Думаю, мало у кого возникают сомнения, что работа популярного мастера имеет право стоить дороже, чем такого же качества работа человека неизвестного. Простая логика подсказывает, что чем известнее вы становитесь, тем бОльшую цену можете назначать за свои изделия.
Напрашивается вывод: чтобы больше зарабатывать, надо стать известным, популярным, модным. И это уже будет бренд. А бренд, как известно, стоит дополнительных денег.
Прославиться можно двумя способами:
способ первый — неважно как, но "попасть в телевизор";
способ второй, осознанный — раскрутка своего бренда (себя-бренда), чтобы обрести признание и право продавать свои работы дороже, ибо — бренд.
В первом случае идеально как можно сильнее наскандалить, предварительно убедившись, что съемочная группа где-то неподалеку. Развивать эту мысль не буду, поскольку и так все ясно. Одно лишь добавлю: если все же скандал — не ваш путь, а попасть в телевизор ужас, как хочется, самое простое — найти знакомых в командах ток-шоу. Им довольно часто нужны бывают люди "для зала". Возможно, что таким образом вы не только попадете в телевизор, но еще и чуток заработаете. Конечно, это не будет славой, но куча людей еще долго будет вам говорить, как они вас видели в программе "X" телеканала "Y". На сем тему известности ради известности считаю закрытой, далее пойдет речь о раскрутке себя как хендмейдерского бренда.
Приведу примеры самых вероятных целей хендмейдера:
завоевать признание и известность среди коллег;
расширить свою известность среди потенциальных покупателей;
прославиться и перейти на новый уровень — модного дизайнера.
Вооружившись этими целями, я продолжу рассуждение.
Во-первых, как ни странно, не все эти цели связаны между собой. Человек, известный в профессиональных кругах, не обязательно признан и известен в широких слоях покупателей. А во-вторых, раз цели разные, то и средства достижения не могут быть одинаковы.
Начнем с первой цели, когда вы хотите признания коллег. Определим сначала, кто есть коллеги. Теддисты? Кукольники, шьющие вальдорфские куклы? Ювелиры? Мебельщики? Когда определили, прикиньте, где эти граждане вероятнее всего собираются вместе. Вот там-то вы их и будете обрабатывать. (Пардон за цинизм, но примите во внимание - в первую голову я маркетолог, и только потом — хендмейдер. А наивный и трепетный маркетолог - горе горькое для компании :)
Вот наиболее вероятные места сбора профессионалов:
блоги наиболее известных художников вашего направления;
выставки и околовыставочные тусовки (мастер-классы, семинары, конференции, просто посиделки с коллегами);
конкурсы, проводимые профессиональными изданиями, интернет-ресурсами, а также те, что проходят в рамках выставок;
специализированные журналы о рукоделии, дизайне и пр.;
телепрограммы о хендмейде (может, и на радио такие есть, но я не сталкивалась);
иностранные ресурсы по вашей тематике.
Когда вы перечислили себе, где можно встретить профессионалов с наибольшей вероятностью, время подумать о том, с чем же выйти в это сообщество. Желательно, крайне желательно, чтобы ваш дебют не остался незамеченным. И тут, в отличие от широкой аудитории, не прокатит скандал или горячая темка - профессионалы в большинстве своем быстро понимают, стоит ли за всем этим реальный талант и опыт, или это - дутая величина. Подумайте хорошенько о том, что вы преподнесете профессиональному сообществу. Оцените себя и свои работы максимально критично и строго. Вы можете гордиться? Вы уверены, что это ново, интересно, самобытно? Тогда - вперед.
Очень желательно подготовить сразу несколько публикаций, и в короткое время разместить их одну за другой. Не думайте, что это так уж сложно — публикации не обязаны быть абсолютно разными - вы вполне можете перепевать одну тему, рассматривая ее под разными углами. А дальше — вступайте в общение, примыкайте к тусовке, обменивайтесь мнениями, спорьте или соглашайтесь - в общем, обозначайте свое место в этом мирке. Но обязательно будьте корректны и сдержаны - это тоже признак профессионализма. Спустя некоторое время вас примут в сообщество, и вы найдете там свою нишу. Дальше останется только поддерживать свою репутацию, периодически напоминая о себе репликами и публикациями. Как действовать, более ли менее понятно? Тогда перейдем к меркантильному вопросу: а что вам это даст?
