Сегодня мы приглашаем вас познакомиться с неординарной личностью, талантливой, жизнерадостной, сильной духом мастерицей, покорившей непростой материал — стекло. Из него очаровательная
— Елена, расскажите о Вашем творческом пути, кто Вы по образованию, какими видами творчества Вам нравилось заниматься?
— В самом начале я должна сказать, что мама мне еще в детстве поставила диагноз — лень родилась вперед меня. Это объясняет некоторую пассивность в моей жизни.
Рисовать я любила с рождения, наверное. Пыталась ходить в художественные студии, но туда ведь нужно регулярно ходить, а я могла себя заставить осилить только первые пару занятий, а потом прогуливала. Ну не могу я, когда заставляют! Всегда любила рисовать незапланированно.
Тогда я не представляла, что можно стать профессиональным художником. И после школы я пошла учиться на парикмахера вслед за подругой. Окончив училище, не работала по профессии. Потому что вышла замуж, родился сын и пришлось работать в детском саду. Вот тут начинается самое интересное.
Моя двоюродная бабушка сказала «иди и учись дальше» и отвезла меня в университет. Я ходила на подготовительные курсы, подрабатывала там же натурщицей (не обнаженка) и через год поступила. Училась, работала и воспитывала ребенка, было трудно. И вот теперь я учитель рисования и черчения, выпускник института НГПУ художественно-графического факультета.
Занималась всем помаленьку — батиком, также нравилась керамика, живопись. Дед мне сделал мольберт — огромная неподъемная махина. Это было еще до вуза. Я тогда не знала всех законов и рисовала, как видела, а не как знала. Еще перед институтом я познакомилась с художником и татуировщиком Марком. Он меня убеждал, что я обязательно должна учиться в университете. Кое-что подсказывал, когда я готовилась к вступительным экзаменам.
— А как Вы начали работать со стеклом?
— В стекольщики я попала случайно — друзья пристроили. Не работать же всю жизнь в саду!
Кстати, из смешного: как-то раз заведующая детского сада мне: «Покрась плинтуса в коридоре, ты же художник».
Пришла на собеседование в витражную мастерскую. Взяли на испытательный срок, так как не представляли «девчонку» в роли стекольщика. Ну, я и прижилась там. С первой секунды я влюбилась во фьюзинг — о, эти обтекаемые стекляшки, настоящее чудо! Все время я работала с фьюзингом. К тиффани так и не пустили.
Но вот курсовую я все-таки сделала витражную.
Слева: курсовая работа, часы. Справа: дипломная работа — вставка в окно «Космос»
Потом меня уволили. Я стала очень самостоятельная, а мой шеф не любил такого. ТВОРЦОМ мог быть только он! Но хорошие люди встречались гораздо чаще, чем такие «недруги».
Потом, в 2008 году, я уехала в Санкт-Петербург и вышла замуж.
Я хотела устроиться в стекольную мастерскую, но во время кризиса никуда не брали. А работать хотелось именно со стеклом. Еще в Новосибирске я точно знала, что у меня будет своя мастерская. Вот тут в самый кризис она и начала зарождаться. Крохотное помещение и самодельная печка в рассрочку…
— Где сейчас Вы занимаетесь созданием украшений, ведь проблематично содержать в квартире печь и шлифовальные станки?
— Сейчас мастерская у меня дома. Но мы ее уже сворачиваем и перевозим. Раньше арендовали всегда помещение.
Это первая мастерская. Где все начиналось:
Это вторая мастерская. Тут было очень холодно, деревенели пальцы от холода и было трудно работать:
Вот одно из наших «мытарств» — переездов. Это третья мастерская.
Но со временем переехали за город и мастерскую устроили дома. Было удобно. Печка работает от 220 в.
