Обновление пароля

 >  >  >  > Как заработать миллион, или выжить в кризис. Часть 1.

Как заработать миллион, или выжить в кризис. Часть 1.

Как заработать миллион, или выжить в кризис. Часть 1. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Да-да! Цели такие амбициозные! Серию публикаций "Как заработать миллион" я задумала, на самом деле, еще год назад. То руки не доходили, то текущие дела отнимали всё время.  Однако, первые дни нового года - лучшее время начать реализовывать давно задуманное!

Почему я пришла к этой теме? Потому что наконец осознала, что работаю-работаю, вроде и зарабатываю нормально (как говорят: на жизнь хватает). Но в случае болезни, например, надеяться не на кого. Рассчитывать на хорошую пенсию не приходится (слишком уж много примеров хороших обычных людей, работавших всю жизнь, а на пенсии столкнувшихся с жестким режимом экономии). Ну и чего греха таить.. Еще в активном возрасте хочется не только вкалывать по 12-18 часов в сутки, но и пожить

Ведь "заработать миллион" на самом деле не сложно. Но сложно его сохранить и не потерять!  Я думаю, эта тема актуальна для очень многих! И особенно сейчас.

И главный путь к экономической стабильности и уверенности в завтрашнем дне - это финансовая грамотность! Ведь можно зарабатывать миллионы, но бездумно их тратить... А можно и при скромных доходах и внимательном к ним отношении не испытывать недостатка.

Именно поэтому в этой серии публикаций я не буду говорить о том, как работать и/или заработать больше. Но буду концентрироваться на том, что вы уже имеете. И да, я понимаю, что доходы у некоторых (у многих, что ужасно!) на грани прожиточного минимума. Что делать в такой ситуации - тема важная и больная, но несколько отличается от того, что хочу рассказать я.

Итак, финансовая грамотность.  Казалось бы, чего тут сложного - математику в начальных классах учили все. Складывать, отнимать, делить все умеем. Некоторые даже в уме!! Но не всё так просто.  Для финансового успеха, пусть даже и с небольшими доходами, важно не столько экономить на всём, но правильно составить свой бюджет, прогнозировать расходы и доходы, уделять внимание сбережениями, инвестициями и прочее. Этому всему нас не учат в школе или университете, этого не воспитывают родители. Почему? Возможно, потому что ряд поколений в нашей стране жил "от получки до получки", в режиме дефицита необходимых товаров и без доступа к любым финансовым инструментам. Любое управление финансами в такой ситуации - бессмысленно и безрезультатно. Но оставим этот вопрос социологам и историкам. 

Сейчас же, когда у нас есть определенные доходы, есть масса желанных товаров на рынке, есть свобода распоряжаться своими деньгами, когда мы хотим быть  уверенными в своем будущем, будущем своих детей и достойной старости (без оглядки на государство, которое любит подставлять обычных граждан). Сейчас нам нужно самообразовываться в части личных финансов и благосостояния. Тем более в сложные кризисные времена. 

Потому что Россия уже вступила в серьзнейший финансовый и экономический кризис, обусловленный кризисом политическим. Отлючите центральные ТВ-каналы и почитайте статьи и выступления известных и уважаемых экономистов. Они говорят об этом по меньшей мере год! Еще в прошлом декабре эксперты прогнозировали значительное ослабление курса рубля (я отлично это помню, так как на фоне этих прогнозов я перевела все свои накопления из рублей в доллары и евро. В декабре 2013! А сейчас наблюдаю за удвоением этой суммы в рублевом эквиваленте). 

финансовая грамотность

 Многие говорят, что мы выжили в 98м, прошли 2008й. И сейчас переживаем. Это так. Однако, наступивший кризис значительно отличается от предыдущих. Есть ряд внутриэконмических, внешнеэкономических, внутри- и внешнеполитических аспектов:

1. В государстве наблюдается кризис ликвидности в виду высоких расходов бюджета. Т.е. миллиарды и миллиарды налички были вложены в саммит АТЭС, олимпиаду, чемпионат мира по футболу и другие мега проекты. Однако дивидендов в виде толчка развития бизнесу, новых налоговых поступлений и т.д. это не принесло. Как раз об этом кризисе говорили специалисты еще в прошлом году, он был вполне ожидаем.

