Журнал
 > Журнал > Мастер-Классы > Варим мыло с нуля холодным способом

Варим мыло с нуля холодным способом

Виды творчества:   Косметика ручной работы > Мыловарение
Сложность:   средняя
Время работы:   2 часа
Варим мыло с нуля холодным способом | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мыльное ОБЖ, к которому мы будем возвращаться неоднократно.

Чтобы сделать мыло "с нуля", понадобится кое-какое "оборудование" и ингредиенты, без которых этот процесс невозможен. Помещение, где вы варите мыло, должно хорошо проветриваться, все поверхности, емкости, приборы, мерные ложки — быть чистыми, а посуда и приборы, которые используются для мыловарения, не должны применяться для приготовления пищи. Щелочь должна храниться в плотно закрытой банке, в полиэтиленовом пакете, на отдельной полке, в недоступном для детей и домашних животных месте.

Если вы еще не обзавелись защитой и нужными приспособлениями, пожалуйста, внимательно изучите мастер-класс, технику безопасности, купите все необходимое, и только после этого приступайте. Мыловарение предполагает работу с едким веществом — щелочью, ваше здоровье и безопасность, а также здоровье и безопасность ваших близких зависит от того, насколько вы ответственно подходите к процессу.

И не забывайте: создание мыла, как и любой вещи, сделанной вручную — очень серьезный процесс, в свое творение вы вкладываете все мысли и чувства, которые испытываете во время работы. Поэтому если вы раздражены, злитесь на что-нибудь или испытываете еще что-то не слишком позитивное, или у вас болит голова — сначала приведите в порядок свой внутренний мир и состояние, и только потом приступайте к работе.

Приготовление мыла холодным способом обычно занимает час-полтора, с учетом мытья посуды. Итак, приступим.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается (если на полу линолеум, то можно не стелить на пол клеенку).
2. Электронные весы с точностью до грамма для взвешивания масел, с точностью до 0,1г или до 0,01 г для взвешивания щелочи. Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан с толстыми стенками, емкость для взвешивания щелочи (лабораторный пластиковый стакан, если его нет, то можно использовать одноразовые пластиковые емкости, которые после использования выбрасываются), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания щелочи, стеклянные палочки или лабораторные/медицинские шпатели для размешивания раствора. Я пользуюсь специальной лабораторной посудой - она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав).
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором в следующем МК)
6. Лабораторный или электронный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки. Желательно также надеть халат или такую одежду, которую можно легко и быстро снять в экстренной ситуации (если вдруг вы выплеснули на себя щелочной раствор).
10. Уксус или раствор лимонной кислоты на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой или бамбуковой, они наиболее прочные и устойчивые к щелочной мыльной массе).
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные полотенца.
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы или силиконовых форм, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее кладут в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенца.

мастер-класс
ИНГРЕДИЕНТЫ
1. Растительные масла, самые разные. Если вам не претит - то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. 2. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия - для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки - ХЧ или ЧДА (то есть, химически чистая и чистая для опытов)

рукоделие

3. Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства.

4. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) - чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок.

5. Воск (пчелиный или растительные) - они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Также можно использовать стеариновую кислоту, она помимо всего повышает стабильность пены.

6. Вода - я пользуюсь или родниковой, или бутилированной, или минеральной. Воду можно заменить отварами, гидролатом или молоком - но при ХС это дает, в основном, только цвет, поскольку органика реагирует со щелочью, и исходного вещества не остается. Щелочной раствор на отваре сказывается на цвете мыла, как и молоко, если его не замораживать.

7. Красители - хлорофилл, спирулина, марена красильная, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др., красители СО2, глины, сок пертрушки или крапивы, облепиха.

Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной "пузырчатой" пены, благодаря касторовому маслу пена получается мелкой, нежной и плотной (но пенообразующим касторовое масло не является, оно пеностабилизирующее), оливковое масло почти не дает пены (если варить на чистом оливковом масле), в смеси с дрегими - даст пену шелковистую и очень мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное средство для мытья. Оливковое масло - на мой вкус - лучше всего брать EV. Помас после нескольких проб мне не понравился. Оливка Extra Virgin - фаворит. Из оливковых я использую Terra Delissa, Basso, Cortyo de Gobantes, Ionica.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления (SAP), поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Можно рассчитать как раньше, вручную, по формуле, а можно воспользоваться калькулятором щелочи, благодаря которому расчет делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные. Также есть понятие "пережир" (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. При ХС его закладывают в расчет сразу, при ГС - рассчитывают отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережира вводятся перед тем, как готовое мыло закладывается в форму. Обычный процент пережира - 7-10. Я в некоторых случаях делаю 15 - когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.

О работе с калькулятором щелочи подробно рассказано здесь >> 

Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать. Помните про ОБЖ - работать со щелочью нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!

своими руками

Мыло, участвующее в фотосессии - "Закат в пустыне". Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества :)
Масла: ши нерафинированное, какао нерафинированное, кокосовое и касторовое. Пчелиный неотбеленный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.

творчество

Взвешиваем компоненты. Лучше всего в первую очередь растопить твердые масла и воск, а жидкие масла добавить позже, чтобы охладить массу до нужной температуры. Для взвешивания масел перчатки и респиратор с очками не нужны, но держите их под рукой, скоро они нам понадобятся. Масло ши. В данном случае - это нерафинированное масло из Мали.
Взвешиваем масла

Воск пчелиный неотбеленный. Вместо воска можно взять стеариновую кислоту.

Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости (воды, молока, отвара трав). Часть жидкости можно предварительно заморозить, чтобы при растворении щелочи раствор был не слишком горячим. Если делать мыло на молоке, то молоко обязательно нужно заморозить, иначе реакция будет очень бурной и очень неароматной :) А также мыло впоследствии потемнеет. Удобнее всего сначала сделать щелочной раствор, а пока он будет остывать, подогреть масла до нужной температуры.

Щелочь

Снова ОБЖ! Не забывайте о технике безопасности - работайте в перчатках, респираторе, защитных очках и при открытом окне!
Полное боевое облачение истинного мыловара выглядит так:
Боевое облачение мыловара

Лабораторный стакан из специального химически нейтрального пластика для взвешивания щелочи. Удобнее всего брать стакан на 450 мл. Но если отдельного стакана для щелочи нет, то нас спасут одноразовые пластиковые емкости.

Стакан для щелочи

Ставим банку со щелочью на одноразовое полотенце - если с крышки на стол попадет щелочь, она останется на полотенце. Если шаг весов позволяют, то используем фарфоровый стакан. Щелочь взвешиваем на точных весах, с погрешностью не больше 0,1г.

Взвешиваем щелочь

Если шаг весов не позволяет, или специального стакана для взвешивания щелочи нет, можно использовать пластиковые одноразовые емкости.

Взвешиваем щелочь

При взвешивании держим банку со щелочью над емкостью, щелочь набираем ложкой и аккуратно высыпаем в банку. НЕЛЬЗЯ насыпать щелочь через верх банки! Не наклоняйтесь посмотреть, как она там, в банке - мелкая щелочная пыль может попасть на неприкрытые участки кожи. Если это произойдет, смойте щелочную пыль очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем - большим количеством воды.

Взвешиваем щелочь

Щелочь взвешена. Закручиваем крышку, убираем банку. Лучше не оставлять ее на столе. Если будете варить еще мыло, всегда можно снова достать банку, она в пределах квартиры, вряд ли до нее нужно будет мчаться на оленях :) Мерную ложку заворачиваем в одноразовое полотенце и относим в раковину.

Взвешиваем щелочь

Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь. ВАЖНО: щелочь всыпается в воду, а не наоборот!
Не наклоняйтесь над стаканом, чтобы щелочные пары не попадали на кожу! Если это произойдет, промойте эти участки кожи очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем - большим количеством воды.
В раковину можно пустить холодную воду, чтобы раствор охлаждался и не вскипел. Если вы делаете мыло с шелком, то вода не нужна, раствор должен быть очень горячим, чтобы шелк растворился.

Щелочь

Раствор щелочи

Если в растворе остались нерастворенные частицы (это бывает со щелочью чешуйками, могут попадаться включения, которые не растворяются), то процеживаем ее через марлю. НЕ используйте алюминиевые ситечки - щелочь вступает с алюминием в реакцию! Никакие приспособления из алюминия, в том числе - фольга, формочки для выпечки и т.п. при приготовлении мыла не применяются.

Щелочь

Раствор щелочи

Щелочь остывает или в ней растворяется шелк, возвращаемся к маслам.
Ставим посуду с твердыми маслами и воском на минимальный огонь (или на водяную баню), чтобы они расплавились до жидкого состояния. Если в мыле присутствует воск, то в случае перегрева масла нужно охлаждать только помешиванием, а не ставить емкость в холодную воду - воск застынет и осядет на стенках, придется снова разогревать масла.

Постепенно твердые масла и воск растапливаются. Если их постоянно помешивать, то процесс пойдет быстрее. Не нужно греть масла до полного растопления, достаточно, чтобы жидкой стала половина или две трети массы. Остаток расплавится уже за счет достигнутой температуры. Когда твердые масла растопились, вливаем жидкие, уже без подогрева.