Но теперь мне и дома не нравится. Вся моя жизнь — работа. Любую свободную минуту провожу в мастерской. Всегда стоит вопрос: приготовить вкусный обед или купить пельмени и поработать; помыть полы или поработать. От этого устаю. Все решилось само собой. Мы купили большую печь для фьюзинга. Домой ее не притащить и мы решили снова обустроить мастерскую в городе. Теперь буду строго следить за своим режимом. Рабочий день и забота о доме — все в свое время.
— Вы создаете самые разные изделия — от украшений до больших витражей. И если к украшениям подходит слово «минимализм», то какие мотивы и сюжеты Вам нравится воспроизводить в витражах?
— Витражных работ у меня не очень много. Если откровенно, очень мало! И они все на заказ, рисунок по желанию заказчика. Но я все равно старалась усложнить, чтобы было интересно делать. Таких работ хочется больше. Но это очень большая ответственность, и поэтому немножко страшно! Опять же большая работа делается на заказ под конкретный интерьер. Так как, если сделать просто так, то продать сложно. Мне часто говорят: «Когда перейдешь на большие работы? Сколько можно делать сережки?» Не знаю… таких заказчиков находить нужно как-то. Работаю над этим.
— В одном из Ваших мастер-классов мы наблюдали увлекательный процесс «лепки» стекла из стеклянной пыли. Как и почему Вы начали сами создавать стекло?
— На самом деле это старый способ, который знают стекольщики. Я увидела в витражном магазине жидкость для лепки из стеклянной пудры. Купила, понравилось! Теперь хочу сделать что-то большое этим способом. Такая лепка позволяет вытворять со стеклом гораздо больше, чем со стеклорезом и обычным листовым стеклом.
Люблю экспериментировать и слежу за новинками в мире стекла, удается узнать и старые секреты мастеров.
— Работа со стеклом и паяльником — наверняка тяжелое испытание для нежной кожи женских рук. Есть ли у Вас свои ухаживающие рецепты?
— Я не ухаживаю никак. Кожа на пальцах грубая, как у гитариста. Маникюр не удается сохранять больше, чем на ночь — утром все стачивается на шлифовальном станке. Когда паяю, надеваю перчатку, чтобы олово не скатывалось в ладошку или на коленки. Режусь всегда. Потому что тороплюсь. Тут можно порезы классифицировать: простые (они не беспокоят), долгоиграющие (долго заживают в самом неудобном месте, например, на подушках пальцев) и противные (болючие, глубокие, которые запоминаются надолго). Больше всего боюсь загнать стекло под ногти.
— Расскажите о «волшебном» дихроическом покрытии, упоминание которого часто можно встретить в описании Ваших работ. В чем его особенность, что оно придает изделию?
— С этим стеклом я познакомилась еще в детстве. Это покрытие делает мой папа, работая в одном из институтов Новосибирского академгородка. Он постоянно приносил домой забракованные линзы с напылением. И в серванте среди маминого хрусталя красовались эти штуковины.
В
Стекло с таким покрытием — особая изюминка для изделия. Вещь переливается, меняет цвет в зависимости от фона и освещения, угла обзора.
Вот для сравнения фото: с дихроиком (2014 г.) и без (2008 г.):
Это могут быть и работы побольше:
— Как и у мастеров других творческих направлений, в Вашем обиходе есть интересные термины. Расскажите о некоторых из них! Что, к примеру, означает «расчесать стекло»? :)
— Никогда не задумывалась над особенностью терминологии. Кажется, что всё просто :)
Расчесать стекло. Я это делаю так: складываю в печь обрезки в определенной цветовой гамме. Нагреваю печь до 1000 градусов, открываю и всю эту массу перемешиваю металлическими грабельками. Времени на чес есть меньше минуты, пока температура падает до критической отметки. Закрываю, нагоняю температуру опять до 1000 и опять «чешу». Так по кругу. Получается заготовка для будущего изделия.
Мне больше нравятся всякие особые словечки. Не знаю, можно ли их отнести к профессиональным терминам. Но вот например:
«Прозра» — прозрачное стекло.
