Мастер класс. Обзор и определение тонкой шерсти-сырца

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер класс. Обзор и определение тонкой шерсти-сырца | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В последнее время в России появился большой спрос на шерсть - сырец, шерсть-сырец с первичной обработкой. В связи с этим мне задают много вопросов, на которые я постараюсь тут ответить. Сегодня мы рассмотрим тонкую шерсть тонкорунных овец. Итак, начнем с самого начала.

Шерсть обладает комплексом признаков, характеризующих ее физи­ческие и технологические свойства. К основным физико-механическим свойствам относится длина, толщина, извитость, крепость, растяжимость, цвет, блеск, упругость, эластичность и пластичность.  Прядильность и свойлачиваемость являются технологическими свойствами. Они обстоятельно освещены в специальной литературе, поэтому мы остановимся, вкратце лишь на некоторых из них.

Шерсть - это связная масса из тонких, мягких, извитых и плотно прилегающих друг к другу волокон.

Различают шерсть овечью, верблюжью и пр., но преимущественно под шерстью подразумевают  волос овцы. Первое место принадлежит тонкорунной мериносовой шерсти. Шерсть с овец стрижется один или два раза в год: однострига (весенняя) и двустрига (весенняя, осенняя). Мериносовая шерсть срижется 1 раз в год!

Руно - это шерсть, снятая с овцы в виде цельного пласта.

Руно состоит из штапелей (пучков) или косиц, прочно удерживающихся друг около друга в однородной шерсти переходящими шерстинками (перебежчиками), в неоднородной — сваливанием пуха у основания косиц. Руно снимается с тонкорунных и полутонкорунных овец, а также с полугрубошёрстных и грубошёрстных при весенней стрижке; осенняя и поярковая (с молодняка) шерсть руно не образует, распадается на отдельные пучки (штапели). 

Штапелем - называют пучки однородной шерсти, соединенные между собой жиропотом в более крупные пучки.
Штапель бывает цилиндрической (закрытой) и конической (открытой) формы. Штапель цилиндрической формы, считают лучшим. Волокна состоят из одного пуха и имеют большую однородность по тонине и уравненность по длине, а также нормальную извитость. Такая форма штапеля характерна для овец, тонкорунных пород.

Штапельно-косичное строение характерно для шерстного покрова шкурок метисов; он состоит в основном из густого однородного пухового волоса, пронизанного редкими переходными и остевыми волосами, образующими косицу, выступающую над пуховыми волосами. Такое строение шерстного покрова имеют овцы полугрубошерстных пород.

Косичное строение характерно для овец грубошерстных пород. Косицы состоят из пуховых, переходных и остевых волос, причем переходные и остевые высоко выступают над пуховыми, образуя слегка волнистые или прямые грубые косицы с мертвым волосом.

Шерсть - сырец - это шерсть состриженная с овцы как есть. С сором (без первичной обработки), не мытая, не чесанная. При этом шерсть с головы, ног и зада овцы выбрасывается и не входит в руно.

Шерсть - сырец с первичной обработкой - шерсть из которой выбран крупный сор. При этом руно может быть разобрано на штапели и косицы.

Флисом насывают шерсть-сырец как руном, так и штапелями или косицами, в основном за рубежом. В России испокон веков используют слова "Шерсть-сырец", характеризующие состояние  шерсти  "Руном" или "Пучками (Штапелями)" и т.д..

Тонина /толщина/. Одним из важнейших признаков шерсти является ее тонина. Под толщиной шерсти понимают диаметр поперечного сечения шерстинки. Тонину выражают в тысячных долях миллиметра — микрометрах (мкм). Тонина шерсти зависит от породы, условий кормления и содержания, пола животных, их возраста и индивидуальных особенностей.

В производственных условиях тонину шерсти определяют органолептически, для чего из разных участков руна отбирают 3-5 штапельков. Каждый поочередно берут большим и указательным пальцами обеих рук за концы, расправляют до образования сетки и просматривают для определения тонины волокон, уравненности тонины по зонам штапеля. При определении класса тонины однородной шерсти иногда (при разногласиях и др.) пользуются эталонными образцами шерсти. Для более точного определения тонины шерсти пользуются лабораторным методом, при котором диаметр поперечного сечения шерстного волокна определяют под микроскопом или ланаметром и выражают в микрометрах.

Тонину шерстных волокон устанавливают с помощью проекционных микроскопов (ланометров, обычных микроскопов, оснащенных окуляр-микрометрами и объектив-микрометрами). Определение тонины шерсти производят при увеличении в 600 раз и более и не менее 200 раз измеряя один образец шерсти.
В перерабатывающей промышленности применяют лабораторное определение тонины в воздушном потоке приборами системы «Аирфлоу». Метод позволяет быстро определить среднюю тонину, но не дает представления об уравненности волокон в штапеле и поэтому не пригоден в зоотехнической работе для оценки овец.