Замеряем температуру щелочного раствора (помним про ОБЖ - не наклоняемся над стаканом!). Оптимальная температура для смешивания - от 30 до 70 градусов. 30-40 градусов - температура, при которой смешивают массу для свирлов. При смешивании на более высокой температуре масса быстро входит в густой след, а также быстрее входит впоследствии в гель, если мы будем проводить через него мыло. Масла и щелочной раствор должны быть одной температуры (допустима разница в 1-3 градуса, если разница будет больше, то масса может расслоиться, и тогда спасет только ГС).

Щелочь

Замеряем температуру масел.

Масла для мыла с нуля

Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла, которые надо при этом постоянно помешивать. Удобнее всего делать это выключенным блендером. Пустой стакан от щелочи отставляем в раковину. Защиту пока не снимаем.
Масла для мыла с нуля

При вливании щелочного раствора мыльная масса мутнеет. Сначала размешиваем ее ложкой.

Или выключенным блендером.

Масла для мыла с нуля

А теперь включаем блендер. Перемешивая, надо делать перерыв и мешать какое-то время вручную, чтобы не перегреть блендер и не пропустить момент, когда масса будет готова. Процесс может занять от 5 до 15 минут, в зависимости от объема и состава (у меня рекорд 7 минут, до 15 никогда не дотягивал :) )

Постепенно масса начинает густеть.

Когда мыло достигнет "стадии следа", можно переставать мешать. "Стадия следа" - это когда мыльная масса, медленно стекая с блендера или ложки (а при очень "плотном" следе масса даже не стекает, а остается на блендере), , оставляет на поверхности нерастекающиеся капли. СЕйчас уже можно снять защиту - кроме перчаток, поскольку в мыле ХС предостаточно свободной щелочи.

Стадия хорошего, густого следа. Сейчас самое время ввести желаемые добавки: эфирные масла, травы, глины etc. Эфирные масла взвешиваются на весах, как и все остальное, в отдельном флаконе или стаканчике, затем разводятся в небольшом количестве базового масла либо полисорбата, и слегка подогреваются (совсем немного!). Влив эфирные масла, быстро перемешайте мыльную массу блендером, а при очень густом следе лучше промешивать ложкой.

Можно сделать многослойное мыло. Для этого разделите массу на нужное количество частей, одну оставьте без добавок, во вторую добавьте глину одного цвета, в третью - другого (либо травы).

Здесь одна часть мыла без добавок, во вторую добавлен красный сандал, в третью - смесь из размолотых африканских растений и красного сандала. Смешав все с выбранными добавками, выложите мыло слоями в подготовленную форму.

Верхний слой можно сделать узорчатым - вычертив палочкой разнообразные разводы и завитушки.

Выложив мыло в форму, прикройте ее крышкой или закутайте полотенцем. Я обычно подогреваю духовку, выключаю, и ставлю туда завернутое в полотенце мыло - проходить гель (кроме мыла на молоке, его не стоит вводить в гель, молочное мыло лучше убрать в холодное место, чтобы избежать геля - так оно останется светлым).

Этот процесс может занимать несколько часов, мыло становится жидким и сильно нагревается, поэтому будьте осторожны, не тыкайте в массу пальцем :)

Когда мыло прошло гель, его можно вынуть из духовки и оставить на сутки в форме, твердеть.
Через сутки выньте мыло из формы, разрежьте на куски, разложите на удобной поверхности (я использую большую буковую доску), прикройте чистым полотенцем и оставьте на несколько дней сохнуть. Через несколько дней заверните мыло в  пергамент и оставьте зреть на 4-5 недель. Кастильское мыло, в котором содержание оливкового масла от 70 до 100%, зреет 6 месяцев и дольше.
Недозревшим мылом, конечно, можно пользоваться, но оно будет слишком щелочным и станет сильно сушить кожу - масла еще не пройдут омыление, и в мыле останется непрореагировавшая щелочь. Может возникнуть раздражение. Поэтому лучше подождать, пока процесс завершится, и получить прекрасное нежное натуральное мыло!

"Закат в пустыне"

Дополнения.

1. Эфирные масла. Они должны быть качественными, т.е., купленными в нормальном магазине, который специализируется на этом, а не в аптеке. Количество эфирных масел на кг базовых масел у меня - от 50 до 100г, в зависимости от того, какие это масла. ЭМ жгучих пряностей (корица, перцы, кардамон, имбирь и т.п.) берется в целом 50 г (не забывайте о ТБ при применении эфирных масел, например, эфирного масла корицы в этой смеси не должно быть более 1-2%, т.е., 0,5-1,0 г ). В этом случае вы получаете и аромат, и дополнительные свойства, которые придадут мылу эфирные масла. Как говорилось в одном бородатом анекдоте - "евреи, кладите больше заварки" :)

2. Глины, сухое молоко, фруктовые пудры и другие порошки. Если мыльная масса слишком густая, то промешать сухую глину, сухое молоко и т.п. будет сложно, останутся комочки. Поэтому предварительно диспергируйте вводимый порошок в небольшом количестве масла, воды или глицерина, чтобы получилась однородная густая паста (для лучшего перемешивания используйте миксер). Так глина (сухое молоко, фруктовая пудра etc) не образуют комочков в массе и быстро перемешаются.

3. Размолотые травы. Травы придают мылу скрабовые свойства. Они гораздо мягче по действию, чем скраб из косточек, например, особенно если их не только размолоть, но и просеять через мелкое сито. Также размолотые травы перед добавлением в мыло можно распарить (залить кипятком, хорошо перемешать, чтобы получилась травяная "паста", закутать во что-нибудь и оставить постоять несколько часов). Скраб из распаренных травя мягче и приятнее.

4. Можно сделать любое мыло ХС безгелевым способом, особенно если вы добавляете эфирные масла цитрусов или какие-либо красители, которые чувствительны к высоким температурам. Безгелевое мыло будет дольше зреть (лучше выдержать его не меньше 2 месяцев), а также, по отзывам, оно сильнее размокает, чем то, которое прошло гель.

Помимо холодного существует также горячий способ создания мыла. О нем - в следующем мастер-классе :)

Размещение мастер-класса на других ресурсах — только по согласованию со мной.

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Спасибо большое, что дали прикоснуться к \"тайне мыловарения\"!image
Замечательно четкий и последовательный МК! Браво!image
Ждем продолжения!image
Попкова Наталья Кошкин дом.    |   11.12.2008 ответ для Прохорова Алена Валентиновна
Просто идеальный мастер-класс! Спасибо огромное.image
Шиэ Змей    |   11.12.2008 ответ для Попкова Наталья Кошкин дом.
всегда пожалуйста )
Шиэ Змей    |   11.12.2008 ответ для Прохорова Алена Валентиновна
сегодня-завтра в ночи выложу про горячий способ ) стадия \"до следа\" такая же, как в холодном, а дальше есть некоторые тонкости.
и если интересно, могу сделать отдельно мастер-классы по конкретным видам мыла - кастилии, солевому, еще какому-нибудь
Мастер Шмель Шмелёва -МихайловаАнна    |   14.12.2008 ответ для Шиэ Змей
Что сказать, когда сказать нечего! Действительно МАСТЕР-КЛАСС! Да и спасибо за пятёрку по химии для ребёнка за доклад, который она сделала на основе вашего материала!Учитель особено отметил - технику безопасности.
Шиэ Змей    |   14.12.2008 ответ для Мастер Шмель Шмелёва -МихайловаАнна
всегда пожалуйста )))
Мотенька    |   06.04.2010 ответ для Шиэ Змей
сделайте, пожалуйста! очень интересует кастильское мыло! хотя нет, интересует все!!!!!!! image
Шиэ Змей    |   06.04.2010 ответ для Мотенька
Кастилия - самое простое мыло, на одной оливке ) МК по нему полно.
Наталия    |   23.11.2010 ответ для Шиэ Змей

Пожалуйста расскажите как готовить солевое мыло

aresstokrat    |   26.03.2009 ответ для Прохорова Алена Валентиновна
Если интересно вот тут http://www.herbals.ru/forum/aromaterapiya/33-kak-sdelatue-mylo-iz-myluenoi-osnovy.html

девушки обсуждают с фотографиями как варить мыло
Шиэ Змей    |   20.05.2009 ответ для aresstokrat
сорри, не видел ваш коммент. нет, неинтересно )) я не работаю с основой.
Renenet    |   23.01.2009
Снимаю шляпу!
Вы мастер и волшебник image !
И работы потрясающие и умение преподнести это все.
Спасибо!
Renenet    |   23.01.2009
Внимательно прочитала весь МК и возникли вопросы.

Эта процедура сильно отличается от тех, что я читала ранее (сама варить мыло не пробовала еще), некоторые моменты стали более интересны...

Можно ли обойтись без щелочи и животных жиров, если нет, то какую функцию они выполняют?
В одном описании вашей работы прочитала, что вы не используете мыльную основу. Можно немного подробней об этом, почему мыльная основа не подходит для вашего мыла?

Спасибо.
Шиэ Змей    |   24.01.2009 ответ для Renenet
ну, этот процесс однозначно кардинально отличается от переваривания детского и переплавления мыльной основы )

без щелочи обойтись невозможно, процесс варки мыла основан на омылении жиров посредством щелочи, которую можно либо купить, либо получить древним дедовским способом - из золы (дедовский вариант очень трудоемкий).