«Пластмасса» — опаловое, непрозрачное стекло.
«Заг-заги» — кусачки для стекла в виде двух режущих роликов.
«Металловата» — тонкие металлические волокна, похожие на вату. Для шлифовки.
«Пескоструйка» — станок для матирования стекла при помощи струи песка.
«Миллефиори» — круглые стекляшки с рисунком внутри. Для работ в стиле Мурано.
«Чипсы» — тончайшее стекло для декорирования поверхности запекаемого стекла.
«Стрингеры» — для декорирования поверхности при запекании.
— Наверное, самое главное признание — это признание коллег по цеху. Так, недавно мастер по фьюзингу
— Мне было радостно, что Лилия захотела это кольцо!!! Я даже гордилась! Она еще иногда комментирует какие-нибудь наиболее интересные мои работы. По-моему, это здорово, когда стекольщики дружат, поддерживают друг друга. Раньше я была другого мнения. Считала, что нужно держать при себе свои секреты и т.д. Но меня переубедили. Думаю теперь, что нужно развивать стекольное дело в России. А как это сделать не общаясь, а сидя «букой» в своей мастерской? Лилия еще прислала мне в подарок две свои работы. Они стали началом моей коллекции стекла других мастеров.
— Часто ли сами становитесь покупателем на Ярмарке Мастеров? Какие покупки запомнились?
— На Ярмарке Мастеров я редко покупаю. Разве что фурнитуру. Пока не могу себя баловать такими покупками — все средства вкладываю в мастерскую. А вот меняться люблю. У меня много игрушек с Ярмарки. Так у меня появилась классная сумочка, керамический лист — как живой! А еще у меня появился друг —
Еще очень нравятся акварели некоторых мастеров. Очень хочется их купить.
Хочется еще сказать про Ярмарку Мастеров. Очень благодарна сайту. Я зарегистрировалась уже давно, но сначала не придала значения этому и не развивала магазинчик. Но в какой-то момент мне поступил заказ при размещенных моих трех работах. Это дало старт. Стала читать статьи: советы, рекомендации. Училась у других мастеров. Мне очень хотелось такой же яркий магазин, как у Лилии Горбач. Но потом меня унесло в другую степь. Ярмарка для меня — основная площадка для интернет-продаж, и спасибо Ярмарке за эту возможность!
— Сколько украшений в Вашей личной шкатулке? Вы носите украшения только своего производства?
— Я украшения почти не ношу. С виду я самая обычная. Если меня встретить на улице, то и не понятно, что я творческая личность. Очень редко что-то надеваю, чтобы погулять по городу, зарядить питерским настроением. А потом продаю, не оставляю себе. Это как бы тест на то, что украшение прочное и не развалится :)
Зато шкатулок у меня много. Пустых. Или с хламом.
— Любите ли Вы работать на заказ? Какие из заказов запомнились Вам больше всего и почему?
Скажу так: на заказ я работаю. Очень люблю корпоративные оптовые заказы. Один раз придумал — и «шпаришь» по накатанной.
Трудно себя заставить рисовать эскизы на заказ. Потом трудно делать что-то по эскизу — хочется еще что-то добавить, но от этого изделие изменится и перестанет быть похожим на эскиз. А это неправильно. Но очень люблю, когда работа готова и получилась на 5+
Последняя моя любимая — панно «Лошадь». Работа уехала куда-то в район Урала к коллекционеру всего лошадиного.
— Расскажите о своей семье, они тоже творческие личности? Как они относятся к Вашей работе? Как Вы любите отдыхать и проводить свободное время?
— Моя бабушка в молодости вышивала гладью. Это были шикарные работы. К сожалению, ничего не сохранилось, и фото не осталось. Дед мой мог быть художником, но стал токарем. Такие, видимо, времена были.
