По страницам любимого журнала... Есть повод поговорить о творчестве Михаэля Тонета!
После небольшой паузы хочу вернуться к журналу "AD". 81 номер, февраль 2010 года. Много тут всего: и статья о бразильском дизайнере Сержиу Родригесе, и лондонская квартира знаменитого фотографа Фрица фон дер Шуленбурга..., даже шезлонг дизайна Ле Корбюзье промелькнул в интерьерах плавучего дома в центре Парижа... А на одной из последних страниц - венский стул. И ничего о нём не написано, и представлен "между прочим", но!!! - прекрасный повод поговорить о творчестве Тонета.
1796 - в Пруссии (современная Германия) в небольшом городке Боппарде на берегу Рейна появляется на свет мальчик - Михаэль Тонет. Он - единственный ребёнок в семье.
1815 - остаётся без матери.
1819 - выучившись на столяра, открывает свою мастерскую, женится (В браке родилось 14 детей, семеро из которых дожили до взрослого возраста: две девочки и пятеро мальчиков).
1842 - вместе с семьей переезжает в Вену.
1843 - создаёт стулья специально для Дворца Лихтенштейна.
1849 - открывает мастерскую в Вене. Производство традиционной мебели не удовлетворяло Тонета - он был изобретателем. И мечтал создать свою мебель, найти "стиль Тонета". Он хотел, чтобы эта мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы она была легкой, но прочной, уютной и компактной. Тонет приступил к экспериментам. Он клеил и гнул фанеру, деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В результате многочисленных опытов был разработан промышленный метод гнутья.
1850 - первый стул, целиком собранный из гнутых элементов.
1851 - на Всемирной выставке в Лондоне получает за свою мебель первую бронзовую медаль.
1852 - открывает первый торговый филиал во дворце Palais Montenuovo в старой части Вены.
1853 - переводит предприятие на пятерых своих сыновей и называет фирму «Братья Тонет». За собой он оставляет общую торговую доверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сына Якова.
1855 - получены первые большие экспортные заказы из Южной Америки.
Интересный факт.Когда продукция мастера начала экспортироваться в Америку, выяснилось, что клей, который тот использовал в своей работе, не выдерживал тропической жары. После длительных опытов Тонет нашёл решение. Он закреплял металлическую пластину на большом куске древесины, после чего дерево и металл подвергались одновременному сгибанию. Этот способ делал процесс проще и одновременно открывал новый рынок сбыта.
Мало того, что Тонет преуспел в создании гнутой древесины, он упростил и процесс сборки. Изготавливая изогнутые элементы, он устранил необходимость в многочисленных соединениях, чем способствовал прочности конструкции. Кроме того, его зажимы каждый раз воспроизводили форму столь точно, что детали мебели можно было при необходимости заменять.
1856 - построена первая фабрика в богатой буковыми лесами Моравии, работающая по сей день.Отсюда началось мировое промышленное производство мебели.
Позже открылись торговые представительства во многих крупных городах Америки, Европы и России.
1859 - начало серийного производства 14-ой по счету модели стула, самой простой и безупречной.
Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название "венский стул" и представление о венской мебели вообще. Эта мебель собиралась с помощью винтиков без использования сильного клея. Ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1 куб. м (именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины). Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкция доведена до совершенства.
Кстати, прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.
К концу века гнутая мебель выпускалась уже на 60 фабриках, две из них находились на территории Российской империи-в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели велась через собственные магазины и склады фирмы в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, а также на Нижегородской ярмарке. Венская мебель была очень популярна в России. "Гнутая, венская, буковая мебель фирмы "Тонет", вошедшая ныне во всеобщее употребление, продается во многих мебельных магазинах...", - отмечали справочники 1870-х гг. Крупнейший магазин венской мебели в Москве был на Кузнецком мосту, а в Петербурге - на углу Невского и Большой Морской. С 1871 г. и до самой революции здесь располагались магазины и фабричные склады с полным ассортиментом мебели фирмы "Братья Тонет". В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время. В отличие от чопорных салонов в кафе царила непринужденная атмосфера. Здесь встречались, читали газеты, обменивались новостями.
На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места, места досуга обставлялись венскими стульями - кабаре и кинозалы, кафе и театры. Затем - залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.
Галерея венских стульев
В 1889 г. фирма "Братья Тонет" становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Без венской мебели уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже XIX-XX вв. Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в эклектичные купеческие интерьеры, и в изысканные жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан. И, конечно, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений. Героев Чехова трудно представить себе в иной обстановке.
