> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Уличный художник Блек ле Ра: Бэнкси — это не миссия!

Уличный художник Блек ле Ра: Бэнкси — это не миссия!

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись

«Каждый раз, когда я думаю, что нарисовал что-то хоть сколько-то оригинальное, вдруг выясняется, что Блэк Ле Ра уже сделал это 20 лет назад» 

Робин Gunningham(Бэнкси).

бэнкси

блэк лё рэт

Блек ле Ра (Blek le Rat), основоположник трафаретного граффити, крестный отец французского стрит арта, а самим французам и вовсе как дедушка этого самого стрит арта.

Настоящее имя Ксавье Пру (Xavier Prou), родился в Париже в 1951-м году. Псевдоним художника происходит от названия детского комикса Blek le Roc, в котором он заменил последнее слово на анаграмму слова art – rat ( с француского крыса). Кроме того, первыми уличными рисунками Ксавье были изображения крыс, которых художник называет «единственными свободными животными в городе» и которые «распространены по всему миру так же, как и стрит-арт».

Однако широкую известность он получил как художник, чей стиль был украден Бэнкси. Когда появились первые трафареты крыс Блэка, Бэнкси, которому, как считается, сейчас около 40, еще ходил в школу.                                                                      

блэк лё крыса

стрит арт

Блэк Лё Рэт не очень смахивает на типичного представителя граффити движения, который ассоциируется скорее с ребятами выходцами из рабочего класса, что оттачивали свое мастерство на улицах, рискуя быть арестованными, не оканчивали художественные школы. Блэк Лё Рэт напротив вырос в одном из роскошных районов Парижа, получил престижное художественное образование, но и путь его в искусстве не был таким уж простым.

граффити

Во время поездки в Америку 1971 год. Его поразило увиденное граффити в нью-йоркском метро, на баскетбольных площадках, граффити был повсюду. Он всех расспрашивал, что это и для чего, но тогда мало кто понимал смысл происходящего.

Граффити, этот вид уличного  искусства, родился в США в середине шестидесятых годов, когда около десяти неизвестных художников начали изображать свои вымышленные имена на стенах.

В Париже, этот вид самовыражения,  в то время еще не появился. Конечно, было много политических плакатов 1968 году во время студенческих беспорядков и, конечно, мы обсуждали искусство, плакаты созданные в мастерской школы изящных искусств. Но не было никакого больше движения художников, определяемого по исследованию городской архитектуры. 

«В 1980 году я помогал моему другу Жерару Дюма, который работал в Парке культуры и отдыха. Парк был расположен позади супермаркета, мы  наблюдали как дети воровали краску из супермаркета, а потом разрисовывали стены старого склада. Именно эти подростки стали для меня своеобразным вдохновением. "Мы поймали вирус." И поэтому мы решили потратить один день, чтобы раздобыть краски спреи, чувствуя необходимость модернизма. В октябре 1981г  в  Париже, Рю де Фермопилы мы рисовали первое время на стенах ветхого дома, пытаясь копировать американский стиль граффити. Получалось просто ужасно. Я предложил сделать трафареты, старый метод, используемый итальянскими фашистами для своей пропаганды.»

«Когда я был ребенком мы с родителями ездили в городок под названием Падуя в Италии, — рассказывает художник, — И там я увидел граффити, сделанные фашистами. Пропагандистские лозунги были написаны на стенах при помощи трафаретов. Я помню, как расспрашивал отца об этом. Лицо Муссолини, нарисованное с помощью трафарета, навсегда осталось у меня в памяти». Так что его стиль сформировался под влиянием странной комбинации американского граффити и фашистской пропаганды. На формирование собственного стиля мне потребовалось 10 лет, чтобы добавить свою лепту.

плагиат

Мы выбрали себе имя Блэк из итальянского комикса Блэк Ле Рок, который мы читали в детстве. Псевдоним был выбран, чтобы привлечь внимание всех людей квартала: "Кто авторы тезисов "маленькие крысы", "бананы", "бегущие люди", и всех других трафаретов распыленных в 18 округах Парижа?"»

«Наши ночные прогулки становились все более и более частыми. 31 декабря в 1981 мы решили нарисовать вокруг храма современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, так называемой Бобур. В очень холодную ночь с 31 декабря на 1 января мы распылили много крыс, танков и маленьких символов, в этом культовой месте. Подошел музейный охранник, чтобы узнать, что мы  делаем. Мы сказали: "Искусство", провоцируя беглую улыбку на губах храмовой стражи.

В конце зимы пара Блэк разделены. Я был один и взял себе имя BLEK LE RAT.»

В 1983 была создана первая большая фигура в натуральный размер (человеческий рост). Это был трафарет мужчины. Прототипом стал ирландец, вопящий на английских солдат в Белфасте в семидесятых. Фото-исходник было невероятно сильным по духу: мужчина был очень храбр, принимая во внимание то, что солдаты нервно пытались попасть в него из своих ружей. По словам Blek Le Rat’а, он всегда восхищался людьми, которые с риском для своей жизни, ни капли не колеблясь, говорят что думают. Blek очень часто использует это изображение в разных городах и странах, потому что трафарет именно этого мужчины вобрал множество различных аспектов в зависимости от того места, в котором он нанесен. Так для некоторых людей он приобретает образ Чаплина, бомжа или же анархиста. 