без животных - сколько угодно. использование животных жиров (в частности, смальца) дает мылу определенные свойства, точно так же, как каждое масло в составе дает свои. барсучий и медвежий жир я чаще использую в качестве неомыляемых жиров (пережир), при горячем способе. как бы недолго ни контактировало мыло с кожей, оно все же оказывает на нее воздействие, а эти компоненты являются прекрасными антисептиками.

я не использую мыльную основу потому, что делаю НАТУРАЛЬНОЕ мыло. ПОЛНОСТЬЮ НАТУРАЛЬНОЕ. за исключением щелочи, которая необходима для омыления жиров, в моем мыле нет никакой химии и синтетики, а мыльная основа - это синтетика, равно как и ароматизаторы, идентичные натуральным, типа клубники, яблока, дыни и т.п. мыло, которое вы покупаете в магазинах, в том числе, в \"мыльных бутиках\", сделано из различной мыльной основы лишь с небольшим количеством натуральных компонентов (на 100 граммов основы идет максимум столовая ложка масел) с использованием парфюмерных композиций (получить запах такой интенсивности, как у лашевского мыла, при помощи эфиров - невозможно, потому что их понадобилось бы столько, что это привел бы к аллергии и ожогам), искусственных красителей (натуральные красители типа глин, отваров и т.п. таких \"кислотных\" цветов не дают) и ароматизаторов (эфирного масла дыни, яблока, клубники, груши, арбуза и тем более - йогурта или морской свежести, не существует).
я делаю мыло и другие вещи для себя, друзей и заказчиков, которые хотят что-то натуральное, полезное и безопасное - у меня есть и заказчики-аллергики, и с детьми. мыльная основа - это, конечно, возможность сделать супер-красивое мыло, яркое, переливчатое, витражное, еще какое-нибудь, но в моих работах внешняя красота - на последнем месте. хотя, говорят, оно все равно получается красивое )
Renenet    |   24.01.2009 ответ для Шиэ Змей
Большое спасибо за такой полный ответ.
Очень интересно было узнать эти нюансы. С натуральными маслами я немного знакома и полностью согласна с тем, что не может так сильно и долго \"благоухать\" конечный продукт, если в него добавлено только натуральное эфирное масло. А многих масел и в природе не существует, а на этикетках пишут с эфирным маслом мыло ...

И зря вы считаете, что натуральные красители проигрывают синтетическим. На мой взгляд и вкус нет ничего лучше натуральной, природной красоты в любом ее проявлении. Мне все ваши работы очень понравились именно из-за того, что в них нет ничего искусственного. Природа - лучший дизайнер и художник.
Спасибо вам за позитив!
Шиэ Змей    |   24.01.2009 ответ для Renenet
что вы, я не считаю, что натуральные красители проигрывают синтетическим, наоборот - считаю, что они выигрывают )) поэтому и пользуюсь только ими ) глины, травы, хлорофилл, сандал, масла с \"цветом\" - конопляное, тыквенное, пальмовое - и никаких пищевых красителей )

спасибо, мне очень приятно, что вам понравилось )
Renenet    |   24.01.2009 ответ для Шиэ Змей
Я немного не так выразилась наверное...
Вы пишите, что с натуральными красителями нельзя добиться супер-ярких цветов, витражных сюжетов и т.д. Оно красиво конечно, но лично мне, к душе ближе натуральность image . Я об этом говорю.
Шиэ Змей    |   24.01.2009 ответ для Renenet
нельзя, но я к этому и не стремлюсь ) мне тоже больше нравится натуральное ) все-таки мыло, кремы, бальзамы и прочее должно в первую очередь быть полезно и безопасно.
Renenet    |   24.01.2009 ответ для Шиэ Змей
согласна image
YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Renenet

Любые натуральные красители, увы недолговечны - выцветают, выгорают, ощелачиваются....Считаю, что ничего страшного, если немного добавить пищевых красителей для поднятия настроения. То же самое и с эфирками, особенно цитрусы - очень быстро улетают, так и не дожив до созревания самого мыла.

Шиэ Змей    |   16.08.2013 ответ для YuliaSoap2013

Не поверите, но у меня такие, которые не выгорают ) Мыло и через год такого же цвета. А помимо цитрусов есть множество других эфирных масел. К тому же, не все цитрусы мгновенно летучи, есть парочка, которые относятся к сердечным нотам. Да и процент ввода имеет значение. Плюс цитрусовые ноты можно необязательно цитрусами давать.

Светлана (loriwinn)    |   11.04.2011 ответ для Шиэ Змей

Подскажите, пожалуйста, если не трудно, как делать щелочь из золы?

я нашла здесь описание http://www.treeland.ru/article/eko/soaphome/natr.htm

но не знаю, насколько оно верно - труда таки много уходит

хотелось бы все-таки уточнить "процедуру"

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Светлана (loriwinn)

А зачем такие извращения сейчас-то? О.О Когда есть Лабтех и иже с ним.

Варить мыло на зольном щелоке - не рекомендую ) Во-1, чтобы узнать процент чистого вещества, понадобится серная кислота и формула, которую я навскидку не помню, а варить на растворе неизвестной концентрации - нельзя. Во-2, мыло на таком щелоке варится даже не день, а несколько дней, после чего требуется специальная процедура - высаливание, которая, помимо всего, делает это мыло твердым, т.к. зольный щелок - это гидроксид калия, а не натрия.

Люди, которые утверждают, что на зольном щелоке мыло варится так же, как на обычной щелочи - либо никогда его на самом деле не варили, и просто врут, либо делают мыло, которое может вызвать раздражение и даже ожог. Поскольку я хорошо знаю, как делается поташное мыло, повторять это в условиях городской квартиры не буду никогда. Да и в деревне тоже, поскольку сейчас в таких вещах нет необходимости. Щелочь, продаваемая в Лабтехе и т.п. магазинах - чище зольного щелока, и делать с ней мыло и безопаснее, и легче.

Сделать щелок из золы не так уж сложно, только в нем, помимо прочего, будет еще куча примесей, которые попадут в него из сожженной древесины, в которую попали из земли.

Когда-то, кшно, мылись зольным щелоком - но делали это либо бедняки, либо во время войны )) И волосы с кожей после таких помывок выглядели не лучшим образом.

Хотите делать на свой страх и риск - делайте, только другим не давайте это мыло ))

Зольный щелок.

2 части растертой в порошок древесной золы (что возьмете за часть - смотрите сами) насыпать в высокую стеклянную емкость, залить водой, чтобы закрыть золу где-то на палец. Перемешать. Отстоять 4 дня. В верхней части емкости будет прозрачная жидкость, мыльная на ощупь - щелок. Собирать его шприцем или спринцовкой, переливать в другую емкость.

Спасибо большое.

Мыло делать из этой золы - вы правы - ни в коем случае нельзя. Мыло делаем по обычным человеческим рецептам.

Делать-то можно, если соблюсти все вышеперечисленное image получить золу из максимально чистой древесины; высчитать процентность полученного раствора; варить, как варили 100 лет назад - несколько дней с последующим высаливанием по определенной технологии и т.п. ))

Это бы и хотелось попробовать сделать. Думаю, летом займусь. А пока подсоберу материал про сам процесс.

Сейчас пока осваиваю мыловарение из обычной щелочи и очень благодарна Вам за мастер-классы.

Главное, не забудьте разжиться серной или смоляной кислотой и найти формулу высчитывания чистого вещества в растворе в молях ) а заодно найти дерево, которое росло на земле без нитратов, тяжелых металлов и прочей дряни, которая от людей остается. Первое выполнимо вполне. Второе - намного сложнее.

Второе - уже есть.

Осталось раздобыть первое image

Баклушина Ольга    |   25.03.2009
С ума сойти как все сложно!!! image
А вы и правда шаман, и прабабушка ваша - шаманка! image
Я просто даже не подозревала, что создание мыла - это целый МИР!
Целое искусство можно сказать!
А мыло у вас очень и очень аппетитное и красивое! image
Хочу-хочу!!!image

Вот возникло несколько вопросов: как надо хранить мыло до начала использования? как хранить его при использовании? как выбрать подходящее лично мне мыло, ведь у всех людей разная кожа и т.д.
были ли у вас ситуации, когда ваше мыло, бальзам или мазь вызывали у людей аллергию, раздражение или какие-то другие неприятные последствия?
Шиэ Змей    |   25.03.2009 ответ для Баклушина Ольга
нет, прабабушка шаманом не была, она была ведьмой (в правильном смысле слова, от \"ведать\"). шаманом был ее друг и мой учитель-шаман.

