> Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Удивительные женщины в живописи. Часть 1

Удивительные женщины в живописи. Часть 1

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование > Живопись

Лицо, знакомое многим. Одна из "визитных карточек" Третьяковской галереи. Царевна-Лебедь.

надежда забела-врубель, русская живопись

Царевна с полотна Михаила Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Царевна-Лебедь изображена на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

С картины на зрителей смотрит Надежда Забела-Врубель, русская оперная певица, сопрано, жена и муза Михаила Врубеля.

Она была Принцессой Грёзой художника и Великой певицей. Он был Великим художником, который искал образ и видел мистическое вокруг, "пурпур лиловых миров", "сине-лиловый мировой сумрак", который искал, как говорил Блок, "дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности".

Он искал её всю жизнь, а когда нашёл, писал только её.

"Поэт, влюблённый в тень и шорох ветра,

Провозгласил её своею дамой

И с той поры остался верен ей,

О ней мечтая, для неё рифмуя..." (Э.Ростан)

царевна-лебедь, живопись

Надежда Забела-Врубель была первым сопрано в московской Частной опере Саввы Мамонтова. Михаил Врубель работал над декорациями спектаклей там же.

русская опера

частная опера мамонтова

удивительная женщина

Особенно удавались Надежде роли сказочных и фантастических персонажей. После встречи с Забелой композитор Николай Римский-Корсаков женские партии в своих операх писал, ориентируясь на ее природные данные и своеобразие исполнения. Манеру исполнения Надежды Ивановны отличали особенная одухотворенность, искренность, задушевность, русскость.

 Забела-Врубель стала ведущей исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова — Ольги в "Псковитянке", Панночки в "Майской ночи", Снегурочки в "Снегурочке" , Волховы в "Садко"; партии Веры ("Боярыня Вера Шелога"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны-Лебеди ("Сказка о царе Салтане") были написаны специально для неё. Кроме того, Забела-Врубель с успехом пела Гориславу в "Руслане и Людмиле" Глинки, Татьяну в "Евгении Онегине", Марию в "Мазепе", Маргариту в "Фаусте" Гуно, Недду в "Паяцах", Дездемону в "Отелло" и др.

муза врубеля

В панно "Фауст" Маргарита - Надежда словно вырастает из любимых модерном бледных лилий, лиловых ирисов, сама она, как будто хрупкий цветок.

знаменитая певица

оперная дива

принцесса грёза

Супруги жили счастливо в браке в своей сказке.

Художник постоянно совершенствовал образ Надежды Забелы на картинах и в жизни. Врубель придумывал для неё различные модели платьев разной цветовой гаммы. Гардероб увеличивался постоянно. Ассортимент одежды состоял из ярких нарядов, в которых должна была блистать супруга. Хотя Надежда такую роскошь критиковала за неудобство, но наряды носила, как соавтор костюмов — сценических образов.

Наиболее красочным, среди образов Художника, является полотно "Снегурочка".

русская оперная певица

Михаил Врубель написал лицо любимой с распущенными локонами. Девушка стоит на фоне белоснежного бора с глазами с поволокой и с немного томной улыбкой. На покрытые снегом еловые ветви падают тени с синеватым оттенком. Снегурочка — хозяйка в этом сказочном лесу, милая кудесница с необычными глазами.

Любимая женщина — всегда нераскрытая тайна и загадка.

снегурочка

волхова

неорусский стиль

псевдорусский стиль

Но счастье оказалось недолгим. После смерти маленького сына, болезни и смерти мужа очень быстро угасла жизнь удивительной женщины. Надежда Забела-Врубель оказала огромное влияние на культуру России, она дала дополнительный толчок всем творцам неорусского стиля в искусстве, пробудив интерес к истории страны. И сейчас в русских операх слышится её голос... А в Третьяковской галерее трудно оторваться от картины "Царевна-Лебедь".

"Роза алая, зорькой ясной
Возвышаешься, горделива,
Багрецом и краскою красной
Истекают твои извивы;
Но, хоть ты и дивно красива,
Все равно ты будешь несчастной."
(Хуана Инес де ла Крус)

Материалы и фото частично заимствованы с просторов Интернета, частично свои. 

Ключевые слова:  

Познавательно! Работы Врубеля помнятся еще с детства, особенно глаза героев...

Спасибо!

L'Amour Toujour

Глаза у Врубелевской Царевны просто что-то невероятное!

Потрясающая статья, спасибо! Врубель - один из любимых художников, и его "лебедь", конечно, тоже. С удовольствием узнала о его музе.

Спасибо за статью, очень познавательно и увлекательно! Когда прочитала название, сразу почему-то подумала про Фридуimage

Татьяна,Вы романтик, как поэтично и сказачно описали трагедию.

