Настой ржавчины как протрава для натуральных красителей

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Настой ржавчины – один из вариантов натуральной экологичной протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями.

Прочитать про варианты протравы можно тут: http://www.livemaster.ru/topic/93601-naturalnye-krasiteli-8211-teoriya-ch-1-protravy-i-kvastsevanie?vr=1&inside=1

 Настой ржавчины  - это фактически катионы железа, которые при соединение с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

Назначение настоя ржавого железа:

1)      увеличивает устойчивости окрашивания,

2)      увеличивает насыщенность цвета при крашении. То есть с протравой другими протравами цвет окрашивания более светлый, например салатовый или светло-зеленый, а при добавлении железа – становится темно-зеленым, (может даже переходить в черный при длительном контакте, или большом содержании протравы).

 Для того, чтобы получить настой ржавчины, можно использовать различные, уже ржавые железяки. Это простой и доступный вариант для обладателей дачных домиков, или живущих в своем доме.

 Настой из уже ржавых железок.

 Находим ржавые железки (лучше всего воспользоваться помощью сильной половины человечества), обмываем их чистой водой от земли, грязи, песка, и прочего мусора.

Выбираем емкость, которую нам не жалко, например старое пластиковое ведро, железное ведро, или даже большую стеклянную банку.

Помещаем в емкость ржавые железки, и заливаем чистой водой.

Оставляем на 2-3 дня и более. Железо продолжает ржаветь, выделяя в воду  катионы железа, которые и нужны нам. Цвет настоя ржавчины может быть разным, от светло-мутного, до оранжево-коричневого, концентрацией и цветом напоминающий абрикосовый или персиковый сок. Чем темнее и насыщеннее раствор, тем больше там нужного нам железа в активной форме, и тем выраженнее будет эффект протравливания ткани (то есть тем заметнее будет влияние железа на краситель). Самое ценное в этом настое - ржавчина, и она оседает на дно емкости. Поэтому, сливая жидкость из рабочей посуды - не забываем про осадок.

 Настой из новых железок.

 Берем любые попавшиеся железки, например новые железные гвозди.

Промываем гвозди в мыльном растворе, или с моющим средством (так как гвозди обрабатываются машинным маслом).

Опускаем гвозди в воду, и ждем. С новым железом реакция окисления металла, то есть выделения катионов железа в воду будет происходить медленнее, чем у уже заржавленного железа. Например, вот как заржавели 6 новых гвоздей за 1,5 недели (10 дней).

Для усиления процесса окисления металла в воду можно добавить примерно 1 столовую ложку 70% уксусной кислоты на 1 литр воды, или примерно 1 банку (150-200 мл.) натурального 6% уксуса.

Обращаем внимание на % крепости уксуса, который всегда пишут на этикетке

Дальнейшее использование настоя ржавчины.

Вариант 1)

Сливаем настой ржавчины в отдельную емкость, кипятим 40-60 минут в этом растворе материалы, которые будем окрашивать. Пропорция1 литр оранжевого настоя на 100 гр. материала. Материал остужаем, вынимаем, отжимаем.

Затем кипятим материалы непосредственно в красителе.

Вариант 2)

Сливаем настой в емкость, кипятим в нем растения, которыми планируем окрашивать, получаем отвар для крашения, не менее 40-60 минут (можно томить отвар в течение ночи на медленном огне).

В это отваре кипятим материалы для окрашивания.

Протравливание материалов и крашения происходят одновременно.

Возможны и другие варианты, все ограничивается только Вашей фантазией.

Минусы протравы из ржавого железа.

1) На глаз или как-то опытным путем крайне сложно определить концентрацию катионов железа (полезного для нас железа), то есть практически не реально повторить цвет, каждый цвет будет неповторим и уникален. Конечно, это гарантия неповторимости и хенд-мейдовости работы, но это доставляет определенные неудобства самому мастеру.

2) необходимо время для процесса заржавления, при этом этот процесс сложно регулировать и ускорять.

 Альтернативы.

