Синий кварц

В 2006 году др. Райнер Шульц-Гюттлер, профессор минералогического интститута университета Сан-Паулу опубликовал интересный доклад.

До того момента аксиомой считалось, что синий прозрачный кварц имеет только 2 варианта происхождения - гидротермально выращенный синтетический, окрашенный кобальтом, либо природный, окрашенный в синий цвет за счет иных минеральных включений (в основном - дюмортьерит).

В 2005 году в "копях Монтесумы" в штате Минас-Жерез в Бразилии в новом "кармане" было найдено небольшое количество прозрачного чистого светло-пурпурного кварца, который при прохождении через процедуру облагораживания превратился в достаточно яркий синий кварц!

Необычность была обнаружена случайно. Ограненные аметисты и сырье подвергли термической обработке, в результате которой кварцы позеленели. Для интенсификации зеленого цвета камни подвергли гамма-облучению, и они - посинели!!!

Синий цвет новополученного кварца соответствовал цветам танзанита, иолита и сапфира. Синие кварцы демонстрировали сильный дихроизм, плеохроичные цвета - фиолетовато синий и красновато-оранжевый.

Schultz-Guttler, R. and Kohigashi, H. C. (2006) Treated violetish blue to violet quartz from Brazil. Gems &Gemology, Vol. 42, No. 4, pp. 285-286.

Др. Шульц-Гюттлер опубликовал также отчет о подробном исследовании феномена, но публикация вышла поначалу только на португальском языке в университетском журнале..  Наконец-то, с опозданием, но на глаза попалась публикация этих же авторов с отчетом об исследованиях деталей обработки празиолитов, с упоминанием эффeкта "посинения", уже на более удобочитаемом языке - на английском.

http://www.iaea.org/inis/collection/NCLCollectionStore/_Public/42/105/42105234.pdf

Ключевые слова:  

Публикации по теме

cообщений: 1727
 
18.12.2013 02:35
СоглашусьСообщить модератору

Марк, спасибо за информацию=). Но получается, что синий цвет кварца, как ни крути, можно получить, лишь облагородив сырьё? Насколько подобные камни можно считать природными и натуральными? Мне кажется, что не совсем...=)

cообщений: 1271
 
18.12.2013 03:18
СоглашусьСообщить модератору

Синий цвет у кварца, да, по прежнему, как ни крути, сам по себе в природе не появляется. Не буду говорить "невозможен", в конце концов то же самое говорили и про гранаты! Это ведь не кто-то, а сам Кантор сказал: "Спроси меня, что есть в мире невозможного, и я отвечу - голубой гранат"...

Можно ли считать такие камни природными? Ну а что на счет цитринов, их можно считать природными? А каждые 99 из 100 аметистов? А рубины и сапфиры?

Конечно же, и такой вот синий кварц - природный. В конце концов, это ведь именно природа создала его таким, обладающим очень специфическими особенностями, позволяющими сделать его синим. Будь рядом с этим карманом хороший природный рудный выход урана, и за счет гамма-излучения от продуктов распада урана этот кварц имел бы все шансы посинеть еще до того, как его нашли..

Конечно, если такой кварц появится в продаже, то обязательным условием будет наличие в описании информации об облагораживании. Но в факте природности сомнений нет.

Пока же нам спекуляции на таком каврце проблемами не грозят. Не было, нет и в обозримом будущем не ожидается появления в продаже синих кварцев из этого месторождения. Находка такого материала на сегодня остается единичной. А потому по прежнему любой синий и голубой кварц, предлагаемый к покуке, полностью прозрачный, без видимых включений дюмортьерита или, к примеру, голубого турмалина - однозначно и неоспоримо рожден в автоклаве, а не в земле.

cообщений: 1727
 
18.12.2013 12:44
СоглашусьСообщить модератору

Не, Марк, безусловно, празиолит я тоже натуральным облагороженным обзову, хотя... лично для меня подобные камни стоят где-то между синтетикой и натуралкой=).

Вот возник вопрос... до сего момента синие и зелёные лабораторные кварцы считались синтетическими из-за своего, не существующего в природе, цвета и не претендовали на звание "искусственно выращенных" или "лабораторных". Т.е. фиолетовый кварц - "искусственно выращенный аметист", синий - "синтетический кварц" и т.д. Получается, что теперь, после данного открытия, лабораторные камни похожего синего цвета можно называть "искусственно выращенными" или они, один шут, остаются с определением "синтетические"?=)

cообщений: 1271
 
18.12.2013 13:42
СоглашусьСообщить модератору

Ох Катя, ну и каша же у ВАС!