Пока мыло сохнет, его лучше ни во что не заворачивать, а просто накрыть чистой тканью, хлопковой или льняной. Когда высохло, завернуть в пергамент или сложить в полотняный мешочек и убрать в шкаф

если у вас сухая кожа, то мыло лучше брать с мягким воздействием, такое, в котором достаточно \"кондиционирующих\" масел - например, ши, оливкового, авокадо. плюс у мыла есть такое понятие, как \"пережиривание\", то есть, неомыленные жиры, которые придают ему дополнительно смягчающие свойства. но при этом учитывайте, что мыло должно мыть, а не увлажнять кожу, как крем. увлажняющие и смягчающие свойства мыла означают, что оно не будет сушить кожу при мытье, а не то, что моясь им, вы избавитесь от обезвоженности и сухости. для этого нужны увлажняющие средства - кремы, гели. если кожа очень сухая, то имеет смысл хотя бы лицо умывать не мылом, а кремом-умывалкой.
если кожа жирная, то наоборот, лучше умываться мылом, которое подсушивает. но крема, скорее всего, также будут нужны увлажняющие, потому что жирная кожа часто еще и обезвоженная.
для нормальной кожи, как правило, подходит любое мыло.

только у меня один раз, когда решил испытать на своей шкуре крем с дешевым эфирным маслом.
во-1, я покупаю только качественные компоненты, а не непонятно что и непонятно где, а отвары, мацераты и настои делаю сам, из трав, которые по большей части собираю также сам. во-2, я знаю, как действует какое вещество, какой процент ввода эфирных масел и активных веществ должен быть, и никогда его не превышаю. в-3, всегда спрашиваю, нет ли у человека аллергии на что-либо. в-4, есть эфирные масла, которые снижают агрессивное воздействие других эфирных масел.
и т.д.
KL ( Пространство Красоты)    |   25.04.2009 ответ для Шиэ Змей
Спасибо Вам большое за такой подробный МК!!! Благодаря ему я наконец-то решилась сварить первое мыльце! Супер, еще раз спасибо!!!
Шиэ Змей    |   27.04.2009 ответ для KL ( Пространство Красоты)
с почином ))) длительного и приятного мыломаньячества ))
Gerda    |   27.04.2009 ответ для Шиэ Змей
Спасибо!image
Елена Герасимова    |   27.05.2010 ответ для Шиэ Змей
Эх, шамана/ведьму бы таких в учителя... (это я, с тоской, сидя в офисе, мечтаю о жизни, близкой к природе, ее дарам и знаниям...) Варю мыло урывками в свободное время, отбившись от домочадцев. А у Вас всё так уютно-гармонично!!!image
Шиэ Змей    |   27.05.2010 ответ для Елена Герасимова
image ну, работать мне тоже приходится, чтобы иметь возможность творить )
и как Вы так совмещаете работу с творчеством что одного от другого не страдает?
работа у меня тоже творческая, редактор я (худлит, нон-фикшн, периодика, субтитры), плюс пишу периодически статьи )) ну и когда мыло ГС варится, оно это делает без моего непрерывного надзора ) я работаю, оно в духовке, раз в час мы встречаемся, а потом я опять за компом, а оно в духовке image
и потом, перемежать работу с творчеством совсем не сложно, и даже необходимо. жить ради работы - бррр.
Gerda    |   27.04.2009
image Спасибо ! Вы умеете вдохновлять ! Когда у меня в душе наступят Мир и Покой , я обязательно приведу в исполнение все Ваши рекомендации по приготовлению мыла !!!image image
Шиэ Змей    |   27.04.2009 ответ для Gerda
значит, побыстрее Мира и Покоя в душе ))
GalinaRRR    |   11.05.2009
Спасибо! Очень понятный мастер-класс. image
Шиэ Змей    |   13.05.2009 ответ для GalinaRRR
всегда пожалуйста image
Татьяна    |   20.05.2009
Добрый день,насмотрелась на ваши шедевры и прямо таки прониклась духом мыловарения и теперь ну очень попробовать хочется, только вот проблемка одна есть не знаюimage где купить щелочь подскажите мне пожалуйста.
Шиэ Змей    |   20.05.2009 ответ для Татьяна
охохо... все сговорились, что ли, ничего самостоятельно не искать и не думать? в лабтехе купить. или в росхиме. гугл на что? он вам выдас, как минимум, ссылки на сообщество мыловаров в ЖЖ, где есть все о том, где, что, как и куда и сколько.
Татьяна    |   21.05.2009 ответ для Шиэ Змей
image спасибо
apelsinka_72    |   27.05.2009
мастер-класс очень понятный, удобный, красивый!
вопрос: температура духовки какая должна быть?
и еще, я на ру-соап читала, что ее открытой надо держать.
нужны рекомендации.
Шиэ Змей    |   27.05.2009 ответ для apelsinka_72
для холодного способа, чтобы вошло в гель, я обычно так делаю: нагреваю духовку больше 100 градусов, выключаю (у меня газовая плита), ставлю туда форму с мылом и закрываю духовку. и оно там стоит в тепле, духовка постепенно остывает. минут через 30 смотрю, как там гель - если вошло уже хорошо, то больше не подогреваю, укутываю полотенцами прямо в духовке и оставляю на ночь. если вошло слабовато, то подогреваю немного духовку при открытой дверце, выключаю, укутываю форму полотенцами и оставляю на ночь )
Ольга    |   07.07.2009 ответ для Шиэ Змей
Скажите, пожалуйста, а щелочного раствора сколько нужно добавлять? А можно в качестве щелочи использовать соду?
Шиэ Змей    |   08.07.2009 ответ для Ольга
Хаос... опять.
Вы внимательно читали МК? Написано: "Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости... Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь... Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла". Где-нибудь указано, что вливается часть раствора? Слово "раствор" применяется к расчетному количеству щелочи и жидкости, в которой расчетное количество щелочи разводят.
Сода - это хлорид (соль) натрия. А щелочь - гидроксид натрия. Как Вы думаете, можно ли солью ощелачивать жирные кислоты? Школьный курс химии.
Если где-то Вы читали перевод рецепта с английского, например, то там часто встречается слово "сода", ага - потому что те, кто эти рецепты переводил, чаще всего пользуются промтом, а заодно не утруждают себя заглядыванием в словари. Словосочетание "каустическая сода" - синоним гидроксида натрия, он же едкий натр, он же щелочь.
Ольга    |   11.07.2009 ответ для Шиэ Змей
А-а-а, перечитала все и поняла пропорции расчитываются спец.калькулятором, а то это для меня было загадкой. А про соду я помню из школы, что проводили какие-то опыты на уроках ( уже не помню что) и щелочной раствор делали из пищевой соды и это первое что мне пришло на ум, чем можно заменить NaOH, image т.к. поскольку в моей деревне проблематично отыскать такую соду.
Шиэ Змей    |   11.07.2009 ответ для Ольга
калькулятором или по формуле омыления жирных кислот.

для мыловарения используется ТОЛЬКО щелочь, едкий натр. NaOH хоть и называют каустической содой, таковой не является. поищите в Русхиме, у них есть доставка по России.
Julia
Россия, Красноуфимск
Julia    |   04.11.2009 ответ для Шиэ Змей
Здравствуйте. Вот такой МК я и искала! Спасибо! Столько подробностей и конкретики! Я перешерстила в нете столько информации про мыловарение, но в основном всё не конкретно, а здесь куча ответов на мои вопросы, что очень большу часть работы по поиску информации Вы сделали за меня в своих МК! Жду продолжения по базовым маслам. Ещё раз - СПАСИБО!
Шиэ Змей    |   05.11.2009 ответ для Julia
Всегда пожалуйста ) Хорошего мыловарения image
YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Шиэ Змей

Сода - это хлориднатрия?{#} Да??? а я как-то считала, что хлорид натрия - это поваренная пищевая соль (NaCl), а вот сода - карбонат натрия.....Это я про школьный курс химиии, хе-хе!{#}

Благодарю, что заметили опечатку и указали на нее.

Шиэ Змей    |   05.11.2009 ответ для Татьяна Шалкова (espumante)
image
Вячеслав    |   06.01.2010 ответ для Шиэ Змей
Скажите Мастер можно ли использовать для смешивания с NaOH домашнее нерафинированое подсолнечное масло. Не останется ли после него запах.
Шиэ Змей    |   06.01.2010 ответ для Вячеслав
масло не смешивают со щелочью, делают щелочной раствор, который вливают в масла.

можно. запах останется. плюс мыло на чистом подсолнечном масла очень "сопливое", мягкое, как пластилин, и очень быстро прогоркает. ввод подсолнечного масла в мыло - максимум 10%.
ага понятно. А на каких маслах лучше всего начинать варить мыло. Как я понял используется смесь разных масел. Есть ли у вас есть рецепты так сказать для чайниковimage
эээ... а вы вообще достаточно прочитали по варке мыла с нуля? о том, какие масла как себя ведут в мыле, как пользоваться мыльным калькулятором, о технике безопасности, о способах варки и пр.?