Железный купорос. Он продается в магазинах для садоводов в свободном доступе, стоит достаточно недорого, выглядит как зеленая «соль». Не ядовит, используется в сельском хозяйстве, в быту.

Для  протравливания используют 1-5% железного купороса от веса окрашивания материала, то есть на 100 гр. ткани или шерсти от 1 до5 грамм железного купороса, + 1,5-2 литра воды кипятить или томить ан медленном огне 40-60 минут, или же использовать одновременно с красителями.

 Железный купорос или настой ржавчины не универсальная протрава (в прочем таких и не бывает). Его интересно использовать с мареной, корой и листьями тополя, мятой, пижмой, крапивой, полынью, полынью-чернобыльником, бархацами, и многими другими натуральными красителями. Протравы можно комбинировать для получения оттенков, полутонов, добавлять или не добавлять уксус или иную кислоту, меняя pH среды, получая другие цвета и оттенки из одного и того же красителя. При этом использовать уксус как закрепитель не обязательно.

С железом некоторые растения дают достаточно интересные зеленые, зеленоватые, болотно-зеленые цвета.

Пример окрашивания свежей+ сухой крапивой и настоем ржавчины (все по честномупротрава, эко, экономия, ржавчина, ручное окрашивание)

- шелк в разной форме. Нижний ряд окрашен крапивой + ржавчина. верхний ряд окрашен крапивой + алюмокалиевые квасцы.

- шерсть. С лева - крашение с железками, с права - с алюмокалиевыми, краситель крапива.

Групповое фото трудов, на фоне шелкового маргиланского газа:

(коричневые коконы - окрашены луковой шелухой), шелковый газ протравлен железом. На фото видно, что разные материалы  одного и того же состава (то есть шелковая ткань, шелковые нитки. шелковые волокна и т.д.) дают разные оттенки при окрашивании одним и тем же красителем при всех разных условиях. Цвет ближе к оливковому.

Окрашивание свежей крапивой + настоем ржавчины планируется следующим МКэко-красители, экология, ксюша семенча, натуральные красители 

Комментарии (40)

а у меня почему-то почернел настой {#} я с большим трудом насобирала немного гвоздей и штук ржавых уложила в баночку литровую залила водой добавила чутка лимонной кислоты (половину чайной ложки), вчера еще была желтенькая, а сегодня черненькая вода, стоит эта бурда 4 дня. Это провал? Чернота? или не все потеряно?

Ксения ,скажите .пожалуйста ,где у Вас написано .сколько в % класть квасцов ,солей металлов для протравливания ...никак не могу найти ,а точно помню ,что у Вас читала ....

Анна Yasonovna 03.07.2013

Так просто и понятно,а главное-зелень радует глаз!Спасибо

Лена Ячменева 28.05.2012

Спасибо, Ксюша. Мало информации про натуральные красители. А тут столько нового!!!

Спасибо что заглянули)Информации много, но на других языках, и преимущественно платно) Актуальной и точной информации на русском языке на эту тему - очень мало.

nzwool 25.06.2012

Какая интересная тема! Спасибо!

Красивые цвета у вас получились{#}

Спасибо!{#}

Nata-Li (Наталия) 17.05.2012

Ксения! Вы не перестаете удивлять! Действительно, если уж заболел, то никакая вакцина не поможет. Я еще пока сопротивляюсь, хотя вспоминаются мне опыты юности, когда джинсы пришлось красить чтобы обновить цвет, краску покупала в магазине)))) И испортила один эмалированный таз...

Успешных опытов, так держать!{#}

{#} У каждого своя мания{#}

На самом деле, опыт и удачные эксперименты приходят опять же с опытом, много кусочков ткани не очень удачного цвета лежит в пакете, много кастрюлек с краской из травы дали не очень удачный цвет. {#}{#}Просто меньше эмоций и больше анализа, и удачный опыт накапливается, количество удач увеличивается.

Именно по этому я больше люблю индийские красители из растений, с ними проще работать, и результат более гарантирован и предсказуем.

KOSTENKO linen clothes 17.05.2012

Спасибо ! удивительно - полезный мастер класс ,нам точно пригодится !