Кроме этого все вяжут. Раньше мне казалось, что все женщины должны уметь вязать. И даже сама чего-то там напутывала из ниток на спицах :)
Мой первый муж не поддержал мои творческие начинания. Когда я рисовала и когда решила поступать в университет, сказал, что это полная ерунда.
Родители поддерживают, но очень переживают, когда дела идут не очень, и советуют устроиться куда-нибудь на работу. Но очень гордятся, когда есть успехи! Например, выставка в Финляндии. Помогают деньгами, когда просим.
Муж Костя поддерживает и помогает. Делает что-то нетрудное — оборачивает заготовки в фольгу, протирает, патинирует. И очень важное (потому, что сама не могу это делать) — встречается с заказчиками, созванивается, работает с магазинами. Но вообще он преподает. Дает частные уроки по информатике детям.
Сын неожиданно полюбил рисовать. Ходит теперь на рисунок и живопись. Хотели его привлечь к нашему делу, но он еще более ленив, чем я.
В отпуск мы ездим в Новосибирск. А там уже на Алтай, соленые озера. Еще дача, шашлыки, баня. Тут в Санкт-Петербурге ходим в филармонию, в Мариинский театр, очень редко в кино или на выставку. Иногда разлагаемся — ходим в бар слушать джаз.
— Вы производите впечатление очень позитивного и жизнерадостного человека! Случаются ли у Вас периоды уныния, когда нет вдохновения? Что лучше всего помогает в такое время?
— Я очень люблю смеяться. В школе меня отсаживали на заднюю парту, чтобы не смеялась. Потому что смеялась над всякой ерундой и не могла сдерживаться. Но, когда приехала жить в Питер, было вообще не смешно. Веселиться почти перестала, было очень трудно выживать. А теперь нормально все. Бывает и повеселимся! В уныние впадаю от критики. Говорят, что критика — хороший пинок к самосовершенствованию. Но ничего подобного! Становится очень печально — ведь я старалась! К тому же я свои ошибки вижу сама и в следующий раз учту, если будет нужно и возможно. Помогает прийти в себя работа. Главное, не останавливаться. Если остановлюсь, то все! Депрессия затяжная обеспечена.
— И традиционный вопрос: есть ли у Вас мечта в творческом плане? Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— У меня скорее не мечты, а планы. Нужно развиваться. Нужно идти на курсы стеклодувов. Потом будем потихоньку покупать оборудование для этого дела. Сама уже не справляюсь. Нужно нанимать помощника (учитывая прежние неудачные опыты). Хочу все-таки делать большие работы — уверена, что так со временем и случится. Может быть, получится сходить на курсы ювелиров, чтобы отливать самой основы для украшений. Есть мастера, которые делают фурнитуру для лэмпворка. А вот для фьюзинга ничего не встречала похожего. Но это все после того, как я сдам на права. Сил уже нет пешком шлепать. Машина и для работы необходима.
Я считаю, что если хочется быть востребованным мастером, то нужно постоянно придумывать и осваивать что-то новое. Постоянно! Если это куклы, то придумать свою выкройку. И не так, что она отличается от конкурентской только расстоянием между глазами, а реально что-то новое. Это должна быть бомба! Если она сделана с душой, если идея вынашивалась долго, снилась ночами, то это будет обязательно востребованная штука. Ну и качественные материалы. Обязательно! Нельзя забывать и о позитиве. Все только с позитивом, тогда все получится. А когда такая бомба с вами случилась, то не останавливаться, а искать дальше, улучшать и эту идею, и уже вынашивать следующую. Сотворили «бомбу», сотворите и несколько маленьких «бомбочек» попроще, подешевле — для разнообразия. Ну и фотоаппарат. Не ешьте, не пейте, ходите пешком, а фотоаппарат купите и учитесь пользоваться.
Какие нужны качества? Об этом много писали. Целеустремленность, позитив, вера в себя и свое творчество. Внимательность, собранность. Мне не хватает кое-чего из этого списка. Но я работаю над этим или чем-то компенсирую.
Желаю всем успехов!