рецептов "для чайников" у меня нет, все составы я подбираю сам, исходя из свойств будущего мыла и учитывая свойства масел.
многие начинают с кастильского, то есть, с чистой оливки. сваренное холодным способом, оно зреет полгода, горячим - можно пользоваться сразу, как застынет (варить 4,5-5 часов), но лучше выдержать еще несколько дней.
или попробуйте для начала взять пальму, кокос, оливку, какао, виноградную косточку.
Спасибо за ответы. Я в теме недавно, информации много и просто не знаю с чего начать.
начните с матчасти ) почитайте в ЖЖ сообщество ру_соап, там море информации, посмотрите по тэгам. там есть и о том, как пользоваться калькулятором, и о свойствах масел, и о процентном соотношении разных масел в мыле.
почитайте информацию здесь http://www.nature-rus.ru/Rezepts/seife/seifegrundsaetze.htm
Доброе время суток Змей. Сварил две партии мыла, как ты и советовал - кастильского (холодным способом)
И вот появились вопросы по прохождению стадии геля.
Формы использовал деревянные ( из фанеры толщиной 1см)
В первый раз поставил форму в нагретую газовую духовку, через час смотрю - духовка остыла, геля нет. Подогрел духовку снова, форму укутал полотенцем. Наутро мыло уже застыло, при этом средина бруска была полупрозрачной. Я так понимаю в гель оно вошло не во всей массе? Пробовал - мылится хорошо, только мягкое, жирное и подсушивает кожу, ну это понятно - вызреть должно.
Второй раз (вчера) форму хорошо укутал и оставил на горячей батарее. Через 14 часов открыл форму и вижу - гель буро-зеленого цвета. Решил его дальше оставить под крышкой при комнатной температуре, или надо было оставить закутаным на батарее?
Если бы оставил в тепле - что с ним произошло бы дальше?
Ещё вопросы - как ведёт себя в мыле льняное масло?
Из чего делают каротиновое масло (на себе знаю - хорошо заживляет раны) в таблицах омыления его не нашел... Или использовать его в пережир при горячем способе.

Думаю, что в гель вошло все мыло, просто когда смотрел, часть уже затвердела.

Прошло бы гель в тепле, может, чуть дольше постояло бы в геле )
Холодному кастильскому зреть полгода.

Льняное - прогоркает. Можно ввести 5-7%, конечно, но не факт, что не прогоркнет.

Каротиновое - это мацерат моркови )) в таблицах - морковное масло.
Екатерина Моргорова    |   27.02.2010
Помогите, пожалуйста, с рецептом. Я собираюсь варить мыло с нуля в первый раз и я в растерянности. У меня из масел есть кокосовое, пальмовое (белое), оливковое, виноградной косточки и грецкого ореха. Еще есть эфирное масло можжевельника, апельсина и немного масла жожоба. Хочу получить 500 грамм мыла. Сколько чего мне взять? Буду очень благодарна за помощь!
Шиэ Змей    |   28.02.2010 ответ для Екатерина Моргорова
Доброго времени
Мыльный калькулятор в помощь ))
Берете желаемые 500 г мыла и рассчитываете состав, исходя из масел, имеющихся в наличии.
Все масла, которые у Вас есть, можно использовать в составе, грецкий орех может прогоркать, поэтому его много не берите. Жожоба с грецким орехом в пережир пойдут прекрасно (грецкого опять же немного, чтобы не прогоркло). Эфирные масла, если Вы изучали матчасть, с базовыми маслами не считают, их кладут в конце приготовления.
В процентном соотношении при расчетах можете исходить из этого:
до 60% масел, придающих мылу твердость твердость (например, пальма, кокос, какао, оливка)
до 30% пенообразующих масел (кокос, пальмоядра, касторка, оливка, бабассу)
до 20% уходовых масел (винкость, оливка, авокадо, ши, грецкий орех и пр.)
Екатерина Моргорова    |   01.03.2010 ответ для Шиэ Змей
спасибо, как раз то что нужно, поняла.
Хорошо помыловарить image
Вроде бы все получилось. Варила горячим способом. Кое как разложила по формам. Но часть мыла застыла. Придется её переплавить снова попробовать выложить в формы. Мыло полежало неделю. Сегодня попробовала: хорошее, но совсем чуть-чуть неоднородное и сушит. Меня смущает Ph = 8-9. Какой Ph у вашего мыла? Можно ли сделать мыло с ph=5-6 ?
вот мой рецепт :
350г. Кокосовое масло
220 г. Оливковое масло
200 г. Пальмовое масло (белое)
100 г. Подсолнечное масло (злато)
100 г. Масло грецкого ореха
30 г. Касторовое масло
128 г. NaOH
340 г. Вода
50 г. Масло виноградной косточки
10 г. + 10г. жожоба + грецкий орех в пережир с самом конце.
Эфирное масло корицы
Все ли в порядке с рецептом? Извините за то, что злоупотребляю вашим временем, но мне больше некого спросить.
8-8,5.
Закислять до 6 не пробовал еще, но можно рискнуть и посмотреть, что получится. Кстати, нормальное среднее pH кожи взрослого - около 4,7, а совсем не 5,5.

А пережир какой при расчете? И какой процент воды? У меня при пережире 0 - щелочи 153,64, воды (37,5%) - 375.
Все-таки я у меня назрел вопрос: Чем же моё мыло лучше обычного, если оно так же сушит кожу? Про закисление слышу в первый раз. Очень было бы интересно узнать подробности.

Пережир при расчете на калькуляторе = 10. После следа решила доделать мыло горячим способом. В конце всей варки добавила ещё 30 мл. масел. Воды - 35%. Только все равно масла не особо чувствуются.

Я сделала раствор сразу из всей воды. В процессе варки воду не добавляла. Это ведь неправильно?
Возможно, для Вашей кожи - слишком много кокоса. Мало касторки. ЭМ корицы - сколько? Это очень агрессивное вещество, и вполне может очень сушить кожу, а при передозе и раздражение, и химожог можно получить. Его на кг масел 1 мл максимум стоит класть.
Что в пережир пошло - непонятно, потому что сразу заложили его при расчете, там могло оказаться полно кокоса и вообще не оказаться грецкого ореха.
Сколько по времени варили? Если меньше 4 часов - обычные индикаторные полоски врут плюс-минус километр, и pH мыла может быть не 9, а 12-13, что означает наличие свободной щелочи.
Чтобы мыло было мягким по свойствам, в него добавляют: шелк (от 1 процента), молочную кислоту или лактат натрия, молоко (сухое в конце), тертое какао (не порошок, и не шоколад, а прессованные тертые какао-бобы), ланолин, мед (все в конце), отвары в процессе варки.

С водой - можно и так делать, если не брали отвары.
Понятно, корицы брала 2 мл. Варила 4 часа. Наверное, надо дать ещё дозреть. В принципе, пользоваться можно. По ощущением оно, как самое обычное мыло. Спасибо за рекомендации.
Качество мыла очень зависит от качества масел и от состава.
Lilyashik    |   06.03.2010
а почему так важно соблюдать одинаковую температуру масла и щелочного раствора? и что будет, если она будет разной?
Шиэ Змей    |   06.03.2010 ответ для Lilyashik
Допустима разница в 2-3 градуса. Если она будет разной, реакция может пойти или слишком бурно и мыло полезет из формы, либо слишком слабо, и до следа будет довести сложно, или мыло расслоится и начнут отседать масла. И может еще всякое происходить )
Sea    |   06.03.2010
Добрый День! у меня такой вопрос возник, решил вчера сварить таким образом мыло, правда сперва варил по рецепту из книги Гамблин "Мыло ручной работы" вот по этому рецепту http://s56.radikal.ru/i154/1003/e6/6c5a8f958209.jpg . взял разделил ингредиенты на 10, то есть чтоб сварить один кусок у меня получилось так : 13г натрия, 37.5 г воды (правда не дистилированной а кипяченой), 100 мл оливкого масла, 2 мл масла лаванды. И возникла проблема в том что мыло не начианло густеть, мешал час, мешал два. Потом полез в интернет и увидел ваш совет, у вас написано что мешать надо минут 5-15... в итоге после трех часов мешания решил сделать как по горячему способу, поставил на ванну паровую и так мешал, наконецто начало густеть и сотавлять след а то было как жидкая сгущенка все время.. когда стало примерно как густой мед, выложил в форму и оставил на ночь. Сейчас мыло слегка подсохло, но все же ещё очень мягкое, примерно как тесто, только не тягучее. Это нормально? оно ещё подсохнет? или же что то сделано не верно?
у меня правда весы самодельные, я делал сам как аптекарские, в качестве противовесов советские копейки, вроде тестируя их они показывали точность до 0.5 грамма.

и пара технических вопросов:
натрий постоянно выделяет вредные вещества? даже когда мыло мешаешь? а то я пользовался респиратором пока раствор делал, а потом снял, дак вот что то голова разболелась через час и сейчас до сих пор немного побаливает, это от того что не выспался или натр так действует image

какова вообще суть процесса в момент смешивания жира с натром? постоянно идет какая то химическая реакция? даже сейчас? или она произошла в момент смешивания а теперь только остывает и твердеет?

мыло густеет в процессе перемешивания из за того что вода испаряется или из за того что натрий с жирами чтото делает?
Шиэ Змей    |   06.03.2010 ответ для Sea
Доброго времени
Про книгу Гэмблин уже сто раз написано и перенаписано и на форумах, и в ру_соап, что там ошибки и опечатки. Все рецепты оттуда можно брать только в качестве идеи, и все составы надо пересчитывать заново на нормальном калькуляторе щелочи. Делить на 10 - это то, как делать НЕ НАДО. Надо взять желаемое количество масел и пересчитать. К тому же, Ваши весы не настолько точны (при варке 100 г желательны весы даже не до 0,1, а вообще до 0,01г), то расчет будет для такого количества неточным. Ваши аптекарские - это километр, что для такого количества масел недопустимо. Щелочи на ваше количество оливки нужно 13,55, и эту точность необходимо соблюдать при таком количестве масел.
Мешали - чем? Вручную можно и 3-4 часа вымешивать до следа, а у вас еще щелочи меньше необходимого.
Мыло нормально не затвердеет, потому что щелочи получилось меньше необходимого.