Буду рада, если вам будет полезно, а потом вы поделитесь своим опытом{#}

Точка Опоры 13.05.2012

Ой как интересно. Очень мне нравяться натуральные цвета. Буду теперь на даче эксперементировать. Спасибо за идею.

Спасибо) Натуральные красители дают очень богатую палитру цвета, все зависит от умения, материалов, протрав, и целей{#} Удач в экспериментах!

MatyushovaSv 11.05.2012

Какой разносторонне познавательный МК! (Заодно и химию освежила!{#})
Большое спасибо за него! С интересом буду ждать следующий!

Спасибо)

Ксюша, так интересно, просто ведьмочкины рецепты{#}{#}, с удовольствием прочитала, хочу попробовать сама, благо ржавых железяк, на километры тканей хватит{#}

{#} Спасибо, и удачи)

Следующий МК по крапиве, можно начинать настаивать железяки{#}

Ольга Ду 11.05.2012

Ксюша! Большое спасибо за совет. Но гранаты уже кончились, а бархатцы еще не выросли. Будем ждать нового урожая. {#} У меня тоже по химии было 5, и я ее сдала на 5 ... всю без остатка. Вышла с экзамена с абсолютно чистой головой. {#}Необходима постоянная практика. Моя мама всю жизнь проработала химиком. Но уже 10 лет на пенсии и ничего не помнит.

Кстати, есть сухие цветы календулы. А ими можно красить?

Вот-вот) хоть не я одна такая)

гранаты, кстати, продаются, но дорого) съел гранат, вот и корочки).

Да, календулой тоже можно красить, цветами. Протрава алюмокалиевые квасцы или пищевая сода. С а/к будет оранжевый или желтый, с содой-коричневый.

Не менее 100 гр. сухих цветов замочить на ночь, на 100 гр. окрашиваемого материала. Можно сухих цветов еще больше. Протравы а/к 20% от веса окрашиваемого материала, соды пищевой - 4-5%. (по отдельности, или то, или то)

Уважаемые дамы! Мы все в некоторой степени учили неорганическую химию в школе, поэтому я всего лишь хочу Вам напомнить про таблицу электрохимической активности металлов (ряд Бекетова, его можно и с и-нета скачать!). Из этой таблицы очень хорошо видно: добавкой какого металла в раствор можно ускорить процесс ржавления. Причём добавка может быть совсем мизерной. Чаще - это катализатор процесса. Например: ускорить окисление можно, положив в раствор кусочек свинца или меди (при этом, добавки - не окисляются).

Спаисбо большое за ваше добавление! Вы знаете, я вроде бы учила в школе химию, и даже имела 5 по предмету, но спустя годы я понимаю, что я почти все забыла. {#} И очень часто понимаю, что именно теории мне не хватает, или человека,с которым можно посоветоватсья по предмету.... Потому что эксперименты это хорошо, но база нужна всегда.(А про ряд Бекетова,у меня такое впечатление, что я и в школе не слышала{#})

Пошла читать про электрохимическую активность... Шикарная вещь, эта таблица электрической активности металлов{#}А главное, когда понимаешь, куда ее можно применить, читать значительно инеттеснее{#}(вот она, проблема школьного образования - отсутствие наглядности и применимости..) Если что, можно к вам в личку стукнуться?

Ускорять процесс свинцом как-то не хочется... разве что медью. Но уксусом как-то привычнее{#}

Всегда рад помочь!

Ольга Ду 10.05.2012
Ксюша! Подскажите пожалуйста. Какую протраву лучше использовать для окрашивания куркумой готового нуно-шарфа? Хочу получить цвет куркумы.

Куркума - это не стойкий краситель в принципе, она смывается при любой протраве.

Из известных мне растительных красителей желто-оранжевый цвет дают цветы бархацев с протравой алюмокалиевыми,

близкий цвет дает корка граната с протравой алюмокалиевыми, или без нее,

а так же шелуха рыжего лука с небольшим добавлением алюмокалиевых квасцев (цвет из рыжего постепенно переходит в желтый, смотря какая концентрация). Это первое, что приходит на ум.

