Журнал
 > Журнал > Мастер-Классы > Расписываем панно «Лилии»

Расписываем панно «Лилии»

Виды творчества:   Роспись > Батик
Сложность:   средняя
Время работы:   5 часов

Материалы:

- рама;

- шелк;

- степлер;

- эскиз на бумаге;

- карандаш;

- набор «Гамма-Акрил»;

- утюг.

Я не буду описывать, чем отличается холодный батик от горячего, какие инструменты необходимы для работы в этих техниках. Это отдельная тема для разговора. Я изучала этот вид изобразительного искусства самоучкой, т.к. книг по этому специфическому направлению мало, особенно в провинции. Я шла путем проб и ошибок, что-то нашла в интернете, что-то высмотрела в работах других художников, многое еще предстоит для себя открыть. Как у всех художников, работа начинается с поиска идеи, замысла. Какие-то наброски, почеркушки, иногда фотографии помогают создать образ будущей картины. Все это воплощается в эскизный рисунок на листе соответствующего размеру картины. Контуры необходимо выделить тушью или ярким фломастером, чтобы рисунок был виден через ткань.

лилия

Следующий этап работы — натяжение ткани на подрамник. Для этого я использую обычный степлер для хозяйственных работ. Если ткань очень тонкая и подрамник из мягкого дерева, достаточно канцелярского степлера (его надо раскрыть и путем надавливания, скобы хорошо входят в дерево, не оставляя затяжек на шелке). Ткани берем из расчета размера подрамника плюс 3-5см на припуски по сторонам. Ткань необходимо начинать натягивать по долевой нити от центра, далее по утку так же от центра к углам подрамника, поочередно меняя стороны. Идеально натянутая ткань как барабан, не провисает, не сборится.

Теперь необходимо аккуратно подложить рисунок под ткань. Не забывайте, ткань уже натянута на подрамник! Я для этого по краям подгибаю бумагу, осторожно всовываю лист с обратной стороны между подрамником и тканью. В центр подрамника, чтобы рисунок проявлялся лучше, подкладываю книгу, подходящую по толщине подрамника. Теперь можно переводить рисунок. Простым карандашом ТМ или Т, но не мягким, иначе будет грязь, легкими линиями, так, чтобы рисунок был виден, проводим контуры. Вначале рисунок создаем в центре, затем по краям. По окончании бумагу вынимаем.

 роспись

Следующим этапом станет обведение карандашного рисунка резервирующим составом. В стеклянную трубочку втяните немного состава из баночки. Если много набрать резерва, то он будет очень быстро вытекать, оставляя некрасивые капли и подтеки. Начиная работу, загнутый кончик трубочки держите вверх, поднося к рисунку, плавно опустите его и, наблюдая за движением состава в трубочке, проведите линию по рисунку. Оторвав трубочку от ткани, поднимите ее кончик вверх, чтоб не капнуть случайно на работу.

батик

Неопытным художникам лучше заранее потренироваться на кусочке, натянутом на пяльцы. Существует сложность в начале и продолжении линии, неуверенная рука обязательно оставит на рисунке каплю резерва. Для этого есть хитрость — подождите, пока высохнет прежняя линия, подложите сверху кусочек бумаги в начале следующей линии и начните рисовать на бумажке, перейдя на ткань. Резерв ляжет ровно, без заметных капель. Если вы — правша, то рисунок переводите, начиная с верхнего левого угла, если левша, то наоборот — с правого верхнего, двигаясь вниз. Главное случайно не размазать нанесенный резерв. Подождите 40 мин. пока высыхает резерв на ткани. Другая сложность — провести линии без разрывов, иначе при росписи краска затечет на другие участки. Это касается и фона, если он не однотонный и на нем задуманы разноцветные декоративные элементы, я по торцевой части подрамника замыкаю резервом те части рисунка, где краска может затечь на другой тон.

франция

Переходим к росписи. Начинаем роспись с самых светлых участков, переходя к темным. Роспись я начинаю с проверки замкнутости контура. Для этого чистой водой заполняю элемент.

роспись по ткани

Если вода затекла, дожидаюсь, пока высохнет, с обратной стороны (если можно добраться) провожу линию в том месте, или с лицевой, если подрамником изнанка закрыта. Я пишу по-сырому, так краска плавно растекается, красиво смешиваясь с другими тонами.

лилии

Здесь ваша фантазия не знает границ, вы можете проявить весь свой талант. Помните только одно — смешивать более трех красок не рекомендуется, т.к. может получиться грязь. Расписывая, краску наносите чуть подальше от контура — она все равно растечется.