У меня натрий ничего не выделяет такого, с чем не справилась бы вытяжка, форточка и респиратор ) Когда мешаю масла с раствором, респиратор уже снимаю, никаких проблем не было ни разу ни с головной болью, ни с горлом. Если Вы аллергик, то ваш организм мог среагировать на щелочные пары, но когда вы смешали щелочь с жирами, щелочных паров уже нет и не будет.
Химическая реакция, естественно, идет. Вы читали о том, как вообще происходит процесс? И о том, что из себя представляют жиры? Например, что жиры - это высшие жирные кислоты, а гидроксид натрия разрывает связи и образуются натриевые соли жирных кислот и глицерин, которые и являются мылом? Реакция жиров со щелочью - реакция омыления - идет все то время, что варится (или зреет мыло), но никакого натра уже не выделяется, в противном случае мыла бы не получалось. Судя по тому, что у вас натрий "что-то делает" с жирами, о том, что именно он "делает", представления нет )) Может, стоит повторить школьный курс химии, за 7-9 класс, плюс внимательно поизучать матчасть непосредственно про процессу мыловарения, а уже потом варить?
Sea    |   07.03.2010 ответ для Шиэ Змей
Здравствуйте!
Я понял уже что делить на 10 не очень удачная идея image просто я подумал что если уж испортить чего, дак в небольших количествах image
мешал сперва вручную, потом взял миксер... я чтото думал просто, что процесс перемешивания нужен для того чтоб комки не появлялись, а сам процесс омыления (ну или как там это называется) уже запущен и все пошло уже.... то есть быстрота достижения стадии следа напрямую зависит от интенсивности перемешивания? мне вот ещё показалось что мешаешь мешаешь, а потом несколько раз отходил в интерент смотреть что да как, когда возвращался то такое ощущение что все возвращалось в исходную стадию почти, становилось жиже чем когда уходил. Такое возможно?
Щелочь я потом ещё в процессе добавил примерно как раз пол грамма - грамм, растворил в ложке и влил... сейчас мыло подтвердело слегка, и на ощупь как разогретый пластелин, то есть с него легко можно смазать часть, но при этом нажимая на него чувствуется что он плотный... может к положенному сроку 4-6 недель и затвердеетimage

насчет того какая реакция идет не читал, ничего не нашел, в основном пишут вот как у вас: берем стока то того то, и делаем с этим то-то. А чего там происходит внутри это уже не пишут.
я что то думал что если следовать всем советам по пункту, то должно получиться image
Если поделитесь полезными ссылочками по тому как варить, что там происходит то буду очень признателен! Я то что искал везде, но нахожу только вот подобные вашему мастер классы, а о подноготной самого процесса найти не могу... ну или вообще пишут как варить из основы...
Sea    |   07.03.2010 ответ для Sea
и ещё у Гэмблина было написано что раствор надо нагреть до 50-60 градусов, а масла до 75-85, я так и сделал, так и змаешивал! а у вас вот разница в 1-2 градуса и то что если больше то последствия могут быть непредсказуемы.. вот у меня и получилось что-то непредсказуемое image

ну да ладно, на ошибках учатся image
Шиэ Змей    |   07.03.2010 ответ для Sea
Ну, на заборе тоже многое пишут image Температура раствора и масел может отличаться на 1-2, ну в самом крайнем случае - на 5 градусов. А не на 15-35.
YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Sea

Да всё нормально у вас вышло! вылежится, затвердеет и будет нормально! {#}

Шиэ Змей    |   07.03.2010 ответ для Sea
Ищите и обрящете. Все пишут, все есть, есть о том, что такое мыло, есть о том, что такое реакция омыления, есть о том, для чего нужен след. Все есть.
Честно - пока не изучите нормально процесс, не обзаведетесь нужным инструментарием - не варите ничего.
Перемешивают не для того, чтобы не было комков, мыло - не тесто. Миксером можно долго мешать, у меня в МК по холодному способу написано, что нужен блендер, а не миксер. Миксер берут, чтобы сделать взбитое мыло, и потом все равно нужен блендер.
В вашем случае - возможно все, потому что все, что делать не надо и как не надо - вы сделали.

Нет, не затвердеет. Более того, вы варили на чистой оливке, т.е., кастильское, а оно зреет полгода, независимо от количества масел. А поскольку вы еще вот это умудрились учудить - "щелочь я потом ещё в процессе добавил примерно как раз пол грамма - грамм", то пользоваться вашим мылом я бы никому не советовал, поскольку неизвестно, что там у вас с количеством вещества, и не останется ли в мыле свободная щелочь.
Учите матчасть.
Sea    |   07.03.2010 ответ для Шиэ Змей
ясно... спасибо за ответ!
Шиэ Змей    |   07.03.2010 ответ для Sea
Я потратил 2 минуты на поиск информации (ессно, что ссылок выдается море, а не одна). Когда говорят "искали и не нашли", это обычно означает, что на самом деле толком ничего не искалось.

Гугл, запрос "почему мыло пенится".
http://www.magicaltouch.ru/index.php?aux_page=aux81.php

Гугл, запрос "реакция омыления"
http://www.himhelp.ru/section25/section25/section132/
и "реакция омыления мыло"
http://n-t.ru/ri/kk/hm10.htm

Гугл, запрос "реакция омыления жиров"
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem4/o47.htm
http://www.herbarius.info/special/adeps/lypos/

Гугл, запрос "мыло с нуля"
http://www.nature-rus.ru/Grundsaetze.htm
Sea    |   07.03.2010 ответ для Шиэ Змей
такие вопросы я что то не догадался у гугла спросить, я вбивал что то вроде "как приготовить мыло дома", предполагая что вся нужная информация идет в комплексе... если её нету в теме о мыле, то значит предполагается что знать её не обязательно image ... поэтому видимо и не смотрел...

Спасибо за помощь! будем штудировать лучше...
Шиэ Змей    |   07.03.2010 ответ для Sea
Задавайте нормальный запрос, и все найдется )
Нужная информация в комплекте как правило не идет, потому что не все углубляются в химические подробности, многим достаточно "взвесить-нагреть-растворить-смешать-взбить-на баню-в форму".
Когда у меня время будет, напишу про подробности процесса ) но быстро не обещаю, времени не хватает на все.
Sea    |   07.03.2010 ответ для Шиэ Змей
Было бы интересно почитать от мастера такие вещи, а не от любителя!
потому что даже здесь видел такие выражения типа: "провожу мастер класс, могу и о холодном споссобе рассказать хотя сам не пробовал, но много прочел"... видимо гамблин тоже много прочел image и написал книгу...
Шиэ Змей    |   07.03.2010 ответ для Sea
Гэмблин - это она ))) у нас перевод еще отвратный.
Sea    |   07.03.2010 ответ для Шиэ Змей
image
Sea    |   09.03.2010 ответ для Sea
А ещё вот такой вопрос возник, если допустим на килограмм оливки надо 134.5 грамм щелочи, так? но я беру скажем 130, ну или примерно 134 грамма, чуть меньше чем надо. Насколько я понял это не так будет принципиально, поскольку в таком случае часть масла уйдет в пережир? буквально там пара процентов. Я правильно понял? или же всетаки в пережир не уйдет?

а мыло то всетаки застыло image на второй день стало крепким как магазинское, посмотрим что с ним через полтора месяца будет, как там с РН дела будут image
Шиэ Змей    |   09.03.2010 ответ для Sea
Примерно - не берете. Или делаете без нарушения технологии, или не делаете вообще, имха. Мыло, как я уже говорил, не тесто и не салат, где плюс-минут 5-10г муки или майонеза роли не играют.
С вопросами по существу - велкам, с "допустим примерно" - не ко мне. Есть технология, в которой важно соблюдение точности веса. Теоретически - меньше лучше, чем больше. Но поскольку спрашиваете меня - я так не делаю и завешиваю щелочь с точностью до 0,01г.

Только полосками не пытайтесь его измерить, это будет километр )
Sea    |   09.03.2010 ответ для Шиэ Змей
Да это я так, на всякий случай, в том плане что я же уже сделал недостачу в первом случае image дак я просто хочу узнать как там дело пойдет с этим маслом на которое не хватило щелочи.

а вчера варил, все взвесил, все отмерил хорошенько, и сразу уже часов за 8 застыло до твердого куска image
Шиэ Змей    |   09.03.2010 ответ для Sea
Недоомылится, пережир будет больше необходимого, мыло будет мягким и может прогоркнуть.
Sea    |   09.03.2010 ответ для Шиэ Змей
Понятно, спасибо!
YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Sea

О чем я и говорила ранее - ВСЁ НОРМАЛЬНО У ВАС!!!