Теперь подробней разберем тонкую шерсть тонкорунных овец.

Тонкорунная шерсть овечья

Овцы Тонкорунной породы имеют следующие характерные особенности:

1. Тонина шерсти от 60-го до 80-го качества, что соответствует 14—25 микрометрам (мкм); Тонкорунная шерсть состоит из пуховых волокон, имеющих тонину не более 25 мкм (не грубее 60-го класса) и не имеет ости.

2. Длина шерсти короткая, в среднем 6—9 см; За всю историю селекционирования мериносовых пород, удалось добиться максимальной длины 12 см только у нескольких пород, и то это является большой редкостью на племзаводах.

3. Извитость ясно выражена — около 6—8 извитков на 1 см длины волокна. У Австралийского мериноса до 12 извитков на 1 см.

Эти три характерные особенности, которые вы должны знать наизусть, что-бы вас не ввели в заблуждуние при покупке тонкорунной шерсти!

 Тонкая шерсть по качественным показателям подразделяется на мериносовую и не мериносовую.

Мериносовая шерсть — в основном белого цвета, а также с различными оттенками, мягкая, эластичная, хорошо уравненная по тонине и длине, урав­ненная по руну и в штапеле, содержит достаточное количество жиропота.  Руно штапель­ного строения, средней или хорошей плот­ности. Извитость шер­сти явно выражена. Густота шерсти в массе средняя, хорошая и очень хорошая на 1 см2 площади кожи 5800—8000 и более шерстных волокон.

Не мериносовая шерсть от мериносовой отличается недостаточной уравненностью шерстных волокон по тонине и длине, меньшей извитостью, может быть разного цвета. То есть, шерсть в руне может быть одной длины, но при этом, на боках иметь 21 мкм, а на спине 22-23 мкм. Или на оборот, иметь одну тонину по руну, но разную длину волокон на разных участках тела. Лучшая шерсть расположена на боках, при том что она больше подвергается загрязнению.

Извитость шерсти. Извитость шерстных волокон характерна для овечьей шерсти, она имеет определенную связь с толщиной волокон. Из­витость является очень ценным признаком шерсти, повышающим ее упругие свойства. Извитки различной величины и формы свойственны тонкой и полутонкой шерсти.

Извитость – породный признак, взаимосвязанный с конституцией овец, густотой волокон, жиропотностью и другими по­казателями. Характер извитости определяется соотношением орто- и паракортекса. Извитость свойственна шерстным волокнам всех типов, кроме кроющего волоса (ости). Извитость способствует предохранению руна от попадания в него механических примесей и атмосферных осадков. Ее учитывают при бонитировке овец и классировке шерсти.

В тонкой и полутонкой шерсти различают три основные формы извитков: нормальные, плоские и высокие. Если извитки близки по форме к полуокружности, их называют нормальными, что характерно для шерсти тонкорунных овец. У плоских извитков высота дуги извитка меньше ее основания. Ость чаще всего имеет слабую извитость, пух однородной шерсти - нормальную, переходный волос однородной шерсти - плоскую. Сильно выраженная извитость коррелирует с увеличением в корковом слое доли парасегмента и содержания серы.

Длина, как и тонина шерсти, зависит от ряда факторов, главными из которых являются породные и индивидуальные особенности овец, условия их кормления и содержания, физиологическое состояние. Рост шерсти в длину зависит от породы, пола и возраста овец, уровня их кормления, условий содержания и других факторов.

 Длина шерсти – важнейшее свойство, определяющее ее производст­венное назначение, один из главных селекционных признаков. Показатель длины особенно важен для тонкой и полутонкой шерсти. Различают естественную длину волоса в извитом состоянии, естественную длину в растяжимом, но не растянутом виде.  За естественную длину принимается высота штапеля или косицы с естественной извитостью или волнистостью шерстинок. Ее измеряют линейкой с точностью до 5 мм. В косице определяют два измерения — длину ости и длину пухового яруса. Эти измерения записывают дробью: в числителе — общая длина косицы (ости), в знаменателе — длина пухового яруса.

Истинная длина — длина шерстных волокон в распрямленном, но нерастянутом состоянии. Ее измеряют с точностью до 1 мм. Для определения истинной длины используют приборы 4-10-2-2а (для волокон длиной до 200 мм) и 4-10-1-26 (для волокон длиной до 350 мм). Самая длинная шерсть у овец длинношёрстных мясных (линкольн и др.) и некоторых грубошёрстных (горнокарпатская и др.) пород – до 40 см и более; короткая - у тонкорунных и некоторых грубошёрстных (гиссарская и др.) – 5 - 11 см.