Пожалуй, самое ценное, что вы получите , если вольетесь в мирок профессионалов - это возможность общения, обмена мнениями, консультаций. Профессионалы в большинстве своем - люди щедрые и любопытные, поэтому они легко делятся информацией, наработками, впечатлениями. Но только если это действительно - Профессионалы, и только в своей среде. За ее пределы эта открытость может и не распространяться - никто не захочет тратить драгоценное время на бесплатные наставления и уроки, тут важно, чтобы интерес был взаимным.
Самораскрутка в профессиональной среде очень полезна и важна, если вы работаете по найму - тогда известность и признание вашей квалификации в профессиональных кругах ведет к предложениям о работе на бОльшую зарплату и/или более высокую должность. Если же вы работаете на себя, то известность в профессиональном круге не вызовет автоматом потока заказов. Скорее, вы можете рассчитывать на повышение своей востребованности как преподавателя и эксперта. То есть, если вы ведете мастер-классы или преподаете, имеете возможность выступать в специализированных телепрограммах, и планируете и дальше зарабатывать этим, то повышение профессиональной известности - ваш путь. Если же вы хотите просто получать больше заказов, переходить с дешевых заказов на более дорогие, то этой известности вам мало. Поясню на примере. Схему вашей вязаной вещи опубликовали в известном журнале о вязании. Повысит это ваш престиж среди тех, кто зарабатывает вязанием? Однозначно - да. Узнают ли о вас люди, заказывающие вязаные вещи? Скорее всего - нет. Если человек не умеет (или не хочет) вязать сам, а хочет заказать, к примеру, кардиган, вряд ли он будет покупать журналы о вязании (скорее о моде). То есть, результатом публикации в журнале о вязании будет расширение вашей известности в круге вязальщиц, а не заказчиков вязаных вещей. Это само по себе – не хорошо и не плохо, просто лучше об этом знать.
Теперь – о второй и третьей целях, которые может поставить себе хендмейдер: стать широко известным, получить статус модного дизайнера. Эти-то цели очень даже связаны, отчасти даже одно следует из другого. И в основе лежит широкая известность. Именно она приводит новых покупателей, именно она позволяет повышать цены, добавляя «надбавку за бренд», и дает возможность перейти в новый статус.
Но вам нужна не просто широкая известность среди кого попало, вам нужна известность среди ваших потенциальных покупателей. То есть, опять возвращаемся к целевой группе. И чем точнее вы сможете ее определить, тем меньшими усилиями вы сможете наращивать свою известность.
Но в любом случае, дело это не очень быстрое, и требующее значительных усилий и ресурсов. Поэтому я призываю вас хорошенько подумать, стоит ли ввязываться в эту игру или все же лучше отдать предпочтение привычной размеренной жизни. Ведь можно неплохо жить, просто делая хорошие вещи для своего круга заказчиков. Но головокружительного успеха и широкой популярности вряд ли удастся добиться, не работая над этим специально и целенаправленно. И тут прохождение половины пути не будет значить автоматом половину от нужной известности, тут не арифметика действует, а более сложная зависимость. Так что, если поставили цель прославиться, отдохнуть на полпути не выйдет.
Если все мои предостережения не смогли вас запугать, и вы по-прежнему желаете стать известной личностью, мы продолжим.
Первый шаг будет ровно тот же, что в случае первой цели – составляем список СМИ, которые потребляет ваша целевая группа. Но тут уже дело серьезнее – вам нужны не узкопрофильные ресурсы, а самые что ни на есть массовые.
Вот возможный список, который подошел бы мне, как создателю украшений:
www.livemaster.ru Да-да, опять, и это не дежурный комплимент ресурсу, это признание того, что на сегодняшний день «Ярмарка» — самый массовый портал, на который приходят ценители хендмейда. А значит, ваши покупатели;
сайты рунета, ориентированные на женскую аудиторию. Лучше выбирать направления «обо всем понемногу» — там аудитория больше;
еще хороши сайты об одежде, стиле, украшениях, но не принадлежащие производителям украшений, а независимые;
женские журналы о стиле, моде, доме. Не жанра "сделай сам", а направления "стиль жизни";
телепередачи о моде и стиле. Именно о моде и стиле, а не о хендмейде;
выставки. Но не рукоделия, а одежды, украшений, обуви и прочее;
показы мод;
иностранные ресурсы о моде и стиле. Это для веса и "крутости". "Мои работы известны в Европе и Штатах," - звучит гордо;
иностранные специализированные ресурсы по бижу и украшениям (это для статуса). См. предыдущий пункт.
