Рождественский календарь. 4 декабря. Норвежский глёгг

Сегодня очередное окошко рождественского календаря (уже открытые смотрите в блоге) посвящено норвежскому глёггу – родному брату грога, глинтвейна и прочих горячих напитков. Но он имеет свою особую историю и рецептуру, которой норвежцы по праву гордятся. В Норвегии Рождество не мыслимо без глeга! Он согревает душу и тело.

И еще глёгг считается самым биатлонным напитком .

Рецептов глегга несколько. Сначала самый легкий и адаптировванный к нашим условиям, который я позаимствовала у своих норвежских друзей:

норвежский глёгг, рождество

Вам потребуется:

красное вино - 750 мл

водка - 60 мл

сахар - 65г

корица - 1 палочка

гвоздика - 6 шт.

молотый имбирь - 1/2 ст.л.

изюм - 100г

миндальные орехи - 100г.

глёгг, рождественский напиток

Вылить вино и водку в кастрюлю. Добавить оставшиеся ингредиенты, затем подогреть, подождать, пока сахар растворится.

Выключить огонь и дать настояться как минимум 30 минут. Когда напиток готов, нагреть и подавать.

глёг, норвежское рождество

Теперь другой рецепт, тоже вполне приемлимый .

Итак, берем:

небольшой апельсин,

полстакана сахара,

полстакана изюма,

2 чайные ложки миндальных орешков,

2 палочки корицы,

бутылку красного вина.

Аккуратно чистим апельсин, чтобы был "серпантин" кожуры. Выжимаем из апельсина сок и кладем кожуру и выливаем сок в кастрюлю. Туда же кладем сахар, изюм, корицу, миндаль и последним выливаем вино. Доводим практичсеки до кипения - но не до "ключа" и даем настояться 10-15 минут. После чего пьем!

Иногда хитрые норвежцы просто покупают красное вино и выливают в него специальную "смесь" из бутылочки под названием "Глёгг нисссе", где уже есть все специи и цитрусовые "добавки".

норвежский глинтвейн, рождество в норвегии

Но существует еще  старый рецепт глёгга, который я встерчала только в книгах, а вот среди моих друзей никто его не гтовитт. Почему? Почитайте дальше - и всё поймете .

Известен тот рецепт под кодовым названием "бабушкин отвар".

Легенда гласит, что старушки в старые добрые времена готовили специальный отвар в зиму из целебных трав - для внуков . И случилось как-то раз, что зимой в одном доме не было пива - народного напитка норвегов со времен викингов. И тогда глава семейства взял бабушкин отвар, плеснул в него водки и чуть подгрел. Результат так всем понравился, что с тех пор в студеную зимнюю пору норвежцы именно этим отваром и согреваются, только доливают туда еще и красного вина .

Для это глёгга вам понадобится:

бутылка красного вина

травы (сухие: чабрец, мята перечная, мята лимонная, мелисса, душица)

водки - 100 граммов

семена (зерна) аниса — 4 шт

имбирь

гвоздика

2 палочки корицы

мускатный орех

10 штук стручков кардамона

цедра апельсина

поллитра аплельсинового сок

2 столовых ложки меда

2 столовых ложки сахара

Травяной отвар рекоменlуется приготовить заранее, чтобы он настоялся. Для этого надо смешать все травы, затем 7-8 ложек сухой смеси залить 0,5 литра кипятка. После того, как все настояится, процедить, смешать с вином, добавить всякие специи, поставить на медленный огонь, довести до кипения, добавить водку и отставить еще на минут на 15.

Перед подачей добавить мед и по вкусу сахар.

глинтвейн, норвегия

Вот такие есть рецепты!

Вкусного вечера!!!

Комментарии (20)
Светлана 04.12.2014

Наташа, честно скажу, что сама ни разу не готовила glögg, но в том году мы бы в гостях у соседки шведской старушки и я увидела воочую это ..таинство! Какие же ароматы пошли по дому, когда я с интересом наблюдала за процессом! Но больше всего меня удивило, когда она достала большие куски сахара, замоченного с коньяке, и подожгла над кастрюлькой... Сахар стал плавиться и капать в ароматный напиток. Вот тогда у меня возникло куча вопросов! Бабушка Ивон рассказала мне, что так делали издревле в Швеции , а сейчас мало кто помнит этот спосов добавления сладости в glögg, ведь он и назывался glödgat vin- жжёное вино.. Она добавила, что этот согревающий напиток обязательно нужно подогревать два раза, чтобы пары алкоголя выветрились и она делает glögg за день до прихода гостей ( чтобы он настоялся ароматом приправ) , а потом подгревает как раз к приходу гостей. Но нам повезло.. Ивон остудила часть напитка, подогрела ещё раз, всыпала лепестки мендаля и изюмчик и..... я попробовала волшебный напиток Рождества! Под тихую рождественскую музыку и треск поленьев в камине он был воистину волшебным, а бабушка Ивон, с её загадочной улыбкой, уже казалась не просто соседкой по улице, а доброй Феей...

