Обновление пароля

 >  >  >  > Рождественский календарь. 5 декабря. Норвежские ниссе

Рождественский календарь. 5 декабря. Норвежские ниссе

Как известно, на Рождество в Норвегии главный дед Мороз - Юлениссе – Рождественский ниссе. 

Прежде всего, напомню, что он – из рода ниссе

А ниссе – это норвежские гномы, родственники русских домовых и овинников.

«В старые времена ниссе было видимо-невидимо, не то, что теперь. Почти в каждой усадьбе жил свой ниссе. Ростом они не больше ребенка, носят серые штаны, куртки и красные вязаные шапки с кисточкой.

Пальцев у ниссе всего четыре, потому что больших пальцев на руках у них нет, — писал о ниссе известный фольклорист и сказочник Андреас Файе (перевод Любови Горлиной). — Живут ниссе обычно на сеновалах, в хлеву или в конюшне. Помогают ухаживать за скотиной и чистить скребницами лошадей. Но относятся они к лошадям по-разному, совсем как люди. Случается, ниссе забирает сено у одной лошади и отдает его другой. Любимчики ниссе выглядят особенно холеными и красивыми. У них всегда кормушки полны, тогда как у других лошадей кормушки часто пустуют.

ниссе

Художник - L. Helje

Ниссе большие шутники. Они любят позабавиться, открыв стойла и выпустив коров на волю, или напугать скотницу, задув фонарь. А то и придержат сено, чтобы скотница начала его дергать изо всех сил. Тогда ниссе отпускает сено, и скотница от неожиданности падает... Обычно ниссе добры и трудолюбивы. И помогают по хозяйству... Но работают они обычно ночью, когда люди спят. А если кто-то не спит, он не должен мешать ниссе.

Главное, не забывать угощать их чем-нибудь вкусненьким вечером в четверг, не говоря уж о рождественском сочельнике. В сочельник им на сеновал приносят сливочную кашу, пиво, печенье и другие сладости. Ниссе довольно привередливы, но, если еда им нравится и настроение у них хорошее, они могут даже вылизать миску.

рождество

Художник - Kjell Midthun

Насмешек и брани ниссе не терпят и мстят за обиду. Забывший об этом, рискует нажить себе неприятности, потому что ниссе, хоть и малы ростом, но очень сильны.

У ниссе в обычае креститься на лунный свет. Зимой они любят кататься на санках и прыгать через изгородь в снег. Иногда они катаются вместе с ребятишками. В сани они запрягают жеребят или телят и одинаково быстро въезжают на горку и съезжают с нее. Хотя сами ниссе любят повеселиться, шум и беспорядок их раздражает, особенно по четвергам или на Рождество. В Норвегии говорят: «Ниссе наш общий любимец!»

рождество в норвегии

Художник - Kjell Midthun

Ученые считают, что ниссе — это уменьшительно-ласкательное имя от Николая. Святой Николай был епископом в Смирне в Малой Азии в IV веке. Святой Николай (в англоговорящих странах известный как Санта Клаус) приходит к добрым и послушным детям в рождественскую ночь, а ниссе навещает их в сочельник. С течением времени образы ниссе и Санта Клауса так тесно «переплелись», что стали почти неразделимы.

рождественский ниссе

Сладкий сон ниссе после рождественской каши.

Художник - Trygve Davidsen

Норвежская писательница Фрид Ингульстад создала настоящую энциклопедию ниссе, которая так и называется «Ниссе» (перевод на русский – Любовь Горлина). Вот что она там пишет:

«Современных рождественских ниссе иногда считают переодетыми людьми. Особенно, когда они на Рождество надевают нарядные красные шубы. Но попробуйте заговорить с ними и вы сразу поймете, что перед вами не человек, а ниссе. В действительности рождественские ниссе — это дворовые, только большого роста, которые в свое время случайно занялись раздачей рождественских подарков. Отсюда и их название.

 норвегия

Это началось в 1580 году, в ту пору король Кристиан IV был еще ребенком. Вечером в сочельник ниссе, выходя из хлева, услыхал, как один маленький мальчик сказал сестренке, ставя в снег свою миску: «Если будешь послушной девочкой, ниссе положит нам в миску какой-нибудь подарок. А не будешь слушаться, не положит». Потом дети ушли домой, а ниссе еще долго смотрел на их миску. Он вспомнил, как конунг Олав Святой пятьсот лет тому назад раздавал своим людям подарки на восьмой день Рождества, а потом тихо сказал себе под нос: «Добро творить — себя веселить».

традиции рождества

Сегодня мы пользуемся этой поговоркой и не знаем, что ее придумал один добрый ниссе. Как бы то ни было, он подкрался к миске, положил в нее две серебряные монетки и убежал к себе на сеновал. Ему так понравилась эта шутка, что с тех пор он каждое Рождество клал в пустые кружки и миски серебряные монетки и сладости. Люди так радовались его подаркам, что прозвали его Рождественским ниссе. Его сын продолжал дело отца, и сегодня он считается главой всех рождественских ниссе Норвегии.

рождественские традиции

В наши дни эти ниссе живут по всей стране. У них есть свои усадьбы и свои мастерские.

Главный рождественский ниссе живет в Дребаке. Впрочем, не в самом городе, а в пригороде, в городе у него только почтовая контора, куда перед Рождеством приходят письма из всех уголков Норвегии и из других стран. Развозятся подарки на санях, телегах, двуколках, розвальнях и даже на финских санях, и движение это столь оживленно, что Дорожная служба Норвегии разрешила Главному рождественскому ниссе устанавливать временно дорожные указатели с предупреждением: ОСТОРОЖНО НИССЕ!

Главный рождественский ниссе наблюдает за приготовлением подарков и отправкой их по всем адресам, он же возглавляет работу основной мастерской, где делают подарки. Правда, со временем он уступил часть своих обязанностей другим.

К сожалению, число рождественских ниссе растет чрезвычайно медленно, а ведь только они поддерживают с людьми постоянную связь, хотя и показываются людям только на Рождество.

юлениссе

Кроме изготовления и доставки подарков, рождественские ниссе, как и дворовые, трудятся в своих усадьбах. Чтобы приобрести собственную усадьбу, ниссе приходится несколько столетий копить деньги, и потому им кажется, что с ними обходятся не совсем справедливо. Ведь они не получают ни пенсий, ни жилищных льгот, ни пособий. Им хотелось бы, чтобы люди с большим пониманием относились к их вкладу в жизнь общества. Должны же они понять, какую важную работу выполняют ниссе. Что за Рождество было бы у нас без них!»

рождественский календарь

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email