Длина шерсти колеблется у тонкорунных овец 5—11 см, полутонкорунных 12—17 см, грубошерстных 18—40 и более см.

Цвет шерсти. Цвет шерсти определяется наличием в корковом слое пигмента меланина, содержащегося по всей длине или в части волокна. Основной цвет шерсти белый. В промышленном производстве ценится белая шерсть, что наиболее со­ответствует требованиям перерабатывающей промышленности, так как только белая шерсть способна окрашиваться в любой цвет. Цвет шерсти зависит от содержания в корковом слое пигмента меланина. У грубошерстных овец цвет шерсти бывает различный – черный, рыжий, серый.

Baлкость – способность волокон при определенных условиях, влажности и температуры прочно переплетаться и сцепляться, образуя плотную массу – свалок. Валкость шерсти обусловлена строением чешуйчатого слоя волокна, его упруго-эластичными свойствами и изви­тостью. Доказано, что предрасположение шерсти к свойлачиванию является наследственным признаком.

У многих современных тонкорунных пород овец наряду с шерстной немаловажное значение имеет мясная продуктивность. Различают следующие 3 направления продуктивности: шерстное, шерстно-мясное, мясошерстное.

Овцы шерстного направления.

Этих овец разводят для получения мериносовой шерсти высокого качества. Мериносовые овцы имеют сильно развитые кожу и костяк. Мускулатура и жировая ткань у них развиты слабо (мясная продуктивность низкая). Овцы шерстного направления отличаются сильной складчатостью кожи на шее и частично на туловище (на ляжках, за лопатками). Благодаря этому, а также хорошей густоте шерсти и оброслости всего туловища рунной шерстью от маток настригают 6—8 кг, с баранов — 15—18 кг шерсти, шерсть в основном от 64-го до 80-го качества. Тонкорунные овцы шерстного направления лучше тонкорунных овец других направлений продуктивности.

Овцы шерстно-мясного направления.

Овцы шерстно-мясного направления отличаются от шерстных более крупными размерами, меньшей складчатостью кожи, лучшими формами телосложения, хорошими мясными качествами. Настриг чистой шерсти у этих овец не меньше, чем у шерстных. В среднем бараны этого направления продуктивности имеют настриг шерсти с баранов 10—15 кг, с маток — 5,5—6 кг; шерсть в основном 64-го качества, длина ее 7—9 см.

Овцы мясошерстного направления.

Мясошерстные овцы характеризуются отсутствием складчатости  кожи, умеренным развитием костяка, бочкообразным туловищем, скороспелостью, у них также хорошо выражены мясные признаки. По настригу шерсти они заметно уступают тонкорунным овцам других направлений. Тонкорунные мясошерстные бараны имеют настриг шерсти с баранов 6—7 кг, с маток — 3,5—4 кг при выходе чистой шерсти в пределах 45—55%, шерсть у них 60—64-го качества; длина шерсти у баранов достигает 9—10 см, у маток — 7—8 см. Эти породы овец более требовательны к условиям кормления и содержания.

А теперь мы подведем итоги и разложем по полочкам, и закрепим полученную информацию.

Характерные особенности тонкой шерсти схематично можно представить так: 

1. Тонина шерсти от 60-го до 80-го качества, что соответствует 14—25 микрометрам (мкм). Тонину конечно на глаз определить мы не сможем сразу, об этом нужно спросить продавца или породу овцы у заводчиков. Но будем точно знать, что шерсть тонкая. Строение штапельное. Штапель тонкой шерсти (будь она мериносовая или не мериносовая) выглядит так, ни какая ость ни куда не торчит, т.к. отсутсвует, только пуховый волос:

 мастер класс шерсть

 2. Длина тонкой шерсти короткая, в среднем 6—9 см. Тонкая шерсть не может быть длинее 12 см.

шерсть-сырец

3. Извитость ясно выражена — около 6—8 извитков на 1 см длины волокна.

рунофлис

4. В тонкой и полутонкой шерсти различают три основные формы извитков: нормальные, плоские и высокие. 

№ 1 - нормальные, №2 - плоские, №3 и №4 - высокие

тонкая шерсть  

5. Если извитки близки по форме к полуокружности, их называют нормальными, что характерно для шерсти тонкорунных овец. У мериносовой шерсти они более ярко выражены, у не мериносовой меньшая извитость.