Некоторые работы Blek Le Rat’а содержат религиозный контекст, и в память об Уорхоле и Да Винчи можно увидеть Адама и Еву, отдавших предпочтение банану, а не яблоку. Другая работа изображает художника, сидящего за столом на месте Христа на Тайне вечеря. Политический символизм также распространен: предлагается война комментариями с помощью армии марширующих солдат, несущих кисти вместо винтовок. В нескольких работах присутствуют голуби мира, бензовоз, управляемый смеющимся человеком — определенное заявление о топливном кризисе.

Двадцать лет спустя, когда изображения Бэнкси начали появляться по всему Лондону, сходство было поразительным.

Он даже имел наглость использовать товарного знака крысы, трафарет французского художника в некоторых из своих работ, а также одни и те же образы мужчин и солдат в натуральную величину.

Блек ле Ра всегда отказывался комментировать подобие своей работы.

Но в документальном фильме "Граффити войны", он наконец, признает, что он возмущен от плагиата Бэнкси.

Блек ле Ра: "Я рисовал много солдат. Когда я вижу солдата, богоматерь с ребенком или крыс, сделанных Бэнкси, конечно, я понимаю, откуда он взял идею."

Интервьюер: Вас это злит?

БлР: Трудно сказать, конечно немного злит. Потому что когда ты художник, и у тебя есть своя собственная техника. Понимаете в искусстве очень сложно найти свою технику, свой стиль. И когда он у тебя есть и ты видишь, как кто-то берет и копирует его, тебе это не должно понравиться. Я не совсем уверен в его порядочности, понимаете.

Успех Бэнкси был построен частично на его анонимности и мифах, которые построили вокруг него.

Может сейчас уже настало время открыть свое лицо и сказать, я Бенкси. Чтобы все узнали кто он такой, потому что на самом деле многие люди считают, что Бэнкси негодяй. Но при этом очень много молодых людей считают, Бэнкси кем-то вроде Бога. (смеется)

В мире искусства царит неразбериха. Никому нет дела до настоящих художников. Все построено на том, чтобы выудить из людей побольше денег.

И: В ближайшие 20 лет в арт мире произойдет революция.

БлР: Стрит арт движение стартовало 40 лет назад в США, но мы все еще в начале пути. Художники найдут новые возможности для демонстрации и продажи своего искусства. И это не будет иметь ничего общего с галереями и инвесторами.

И: А до того момента?

БлР: Я буду продолжать работать. Но только на легальных стенах. Для нелегальных я уже слишком стар.

По материалам из интернета. 

Ключевые слова:  

Спасибо большущее за интересную статью {#}! Единственное, я бы всё же рискнула поименовать его как "лё Ра" и фамилию прочесть как "Пру" - всё ж таки француз.

Прекрасный ответ для всех, кто любопытствует про ответственность за плагиат. Нету её, ответственности, нету..)) А то - по моей схеме варежку связали, караул, полиция!)
Bonoka

Замечательную статью довел до нашего сведения Алексей.

И про варежку, Павел, чистая правдв!

Большое спасибо!

Na-talia

Конечно, когда граффити имеет смысловую нагрузку или украшает город, то это имеет действие, но чаще всё же мною это воспринимается как "испачканный город" или "хулиганство"... Смысл в искусстве искать странно ), его может и не быть, но вот крысы в изобилии на стенах Парижа!!!! для меня очень странный посыл... При этом очень сильное впечатление производят граффити в Чернобыле, там они очень к месту и по теме, они усугубляют впечатление от города и трагедии. Я, наверно, что-то не знаю о Париже, но "распылять крыс" на произведениях других людей... что-то сродни культовому месту с надписью "Киса и Ося были здесь"

MAMANEGORYUI

когда граффити имеет смыловую нагрухгу, это уже не граффити это стрит арт. граффити это просто теги.

Na-talia

Я путаюсь в понятиях, но смысл постаралась донести )

MAMANEGORYUI

да нет никаго смысла в вашем послании.

Na-talia

Жёстко!

MAMANEGORYUI

1. Во первых статья не об этом, красиво не красиво.

2. Никто не распылял крыс на чужие произведения.

3. Стрит арт уже давно продается на самых дорогих аукционах мира.

Na-talia

Теоретически, мой комментарий - это приглашение к разговору и обсуждению... Аукцион - не аргумент, рынок странная штука image

MAMANEGORYUI

Одно только попадание на такие аукционы как Кристи, Сотбис уже говорит о многом. Вот какая штука.

Na-talia

Мейнстрим не всегда искусство

MAMANEGORYUI

Na-talia не мучайте себя, Бог вам в помощь.

Елена Лиса
Спасибо Автору, было интересно!
MAMANEGORYUI

уважаемый модератор перестаньте коректировать текст, РАТ от анаграммы АРТ, АРТ (искусство) что по русски. что по французски, что по английски. RAT (крыса) но никак не RA. Спасибо.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email