Спасибо за публикацию, Врубеля обожаю, особенно его "Демона", который почему-то тоже похож на Забелу...

Виктория Картины

Точно! Смотрела на музу, а вспоминался Демон. Муза она и есть муза, в самом хорошем смысле.

Татьяна Шелухина. Мишки и куклы

"Демон" был написан задолго до встречи с Надеждой Ивановной, может это она напоманала ему образ в его сознани?! Но никак не наоборот!!!!

Виктория Картины

Скорее так и есть - художник как бы "нашел" свою музу во плоти. Спасибо за уточнение!

Спасибо большое за публикацию. Очень люблю Врубеля. Мозаичность и как он работал с цветом - гениально и совершено волшебно. Другой мир , который он пытался уловить, передать , мне кажется, его и затянул. Он мучился от того , что видит своего Демона в момент открывания глаз. Спасибо, что рассказали о его музе
Елена Лиса
Спасибо Автору, было очень интересно!

Спасибо огромное, очень люблю Врубеля! Демон и моя любимая картина, а Царевна-лебедь была самой любимой в детстве!

))) спасибо за интересную статью)))) очень понравилось)){#}

Татьяна, большое спасибо за публикацию! К своему стыду не знала, кем была прекрасная дама на полотнах Врубеля, хотя его полотна всегда трогали мое сердце.

Врубель... Да, потрясающий художник! Знаю, он периодически лечился в психиатрической клинике на ул.8 Марта, после смерти сына госпитализация была частой и долгой. В острые периоды его мучали образы демона, которые он рисовал много, мучительно переделывал написанное, уничтожал работы и начинал всё заново. Наверное его любимой жене было непросто жить рядом с гением...
Быть гением, нести людям красоту в любом ее проявлении всегда непросто, проще праздная, потребительская, сытая жизнь. Но тогда бы человечество обленилось бы и зачахло от скуки. Хорошо что есть Врубель и его муза, его Надежда .... На днях была в Третьяковской галерее, более всего впечатлил Демон . Он на самом деле не такой мрачный как на репродукциях, фон сочный, краски утренней зари, впечатление, что усталый молодой человек сидит отдыхает, размышляет о прошедшем, будущем, а будущее светлое, вогруг приятный розовато- синеватый свет разлити все светится. Зал с работами Вубеля отдельный, посередине стулья, сидишь и погружаешься в сказочный мир его теплых фантазий.
NATALINI

Очень понравилась публикация!!!

Спасибо!!!!!!!!

Спасибо за публикацию! Непростой художник с отнюдь не простой судьбой. Не все его понимают, и уж тем более не все принимают. Но гениальность его - несомненна. Картина "Демон" трогает сильнее всего..

Спасибо за публикацию! Очень интересно и вдохновляюще!

Сейчас нашла на Яндексе записи с голосом Надежды. Даже несмотря на то, что записи очень старые и качество оставляет желать лучшего, всё-равно её вокал звучит бесподобно{#}

Очень интересно! Спасибо большое за прекрасную статью!{#}

Спасибо за экскурс и отдельное спасибо за фотографии!

Большое спасибо всем, кого Царевна-Лебедь не оставила равнодушной.

Немного о предыстории публикации. Осенью нам с мужем посчастливилось (именно так!!!) побывать в Большом театре на опере "Царская невеста". Музыка Николая Римского-Корсакова заворожила сразу, увертюра разбудила что-то очень важное внутри каждого из нас. Надо сказать, что опера - настоящий шедевр без длиннот и пустот (идеально сбалансирована по сюжету), смотрится на одном дыхании. Повезло, что в спектакле использованы декорации и костюмы, соответствующие эпохе. А какая музыка, а какие голоса! Когда Марфа пела о своей любви ("... друг мой Ванюша, ненаглядный свет..."), мурашки побежали по коже...

Посмотрели буклет к спектаклю и, с изумлением, увидели, что арии Марфы писались для Надежды Забелы-Врубель. Дальше стали искать информацию о ней, поиски привели в Лаврушинский переулок, в Третьяковскую галерею. Очень долго стояли, всматриваясь в её портрет (Царевны-Лебеди).

Жизнь Надежды Забелы мы воспринимаем как подарок для всех, ценящих искусство и любящих историю родной страны.

Спасибо ей за это.

Татьяна, спасибо большое за публикацию! Согласна с Вами: опера "Царская невеста" - это невероятное произведение! Когда я училась в муз. училище, мы слушали эту оперу в записях (тогда еще на пластинках). Не помню, конечно, фамилии исполнителей, но арии Марфы и Грязного воспринимались всеми нами (девченками - подростками) одинаково - до мурашек. Это сильное эмоциональное впечатление осталось в памяти на всю жинь.

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email