2. В России по-прежнему не развито производство товаров, нет поддержки малому и среднему бизнесу. В принципе ничего не изменилось институционально с начала 2000х и даже с 90х. Да, мы стали вроде как жить лучше, т.к. все проблемные сферы были "залиты" нефтедолларами 2000х. Но по факту, доля малого и среднего бизнеса (кстати, то чем мы с вами и занимаемся!) в ВВП России около 20% (для сравнения в США - эта доля около 50%, а в Китае 55%. Причем в Китае к малым и средним предприятиям относятся 99% всех предприятий страны!!). Т.е. в России фактически не выгодно вести небольшой бизнес, он не приносит нормального дохода для владельцев и занятых в нем, не ведет к налоговым поступлениям в бюджет. Сейчас, когда нефтяные доходы пошли вниз, других источников дохода у страны почти не осталось... 

3. В результате всем известных политических событий Россия оказалась отрезана от мирового финансового рынка. Полностью. Если в 98м году страна заняла наличку для выхода из кризиса за границей (недавно пересмотрела КВН тех лет, там все актуальные новости о премьерах, путешествующих с протянутой рукой на запад).. Если в 2008 году российские банки смогли перекредитоваться в зарубежных банках для поддержания своей стабильности и стабильности всей экономики.. То сейчас эти ресурсы не доступны. Совсем. Не будет денег у банков - не будет кредитов бизнесу, промышленности - не будет новых проектов - не будет развития - не будет и зарплат обычным людям. Принцип домино. И он уже запущен. Вопрос только в том, как быстро и как сильно пострадают обычные граждане.

4. Цены на нефть снижаются. Они продолжат снижение либо (в лучшем случае) останутся на текущем уровне. Это тренд не на один год, а на десятилетие. Почему это так важно? В 98м году нефть стоила 10 долларов за баррель. В 2000м выростала до 20-30 долларов. А с 2002 стабильно росла, достигнув пика в 140 долларов. Рост цен был обсловлен во многом кризисами на Ближнем Востоке - война в Ираке, конфликты Израиля и Ирана, кризисы в Сирии и Ливии. Почему цена снижается сейчас? Пока спокойно, серьезных кризисов в странах, добывающих нефть, нет (т.е. предложение довольно высокое). Конечно, если такой кризис наступит, одна из стран-экспортеров  окажется в зоне военных действий (такой страной вполне может оказаться России, т.т.т.), то цены снова поползут вверх. Но оно нам надо???

Во вторых, недавно США полномасштабно приступили к добыче сланцевой нефти (которая еще недавно ввиду сложности и дорогой стоимости процесса была не освоена в должной мере). В это инвестированы колоссальные средства, и в ближайшие годы добыча будет и будет продолжаться. Запасы сланцевой нефти огромны. А как известно.. чем больше предложения при стабильном спросе, тем ниже цены. Таковы законы экономики.

 И если в 2000х проблемные сферы в России были просто профинансированы этими нефтяными сверхдоходами, то в эпоху низких цен и отсутствия лишних денег проблемы снова вылезут наружу - образование, здравоохранение, гос.предприятия.. зарплаты в этих сферах пойдут вниз, как и другие социальные выплаты - пенсии, пособия. 

 Кроме того, в этом году в связи с санкциями и контр-санкциями много говорится об импортозамещении. Однако, откуда его взять, если промышленность и сельское хозяйство не развивались (см. п. 2)? И на какие деньги их развивать, если денег нет (см.п. 3)? Многие импортные продукты теперь недоступны. Собственного производства нет или оно недостаточно (развивать его не на что). Соответственно цены на имеющиеся продукты будут расти. Опять простые законы экономики.. при высоком спросе и малом предложении цена товара увеличивается. Беларусь уже повысила цены на молочную продукцию, поставляемую в Россию, и привязала их к курсу доллара.

Жизнт станет лучше, жизнь станет веселей! Вопрос опять же в том, как быстро и как сильно..