А вы видели когда нибудь как варится мыло в огромных объемах на частных мыловарнях, ну например в Сирии, где производят самое знаменитое алепское мыло? Да там в огромном чане бочками заливают оливку и лопатами насыпают щелочь! Воду наливают прям с бронсбоя в огромный чан и чуть-ли не досками мешают! И что....хотите сказать, что кто-то заморачивается на точном взвешивании, с пределом точности в 0,01??? Бред вы сейчас написали этому человеку, что он из-за того, что переложил 0,5-1 гр щелочи испортил все мыло!!!!!!!!!!!!На это такие случаи и существует понятие ПЕРЕЖИР!!! Лишняя щелочь имеет тенденцию разрушаться со временем, для этого мыло и зреет. вообще - простите конечно, но смешно мне читать тут некоторые ваши умные высказывания!{#}

Видел.
Смех продлевает жизнь.

Ольга    |   23.04.2010
Где можно найти ваши мастер классы (продолжение по мацератам особенно интересует)? И что делать если в данный момент духовка недоступна, а в квартире не очень еще тепло, заворачивать в несколько одеял, что-ли, получится ли так стадия геля
Шиэ Змей    |   23.04.2010 ответ для Ольга
Продолжения по анфлеражу пока не делал, если получится, сделаю летом.
Можно в несколько одеял, да, и к батарее поставить.
Валерий    |   07.07.2010
Большое спасибо за мастер-класс, прочитав который, я решился сделать свое первое мыло холодным способом. Первый "блин", как ни странно, получился удачным, а вот во второй и третий раз я поменял основные масла и добавил несколько эфирных масел одновременно. Результат меня огорчил, во-первых при намокании мыла явно чувствуется запах аммиака, а вот запах эфирных масел совсем не ощущается. Не подскажите, из-за чего это может быть?
Шиэ Змей    |   07.07.2010 ответ для Валерий
De rien )

А какие были изменения в составе? Какие эфирные масла, сколько? Чтобы в мыле сохранялся запах, то на кг масел кладется от 50 до 100 мл эфиров, в зависимости от того, какие. И если куплены в аптеке, то запах аммиака - это еще не самое страшное image
Валерий    |   08.07.2010 ответ для Шиэ Змей
Спасибо, на счет эфирных масел я понял. Скорее всего из-за их маленького колличества (30 мл на кг.).
Первое мыло было из оливкового масла (0,8 % кислотности), кокосового масла, пальмового масла и тыквенного (добавил для цвета, но ничего не дало), э/м - эвкалиптовое. Superfat 5 %. С ним все было хорошо, сохранился и запах эвкалипта (хотя э/м было мало и нет запаха аммиака).
Изменения во втором: оливковое масло (0,8 % кислотности), кокосовое масло, пальмовое масло, рапсовое масло, касторовое масло, отвар ромашки и календулы (в нем разводил щелочь).
Э/масла были следующие: лемонграсс, розмарин, герань и лаванда. Э/м высокого качества (куплены в магазине ароматерапии, там продают масла разрешенные и для внутреннего употребления). Superfat 8 %
Третье мыло: оливковое масло (0,8 % кислотности), кокосовое масло, пальмовое масло на основе натурального козьего молока, э/м лаванда. Была пропущена стадия геля. Superfat 5 %. Во втором очень слабый запах аммиака в третьем самый сильный.
За техническую чать отвечаю, так как пользовался мыльным калькулятором, весы с точностью 0,1 гр. и одно из моих образований - лаборант. Формы из HDPE и силикона.
Шиэ Змей    |   08.07.2010 ответ для Валерий
щелочной раствор, сделанный на отварах, обычно дает... эээ... неароматный запах ))
в третьем, возможно, дело в козьем молоке, на основе которого пальмовое масло (как это, кстати?).
Валерий    |   08.07.2010 ответ для Шиэ Змей
Извините, наверно неправильно написал. Пальмовое масло само по себе. Это воду я заменил на козье молоко и растворял в нем щелочь при низкой температуре. И этот раствор уже смешал с основными маслами. Молоко было самое натуральное (из под козы), не пастеризованное.
Шиэ Змей    |   08.07.2010 ответ для Валерий
ну, вот еще один аммиак ) вы же написали, что одно из образований у вас лаборант, значит, должны знать, как ведет себя органика со щелочью, что щелочь разрывает все связи, кислоты (а в молоке их предостаточно) выпадают в соли, другие вещества тоже не остаются первоначальными.
Валерий    |   08.07.2010 ответ для Шиэ Змей
Это так, но я делал все как было написано в одном из рецептов мыла на козьем молоке. Как же у них получается? И еще один вопрос, можете ли Вы отправить ваше мыло в Израиль (мне очень хочется испытать его). Пересылка, естественно, за мой счет, оплата либо Вестерн Юнион, Аллюр или Пей пал.
Шиэ Змей    |   08.07.2010 ответ для Валерий
возможно, дело в том, что молоко цельное. возможно, еще какие-то причины. но это точно связано с раствором.

могу, если примут к пересылке image ) какое? image
Светлана    |   09.07.2010 ответ для Шиэ Змей
Добрый день еще раз! А у меня такая ситуация - добавила после следа в мыло молотую петрушку с подорожником и немного сприта. В итоге масса стала зернистой и даже блендер ничего не изменил. Расстроилась, засунула все в духовку. Сижу, жду, чуть не плачуimage Как долго держать его в духовке, когда можно на мой кошмарик посмотреть?
Шиэ Змей    |   09.07.2010 ответ для Светлана
это спирт ) вообще, спирт и спиртовые настойки добавляются в мыло только при ГС, в конце варки. Или когда варите глицериновое мыло, но там другая технология.
Если просто в теплую духовку поставили, как для геля - боюсь, все будет плохо. Попробуйте сварить ГС, больше ничего не могу посоветовать, к сожалению. Но есть вероятность, что это исправит ситуацию.
А что именно плохо? По свойствам или внешне? Гель прошел очень бурно, сейчас почти застыло

В остывшей духовке реакиця может не пойти, и мыло останется расслоившимся. Но раз гель прошел и зернистость пропала, оставьте его зреть как ХС.

В ХС добавили? Потому и стала зернистой. Варите ГС, часа 2 хотя бы, потом на 2 недели зреть.

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Светлана

Светлана, никогда. запомните НИКОГДА в ХС не кладите спирт во всех его проявлениях (пигменты, настои и т.д) - сразу вся масса станет комом и тогда только что и остается - ставить на баню и переваривать горячим способом.

Надо же О_О А почему у меня уже который год ничего не стает колом при добавлении в ХС тинктур? Может, неправильный спирт?

Спирт в ХС и ускорение при этом следа - класссика жанра, везде это указывается и на каждом заборе пишется. Увы, на себе опробовано - при разведении ДТ в спирто-глицериновой смеси всё встало колом МОМЕНТОМ!!! А что вы добавляете.....хозяин-барин, свечку вам не держади при этом процессе!{#}

Да, что спирт ускоряет наступление следа, известный факт. Но вставания массы колом вполне можно избежать, если знать, как.

Да как-то уже и сам выход нашелся! ДТ и пигменты замешиваю на воде, масле, глицерине...А если хочется свирлов с тинктурами - довожу до геля на бане, потом тинктуру - и свирлю себе на здоровье! Потом в духовочку на дозрев. Красота!

Можно и так, да.

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Валерий

Ух ты!!! и правда...где пальмы, а где козы!!!{#}Чёт я не слыхала про такой гибрид!

Луна    |   27.10.2010

Здоровский , очень толковый МК!.

Я варю все практически также, но есть несколько отличий:

1. В мыльном калькуляторе считаю только омыляемые масла, ставлю пережир 0. Довожу это все до стадии следа, а затем в след добавляю ухаживающие масла в качестве пережира, таким образом сохраняя все ценные свойства более дорогих косметических масел. Так же можно массу разделить на несколько частей и сделать мыло с разными маслами для пережира. Мне кажется это удобным и полезным.

2. мыло не нагреваю вообще никакое, т. к. при нагревании в маслах начинают происходить разрушительные процессы, предпочитаю подождать обычного вызревания. (Кстати, читала, что есть не 2, а 3 способа варки мыла с нуля: холодный, горячий и полугорячий - как раз тот, который описан у Вас с введением в гелевую стадию с помощью нагрева)

ну и так к слову ЧДА - это значит "чистый для АНАЛИЗОВ")))) Чище, чем эта щелочь, промышленность практически не выпускает, ХЧ (химический чистый) бывает только КОН.

Написала это все ни в коем случае не как критику, а просто захотелось поделиться опытом в благодарность за такой замечательный МК)

Шиэ Змей    |   27.10.2010 ответ для Луна

Ну как бы я с химией дружу, плюс живу с генетиком ) так что значение  ЧДА и ХЧ знаю ) ХЧ бывает и KOH, и NaOH, в частности, гранулированный натр, который используется в микробиологии (как раз им я пользуюсь). Степень очистки и качество гранулированной щелочи выше, чем у той, которая "хлопьями". И при этом на ней указано ХЧ, а не ЧДА. Странности обозначений, однако.

http://www.chimmed.ru/new/catalogue/search.php?q=%ED%E0%F2%F0%E8%E9+%E3%E8%E4%F0%EE%EA%F1%E8%E4&image.x=0&image.y=0

1. Добавлять пережир отдельно имеет смысл только при ГС. При ХС все, что есть в составе, пойдет в омыление, и рассчитать что именно пошло в пережир при ХС, и в каком количестве - невозможно, даже по неомыляемой фракции. С химией не поспоришь ) Все ЖК будут реагировать со щелочью, независимо от того, в какой момент масла были добавлены. При ГС после варки свободной щелочи для реакции не остается, поэтому пережир останется в том виде, в каком был добавлен. То же самое с отварами трав - при ХС все, что есть в их составе, будет вступать в реакцию, и исходных веществ останется, дай хаос, 0,1%. Все кислоты (фолиевая, например) выпадут в соли, другие вещества - еще во что-то. Некоторые просто распадутся при нагреве, поскольку не переносят высоких температур.