Частая ошибка. Бывает, что от избытка краска может перетечь поверх контура и затечь на другой участок.

Я исправляю такие погрешности размывкой чистой водой, крупинкой мочевины, затемнением этого участка или перекрытием цветом, а если все серьезно, то придется проявить фантазию.

После окончания росписи светлых элементов, переходим к росписи самых темных участков, в нашем случае это фон.

Большие участки лучше расписывать в один прием. Заготавливаю необходимое количество краски, большой кистью, по-сырому, не давая засыхать краске (иначе получатся заметные разводы на стыках старого и нового участка росписи), распределяю ее по участку. Данные разводы можно использовать и как специальный декоративный эффект- все в вашей власти. Если вам сложно расписать равномерно весь участок, разделите его декоративными элементами, красивыми линиями резервом или другими элементами. Например, распределите крупинки мочевины (они хаотично высветлят краску) или соли (они сгустят краску), можно капнуть чистой воды на сырой фон — краска чуть высветлится ровным пятном.

После росписи дайте работе высохнуть. Расписанную работу необходимо закрепить. В нашем случае мы использовали акриловые краски «Гамма» для ткани и натуральный шелк. Эти краски достаточно прогладить утюгом 2 мин. Простые краски для ткани требуют процедуры запаривания. После закрепления работу надо сполоснуть в слабом мыльном растворе и прополоскать. Натягиваем на подрамник нашу высушенную и поглаженную работу Я не обрезаю лишний шелк, т.к. он со временем сыплется, а всегда аккуратно подгибаю края ткани (для этого оставляю 3см по краям) и степлером фиксирую их на подрамнике. Теперь остается подобрать рамку и повесить на видное место.

