Вязание на машине. Зоны молчания и белые пятна.
Некоторое время тому назад именно на ЯМ я прочитал сообщение (не помню дословно), что вышел документ властей (указ или распоряжение) , в котором машинное вязание было уравнено в правах с признанными направлениями художественного творчества. И была там весьма существенная оговорка : да, это теперь тоже вид художественного творчества, но только в том случае, если автор обязательно использует в создании изделия ручные операции. Условие это справедивое, потому как вряд ли можно назвать трикотажную фабрику коллективом художественного творчества. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что творчество не принимает во внимание затраты труда и времени, а в первую очередь ориентировано на создание вещи, не существовавшей ранее и привлекающей внимание, в первую очередь, своей неповторимостью и эстетическими качествами. Данный материал предназначен для людей, которые занимаются именно творчеством и не гонятся за скоростью выполнения заказа.
По моему глубокому убеждению творчество должно базироваться на мастерстве и знаниях. Не стоит вести речь о дизайне и модельном вязании, если вами не освоены базовые операции и приёмы, определяющие качество исполнения. А качество исполнения - это детали, на которые зачастую не хочется обращать внимания, но которые всё равно выпячиваются, сколько бы мы ни выглаживали сомнительное место утюгом.
Данную тему мне хотелось бы посвятить именно мелким деталям, с которыми сталкиваются все от начинающих до мастеров, и которые многие обходят молчанием, либо разрешают ситуацию не совсем адекватными средствами. Здесь же хотелось бы поговорить о приёмах, позволющих раскрыть этот заговор молчания. Возможно описываемые приёмы покажутся несколько сложными и трудоёмкими. Однако они проверены временем и практикой. Кроме того, я ни в коем случае не считаю их истиной в последней инстанции и буду рад, если кто-то представит свои варианты.
Все мы используем опыт предшественников. Это неизбежный этап при создании нового. Все мы смотрим журналы и показы с новыми моделями. Но журналы и модели бывают разные. Вначале яркие кофточки из "OTTO" или других подобных изданий производят неотразимое впечатление своей яркостью, нарядностью и "фабричностью". Однако потом закрадывается мысль (должна закрадываться), что это вещи, выпускаемые громадными тиражами. Тогда начинается поиск иных первоисточников. И они имеются. По моему мнению, в качестве прототипов следует использовать "именные" модели, посмотреть которые можно в соотвествующих каталогах и, по возможности, показах. Именно там можно подсмотреть новые направления в технологиях и приёмах. Для тех, кто хочет начать с нуля, есть каталоги дизайнерских рисунков, достать которые, правда, не так уж просто.
Какой вывод можно сделать посмотрев модели известных модельеров. Подавляющее большинство изделий изготовлено на основе простейших переплетений - глади и резинки. Возникает вопрос почему. Ответ, на мой взгляд, кроется в двух основных причинах. Именно в простейших переплетениях можно применять ручные операции. Согласитесь, косы, валики или протяжки будут смотреться в жаккарде или прессовом переплетнии несколько не к месту. Это первое. А вторая причина заключается в том, что сложные переплетения коверкают края (краевые петли носят нерегулярный характер). Исковерканный край приведёт к исковерканному шву. А шов - это одна из тех самых деталей, которую никак не спрятать.
Однако даже использование простейшей глади имеет свой подводный камень. Я говорю о краях полотна. Они вытягиваются. Особенно это характерно для машин японского производства, где применяются очень тяжёлые оттяжки. Как быть. Самое простое - утюг. Растянуть центр и подогнать его по длине к краям. Способ быстрый, но вряд ли "модельный". Приём №1 логически напрашивается сам собой. Если края длиннее середины, надо уменьшить длину краёв. Но не в сантиметрах, а в петлях. Для этого достаточно вязать краевые петли через раз. По краю детали в результате образуются вытянутые петли, длина краёв сравнивается с длиной середины. Кроме того, у детали появляется новая положительная особенность - краевые петли очень удобно использовать при сборке изделия. Получается идеальный сверхтонкий шов.