Обновление пароля

 >  >  >  > «С Чукотки с любовью»: художественная обработка кости

«С Чукотки с любовью»: художественная обработка кости

Виды творчества:   Разные виды творчества
«С Чукотки с любовью»: художественная обработка кости | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Какие ассоциации возникают у обычного жителя нашей необъятной Родины при упоминании Чукотки? Вот, например, у вас?

Я бы с ходу ответила: север, снег, оленеводы, собаки,  и «начальником Чукотки» был в недавнем прошлом товарищ Р. Абрамович.

Потом еще вспомнились бы анекдоты про чукчу и невероятные меховые одежды, в которых ходит этот народ.

Тем не менее, там, по выражению многих побывавших, «на краю Земли», много всего интересного и познавательного.

Раскопки древних поселений и могильников показывают, что уже с середины первого тысячеления до н.э. хозяйство жителей побережья Берингова пролива основывалось на развитом зверобойном промысле. Основной особенностью арктической культуры зверобоев является их приспособленность к морю: глухая непромокаемая меховая одежда, полуподземные жилища, построенные из китовых костей и отапливаемые жирниками, незатопляемые быстроходные каяки и большие легкие байдары из моржовой кожи, хитроумные изделия из камня и кости.

В 1975 году советские ученые совершили первую археологическую экспедицию на о. Врангеля. Обнаруженные ими на острове свидетельства древнейшей культуры, связанной с морской охотой, имели много общих черт с древнейшими культурами арктической Америки. По углю из кострища удалось достаточно определенно датировать открытую исследователями приморскую культуру очень древним временем — II тыс. до н. э. Это самая древняя в Азии палеоэскимосская культура.

Так приоткрылась еще одна страница удивительной истории аборигенов Крайнего Севера. В то время, когда еще не было ни Рима, ни Афин, на Чукотке шло освоение самого сурового края света. И даже на острове Врангеля обитали искусные морские охотники, причем жили они не в изоляции, а поддерживая культурные связи с отдаленными землями, возможно, вплоть до Гренландии.

чукотка

Без искусства нет развития, это общепризнанный факт. И Чукотка — не исключение. Одним из многовековых народных промыслов для жителей Крайнего Севера была и остается резьба по кости.

В общей сложности, на Чукотке косторезным мастерством занимаются около двух тысяч лет. Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.в. Из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей). Наиболее интересны произведения, датируемые 30-40-ми годами 20-го столетия. В 1931 году в селении Уэлен создается первая стационарная косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа. 
Вот примеры работ 30-х годов ХХ века:

резьба

резьба оп кости

Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию. Работы современного периода:

чукчи

история

Закончить публикацию хочу анекдотом про чукчей... А как без них?

«Однако чукчи — самый богатый народ на планете: каждый день едят мясо и рыбу, одеваются в натуральные меха».

Желаю всем жить не хуже чукчей, а также хорошего настроения и удачи! :)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email