Всегда, везде и во все времена было именно так: лабораторный = искуственно выращенный = произведенный на заводе = сделанный (любым способом) руками человека = синетический! любое разделение всего этого, удаление знака равенства - от лукавого!

Все это одним словом назвать можно - ненатуральный, только сие определение (слово) не применяется в официальном обороте. И откуда же Вы только такую градацию синтетики взяли то? image

Есть камения природные и неприродные. любой обалгороженный камень, родившийся (в виде сырья) в природе - природный. А не родившийся в виде сырья в природе - не природный, и ен имеет разницы, рос ли он месяцами из раствора, сублимировался за минут из плазмы, или кристалл быстро вырос при охлаждении расплава...

Так что "для меня подобные камни стоят где-то между синтетикой и натуралкой" есть очень неправильное и вредное заблуждение. Вы просто перегибаете палку, даже если речь идет только о личном мнении. Впрочем, и мое мнение - тоже в данном случае - только личное мнение, всего лишь совпадающее с мнением геммологии в целом. image

18.12.2013 15:44
СоглашусьСообщить модератору

Благодарю, ваш комментарий очень прочищает сознание image

cообщений: 1727
 
18.12.2013 15:47
СоглашусьСообщить модератору

Ох, Марк, если бы это были лишь мои субъективные тараканы, я бы на них забила и отпустила в вольное шатание по гулким просторам моей черепной коробки=)). Не так давно специально интересовалась классификацией лабораторных камней. Не знаю, как в Канаде, но в России данная классификация хитрая. Все лабораторно выращенные камни делятся на два класса: 1. собственно, с маркировкой "лабораторно выращенные" или "искусственно выращенные", аналоги которых по своему химическому составу и цвету существуют в природе (рубины, изумруды, сапфиры, фиолетово-жёлтые аметрины, аметисты, цитрины и пр.) и 2. "синтетические камни", аналогов которых либо не существует в природе (например, фианиты), либо они существуют, но из-за экзотической расцветки в природе не встречаются. Именно под эту маркировку - "синтетические камни" попадают лабораторные кварцы синего и зелёного цвета, т.к. подобных расцветок кварца в природе не существует. Поэтому-то я голову и ломаю над маркировкой, считать ли теперь синий лабораторный кварц "лабораторно выращенным" или "синтетическим"?=)) Особенно учитывая, что тот же празиолит, хоть и является, по сути и цвету, зелёным кварцем, но считается натуральным, т.к. использовалось натуральное сырьё + лабораторный аналог празиолита светло-зелёных тонов попадает под маркировку "лабораторно выращенный", но при этом зелёный лабораторный кварц более тёмного и насыщенного цвета - только под маркировку "синтетический". Вот и стало интересно, изменился ли статус синих лабораторных кварцев? Я понимаю, дурдом, но с ним приходится считаться=).

cообщений: 1271
 
18.12.2013 16:00
СоглашусьСообщить модератору

Ясно.. Мое личное мнение - сама по себе идея даже классификации неприродных камней - бредовая.. В геммологии (мировой) ничего подобного нет, и совершенно непонятно, зачем вообще такая бредятина нужна! Если в РФ есть такая классификация - грустно, но не удивительно. Коль уж по сей день существует законом определяемое разделение на драгоценные и полудрагоценных камни, то классификация подделок и имитаций кажется уже цветочками.. image

cообщений: 1727
 
18.12.2013 16:06
СоглашусьСообщить модератору

Марк, немного намудрила с празиолитом=)) исправила=).

Со всем остальным полностью согласна - палата №6, но нам, живущим по эту сторону границы деваться некуда. Мне периодически приходится бодаться с российской таможней на тему классификации, т.к. по ввозу синтетики ограничений нет, а вот по "лабораторно/искусственно выращенным камням" есть=).

cообщений: 1271
 
18.12.2013 16:09
СоглашусьСообщить модератору

Н-да... Маразм не крепчал... Крепчать дальше некуда... image

cообщений: 1727
 
18.12.2013 16:14
СоглашусьСообщить модератору

Отож{#}