Вот и все, что я хотела вам рассказать и показать. Конечно-же такие вещи лучше показывать и рассказывать "живьем". Но, теперь вы все равно сможете самостоятельно и без ошибочно определять тонкую шерсть-сырец. Буду рада, если этот материал вам пригодится.

P.S. На фото представлен, для примера, штапель шерсти-сырца овцы "Советский меринос" с моей фермы.

Связь между тониной и извитостью шерсти:

Характеристика некоторых видов шерсти, по бредфордской классификации, приведена в таблице:

   Характеристика некоторых видов шерсти, по немецкой классификации, приведена в таблице:

С уважением, ваша Ольга (Шерстинка)

Комментарии (51)
Jaya 01.11.2012

Ольга, большое спасибо за статью! Приятно читать автора, непосредственно занимающегося разведением овец.

Большое спасибо! Оч. интересно!{#}

Наталья, пожалуйста {#}

Оленька,прочитала с удовольствием.Приспичило.Теперь хоть немного понятно стало,что за мешочек счастья мне подарили.Спасибо.

Лариса, рада, что пригодилось

Оля,тема потрясающе-нужная!!!!!!Благодарю за богатый материал и желание делиться знаниями.Успехов во всем. Светлана.

Светлана, надеюсь информация окажется полезной.

Спасибо за такой подробный развернутый ответ! {#}

Инна, вам спасибо за вопрос.

А так-же в России много метисов и аборигенных пород, которые не поддаются ни какой классификации, но так-же пользуются спросом и очень хороши.

Я и не думала, что мои сомнения и вопрос вызовут такой спор у профессионалов. Я действительно хочу для себя научиться определять что за шерсть -сырец лежит в мешке. Ведь в жизни бывает разное, и командировки и поездки. Вдруг где шерсть мешками за просто так отдают? ( да-да, бывает и такое, поверьте!). Так вот и возникает вопрос- брать или не брать? Вот и надо знать признаки.

И спасибо большое автору за ценную информацию и Ксении за не менее ценные дополнения.

А шерсть нам нужна разная - и не только меринос. Работая только с одним мериносом не получишь классных фактурных эффектов . Так что , даёшь больше шерсти- хорошей и разной!

Инна, так я о том и пишу, что кроме мериноса зарубежного и все остального, в России разнообразие шерсти мериносовой и не мериносовой и каждая по своему хороша и дает свою фактуру. Но, факт отличия на лицо, тонкая шерсть не может быть по определению длиньше 12-14 см (рекодных), имень не штапельное строение, при этом иметь пух и ость. Хотя пух при этом нежнейший. На фото шерсть явно, не вооруженным глазом видно, что не тонкая.

А это полутонкая/полугрубошёрстная, хотя строение штапельное, длина 12-13 см, извитость отлично видна, извитков всего 5 на см. Но при этом дает очень хорошую фактуру. И мне очень нравится с ней работать.

А это мериносовая, не вооруженным взглядом видно даже по фото, что завиток мельче и его больше.

Татьяна Deva 08.05.2012

Спасибо!очень интересно!

Ну ничего себе вы закрутили, в любом случае спасибо всем, буду изучать глубже.

Меня тоже очень интересовал вопрос извитости и соотношения ее с тонином и классом шерсти.

Специальная литература по овцеводству, (которая к сожалению, 60-70-х годов издания прошлого века, а иногда и 50-х годов) пишет об этом по разному и с разными акцентами.

Напримие, я нашла такую информацию

Все шерстные волокна, за исключением кроющего волоса, не прямые, а извитые. Свойство растущей шерсти образовывать стойкие извитки, называется извитостью (Недавно разработан химический метод придания нужной извитости волокнам мытой шерсти). Извитком называют естественные более или менее регулярные перегибы шерстного волокна.
Существует зависимость, указывающая на то, что чем тоньше шерстное волокно, тем сильнее оно извито. Наиболее извитость выражена у пуховых волокон, у которых на 1 см длины приходится по 6-8 извитков и даже значительно выше. Поэтому иногда о тонине шерсти судят по числу извитков на 1 см длины волокна, но эта оценка может быть лишь условной, а чаще бывает просто ошибочной. Объяснение этому состоит в том, что извитость шерсти зависит не только от тонины волокон, но и от довольно сложных физических процессов, протекающих при ороговении и затвердении волокон в волосяном влагалище.

