Моменты творчества.
На написание этого опуса меня натолкнула увиденная вчера репродукция картины Рериха.
Но начну все по порядку. Раздается как-то телефонный звонок.
-Сударыня, у Вас есть работы по "Гамлету" Шекспира?
-По "Гамлету" нет. Есть к "Королю Лиру".
-Замечательно! Худ. совет через месяц. Приносите.
Действительно, две работы у меня были. Но мне захотелось , что бы уж совсем по теме. То есть по "Гамлету". Мне в руки, кроме перевода Пастернака, попалось издание 1905 года.
И там были такие строчки о том, как погибает Офелия:
"Несчастная, беды не постигая,
Плыла и пела,
Пела и плыла"
Меня они пронзили насквозь. Эскиз нарисовался очень быстро. А вот то, что я задумала сделать работу на стекле, это оказалось довольно проблематично. Мне нужно было рифленое стекло, такое, чтобы было впечатление текущей воды, коричневой воды, текущей в лесном ручье. В итальянских журналах я такое стекло встречала. Слепила я тоже быстро. А дальше начался бег по магазинам в поисках искомого стекла. Время летит, ноги сношены по самое не могу. Стекла нет. Все, думаю, ну будет только Лир, Офелии не будет... И надо же - в каком то маленьком магазинчике нахожу, мне вырезают, притаскиваю домой (тяжеленное, потому что 8мм в толщину). Шкурю в нужных местах. Приклеиваю. Вставляю в раму. Смотрю. И вижу, что не то!!!! Вроде все, как задумала, а не то!!! Пустота какая-то. Не понимаю , что делать. Утром нести на худ. совет. Время 2часа ночи... Судорожно ищу выход, в голову ничего не приходит, бегаю в панике по квартире.
И тут взгляд падает на рулон серой туалетной бумаги... Вот оно!!!! Счастье!
Быстро-быстро комкаю обрывки бумаги, выкладываю по форме платья под стекло, платье тонет!!!! Оно уже под слоем коричевой воды! А на стекле , как на поверхности воды, вздувшиеся фалды огромного платья, которые, как спасательные круги, какое-то время не дают погрузиться в водяной поток... пела и плыла...
Ну вот фото с выставки в СХ. Сейчас мне кажется странным, и что мучилась, что я сразу не увидела, ведь идея лежала на поверхности.
Проходит какое-то время, и я вижу, что напоминает мне моя Офелия кого-то из прерафаэлитов. И начинаю от этого жутко мучиться.
Выставка перезжает из СХ то в дом журналиста, то в дом архитектора, а я чувствую себя все неувереннее и неувереннее. Комплексую. В общем, убрала работу, спрятала с глаз долой.
И вот вчера вижу работу Н. К. Рериха. И вижу, что это не просто похоже, это копия Боттичеллиевской Юдифи, только нет служанки, и пейзаж на фоне которого она идет, другой. И добро бы только поза (правда, он нарядил ее в славянские одежды), но даже в руки он ей дал такого же размера, как меч, только ветку рябины. Я испытала культурный шок.
Полезла посмотреть статьи. НИЧЕГО, ничего, что бы объяснило появление среди самобытных авторских образов самого Н.К.Рериха - этой явно скопированной у Ботичелли фигуры... ни статей культурологов и исследователей творчества Рериха, ни его собственной "прямой речи" - ни писем, ни заметок - ничего. Тут уж правда, как ни говори об общем информативном поле вокруг Земли, но не до такой же степени. Склонна думать, что знания, особенно многие знания дают такой эффект на подкорке.