Обновление пароля

 >  >  >  > Как правильно накрыть стол на Рождество

Как правильно накрыть стол на Рождество

Праздник Рождества — особенный праздник, который одинаково радует и детей, и взрослых. К этому торжественному и радостному дню всегда тщательно готовились.

В дом приносили свежее сено — в память о яслях, в которых родился Иисус. Понятно, что в наши современные квартиры сено не принесешь, да и достать его в городах не так просто. Проявите фантазию — например, вместе с детьми устройте небольшой вертеп и водрузите ее в центр праздничного стола - или просто поставьте в красивой вазе цветы. При этом помните, что литургический цвет православного Рожедства - БЕЛЫЙ, а не, как сейчас модно считать, красный. Белый цвет риз, в который священнослужителя совершают службы на Рождество, объединяет в себе все цвета радуги, является символом Божественного нетварного света. 

рождество, рождественские рецепты

Праздник Рождества Христова — трехдневный праздник. В этот праздник, как и в праздник Пасхи, в подражание ангелам, воспевавшим Его рождение, священнослужители ходят по домам со святым крестом славить Христа. Их примеру следуют и дети.

В дни сочельников — Рождественского и Крещенского — принято есть сочиво (отсюда и само название этого вечера).

Есть сочиво, как считается, принято в подражании посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), и согласно со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31 — 36).

По законам православной церкви в Рождественский и Крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз — после Божественной Литургии.

Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья. Готовятся они следующим образом.

Прежде чем дать рецепты, сразу оговорю что взяты они из старинных поваренных книг - у меня их довольно много, почти коллекция .

как накрыть стол

Сочиво

1,5 стакана зерен пшеницы, 150 граммовов мака, 150 граммовов очищенных грецких орехов, 5 столовых ложек меда.

Очистить зерна пшеницы, отделить от них оболочку и сварить на во­де из них жидкую кашу. Подсластить по вкусу. Растереть в ступке мак, тщательно перемешать маковую кашицу с ме­дом и добавить в охлажденную кашу.

Коливо (кутья)

250 граммов зерен пшеницы, 150 граммов изюма, 150 граммов инжира, 100 граммов меда.

В сваренные на воде очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.

стол на рождество

Взвар 

1 килограмм сухофруктов, 300 граммов сахара.

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю добавить сахар, залить водой на 2 — 3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.

Подают на стол и горячим, и холодным.

От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Постное молоко

200 граммов любых орехов, 3 стакана кипяченой воды, сахар по вкусу.

Истолочь орехи в ступке, постепенно добавляя воду, затем процедить через марлю и досуха отжать размельченные орехи. Добавить сахар по вкусу.

кутья

На Рождество устраивают праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд. 12 — вообще число священное, именно 12 дней тянутся святки, святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова.

сочельник

Во время святок — с 7 по 17 января нового стиля — мясо, по правилам Православной Церкви, можно есть каждый день.

18 января — Крещенский сочельник, день постный.

Начиная с 19 января — праздника Крещения Господа — мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел особые мучения — в среду был предан на мучения, а в пятницу — распят на кресте.

На праздник готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники.

В «Домострое» есть следующие указания касательно еды в праздничные дни: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, ... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».

При взгляде на праздничный рождественский стол поражает обилие мясных блюд, и в этом нет ничего случайного — именно к Рождеству Христову приурочивали убой скота.

И еще довольно часто на рождественском столе стояли суточные щи.

«Суточными» щи эти называются потому, что варить их следует два дня: в первый день одну половину мяса, а во второй день другую. Еще лучше выходят эти щи, если, сварив первую половину мяса, поставить их на ночь в холодильник. На другой день, разогрев, доварить в них вторую половину мяса. Можно щи оставить «померзнуть», сварив и обе половины мяса. На другой день, однако, их следует хорошенько прокипятить перед подачей на стол.

Какой процесс происходит, когда щи остаются «померзнуть», сказать трудно, но они от этого, по меткому народному выражению, «ядренеют», то есть становятся острыми на вкус.