В целом извитость является лишь косвенным показателем, характеризующим технические свойства шерсти, крепость конституции, породность, а потому в настоящее время ни при бонитировке овец, ни при классировке и сортировке шерсти тонину по ее извитости не устанавливают. В тонкой и полутонкой шерсти извитки могут иметь следующие формы: гладкую, растянутую, плоскую, высокую, нормальную, сжатую, петлистую.
Извитки, имеющие форму преимущественно полуокружности, называют нормальными. Такое название извитков вовсе не означает, что все остальные извитки являются порочными по своим свойствам, т. е. ненормальными. Извиток называется нормальным лишь за сходство его формы с фигурой полуокружности. Когда разводились теперь уже не существующие породы мериносовых овец, у овцеводов было стремление к тому, чтобы извитки шерсти имели форму полуокружностей, а всякие другие отклонения от этой формы считались как ненормальные явления. У современных тонкорунных пород и типов овец довольно часто встречается извитость шерсти с уклонением от формы полуокружности. Слабые извитки (гладкие, растянутые и плоские) характеризуются более растянутыми дугами, у которых высота заметно меньше длины. У гладких извитков высота настолько мала, а дуги так растянуты, что шерсть кажется неизвитой.
К высокой форме извитков относятся такие, у которых высота дуги незначительно превосходит ее длину. В отличие от полуокружностей дуги этих извитков более высокие, вытянутые по направлению к вершине, и вполне естественно, что число таких извитоков на единицу длины обычно больше, чем слабых и даже нормальных. Высокие извитки в большинстве своем лучше заметны в руне, чем нормальные и тем более слабые, и довольно часто такая шерсть выглядит как бы гофрированной, а сам штапель распадается на отдельные пряди с чрезмерно резко выраженной извитостью.

Такая извитость называется маркиртной и относится к нежелательным видам извитости в технологическом отношении. Маркиртная извитость шерсти характерна для овец, уклоняющихся в сторону переразвитости, то есть меньшей крепости конституции и пониженной продуктивности (меньшая густота шерсти, худшая оброслость брюха и т. д.). Такая шерсть имеет иногда пониженную крепость и худшие остальные технические свойства.
Еще более сильную извитость, напоминающую по форме петли распущенного вязаного изделия, называют петлистой, или «нитка». Такая шерсть обычно короче нормальной и имеет пониженную крепость, и ее пучки представляют собой как бы спутанную массу редко растущих волокон с повышенной засоренностью. Наличие в руне «нитки» ухудшает ее технические свойства. Обе эти формы извитков нежелательны и их относят к крупным недостаткам шерсти.
На различных топографических участках тела может расти шерсть с разной извитостью. Характер извитка нередко неодинаков на протяжении длины штапеля.

Источник http://www.okade.ru/ovcevodstvo-i-kozovodstvo/3149-izvitost-shersti.html Единственное, у этой ссылки нет указания названия книги.

Ольга Шерстинка, мне кажется, Ваша статья интересна для общего ознакомления с темой флисов, качества шерсти, но она обобщенна и не детальна. Не стоит определять тонину шерсти только по наличию и отсутствию извитости шерстинок. Я например заказала электронный штангенциркуль, как вариант определения тонины шерсти.

/Сейчас буду искать название данной книги, которая цитируется на сайте. Может кто-то знает, что за источник?

Вот что говорит, например,Ерохин А. И. о извитости шерсти (книга Ерохин А. И., Ерохин С. А. Овцеводство.2004 г.

"...извитость не может являться основным показателем для оценки тонины шерсти, так как далеко не всегда более тонкие волокна имеют большее число извитков на единицу длины и в пределах одного и того же качества шерсти она может значительно изменяться. ... Это объясняется тем, что тонина и извитость волокна формируются под действием различных биологических факторов. Каждое из этих свойств по-разному реагирует на влияние внешней среды: тонина шерстяных волокон быстро и сильно изменяется под влиянием кормовых факторов или физиологического состояния организма животного (беременность, лактация и т.д.), тогда как извитость значительно меньше реагирует на эти факторы.

От извитости волокон зависит упругость ткани, ее валкоспособность и эластичность...."

Александр Иванович Ерохин- известный ученый в области зоотехнии. Он является ведущим специалистом в РФ и странах СНГ в области селекционных методов совершенствования, разведения, воспроизводства, генетики, кормления, содержания, технологии производства продукции овцеводства и козоводства. А.И.Ерохин ведет активную общественную работу. Ранее он в течение длительного времени являлся: членом секции животноводства и ветеринарии Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, заместителем Председателя экспертного Совета ВАК РФ по зоотехническим и ветеринарным специальностям, членом НТС Госагропрома СССР, членом Европейской ассоциации животноводов (ЕАЖ). В настоящее время: член двух диссертационных советов, член Ученого совета зооинженерного факультета РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, председатель секции овцеводства и козоводства отделения зоотехнии РАСХН.

источник http://fermer.ru/forum/obshchie-voprosy-po-kozovodstvu/139355

Я не утверждаю, что извитость является основным показателем! {#} Я говорю о том, что это один из многих показателей, так же влияющий на определение шерсти.

