Обновление пароля

 >  >  >  > Рождественские традиции в русской дореволюционной открытке

Рождественские традиции в русской дореволюционной открытке

Виды творчества:   Живопись и рисование > Графика
Скрапбукинг

На Новый год и Рождество мы традиционно обмениваемся  подарками и открытками. В детстве многие из нас на Новый год отправляли открытки по почте – бабушкам и дедушкам, подругам, всем знакомым... Открытка приходила всегда в канун праздника и была предвестником  долгожданного новогоднего чуда.

рождество

Е. М. Бем. С Новым Годом!

Первые отечественные праздничные открытки появились в 1898 году и были посвящены главным христианским праздникам – Рождеству и Пасхе. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря по старому стилю, был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений. Рисунки для открыток делали известные художники, создавая настоящие маленькие шедевры.

новый год

Н. Маторин. Снегурочка

Русские рождественские почтовые карточки отличались большим разнообразием: если на европейских и американских открытках в основном были изображены библейские сюжеты и сценки, связанные с Рождеством, то на русских открытках можно было увидеть традиционные сюжеты из жизни русской деревни, бытовые сценки.

открытка

 А. Лавров. По горе скользят салазки — у ребят сверкают глазки

+

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом Рождества, вечно обновляющейся жизни. У нас украшали еловыми ветками дома и храмы. Поэтому так часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки.

почтовая карточка

старая открытка

И. Симаков. За ёлками

В сочельник, как только на небе появлялась первая звезда, семья садилась за праздничный стол. Кстати, первым обязательно должен был это сделать хозяин дома, за ним по старшинству присоединялись и другие. Традиционное праздничное угощение на Рождество – узвар, каравай и обязательно 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд.

дореволюционная открытка

праздничная открытка

На протяжении всей ночи горели зажженные свечи, их не гасили – считалось, что если дом ярко и хорошо освещен, то злые силы не могут в него попасть.

традиции

Самой же интересной и веселой была неделя после Рождества – Святки или святочная неделя. Руские художник посвятили этой теме множество прекрасных рождественских открыток.

С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки. Парни и девушки с мешками подходили к каждому дому и, остановившись у крылечка, пели колядки, в которых восхваляли Сына Божьего, величали хозяев жилища и желали им счастья и благополучия. Те, в свою очередь, от души благодарили колядующих и одаривали их всяческими вкусностями.

гадание

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. А звучали они примерно так:

  Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем!
  Хозяин, отпирай-ка сундучок, вынимай-ка пятачок.Ты нас будешь дарить – мы тебя будем хвалить.
  А не будешь дарить – мы тебя будем бранить.

Приходила коляда накануне Рождества
Кто даст пирога, тому полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест, да лопата.

рождественская открытка

          И. Смукрович. Колядки в Малороссии                                                                                               М. Гермашев. Со звездой

             К. Трутовский. Колядки                                                                                     С. Васильковский. Святки

П.Транковский. Путешествие со звездой

Именно это время было посвящено всенародным гуляниям, игрищам и забавам, в которых участвовали все: от мала до велика.

И. Смукрович. "Рождественская серия". Петербург

Николаев. Сочельник

   А. Третьяков.Гуляние

   Н. Богатов. Русские типы. Тройка

  М. Рожков. Зимняя тройка

 Больше всего любили наряжаться и разыгрывать представления.

С. Плошинский. Святки в старину. Ряженые

С. Плошинский. Святки в старину.  Скоморохи

На открытках часто изображались старые русские обряды и гадания, гадали с самого праздника вплоть до Крещения Господня, прежде всего на жениха или на судьбу. 

Е.М. Бем. Гадание на картах

Гадание на суженого, было самым широко распространенным, ведь каждая незамужняя девушка с нетерпением ждала этот праздник, чтобы погадать на суженого-ряженого. Хотя нужно отметить, что в старину, на Рождество гадали и юноши, но конечно чаще все же девушки. Великие русские писатели посвятили традиции рождественского гадания множество произведений. Невозможно не вспомнить первые строки знаменитой баллады Василия Жуковского:

 Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном слушали; кормили

Счетным курицу зерном; ярый воск топили;

В чашу с чистою водой клали

перстень золотой, серьги изумрудны;

Расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

К примеру, увидеть суженого-ряженого можно было в зеркале. Ночью в полном молчании девушка садилась перед зеркалом, около которого по краям ставились две зажженные свечи, и не мигая смотрела в него, стараясь узреть лицо будущего жениха. В какой-то момент в зеркале, если не испугаться и не моргнуть, можно было разглядеть расплывчатые контуры мужского лица. А затем быстро накрыть зеркало темным платком. Считалось, что жениха показывает черт, который может выскочить оттуда и схватить девушку за косу.

Н. Пимоненко.Святочное гаданье

 С. Плошинский. Святочное гаданье                                                                                                          А. Лавров. Гадание на Рождество

 А. Лавров. Посмотрю-ка я в колечко — кто пленит моё сердечко

Существовал и другой интересный способ: девушки отправлялись узнавать судьбу под чужие окна. Нужно было подойти к любому дому и встать рядом, прислушиваясь к тому, что происходит внутри. Если прозвучит веселый смех, то год будет радостным, счастливым. Если услышишь ссору, жди неприятностей в наступающем году. Если загадывали о личной жизни, то слушали голоса, способные поведать о том, как сложатся личные и семейные отношения. Например, незамужняя женщина может услышать старика или молодого, а мужчина – приятный или сердитый голос женщины. В соответствии с этим легко сделать вывод о характере или возрасте будущего спутника жизни.

Е. М. Бем.                                                                                                                                                                                                 С. Плошинский

Гадали на петухе, желательно черном, либо любым какой имелся в хозяйстве. Перед ним высыпали зерна, в количестве 12 штук. Если он склевал все, то девушку ждет хорошее будущее и она скоро выйдет замуж. Если же петух склевал не все зерна, то год будет несчастливым, а девушка еще на год  останется в девах.

 К. Маковский. Гадание на петуха

Г. Горелов. Гаданье

А. Лавров. На курочка погуляй — нрав суженого отгадай

Гадали девушки на башмачок. Они выходили, как правило, за околицу деревни и бросали впереди себя башмак с левой ноги. И уже, судя по тому, куда указывает носок башмака, можно судить о том, с какой стороны будет суженый. Если же носок башмака указывал на околицу, то это значило, что гадающая девушка в этом году замуж не выйдет.

Гадание на башмачок

С. Плошинский. Святки в старину. Гадание

Открытка, иллюстрирующая эпизод гадания Татьяны Лариной в пушкинском романе "Евгений Онегин":

Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Н. Симаков

Сегодня у нас есть повод вспомнить прошлое, снова возродился выпуск уже современных копий-репринтов старых рождественских открыток. Хорошо возродить увы, почти забытую традицию отправлять друзьям и близким не только анимированные открытки с поздравлениями на Новый год по электронной почте, но и подписанные от руки, яркие рождественские открытки. 

Ретро-открытки с более чем столетней историей стали теперь настоящей ценностью. От них веет совершенно другой атмосферой, теплом и воспоминаниям давно ушедшего от нас времени. Они – память о нашем прошлом. Благодаря в основном альбомам наших прабабушек и прадедушек, мы можем полюбоваться этим чудесными изображениями на маленьких пожелтевших от времени кусочках картона, чудом доживших до наших дней.

Все открытки, приведенные в качестве иллюстраций, из моей личной коллекции праздничных дореволюционных почтовых карточек.

Ключевые слова:  
 Тема закрыта автором

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email