 Нет, я не пытаюсь запугивать и нагнетать обстановку. Я лишь призываю  перестать себя успокаивать и надеяться вслед за президентом на рост цен на энергоносители. Конечно, нужно верить в хорошее. А вот свои финансовые планы строить исходя из пессимистических прогнозов (дабы в одночасье не остаться у разбитого корыта). 

 Итак, если вы осилили эту длинную (и порой безрадостную) преамбулу, то вы определенно готовы к обретению своей финансовой стабильности! Приступим к 1й части этой серии. Контроль доходов и расходов.

Этот шаг очень важный, т.к. необходимо точно знать о своих доходах и расходах. Иначе как можно управлять тем, что вы не знаете?

 1. Установите себе на компьютер или смартфон программу для фиксирования доходов и расходов. Поищие в поисковике по ключевой фразе "семейный бюджет", "домашняя бухгалтерия" или "учет личных финансов". В сети их довольно много, на любой вкус и цвет Раньше, например, у меня была программка CashFly на компьютере, сейчас приложение "семейный бюджет" на телефоне. А что у вас?

2. Создайте различные категории расходов: продукты (можно детализировать до овощей, фруктов, мяса, молока, сладостей и т.д.), бытовая химия, одежда, обувь, косметика, коммунальные платежи, выплаты по кредиту/ипотеке, транспортные расходы, телефон, интернет, расходы на развлечения и т.д. Конечно, сразу все категории сложно предусмотреть. В процессе вы можете что-то добавлять или наоборот удалить неиспоьзуемое.

Когда я первый раз приступила к записи всех расходов, я завела очень детальные статьи расходов (яблоки, апельсины, лук, огурцы, курица, яица, стиральный порошок, билеты на автобус, поездки на такси...). Записи с такой глубокой детализацией занимали довольно много времени, быстро захотелось бросить это дело... Сейчас же у меня очень общие категории (продукты и бытовая химия, например, одной строкой. Как и одежда с обувью), поэтому записи занимают всего несколько минут в день.

Вы можете попробовать разные варианты детализации. Очень детальные записи помогут вам понять, какие виды продуктов вы больше всего потребляете (может, это нездоровая еда и стоит об этом задуматься?), больше ли вы тратите на бензин или на общественный транспорт и так далее. А если времени и самодисциплины у вас немного, то стоит начать с общих категорий. Главное - начать эти записи!

3. Записывайте все личные/семейные расходы ежедневно (каждый вечер за компьютером или сразу после оплаты любой покупки - в приложении на смартфоне). Везде, где это возможно, сохраняйте чеки и записывайте по чекам. Это избавит вас от судорожного припоминания, сколько же денег вы отдали кассиру...

4. Фиксируйте все свои доходы: заработную плату, пособия, прибыль от продажи своих работ на Ярмарке мастеров и т.д.

5. Если у вас есть дети, обязательно привлекайте их к этой работе. Младших школьников можно иногда просить диктовать вам суммы по чекам. Подростков постарше можно назначить ответственными за внесение данных в программу. Это будет способствовать атмосфере финансовой открытости и доверия в семье. А также будет воспитывать у ребенка отвественное отношение к деньгам, сформирует нужный образец для поведения в будущем. 

По моему опыту, удобнее разделить учет финансов отдельно по вашей работе (расходы на материалы ваших работ для продажи и все накладные расходы вашего небольшого бизнеса, а также доходы от него) и личные/семейные финансы. Например, я веду один файл с расходами и доходами от моего дела, поступаемую прибыль делю на вложения в развитие и личный доход. А личный доход и расходы я уже фиксирую в специальной программе личных финансов. Это помогает верно анализировать финансы в отношении бизнеса и личные.

Кстати, предлагаю и вам поделиться опытом, если вы получаете доходы от своего дела, то как вы ими распоряжаетесь? Всю ли прибыль используете на личные нужды? Или какую-то конкретную долю в процентах? Или "выдаете" себе в качестве зарплаты фиксированную сумму раз месяц/неделю?

И если вы уже ведете учет своих финансов, поделитесь опытом и впечатлениями, результатами, сложностями, советами.

Следующую часть этой серии я опубликую в пятницу, 9 января.

Желаю вам веселых каникул, проведенных с  пользой! И побольше денег

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email