Ксюша, да, статья просто об определении тонкой шерсти. Писать о каждой породе тонкорунных овец, их тонкостях - выйдет не одна книга. Описан элементарный способ определения тонкой шерсти от грубой. Но в тонкой такой большой диапозон по мкм, что любой человек связанный с шерстью, с закрытыми глазами определит шерсть 16 мкм от 25 мкм. А тактильные ощущения вообще не описать. Чем длиннее волос и крупнее завиток тем шерсть грубее.

"Не стоит определять тонину шерсти только по наличию и отсутствию извитости шерстинок."

Очень рада за вас, будете замерять электронкой. Если это притензия ко мне и моим овцам, то знайте, я не определяю тонину на глаз. В примере фото моих овец породы Советский меринос. Овцы закуплены с племзавода бонитированные, в себе не разводились, каждый год привозной баран с племзавода. Чистота породы на первом месте. Пасутся на отдельной карде. Увеличиваем поголовье.

Если вы занимаетесь разведением Алтайских овец, то наверное в курсе всех достоинств и недостатков этой породы?

Достоинства:

"Относится к шерсто-мясным. Складчатость кожи умеренная, на шее имеется 1—2 полные или неполные складки. Бараны рогатые, мат­ки в основном комолые. Руно штапельного строения средней плотности. Длина шерсти баранов 8-9 см, маток - 7,5-8,0 см; тол­щина преимущественно 64 качества. (т.е. 20,6 – 22,04 мкм, что кстати и указывают на шерсти, только грубо 21-23 мкм), если не проводилась бонитировка, но известна чистота породы). Настриг шерсти с баранов 12—14 кг, с маток — 6,0— 6,5 кг при выходе мытой шерсти — 50% и более. Уравненность волокон по длине и толщине в штапеле и по руну хорошая. Шерсть имеет мелкую правильную извитость и четко выраженный мериносовый харак­тер. Жиропот преимущественно белый и светло-кремовый."

Недостатки:

"Не смотря на положительные моменты в процессе разведения алтайской породы овец, существенным недостатком этих животных в товарных стадах являются невысокий настриг у определенных особей и слабо выравненная по длине шерсть на основных частях туловища. Так, у отдельных овец длина шерсти в районе спины намного короче, чем в области лопаток и с боковой стороны. Порой можно заметить значительное сближение конечностей в скакательных суставах."

Описание Советского мериноса:

"Относится к шерсто-мясным. Овцы имеют одну хорошо развитую поперечную складку кожи на шее и хорошо развитые бурды. Мясная продуктивность удовлетво­рительная.
Шерсть белого цвета, хорошо уравненная по длине и тонине шерстных волокон. Руно штапельного строения, замкнутое. Извитость волокон хорошо выражена. Тонина шерсти у маток в основном 64 качества, с наличием небольшого количества животных с шерстью 70 качества. Длина шерсти у маток 7,5-8,5 см, у баранов — 8,5—9,0 см. Цвет жиропо­та белый и светло-кремовый. Настриг шерсти у маток 5,5-7,0 кг (макс. 9,4 кг), у баранов - 11-12 кг (макс. 28,4 кг)."

Из этих описаний не скажу, что тонкорунные овцы имеют настолько разную шерсть, что ее не возможно определить. И вообще, если честно, то не поняла суть претензии. {#}

"Из этих описаний не скажу, что тонкорунные овцы имеют настолько разную шерсть, что ее не возможно определить. И вообще, если честно, то не поняла суть претензии. {#}" Я этого не говорила и не имела в виду. В целом мы не поняли друг друга. Претензии не было, была попытка расширить информацию, и сделать ее более подробной.

Ксюша, извините. Действительно, видать не поняли друг друга. Но, я спросила, а вы не ответили. В итоге получилось, то что поучилось. Еще раз извините, ни коим образом не хотела обидеть. Вот они издержки дистанционного общения. {#}

Отлично, это здорово, что люди, которые берегут породу животных, есть, и продолжают любить нелегкое дело животноводства.

Вы ведь наверняка знаете, что и в разные года, в зависимости от погоды, шерсть разная, и в зависимости от здоровья животного, возраста, питания, и даже объема выпиваемой воды шерсть разная, и на разных участках животного шерсть разная - на холке, на ногах, на животе. Ваша заметка обзорная, поэтому я пологала, что советы по определению тонины шерсти должны быть универсальными.

Я понимаю, что вы сейчас аргументируете в основном за советского мериноса, которого разводите, но статья ведь в целом о тонкорунной шерсти, а тонкорунных пород много, по крайней мере больше двух названных, алтайский меринос и советский меринос.

