Природа-художник
Минералогия, несомненно, одна из самых древних наук, ведь знакомство человека с камнем началось ещё на заре цивилизации, когда первобытные люди стали применять его в качестве орудия труда, оружия, украшения. Постепенно накапливались знания о свойствах камней, область их применения. Однако камень привлекал внимание не только практической полезностью, но и своей красотой. Наши далёкие предки собирали и бережно хранили камни, отличавшиеся необычным видом, формой или цветом, приписывая им особые свойства. Прошли столетия, но красота минералов до сих пор вызывает интерес и восхищение.
Разнообразие форм царства камней поистине безгранично. Нередко в случайных сочетаниях красок можно увидеть настоящие произведения искусства: порой совершенно реалистические (лес, море и т.д.), но чаще неопределённые, вызывающие, как и музыка, у каждого свои ассоциации. Такой камень получил название «пейзажный».
Одной из пород, «создающих» необыкновенные пейзажи и сюжетные композиции, является яшма. Великолепной иллюстрацией к стихотворению Лермонтова «Белеет парус одинокий» служит образец орской яшмы: вспененное зелёное море, низко нависающие тяжёлые тучи и среди разбушевавшейся стихии одинокий парусник.
На светло-серой яшме видна равнина, поросшая мелким кустарником. Два озера разделены небольшой перемычкой, а на горизонте равнина сливается с облачным небом. На одной из полированных поверхностей большого монолита яшмы отчётливо проступает фигура танцующей японки в пёстром кимоно.
Яшма - плотная порода, состоящая из мельчайших зёрен кварца и тонкодисперсных минералов иного состава. Эти разные по цвету примеси и придают породе удивительное разнообразие. В своей книге "Рассказы о самоцветах" замечательный знаток и поэт камня академик А. Е. Ферсман так описывает яшму: "Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске: все тона, за исключением чисто-синего, нам известны в нем, и переплетаются они иногда в сказочную картину". К этому следует добавить богатство рисунка, прочность и долговечность камня, кроме того, он прекрасно полируется. Яшму широко используют камнерезы и на Петергофской гранильной фабрике, и на Колыванской шлифовальной фабрике на Алтае. Для дворцов Москвы и Петербурга здесь изготовлялись предметы декоративного убранства, изумительной красоты вазы, шкатулки, столешницы. В Благовещенском соборе Московского Кремля пол выложен агатовидной яшмой.
Среди пейзажных камней особое место занимает мрамор. Некогда осадочная карбонатная горная порода, образовавшаяся на морском дне в результате накопления вымерших ракушек, под влиянием сложных геологических процессов подверглась перекристаллизации. Невозможно описать все разнообразие рисунков, цветов и оттенков мрамора, встречающихся в природе. Благодаря своим декоративным качествам и легкости обработки камень нашел широкое применение в архитектуре и изобразительном искусстве.
Трудно представить, что рисунок на мраморной плите - игра природы, а не дело рук художника. Однако это так. Морские пейзажи можно найти на облицовочных плитах Московского метрополитена, выполненных из уральского и грузинского мраморов. Нужны лишь наблюдательность и некоторая доля фантазии.
Удивительные "картины" можно увидеть в итальянском мраморе из окрестностей Флоренции, получившим название "руинный".
На одной из таких картин проступают изображения руин средневекового города. На светлом фоне камня четко вырисовываются силуэты зданий: храмы, какие-то пирамидальные сооружения. Тонкие вертикальные штрихи подчеркивают своеобразие архитектурных форм, даже какие-то неясные картины на стенах храмов. Несколько скупых линий, цветовые контрасты - и перед глазами законченная картина.
Разнообразные "пейзажи" образуют окислы марганца - ветки дерева на агате, лесные заросли в родоните или силикате марганца. Картина леса настолько реальна, что кажется нарисованной художником.
Малахит - водный карбонат меди. Образуясь в условиях зоны окисления медных руд, он обычно выделяется в форме почек, состоящих из чередующихся концентрических полос густо-зеленого цвета, а иногда в форме радиально-лучистых образований. Этот красивый минерал всегда вызывал интерес как декоративный и поделочный камень, а неповторимая прелесть рисунка послужила писателю Павлу Бажову темой для его чудесных сказов. Однако пейзажность малахита почему-то редко отмечалась.
Удивительным по разнообразию рисунка является агат. У этого минерала особенная структура, и он с давних времен использовался как украшение. Рисунок на агате проявляется благодаря примесям других минералов. В таком камне можно увидеть дремучий лес, фантастический подводный мир, а порой и самые неожиданные сюжеты. Например, небольшая миниатюра - портрет девушки: изящная головка на тонкой девичьей шее, пышная копна волос и огромные темные глаза.
На одном из образцов агата-моховика - чудесный пейзаж с изображением тайги. Чётко видны густой лес, очертания избы, зеркальная гладь озера, ясное небо с лёгкими облаками.
Различные изображения можно разглядеть не только на срезах камней, но и в прозрачных образцах, содержащих вростки других, часто непрозрачных минералов. В таких картинах чувствуется объемность изображения, что придает им ощущение натуральности. Примером может служить кристалл гипса из Карлюкской пещеры в Таджикистане. Вы видите унылую безбрежную степь и вздымающийся крутой горный хребет. Как и окружающая местность, горы лишены растительности и однообразно серы. Иногда их рассекают глубокие зияющие трещины. Над горой застыла тяжелая туча, а все остальное пространство залито солнцем. Удивительный каменный пейзаж!
При взаимодействии гранитной магмы с известняками в твердой среде образуются минералы, получившие название "скарны". В этой среде образуются скопления магнетита, сульфидов, гранатов и других камней. Очень эффектно срастание волластонита и пироксена, создающее замечательные пейзажи. На одном из образцов изображен еловый лес на склоне горы.
В различных сочетаниях красок, в сростках минералов можно увидеть поистине сказочные картины, подлинные шедевры, созданные самой природой.