Потом мы пили у друзей сей напиток из магазина, но это не идёт ни в какое сравнение с тем, что нам посчастливилось попробовать у Ивон. Так же, я бывала в старейшей аптеке Европы в Старом городе Таллинна и услышала , что там посетителям подавали подобный напиток из рейнского вина с пряностями и называли его klarett.

Светлана, таких "жженых напитков" было много - и в каждой стране. Я, когда делала первую "Книгу Рождества" нашала старинный рецепт еще времен Пушкина. Его знают все пушкинисты и музейщики. В более или менее адаптированное варинте он звучит так:

Жженка, которую любил Пушкин

2 бутылки шампанского

1 бутылка рома

1 бутылка белого вина

800 грамм сахара

1 большой ананас

В серебряную или медную кастрюлю влить 2 бутылки шампанского, 1 бутылку хорошего рома, 1 бутылку хорошего белого вина, положить 800 грамм сахара, порезанный ананас и вскипятить на плите. Вылить в фарфоровую или хрустальную крюшонницу, положить на ее края крестообразно две серебряные вилки, на них уложить кусок сахара, полить его ромом, зажечь и подливать ром, чтобы сахар воспламенился и растаял. Брать серебряной суповой ложкой жженку, поливая сахар, чтобы огонь не затухал, и прибавлять свежего рома, а между тем готовую жженку разливать по чашкам.

Конечно, в наше время вполне обойтись и обычными, а не серебряными ложками и вилками, но во времена Пушкина это было немыслимо. В старинных кулинарных книгах середины прошлого века, откуда и взят этот рецепт, есть чудесная приписка, которую мы не можем не привести: «В походе можно обойтись и медной луженой кастрюлей или пищевым баком, хорошо вываренным с содой или золой».

Почему-то у меня вдруг стал текст выделяться - взяла его из верстки:).

Но, конечно, попробовать глинтвейн бабушки ивон - это сААААвсем другое дело:).

Светлана 04.12.2014

Охохо! От такого рецепта и точно зажигать начнёшь!{#}

Угу, я все думаю, что надо когда-нибедь попробовать.

Там были и еще два "простеньких" старинных рецепта:

Старинный рецепт русского чая

3 части крепкого чая

1 часть меда

1 часть водки

Все ингредиенты хорошо перемешать и довести до кипения.

Грог

1 стакан крепкого сладкого чая

1 столовая ложка коньяка

1 столовая ложка рома

Чай с водкой я очень уважаю - беру большую куржку, и довавляют водки и лимона - ням!!!! Сразу настроение улучшается:).

Все продукты даны в расчете на одну порцию.

Светлана 04.12.2014

Мммм.. надо попробовать! А у нас всегда в загашнике имеется бутылочка австрийского STROH Jagertee. Как же приятно , после прогулки с собакой по зимнему лесу, забраться с ногами на диван, укрыться пледом и выпить кружечку чая с ложечкой этого напитка изготовленного по старинному рецепту 1864 года.

Какая же вкусная и ароматная сегодня у вас страничка!

Светлана, рада, что заманила:) на страничку!

Только так можно постепенно и постоянно поднимать себе настроение к Рождеству:).

Светлана 04.12.2014

Так я теперь первым делом с утра, с кружечкой ароматного кофе, открываю новую страничку вашего Календаря!{#}

Спасибо, я стараюсь! Специально вечером старюсь подготовить в окончательном варианте, чтобы утром, когда еще не очень соображаю, просто ткнуть на кнопку "опубликовать":).

Вчера попробовали "Старинный рецепт русского чая! " Правда, водку заменили ромом. Одна часть - 25 грамм. Получилось вкусно, довольно сладко. Сегодня повторили {#}, только чай заменили на кофе. Тоже, вкусно!{#}

Чегой-то рецепт русского чая мне напомнил другую историю, про "балтийский чай" :)

Революционные матросы у нас на Балтике молодцы, чего уж! Кто б ещё додумался пить водку в смеси с кокаином! Так вот и случаются государственные перевороты :)

Показать все