Причем тут аргументы за советского мериноса? Читайте текст внимательней, речь идет о тонкой шерсти.

Правильно говорят: "Не делай людям добра..."

В настоящее время при бонитировке овец и при классировке шерсти извитость играет роль не малую. Раньше может быть так и было. Овцеводство после революции настолько пострадало, а еще ВОВ, так что было не до извитостей, а хотя бы сохранить некоторые породы вообще. И не только овец, но и лошадей, русских псовых борзых, вобщем то, чем на Руси могли раньше гордиться.

Я не занимаюсь разведением овец, я много общаюсь с овцеводами, и достаточно хорошо умею пользоваться специальной литературой. И речь сейчас идет, как мне показалось из статьи, не о достоинствах и недостатках отдельной породы овец, а в целом о способах определения тонины и качества шерсти. Кстати, на Алтае конечно алтайского мериноса много, но советский меринос так же прекрасно разводится, покупается и продается.

Безусловно, извитость шерсти является одним из показателей тонины шерсти, но при этом этот показатель дает погрешность, и может ввести в заблуждение. Это прекрасно проиллюстрировала Инна l-inna Войлочные сказки . Человек не увидел обещанной извитости в купленной шерсти, и основываясь на вашу заметку, решил что его, скажем мягко, продавец ввел в заблуждение. При этом отсутствие извитостости в купленной шерсти как может быть одним из показателей того, что шерсть более грубая, так и показателем того, что шерсть просто несколько иная, не попавшая в вашу подборку видов шерсти мериноса.

Ведь не гуд? так? для общего обзора - нормально. Для людей, которые профессионально покупают шерсть и работают с ней - информации мало, или даже информация не до конца достоверна, и может ввести в заблуждение. Вы ведь поместили ваш обзор шерсти мериноса не в личный блог, не в публикации, в а Мастер-Классы.

Последние публикации ученых, занимающихся овцеводством, которые пишут о том, что извитость не гарантия мериносности, и наоборот, оносятся к 2004 году. Это уже даже наше тысячелетие. Я указала ссылку.

Ксюша, в целом о способах определения тонины. Так точно тонину можно определить только с помощью микроскопа или ланометром. Я не писала, что вы сможете отличить тонину 21 мкм от 22 мкм одним взглядом. И это не обзор шерсти мериноса, если вы внимательно читали. Кроме мериносовых много и других пород не мериносовых, но входящих в группу тонкорунных. Идет обзор тонкорунных овец, с диапозоном от 14 мкм до 25 мкм. В России шерсть от 18 мкм до 25 мкм. Нет в России, к сожалению овец с 16 мкм и 14 мкм. Они огрубеют все равно от нашего климата и погодных условий. А в пример положила фото мериносовой, т.к. других в нужных ракурсах нет под рукой. Считаю, что пора перестать переливать из пустого в порожнее и закончить на этом дискуссию.

Я не думаю, что наше с вами обсуждение - это переливание из пустого в порожнее. Я думала, общая цель - всесторонне рассмотреть, как вы сами пишите, тонкорунную шерсть, помочь в определении тонины и качества шерсти тем, у кого есть такая потребность.

Если бы я, как вы пишите, не начала переливать из пустого в порожнее, то вы бы не дополнили свое описание шерсти. Вы считаетесь экспертом по определению шерсти, как минимум на ЯМ, а возможно и на других ресурсах. Поэтому вводить людей в заблуждение не полным освещением темы (которую вы таки решили осветить) - это неэтично.

А писать про коментарии других людей, что это "переливание из пустого в порожнее" - типичная манипуляция и способ увести от неприятной темы.

Расговор закрываю.

{#}

спасибо за дополнение.

"Поэтому вводить людей в заблуждение не полным освещением темы (которую вы таки решили осветить) - это неэтично."

Я думаю, все таки не вам решать, какую и в каком объеме мне давать информацию в бесплатном МК и какую в платном МК. И является ли это этичным или не этичным.

Да, хотела избежать не приятной для вас темы. Но, решила написать, раз вы так настаиваете на этом.

А теперь о введении, скромно говоря, в заблуждение. Пока вы тут "рисовались" и строчили, я думала, что вы прочтете внимательно то, о чем я писала и кое что для себя подчерпнете, и исправите свои ошибки.

1. Нет названия Алтайский меринос, есть просто овца Алтайская. Порода относится к тонкорунным, к шерсто-мясным.

2. Руно имеет штапельное строение средней плотности.

3. Длина шерсти баранов 8-9 см, маток - 7,5-8,0 см; толщина преимущественно 64 качества.