Опять-таки, сначала надо придумать, с чем именно вы хотите «выйти в люди». И вот тут совершенно необязательно, чтобы это было нечто уникальное и безупречное. Критерий другой – популярность. Какие темы сейчас популярны, можно проследить, просматривая массовые журналы-«сплетницы».
Вот примерный список тем, которые всегда присутствуют в этих изданиях:
из жизни популярных личностей (в рассматриваемом случае – их украшения);
гороскопы (для нашего случая – украшения по гороскопам);
мистика и непознанное. Для украшений это – магия камней, их воздействие на человека, восточные учения, а также кельтские, древнеславянские, африканские, индейские и пр. символики, а еще нумерология и иже с ней;
модные тенденции в одежде и стиле жизни.
Еще популярностью пользуются:
животные;
отношения полов;
дети (воспитание, рассказы);
популярная психология (советы, тесты, истории из жизни с выводами).
Если придумаете, как их связать со своими работами — отлично, это тоже будет работать на вас.
«А радио?» - спросит внимательный читатель. А вот радио нам не очень подойдет, поскольку свои работы все же лучше показывать. Хотя… если обнаружится такая возможность, можно пойти поучаствовать в передаче о моде и стиле. Упоминая при каждом удобном случае, что вот – тенденции, а вот – ваши работы.
Хорошо поданная тема из списка однозначно обеспечит вам повышенное внимание массовой аудитории. Можно поискать и другие, если эти вам почему-то не хочется использовать. Выбирайте одну-две таких темы ( но не больше!), и принимайте решение раскручиваться именно в этом направлении. Можно, конечно, обойтись и без такой популярной темы, но с ней – легче.
Теперь подбирайте под выбранную тему материал из вашего творчества, делайте хорошие фото, пишите варианты текстов. При подготовке текстов, думаю, вы узнаете еще и массу нового и полезного для разработки выбранной темы. Все готово? Тогда стартуем!
Если в первом случае, когда цель – известность в профессиональных кругах - можно сразу идти во все доступные вам СМИ, то здесь все сложнее. Чем массовее, раскрученнее, популярнее интернет-ресурс, издание, телепрограмма, тем больше у них желающих опубликоваться. Соответственно, тем сложнее туда попасть. К тому же, это может стоить денег, и немалых. Это – в случае, если вы недостаточно известны, знаменитостям - бесплатно. Но сложно – не значит нельзя. Я предупреждала, что путь к широкой известности – долгий и нудный? Так вот – начинается.
Мы пойдем своим путем – снизу вверх. То есть, поначалу материалы имеет смысл нести в не слишком популярные СМИ. У них, как правило, с авторами и контентом значительно беднее. Возможно, не с первого раза, но раньше или позже вы найдете несколько изданий и порталов, которые с удовольствием разместят ваш материал. Если повезет, еще и денег немного заплатят. По совести говоря, начинать, скорее всего, придется с почти незаметных СМИ. Для чего же тратить на них силы? А для портфолио! Разместив несколько публикаций в таких крошечных журналах (программах), вы получите на руки первые свидетельства своей признанности. Пусть пока скромные, но это же только начало!
Теперь можно обращаться в более популярные передачи и издания. Предварительно подготовив свежую порцию работ, фото и текстов. И опять придется стучаться во множество дверей, получая отказы. Ничего страшного – рано или поздно вы осилите и этот рубеж, если действительно этого хотите. Так, собирая свои публикации, и обзаводясь новыми знакомыми, вы будете становиться все более известной личностью. С определенного момента вы почувствуете и увеличение потока заказов. Но это еще не тот успех, который ведет к существенному повышению стоимости ваших вещиц.
Следующий уровень известности – известность в определенном общественном круге. Иначе говоря, в референтной группе. Референтной (значимой) для тех, кто готов платить за бренд и славу.