого жанра, Джон Толкин, с любовью и тщательностью прорисовал эльфов в своих текстах (на его текстах я и остановлюсь, коль скоро он фактически создал этот образ для современной культуры).
Однако, как бы нам ни хотелось найти в его книгах подробностей об эльфийской одежде или аксессуарах ей сопутствовавших, информацию удастся почерпнуть крайне скудную. Эльфы преимущественно "облачены в мерцающие одежды": платья небесной синевы и изумрудной зелени, переливчатые белые и серебристые плащи. Описание словно окутывает этих существ мягким светом, который не дает разглядеть детали. Не лучше обстоят дела и с украшениями, у персонажей романа сияет "изумруд на груди", "берилловая брошь на плече" или "звезда на лбу", подробности же исчезающе редки.
Даже на прямые письма читателей с вопросами на этот счет Толкин отвечал очень туманно. Возможно, профессор не привык мыслить визуальными образами, а творил повествование, как музыку текста или, быть может, не желал мельчить. Однако нам, искренне полюбившим Дивный Народ, досталось крайне мало источников для его реконструкции.
Одно можно сказать наверняка. Эльфы теснейшим образом связаны с природой, говорят с ней, как с родным существом, и питают особую любовь к свету. Плоды их рук почти всегда вступают в игру со светом: переливаются, мерцают, улавливают его, многократно возвращая. Что же касается украшений, то нам известно, что эльфы искусные ювелиры и мастера работы с самоцветными камнями, которые способны искриться и сиять, отражая малейшие движения света (самые прекрасные из эльфийских камней даже способны его источать).
Разумеется, человек, первым масштабно экранизировавший этот эпический труд, поселил в нашем сознании и первое детализированное изображение эльфов. Питер Джексон, режиссер трилогий "Хоббит" и "Властелин колец", создавая общую стилистику этого народа, опирался на источники стиля "модерн" в современной культуре. Модерн — самый "природный" и "волшебный" из всех стилей, какие когда-либо порождало искусство. И вот перед нами эльфы с такими узнаваемыми витиеватыми венцами, кулонами и кольцами.
Да-да, на последней фотографии — эльфийский король Гиль Галад, и эта фотография находится здесь не случайно. Можно считать разработку дизайнерской команды Джексона хорошей или плохой, она лишь отражает видение этой команды. Однако, ее творчество породило печальный эффект однообразного подхода к созданию "эльфийских украшений": немного витиеватых линий, немного проволоки, и вот он — однообразный рецепт эльфийского венца. Как всякий первопроходец, Питер Джексон создал некий канон, и мастера отныне оказались в его рамках.
Но давайте представим ненадолго, что этого канона нет? Каковы они, украшения бессмертного народа, неужели они выполнены в едином стиле и технике? Неужели неразнообразны?
Я хочу познакомить вас с подборкой украшений подлинных виртуозов ювелирного искусства как эпохи модерна, так и наших современников. Мастеров, чьи изделия на свету рассыпаются тысячами цветных брызг и переливаются мягким свечением. Мне кажется, что это могло бы быть так:
Диадема великого Рене Лалика. Эпоха модерна, прекрасная сама по себе, породила истинного гения работы с металлом, камнем, стеклом и светом. Почти все его украшения — игра со световыми эффектами материалов: мистическое мерцание перламутра и лунного камня, полупрозрачные эмали и опаловые стекла. Прозрачные и тончайшие, его украшения — музыка, облеченная в материю.
Гребень-диадема с матовым стеклом и цитринами.
Центр этой броши — опал, а листья покрыты эмалью.
Налюбовавшись на украшения эпохи модерна, попробуем взглянуть на украшения иных эпох:
Быть может, эльфийская корона — это тонкое золотое кружево?
Или тонкий обруч.
Переливчатая брошь от мастера из Китая по имени Уоллис Чан. Прозрачные крылья бабочки вырезаны из горного хрусталя, под ним же лежат... настоящие крылья бабочек.
Почти невесомая прозрачная хрустальная брошь.
Льдистый браслет от ювелира Хаттона Викинсона.
Кольцо с необработанной породой в наивной оправе.
Звезды, нанесенные тонким резцом.
Россыпи искр в крошечных бриллиантах.
Сияющий опаловый цветок, руками Уоллиса Чана.
И еще один, выкованный из титана. Цвета от синего до фиолетового на металле — вовсе не эмаль, это цвет самого металла.
Прекрасное в своей простоте кольцо с золотыми каплями.
Похожие на горную породу обручальные кольца с голубыми топазами.
Нежное кольцо-цветок.
Многим здесь известные невесомые цветы от автора Сакаэ.
У ювелирного искусства, воспевающего природу, тысячи форм.
Джон Рональд Руэл Толкин утверждал, что хочет создать канву, полотно для мира, который прорисуют авторы, пришедшие после него. Создавая "эльфийские" украшения, мы с вами становимся этими авторами.