4. Уравненность волокон по длине и толщине в штапеле и по руну хорошая. (Правда бывают отклонения, выражающиеся в укорачивании шерсти, но не удлинении)

5. Шерсть имеет мелкую правильную извитость и четко выраженный мериносовый харак­тер.

Так что, продавая шерсть местных овечек, бегающих в большом количестве всяких разных (выродившихся и метисов, бабушки и дедушки которых может быть и были породные) по деревне и не соответсвующих по описанию породе, не нужно причислять к какой то породе и вводить покупателей в заблуждение, а писать честно Аборигенная.

Так как, вами представленная шерсть под названием "Алтайский меринос", не соответсвует Алтайской породе овец ни камим местом:

http://www.livemaster.ru/item/1271094-materialy-dlya-tvorchestva-altajskij-merinos-flis

1. Не имеет штапельного строения, а имеет косичное (имеет пух и ость)

2. Не имеет длину 7,5 - 9 см, а имеет длину 18-20 см (о чем ранее было у вас написано, а теперь исправлено на 12-15 см. Хотя линейку не обманешь)

3. Не имеет мелкую правильную извитость и четко выраженный мериносовый характер.

Я конечно понимаю, сейчас молодые все такие ушлые. Но, в следующий раз, прежде чем кого-то осуждать, посмотрите на себя.

Надеюсь вы не обидетесь и примете полученную информацию к сведению, что в будущем вам очень понадобится при определении шерсти.

И еще, пожалуйста, не выдавайте полугрубую дворняжку за тонкую алтайскую, не позорьте породу, исправьте название и описание. А то за державу обидно.

Описание шерсти не добавляла, все написано выше, читать нужно внимательно. Сейчас добавила картинки для наглядности, т.к. чувствую что текст вами не воспринимается без них, слишком много букв, да еще не ваших. Так же добавила определение штапеля для вас.

Вот спасибо! Тоже теперь нашла ответ на мучавший меня вопрос : меринос мне продали или нет?

теперь вижу, что извитости практически нет- значит не меринос! Правильно усвоила Ваш МК ?

Тонкая шерсть бывает мериносовой и не мериносовой. Не мериносовая от этого хуже не становится. Просто у мериносовой шерсти извитость ярче выражена, чем не у мериносовой. Многое зависит от условий содержания, погодных условий, т.к. от дождей, выгула под снегом и загон обратно в овчаню вызывает намокание шерсти, ее растягивание и распрямление. С какого конкретно места была настрижена эта шерсть. Зависит еще от возраста, пола и т.д.

Инна, по вашему фото ни чего конкретного сказать не могу. Какой она у вас длины, имеет ли ость и пух? Какой породы?

Оля, спасибо!Очень нужная информация! Сейчас проверю всё на деле- есть флис английский,австралийский и алтайский мериносовый!{#}. На мой взгляд- самый тонкий - новозеландский( от Нади Грин),английский потолще будет...А алтайский-может , ягнёнок попал-мне кажется, тоньше австралийского..Такое может быть?{#}А австралийский-серый и бежевый....{#}

Татьяна, я так думаю, при покупке все таки к шерсти было указано какого она качества и мкм.

Поярковая шерсть очень нежная и тонкая, и конечно такое не только может быть, а есть.

Цвет тоже может быть разный, просто в основном разводят белых, т.к. хорошо скупает перерабатывающая промышленность, для последующей покраски.

Спасибо! Очень интересная и полезная информация!

Девочки, вам спасибо, что прочитали до конца. Надеюсь что-то пригодится.

Ольга, спасибо большое за полезную информацию. Прочитала с огромным интересом:)

Ольга,спасибо большое за информацию.Что-то знала,чего-то нет.Я так поняла,что это относится только к сырцу.

Наталья, да, это только по отношению к сырцу.

Спасибо за МК) У вас и до этого был очень интересный материал в Блоге, если я не ошибаюсь, а теперь в МК, думаю, его заметит еще большее количество заинтересованных людей.

Спасибо, нужная информация!

Спасибо также за такую обширную информацию о тонине шерсти.

Наверняка пригодится.{#}

Пожалуйста, Лена. Надеюсь информация пригодится.

А то в последнее время, часто мне пишут: "Купила шерсть вот такую (фото прикладывают) сказали тонкая, что с ней можно сделать?". А она в итоге оказывается совсем и не тонкая, а грубая или полугрубая.

Вот и наболело!

спаибо большое обязательно расспечатаю и полажу в книжку по валянию

Марина, надеюсь полезной окажется информация.

Galafilc 08.05.2012

Большое спасибо за информацию, все в одном месте, доступно и понятно.

Пожалуйста.

Рубрики мастер-классов