Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Свободное общение и взаимопомощь > Беседка > Творчество - синтез боли? (послесловие сказки про Золушку)

Творчество - синтез боли? (послесловие сказки про Золушку)

Творчество - синтез боли? (послесловие сказки про Золушку) | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Стала ли Золушка принцессой?

Попытка взрослого продолжения детской сказки

Не скажу, сколько времени я знаю Гузель Махортову, известного московского женского психолога. Сначала читала и перечитывала ее статьи (журнал «Сноб», онлайн версия) – затем судьба свела нас лицом к лицу. И состоялся разговор, настолько неожиданный, занимательный, насколько, что называется, «в жилу» - о том, откуда вообще у женщины возникает творческое начало, да и так ли оно необходимо в условиях, когда все вокруг по принципу «только добавь воды»? Мы этот разговор переработали в небольшую статью, с которой и хотим вас познакомить – а вдруг еще какие - нибудь мнения на этот счет появятся…

Итак. Все мы с детства знаем о бедной доброй девочке, жившей на задворках замка и служившей бесплатной прислугой для злой мачехи и ее противных дочек. Прошло время – и в бедняжку Золушку влюбляется сам Принц – скоро она становится его женой и будущей Королевой. А что же потом? Сказка на этом кончается, а вот жизнь…

золушка

Сказка о Золушке является одним из самых востребованных сценариев женской судьбы. Для того чтобы бедной падчерице выйти замуж за принца, нужно попасть на бал. Проблема в том, что она не может пошить сама стильное платье из газет, сделать хрустальные туфельки из картонных коробок, да и старый трехколесный велосипед того и гляди развалится, так и не превратившись в машину представительского класса. Необходимо чудо в виде крёстной феи.

Девушка. Фея. Принц. Happy end.

Какие бессознательные комплексы и динамические процессы лежат в основе очарованности мифом?

Вопрос, конечно, интересный. Настолько интересный, что Гузель провела специальную встречу-тренинг для нескольких молодых и современных женщин на тему «Вы поедете на бал?» В процессе тренинга выяснилось, что, несмотря на то, что детство, вроде бы, уже закончилось, и в Деда Мороза мы уже не верим, практически каждая из нас в каком то смысле считает себя Золушкой – то ли по тому, что жизнь к ней несправедлива (живу в чуланчике при дворце), то ли по тому, что явно лучше – умнее, добрее, красивее – «сводных сестер» - начальницы, более успешной подруги детства, персонажа сериала – у которых есть и муж – любящий и щедрый, и дом-полная чаша….. Нет, это не банальная зависть! Мы же не желаем зла этим счастливицам – мы просто хотим понять, почему у них «это» есть, а у нас «этого» нет, хотя мы ничуть не хуже, а местами и лучше …

А вы знаете, что Золушка, встретившая за Принца, все равно остается Золушкой? Одна из участниц тренинга рассказывала, что  ее тётя-провинциалка, удачно вышедшая замуж за сына генерала, еще долго ходила в туалет на Белорусский вокзал.

практическая психология

Другие личные истории участниц позволили понять, что на пути к суженому-ряженому (семейное счастье) и творческой самореализации (личное счастье) одним из основных препятствий является холодная, отвергающая, порой жестокая мать (мачеха). Девочка, отвергаемая и обесцениваемая матерью, к тому же лишённая поддержки отца, часто прячется в мире иллюзий, фантазий.

Представьте себе современницу, погружённую в информационное пространство глянца в ожидании принца, бессознательно пребывающую в разрыве между идеальным и реальным, трудным, едва переносимым. Девушке кажется, что мужчина решит все её проблемы. Она идеализирует, обожествляет мужчину. Побочным эффектом идеализации является то, что девушка тратит большую часть внутренних ресурсов не на развитие личностных качеств и навыков, которые помогут решить проблемы самостоятельно. Для того чтобы отказаться безропотно перебирать чечевицу и горох совсем необязательно выходить замуж за принца. Можно угождать мачехе бесконечно в тщетной надежде на похвалу и капельку тепла. Но девочка по-прежнему не отражается в холодных глазах матери, поскольку ей выгодно продолжать воспринимать её нерадивой замарашкой, не смотря на очевидную расцветающую женственность.

женская психология

Можно потратить жизнь на ожидание любви матери, поддержки мужчины, забывая о том, что природа наделила нас изначально колоссальными творческими ресурсами, которые могут стать существенной поддержкой и опорой в самореализации женщины.