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Сычёва Ирина (батик)    |   15.12.2008
здорово! сами лилии очень живые. и описание процесса - понятное.image
Елена Яшина. Роспись ткани    |   15.12.2008 ответ для Сычёва Ирина (батик)
Спасибо, Ирина. Вот только я сейчас начинаю думать, что фон немного темноват. Вы не заметили как лилии смотрелись без фона хорошо? image В следующей работе учту это.
Татьяна Грибанова    |   04.01.2009 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
Елена - а мне кажется фон оттеняет лилии... делает их очень естественными - как будто бы в ночи - яркой вспышкой....
Класс!
Сабина    |   05.03.2009
А скажите пожалуйста что у вас тут за ткань? это ведь не тонюсенький шелк, да? я сегодня на таком пробовала писать и цвета не получаются настолько насыщенными как ваш синий, например. краски у меня марабу и явана для шелка
Елена Яшина. Роспись ткани    |   05.03.2009 ответ для Сабина
Этот шелк мне привезли из Москвы из магазина \"Натуральный шелк\" названия не знаю, но похож на тонкий атлас, тк одна сторона матовая, а лицевая с глянцем. Стоит около 350-400р.
А краски \"Гамма-акрил\".image
Сабина    |   05.03.2009 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
спасибо за ответ, такой подробный image
я покупала заготовки (платки) в магазине передвижник на фадеева, там неплохой выбор, всё Javana. Но они совсем тонюсенькие и прозрачные. Получается не совсем то, чего хотелось бы. Мне более насыщенную картинку пытаюсь получит.
Скажите, а если я куплю ткань поплотнее как атлас, к примеру, краски всё равно остаются для шелка или уже текстильные? я тут разницу уловить не могу, они для разных эффектов предназначены или как? к примеру, если текстильными на шелке рисовать, это неправильно? не получится?
я их ещё не покупала, но вопрос меня очень мучает))
Шелк, он бывает разный и тонкий, и плотный. Атлас то же шелк.
Как бы для \"Гаммы\" нет различия какая ткань, шелк или хлопок. Они подходят для любой ткани. \"Гамма-хобби\" только для натуральных тканей, тк требует запаривания. В других фирмах,как в Марабу или Жакард,или в др. есть разграничение для шелка или текстиля.
Посмотрите, здесь Воробьева Наталья сделала отличный и подробный обзор красок http://www.livemaster.ru/topic/6993
vlada_g    |   23.03.2009 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
Здравствуйте Елена! У Вас в работе получаются такие аккуратные тонкие резервные линии, как Вы этого добиваетесь? У меня резерв Гамма, иногда на водной основе немецкий. Даже если сумела сделать тонкую линию, она дает прострелы, пробовала дублировать с изнанки, тогда линия утолщается.
Елена Яшина. Роспись ткани    |   23.03.2009 ответ для vlada_g
Провести ровную тонкую резервную линию несложно, просто есть немного технических моментов:
-какая используется ткань. На гладком шелке это легче сделать, чем например, на китайском вискозном шелке, у него фактурность как у саржи
-какая трубочка, у них разные диаметры, вроде 3 размера.
-какой резерв. Это касается и фирмы, и консистенции. Жидкий текуч и очень коварен на всякие ляпсусы, густой может не пропитать ткань до конца.Здесь нужна \"золотая середина\"
-сколько резерва набрали в трубочку. От этого зависит скорость вытекания
-навык. Умение вести ровно, непрерывно, суметь продолжить линию после отрыва,не оставив каплю,не оставив разрывов линий
Тренируйтесь, пробуйте и все у вас получится!image
Курносова Вера Николаевна (BepHuK)    |   07.10.2009 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
Леночка, Щедрая ты моя!!! Спасибо за шикарный мастер-класс! Красоту и щедрость твоего творчества! Целую, ВерНиК.
Елена Яшина. Роспись ткани    |   08.10.2009 ответ для Курносова Вера Николаевна (BepHuK)
Спасибо,Верочка!image
Галина    |   19.03.2010
Здравствуйте, Елена. Мне понравилась ваша работа. Я хотела спросить, а можно рисовать на вуали? Я пробовала на шелке мне не понравилось.
Елена Яшина. Роспись ткани    |   20.03.2010 ответ для Галина
Галина, вы имеете ввиду вуаль, что продается в магазинах штор? Это 100%полиэстер, конечно, можно рисовать на ней, но она плохо впитывает краску, рисование не будет легким.
А на счет чистого шелка вы зря...это самый благодатный материал. Он сам ведет краску. На каком шелке вы рисовали?
Галина    |   21.03.2010 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
Здравствуйте, Елена. Я нарисовала только несколько картин. Первую делала на шифоне. На нем еще более менее, а потом под рукой был креп-атлас, я ведь учусь, надо было поэкспериментировать с тканью, так вот на нем мне и не понравилось. Я конечно сама еще не придумываю картины, беру понравившуюся картинку в интернете и пробую. У меня есть на мой взгляд не плохая картина хочу показать вам не знаю как ее выложить.
Конечно, на креп-атласе писать сложно, он плотный, резерв приходится наносить толстыми линиями, возможно, протекала краска? А это точно был натуральный шелк? или тот же полиэстер? Вы проверьте, сожгите ниточку из ткани, если скатается в стеклянный шарик, расплавится- это синтетика, если сгорит и будет рассыпаться в руках в порошок, запах как паленые волосы- натуральный шелк, как жженая бумага- вискоза(тоже неплохо). А вы попробуйте для начала шелковые ткани:фуляр, туаль или понж, вам понравится.
Адрес мой elka57@yandex.ru, присылайте ваши работы, посмотрим, что посоветую
Оксана    |   21.03.2010 ответ для Елена Яшина. Роспись ткани
Какая красотища!Меня просто распирает от радости за людей творящих такую красоту и несущих ее в массы!Творческих успехов!
Сычёва Ирина (батик)    |   29.06.2010
image этот мк единственный в разделе "ковроделие" сильно, я щитаю)
и голос, голос!
ДА??? image странно...счас посмотрим что тут не так...image image
Мария (Yume)    |   19.12.2010

Прекраснейшие лилии получились! И фон удачный! Очень нравится Мк, несколько раз перечитывала.{#}

Галина    |   29.01.2011

Очень-очень красиво и понятно!!! Не подскажете начинающему? На трикотажной футболке красками Хобби(Гамма) можно рисовать?

спасибо!{#}

Можно шибори делать(узелковый батик) но не факт, что не будет линять. Акриловыми гаммой будет отлично, а если какой-то рисунок,то только текстильными акриловыми.

Спасибо!!!

Zhital
Израиль, Ришон-ЛеЦион
Zhital    |   04.06.2011

Очень интересно!!!

СПАСИБО за МК!!!

Ольга Украинская    |   13.06.2012

Спасибо за МК, Елена! Люблю роспись по шелку,но ...сама боюсь) Один раз пробовала -отшиблось желание пробовать (а все же хочется!). Купила резерв в тубе Декола и ткань крепатлас(я про нее уже прочитала,что по ней сложно),а краски какие-то китайские в наборчике. Так вот вся печаль началась уже с резерва (он же из тюбика) -лился безобразно толсто...и вот как с ним нужно было обращаться?image

Жми «Нравится» и подписывайся на нас в Facebook!
- я уже с вами!
Подписаться