ANNA KLIMENKO (anna-viva) 10.05.2012

Это классно конечно! но вот я наоборот ищу чем можно вывести пятна ржавчины. так случайно и забрела на эту тему. Уважаемые Мастера!!! Обращаюсь с просьбой - вижу Ваши широкие познания в области ржавчины и огромный опыт - подскажите чем можно вывести ржавчину с замечательного костюма (ткань - что то типа эластичной джинсы). Заранее благодарна всем.

Выводила пятно ржавчины (правда это был лен с вискозой) средством для выведения ржавчины с кафеля и другой кухонно-ванной утвари. Сейчас уже не вспомню названия, но может в магазине найду что-то похожее, тогда напишу.

Тогда тоже сильно переживала из-за кофточки, но рискнула, намочила участок с ржавым пятном, налила не разводя средство для удаления ржавчины, оставила минут на 15-20. Смылось отлично, на удивление сама ткань не пострадала, пятна как не бывало.

Лана (lana-zilana) 06.05.2014

ответ, конечно запоздал image , но если пригодится- то лимонной кислотой можно убрать пятна ржавчины, лучше искусственной, разведенной в воде (если она в кристаллах)

STRYUKHAUS 10.05.2012

На первой картинке{#}, какой то суп для Железного Дровосека, с шурупами и болтом... На вид очень наваристый!!!

Большой плюс автору за эксперементальный склад характера!!!

Спасибо{#} Мне даже муж, специально, нашел кованый толстенный гвоздь из старых ж/д путей) гвоздю лет 50-70...(Правда, это скорее его повод для гордости,чем мой{#})

Это наглядная картинка хороших ржавых железяк.

Спасибо, очень познавательно!{#}

И вам спасибо)

Я,с использованием ржавчины крашу соломку в шоколадный цвет. Первый раз у меня это получилось случайно. Делаю очень просто, беру оцинкованый тазик,с пятнышками ржавчины, наливаю воду, кладу соломку, добавляю 9% уксус примерно 1 ложку на 1 л. воды, и кипячу. Цвет очень красивый.

Очень интересно) Спасибо за то, что поделились опытом. А по вашим наблюдениям, эта шоколадная окраска не выцветает со временем?

Ткань или нитки при протравливании в железе тоже становятся цвета кофе с молоком, или светло-коричневыми, зависит от исходного цвета, но для меня такие цвета не востребованы, мне не очень нравится, поэтому стойкость такого цвета для вышивки, для валяния и т.д., то есть для тех рукодели, где готовые изделия стирают - мне не известна, и я в ней сильно сомневаюсь.

Цвет получается очень стойкий ( плету мокрую соломку, руки не пачкаются), на солнце не выгорает. Чем дольше варю, тем темнее цвет. Но ведь это соломка, а с нитками нужно экспериментировать. Я очень люблю пробовать все новое, и заметила, что все открытия получаются совершенно случайно.

Простите за ремарку, но вынужден Вас разочаровать: Вы протравливаете не окислами железа, а солями цинка, ибо цинк, в данном случае, как раз и вступает в реакцию, защищая железо.

В принципе, в другой посуде, не цинковой, реакция и эффект "порыжения" от железа так же будет наблюдаться. А дает ли соль цинка желтый цвет?

Ксюша! В тебе живет великий экспериментатор!{#}Такой подробный МК, что очень хочется убедиться на практике в силе ЖЕЛЕЗА в его новой возможности (для меня- впервые). Сейчас как раз на даче зреет первый урожай крапивы!{#}{#}.А с ржавульками там - всегда изобилие {#}.Что- нибудь покрашу!Точно!Такие интересные варианты цвета получаются.....

Из первой крапивы конечно лучше варить супчик, с курочкой, да с рисом, вкусно{#}

Но если уж встали на тернистый и извилистый увлекательный и загадочный путь натурального крашения, то приходится идти на жертвы{#}

Спасибо! Все понятно и наглядно!

Спасибо, очень рада, что все понятно! Как раз с наглядной точки зрения фото процесса маловато, я немного переживала{#}

Рубрики мастер-классов