Для щей лучше всего взять (на 10 персон) 2 килограмма грудинки (рецепт из старой двоярнской поваренной книги, где все порции даны с учетом на большую семью ).

Для варки «суточных» щей мясо лучше всего разделить на две части, варить которые следует в разное время. Маясо, как всегда, помыть.

Возьмите 1,5 килограмма кислой капусты и  слегка отожмите капусту, удалив из нее излишний рассол.

Изрубите мелко 2 луковицы, поджарьте их слегка на 100 граммах масла, положите затем в ту же кастрюлю 2 — 3 лавровых листа, капусту, несколько зерен черного перца, размешайте все, закройте крышкой и дайте на маленьком огне некоторое время повариться.

Взяв затем одну половину приготовленной для щей говядины, разрежьте ее на небольшие куски и положите их в кастрюлю с капустой, где и залейте 2 литрами воды. Посолив немного, закройте крышкой и поставьте кипеть часа на 3, пока говядина не будет вполне мягкой. Когда мясо будет готово, выньте его из кастрюли и оставьте, а в оставшиеся щи положите вторую половину мяса и, долив, продолжайте варить щи так же, как и в первый раз. Когда и эта часть мяса сварится, щи готовы к подаче. Хорошо также щи заправить мукой. Для этого 3 — 4 ложки муки спассеровать немного на масле, развести и когда все комки будут разбиты, влить в щи; щи после этого следует вскипятить несколько раз.

Незадолго до подачи щей на стол надо положить в щи и первую половину мяса, сваренную раньше.

Очень часто с щами из кислой капусты подавали на стол гречневую кашу. 

сочиво

Котлеты по рецепту Н.В. Гоголя 

Николай Васильевич Гоголь очень любил поесть, но больше всего «уважал» котлеты. Друзьям советовал делать котлеты из смеси рубленой говядины и свинины (две трети говядины и одна треть свинины). Внутрь клал начинку из лука, рубленых яиц и телячьей или гусиной печенки с мускатом. Котлету советовал обвалять в сухарях и поджарить до хрустящей корочки на сливочном масле.

русская кухня

Говядина по-строгоновски с горчицей

Изобретение этого блюда историки русской кухни приписывают семье Строгановых.

По одной из версий, бефстроганов изобрел домоправитель дипломат и гурмана Александра Сергеевича Строганова (1733 - 1811), который очень печалился, что его хозяин, великий хлебосол, устаивает грандиозные «мясные» обеды в праздничные дни. Говядины на них шло не меряно. И домоправитель посоветовал повару мелко изрубить говяжью вырезку, а затем пожарить ее в сметанном соусе с приправами - и сэкономить почти половину съедаемого обычно мяса.

Другая легенда гласит, что сам граф Строганов на склоне лет «обеззубел» и не мог есть любимые бифштексы, а потом повелел нарезать мясо тонкими полосками.

По третьей версии, блюдо изобрел потомок графа - Александр Григорьевич Строганов (1795 - 1891).

Но как бы то ни было, блюдо Строгановых и по сей день остается одним из самых любимы в России.

Взять кусок мягкой говядины (ок. 1,5 килограммов), нарезать ее маленькими квадратиками, посыпать солью и перцем.

Взять немного сливочного масла и ложку муки, размешать, поджарить слегка, развести двумя стаканами бульона (для этого у Вас должен быть бульон - что-то надо сварить заранее ), прокипятить, положить чайную ложку горчицы, немного перцу, размешать, прокипятить, процедить.

Перед подачей положить 2 столовые ложки самой свежей сметаны и ложку прожаренного уже томата. На сильном огне поджарить говядину с маслом и луком, положить ее в соус, накрыть плотно крышкою, поставить на медленный-медленный огонь, а потом горячим подавать.

ЕСЛИ ВАМ ВДРУГ ЗАХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ РЕЦЕПТ КАКОГО-ТО БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ - НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ СПРОСИТЬ, Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОИЩУ В СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ.

При этом еще раз хочу оговорить, что рецепты старинные - а не новодел .

 традиции русской кухни

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email