В интернете нашла ссылку на очень интересное издание.В богато иллюстрированной книге Генриха Гацура "Мебель Тонета" изложена история фирмы "Братья Тонет". Впервые представлены в одном альбоме все модели венской мебели, поставлявшиеся фирмой на рынок царской России, дано описание фурнитуры и материалов, которые использовались в производстве гнутой мебели. Книга содержит много информации,ранее не публиковавшейся как в России, так и за рубежом. Даже страницы каталога выполнены в том стиле, что был принят на фирме "Братья Тонет". Фантастическая по объему и качеству исполнения работа (около 2000 цветных и черно-белых иллюстраций и самый полный каталог с более 200 таблицами с 1700 предметами обстановки второй половины 19 - начала 20 веков, поставлявшихся на рынок России).
Страницы альбома:
Источник: http://mmmeb.narod.ru/mt/mt-gg.htm
Деятельность представительств фирмы "Тонет" в России прекратилась в 1917 г., магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране. Вместе с людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма и времена застоя и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом. И дождались новоиспеченных собратьев, наводнивших современные кафе и мебельные магазины под своим прежним названием - "венский стул".
Если в поисковике Вы наберёте волшебные слова "стул СССР", набредёте на интереснейший блог Натальи Воронцовой-Юрьевой. Там среди прочих ценностей собраны произведения художников советской эпохи, на картинах которых изображен... венский стул... Работы, которые мне понравились:
А.Кокорекин. 1934 г.
Н.Терпсихоров. В мастерской художника. 1930 г.
С.Базилев. Ушёл воевать. 1980 г.
А. Шилов. Солдатские матери
С.Дунчев. За любимой газетой. 1951 г.
Здесь Вы сможете посмотреть всё: http://vorontsova-nvu.livejournal.com/219147.html
Кресло-качалка Тонета...
...и на рисунке
Ренуар, Пьер-Огюст
Женщина в кресле-качалке
Размеры: 361 х 303 мм
Материал, техника: Уголь и карандаш, на бумаге
Дата создания: Около 1883
Месторасположение: Франция, Чикаго (Иллинойс), Художественный институт, Отдел гравюры и рисунка
...и в интерьере художника Пабло Пикассо
На картинах Тулуза Лотрека легко узнаваемый силуэт...
Тонет умер в 1871 году в Вене. Он возглавляет список самых выдающихся конструкторов Германии:
№2. Carl Clemens Bucker - разработчик спортивных и учебных самолетов 20-40 годы 20 века;
№3. Franz Xaver Wagner - конструктор пищущих машинок;
№4. Georg Michael Pfaff - разработчик швейной машины " Зингер ";
№5. Nikolaus August Otto - создатель двигателей внутреннего сгорания;
№6. Arnold Jung - разработчик локомотивов;
№7. August Horch - автомобильный конструктор.
Дело Мастера продолжили сыновья, внуки, правнуки...
Разработанные за первые 20 лет модели оказались настолько совершенны, что не изменились до наших дней. Они соединяют прочность с легкостью и изяществом. Вещи эти, прежде всего стул № 14, нейтральны и вписываются в любой интерьер: деловой, общественный, домашний. Это были первые ростки еще не оформившегося в то время раздела искусства - промышленного дизайна.
Творчество Мастера вдохновляет и современных художников, дизайнеров. В память Михаэля Тонета и его знаменитого венского стула № 14 аргентинский скульптор и дизайнер Пабло Рейнозо (Pablo Reinoso) провёл персональную выставку под названием «Pret-a-Thonet» («Thoneteando»).
Обратите внимание на работы дизайнера
http://www.designboom.com/weblog/cat/10/view/12760/pablo-reinoso-thonet-chair-sculptures.html
http://www.pabloreinoso.com/indexFlash.html
А как Вам это?
Своеобразный способ «законсервировать» классику при помощи современных технологий предложил корейский дизайнер Чэук Чжун Для этого ему понадобился венский стул № 14 и янтарный полимер. А подходящим поводом для обнародования своего детища стала Миланская неделя дизайна 2010.
Источник: http://www.designboom.com/
Для подготовки темы я использовала открытые источики в интернете,а также материалы статьи "УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВЕНСКОЙ МЕБЕЛИ, ИЛИ СТУЛ 14" Германа Штрумпфа.
А если Вы хотите подробней ознакомиться с творчеством Михаэля Тонета, найдите книгу «Принцип Тонета». Мебель из гнутой древесины и стальных трубок. Verlag des Germanischen Nationalmuseums, Nurnberg 1991.
Официальный сайт компании «Братья Тонет» www.thonet.de
Надеюсь, Вам было интересно и мой монолог о творчестве Михаэля Тонета не останется без Вашего внимания. Приглашаю к обсуждению (тема необъятная)... Может быть, устроим свою галерею венской мебели? У кого что сохранилось? Или есть что-то новенькое? Выкладывайте фотографии!