Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков

Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики  в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

портрет

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

живопись

энкаустика

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

Комментарии (30)
Solar 29.09.2016

Впервые увидела описание того, что привело в замешательство в Берлинском египетском музее{#} Ничего не слышала ни о технике исполнения портретов, ни об истории. Тогда, в далеком уже 2003, просто поразили совершенно "неегипетские" курчавые головы и иконописные лица на деревяных саркофагах. Спасибо за познавательную публикациюimage

Какая интересная статья, а какие портреты! Страшно подумать, что этих людей нет в живых уже более двух тысяч лет...Потрясающе красиво, хочется смотреть и смотреть, и почему-то начинаешь придумывать истории об этих давно ушедших людях...

Спасибо Вам, Ирина, за возможность вспомнить давно забытое, прикоснуться к прекрасному и вечному.

Ирина, большое спасибо за интересную статью!

Ольга Dollfason. 14.01.2015

Спасибо за прекрасную подборку! Бывая в музее изобразительных искусств им Пушкина, всегда хожу на них посмотреть. Ощутить этот проникновенный взгляд абсолютно живого лица, они еще расположены на уровне лица зрителя, кажется, что это не портреты, а окошки, из которых с интересом смотрят на меня... Каждый раз ощущения очень сильные.

Labradorite 13.01.2015

Да, реально большие - у кого так изображены. Посмотрите, там много людей и с маленькими глазами

Преувеличенно большие глаза я обнаружила только у нескольких портретов. Но они смотрят особенно проникновенно, обратите внимание!

Вообще, спасибо что внесли струю чистого и благородного Искусства в море здешних, таких "кудреватых", тем

Дом у Моря 11.01.2015

Красота, интересно, у них реально такие глаза большие были?

Спасибо, интересно!

Ирина Шварц 10.01.2015
Спасибо за публикацию, потрясающие портреты!

Очень интересно! Спасибо!

Очень интересная статья. Открыла для себя очень много нового. Спасибо.

NATALINI 10.01.2015

Потрясающе!!! Спасибо!!!!!!!

Алена (Alenchev) 10.01.2015
Поразительные живые портреты !!! Была в музее им Пушкина, видимо проскочила мимо этой красоты. Но обратила внимание, что барельефные изображения человека 10-13 века несколько условны, невыразителны и грубоваты по сравнению с более поздними 15-16 веками, эпохи возрождения, но в портретах изменилось отношение к человеку, появилась ирония, сарказм или преувеличеное чинопочитание. А в фаюмских портретах -"человек это звучит гордо ", они полны уверенности, достоинства и очень красивы . Спасибо за замечательную публикацию, обязательно посещу музей, чтобы взглянуть на портреты . ))))))

Алена, не соглашусь с вами. В конце моей публикации - как раз орывок из статьи Большакова. Примитивизм и условность - это осознанный уход от реализма в христианской иконописи. Не все, что мы видим глазами - есть реальность. Тема эта - огромная.

Я немножко прикоснулась к ней, когда делала публикацию об обратной перспективе.

http://www.livemaster.ru/topic/443559-obratnaya-perspektiva?vr=1&inside=1

Потрясающе! А какие красивые лица!...

ma Heya 10.01.2015
И в основном все уходили молодыми...

Ольга, когда я готовила публикацию, то из статей поняла, что портреты писались прижизненно и это не факт, что они уходили молодыми. Например, я прочитала, что нашли где-то саркофаг с портретом ребенка, а захоронен был уже немолодой мужчина.

Ganozis 10.01.2015

Фаюмские портреты потрясают с детства. Дейстительно, такой взгляд. Проникает до глубины души.
Воск вообще интересный материал. Способный на очень многое. Сейчас, занимаясь ганозисом, паралелльно изучаю воск. Ведь именно благодаря свойствам воска фаюмские портреты дожили до наших дней.

Спосибо, что собрали вместе такие Потрясающие портреты! Абсолютно живой взгляд через века в каждом изображении! Удивительное мастерство! И очень познавательно.

Большое спасибо! С юности люблю фаюмские портреты, кстати, тоже собиралась о них написать! Получила большое удовольствие от Вашей публикации!

Тем летом побывала в Пушкинском музее ради них и коптского ткачества. Диву даешься, сколько в работах жизни и мастерства! А вот в Эрмитаже нету их, по крайней мере в открытом доступе. Может в запасниках прячутся?

Когда очень давно я первый раз увидела фаюмские портреты в Музее изобразительных искусств им. Пушкина я была просто в шоке и не могла поверить, что это такая древность и им почти две тысячи лет! До этого я была уверена, что такой реализм в портретах и, главное, такая техника живописи с объемом, свето-тенью , появилась только в средние века. Эти портреты перевернули мое мировозрение тогда. Спасибо за замечательную подборку!

Как интересно! Спасибо большое за статью!

Norgi 09.01.2015

Несколько портретов видела много лет назад в "Юном художнике", но тогда это всё как-то мимо меня прошло. А теперь, глядя на эти лица, так и хочется сказать "живее живых"...

Elena Zakomoldina 09.01.2015

Увидела такие портреты на саркофагах в Каирском музее, была в шоке. Нам всегда говорили, что это византийская живопись легла в основу православных икон. А иконография в коптских храмах - это вообще не привычные нам досочки-иконки, а целые картины в реалистичной манере.

Matryoshka-doll 09.01.2015

А меня всегда удивляло, как умели и раньше правдоподобно рисовать. Есть иконы 5 века, посмотришь и можно подумать, что писались в 19 веке.

Так византийская икона и развилась от фаюмских портретов! Вы, наверное,имеете ввиду синайскую икону 6-го века Христоса Пантократора?

Na-talia 09.01.2015

очень интересная статья, познавательная. Их глаза смотрят прямо в душу.

Большое спасибо! Интересно. Когда-то читала про фаюмские портреты, а вы возобновили в памяти. В самом деле, просто удивительно, что мы видим настоящих, реальных людей, живших тысячелетия назад! Не стилизованные, идеальные, какие-то обобщенные лица, а настоящие, живые характеры!

С удовольствием прочла статью - кратко и по теме. Ирина, спасибо.

Очень впечатлило!!!! Спасибо, что рассказали! Я даже не слышала о фаюмских портретах, они очень красивы и необычны, притягательны...