То есть, даже как бы «вырастая» из заплатанного платьица и стоптанных башмаков Золушки мы меняем зависимость от Матери-Мачехи на зависимость от Мужа-Принца (или козла, что еще похуже будет)?

В своё время зацепила фраза Бунина «Женщина очень похожа на человека и живёт рядом с ним». Потребовалось несколько лет (а может быть и целая жизнь) для того, чтобы созрел ответ « Как оказалось, мужчины тоже люди, а не способ передвижения от одной возможности к другой». Между «очень похожа на человека» и « мужчины тоже люди» недоумение как непримиримость, разочарование  как отсутствие надежды. 

Мультфильм « Ёжик в тумане» - прекрасная метафора стремления одной родственной души к другой. Мы блуждаем в тумане, натыкаясь на мнимые и реальные угрозы на пути  к подлинной близости.

женское творчество

Жизнь проходит очень быстро, и тратить её на ссоры, выяснение отношений, одиночество или бегство от него – нерационально.

Однако, что «имеет» повзрослевшая Золушка в виде практического пособия на тему «Сказку (то есть «Золушку») сделаем былью?

Наиболее распространенные «установки» на эту тему ярко выражены в агрессивно-оптимистической стервологии – раздела женской  «психологии», развивающей навыки фалличной женщины, кастрирующей всё живое, произрастающее препятствием на пути к достижению цели, или в многочисленных руководствах, как удачно выйти замуж, уставая в жизни как минимум от  игры в гольф,  как максимум - от регулярных занятий сексом.

 По другую сторону баррикады – у мужчины – все еще сложней. На девять книг по женской психологии приходится приблизительно одна по мужской. И эта диспозиция вполне объяснима тем негласным табу, существующим в коллективном сознании на проявление и обозначение внутреннего эмоционального мира мужчины. Если общество, поддерживает усиление принципа маскулиности у женщин, то совершенно естественный параллельный процесс усиления  принципа феминности у мужчин негласно осуждает. Подчёркиваю, имеется в виду нежность и хрупкость мужской души, а не сексуальная ориентация. Противоречие снимается за счёт наращивания животного мужского начала, выраженного в увеличении доли  анаболиков  и виагры  на фоне инфляции эмоционально - чувственной ткани души. Находясь в плену героического мифа, мужчины редко обращаются за помощью к психотерапевту, предпочитая залечивать раны и кризис середины жизни традиционным народным лекарством – баня, водка, девочки… То есть когда (и если) Золушка наконец дожидается своего Принца – он оказывается совсем не таким, как в сказке.

И вот тут возникает интересная вещь. Оказывается, что для Золушки в ожидании Принца – а также и в момент, когда окончательно понимаешь, что Принца не белом коне уже не будет – есть способ «примерить на себя» платье Принцессы, будущей Королевы. Этот выход – в творчестве, в овладении чем-то, чего не может никто, кроме тебя. Все знают «маму Тильды» Тони Финнангер, «маму Тедди» Джемму Кадж, уж точно все мы знаем королеву женских неглянцевых журналов Энне Бурду – а сколько их, российских женщин, здесь же на Ярмарке – с неповторимыми и незабываемыми украшениями и сумками, картинами и платками…..

Низкая самооценка, неуверенность, эмоциональный холод и голод перерабатываются, перегорают в огне творчества.

Нас постоянно раздирают противоречивые чувства: мы хотим отношений и в то же время быть свободным, быть независимым и встречать уважение и одобрение в глазах другого человека, мы боимся, что нас бросят, и страшимся оказаться в клетке... Некоторые, чтобы обойти противоречие между желанием и страхом слияния, стремятся защититься от эмоций, подменяя их чисто физиологическими ощущениями, например сексом, отделенным от чувств. Чтобы выбраться из восприятия пары как минного поля, нам нужно преодолеть страх одиночества и развивать свои собственные таланты. Чем больше мы повышаем свою значимость вне пары, тем более сильными мы себя чувствуем.

И тут я понимаю, что рано ставить точку – надо поставить многоточие, отпустить тему о жизни повзрослевшей Золушки и посмотреть – что в ней увидят Василисы, Аленушки, Красные шапочки…

А Вы себя кем считаете?

Гузель Махортова, женский психолог

Елена Горынина, бывшая Золушка

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email