2. нет полугорячего ) есть ХС и ГС. При ХС можно проводить через гель, а можно нет. Свободная щелочь там остается по-любому, померяйте ph-метром.

3. мыло веками именно ВАРИЛИ. т.е., нагревали, потому что только при нагреве реакция омыления идет интенсивно, после варки свободной щелочи не остается, и мылом можно пользоваться. на свойствах солей ВЖК и глицерине, которые образуются в результате реакции омыления, нагрев никак не сказывается, свойства мыла будут зависеть от того, какие масла в составе, а не от того, было ли оно нагрето или нет. Уходовые и кондиционирующие свойства будут зависеть от тех масел, которые пошли в пережир, и от введенных в мыло добавок и эфирных масел (которым, кстати, свободная щелочь тоже не слишком полезна).

Ольга (vasilenko34)    |   11.09.2011 ответ для Шиэ Змей

Здравствуйте ! Скажите , пожалуйста : если в ХС всё вступает в реакцию с щёлочью и разлагается , можно ли тогда сказать , что мыло ГС " полезнее " ?  Я впервые об этом задумалась .... Как-так - вливать щёлочь в отвар ??????  И если в ХС реакция идёт ещё несколько недель - там и эфирки все нафиг ...{#} А как тогда в ГС добавлять отвары ? Когда ? В самом конце ? А мыло мягким не будет ? Не расслоится ?

Шиэ Змей    |   12.09.2011 ответ для Ольга (vasilenko34)

доброго)

какая щелочь в отвар вливается? О.О  щелочь НАСЫПАЮТ в жидкость. С эфирами при ХС мало что происходит.

И у меня есть МК по ГС, там все написано, и про отвары, и про остальное.

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Ольга (vasilenko34)

Отвар в ГС вводить в самом конце. Сделайте так - то кол-во жидкости, которое вам нужно по калькулятору разделите на 70 и 30%. На 70% воды вы делаете сам щелочной раствор, а те 30% - заменяете на отвар и добавляете в конце. масса станет пластичнее, что облегчает укладку в формы, и даже если вы чуток и перельете жидкости (50гр имеется ввиду) - ничего страшного, просто само мыло будет сохнуть чуток дольше, вот и всё. Вместо отваров можно добавлять соки, вино, мякоть фруктов (измельченную на блендере), йогурт, сливки и т.д!

А вот тут, в пункте № 3 - браво! Согласна полностью!!!

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Луна

да, да...с ЧДА - супер!{#}

Оксана    |   29.10.2010

Добрый день. я начинающий мыловар. Хочу начать с мыла на основе потом кончено хочу перйети на мыло с нуля. Но у меня нет духовки..как мне быть подскажите пожалуйста. Каким образом тогда мыло должно проходить фазу голь?

Шиэ Змей    |   29.10.2010 ответ для Оксана

Доброго времени

В полотенце и к батарее ) это для ХС. ГС - на бане.

Ольга Стешова, (Olgastars)    |   29.10.2010

если не секрет, то где вы берете щелочь.

Шиэ Змей    |   29.10.2010 ответ для Ольга Стешова, (Olgastars)

ну как бы этот вопрос уже задавали много-много раз ))

Лабтех, Русхим, Химмед.

Fiska    |   29.10.2010

Мастер, очень очень давно жду у вас в блоге МК горячего способа в духовке))))))))))))

А вообще у меня сегодня назрел вопрос: какие тонкости при работе с глиной в ХС? В каком количестве ее вводить? Разводить или сухую?

Шиэ Змей    |   30.10.2010 ответ для Fiska

времени бы в сутках часов на 10 побольше ))))

Так же, как при ГС ) Количество - чем больше глины, тем сильнее скрабящий эффект, и больше будет окрашиваться пена. Вводить сухую, тщательно промешивать. Я кладу на глаз, хочется побольше - беру побольше )

Fiska    |   30.10.2010 ответ для Шиэ Змей

Спасибки)))

Шиэ Змей    |   24.11.2010 ответ для Fiska

можно еще добавить в глину немного жидкости, размешать до состояния пасты, и эту пасту вводить в мыло. так меньше вероятность непромешанных комочкой.

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Fiska

Глина - 10% оптималка.

Татьяна    |   30.11.2010

Добрый вечер, Змей

Может быть глупый вопрос, но как определить когда мыло вошло и прошло фазу гель и его можно доставать из тепла (духовки). Вы пишете, что может занимать несколько часов...от чего это зависит?

Шиэ Змей    |   01.12.2010 ответ для Татьяна

Когда мыло вошло в гель, оно становится очень мягким или даже жидким, довольно текучим, полупрозрачным. Пока духовка нагревается, оно будет в геле (это при ГС). Если поставить его в теплую духовку, оно через какое-то время войдет в гель, это будет видно, не перепутаете. Оставьте его там, пусть стоит, сколько стоит. Через сутки можно будет доставать и резать.

Зависит от температуры и отчасти от состава (при большом количестве кокоса мыло быстро входит в гель). Чем выше температура, тем быстрее мыльная масса входит в гель.

Татьяна    |   01.12.2010 ответ для Шиэ Змей

Ясно...спасибо)) будем пробовать)

Шиэ Змей    |   01.12.2010 ответ для Татьяна

если получится поставить свет нормально, я сфоткаю.

Татьяна    |   01.12.2010 ответ для Шиэ Змей

Было бы вообще идеально) Вам большой респект...это лучший мастер класс который я нашла в инете, даже лучше чем видео уроки{#}...и еще мало кто дает "маленькие хитрости" {#}

Шиэ Змей    |   01.12.2010 ответ для Татьяна

de rien )

так без хитростей никуда ))

Влад    |   06.12.2010

А блендер заменить чем-нибудь можно?

Просто нету.

Шиэ Змей    |   06.12.2010 ответ для Влад

деревянной ложкой и собственной рукой, часа на 3-4 перемешивания )

saikatu    |   17.12.2010

Здравствуйте! Прочитал ваш мастер-класс, возник следующий вопрос: можно ли таким способом сделать сначала как бы мыльную основу (например, из 1-2 масел), без добавок и всего прочего, дать ей вызреть необходимое время, а потом уже растапливать её и добавлять эфирные масла, скраб и т.п.? Никаких побочных эффектов это не вызовет? Заранее спасибо!

Шиэ Змей    |   17.12.2010 ответ для saikatu

Доброго времени

Можно. Но работать с такой базой, как с мыльной основой, не получится, поскольку в любой мыльной основе есть добавки для улучшения мылкости, пенности и т.п., (то, что на ней написано "органик", совсем не значит, что их нет), а в такой базе их нет. База с нуля не примет нормально обогащающие масла, эфиры, будет либо очень долго застывать после переплавки, либо останется мягкой. Но попробуйте. Я просто не вижу в этом смысла, если честно

Далее. Если будете варить ХС и с SF0%, а потом добавлять обогащающие масла, то такое переплавленное мыло все равно лучше будет оставить зреть месяц.

saikatu    |   17.12.2010 ответ для Шиэ Змей

Ваш ответ понятен, спасибо image

astra-foto    |   29.01.2011

Шиэ Змей, подскажите пожалуйста, реально ли использовать щелок (настой золы) ? Если да, то как рассчитать его количество? И реально ли получать из него твердое мыло, это же вроде КОН, а из него только жидкие мыла делают ?

Шиэ Змей    |   30.01.2011 ответ для astra-foto

Доброго времени

Можно, раньше варили на зольном щелоке, а в Африке и сейчас варят, вполне себе твердое мыло. Но только процесс сильно отличался от нынешнего. Во-1, мыло варили несколько суток. Во-2, его потом высаливали, потому что пш-метров тогда не существовало.

Можете сделать щелок, померить пш-метром его пш, вычислить количество сухого вещества в растворе, и исходя из этого делать расчет.

astra-foto    |   30.01.2011 ответ для Шиэ Змей

Спасибо ! К сожалению не силен в химии, можете подсказать готовую формулу ? Яндекс выдает заумные термины типа мольной концентрации........(((((....мне бы сразу в граммах.

З.Ы. Не любопытства ради.......приспичило, проблемы с кожей.

З.Ы.Ы. И спасибо Вам огромное за столь познавательные уроки и ответы на вопросы !

химик.ру полистайте ) готовой не подскажу навскидку. сразу в граммах формулы нет, нужно пересчитывать из мольной концентрации.

при проблемах с кожей прекрасно пользуются мылом, сваренным на щелочи ЧДА. с зольным мылом как раз проблемы могут возникнуть в большей степени, поскольку для нормального процесса вам таки понадобится мыло высаливать.

а потом, смотря какие проблемы и где. если с лицом, возможно, вообще не надо умываться мылом, а делать гидрофилки и убтаны.

А чем реакция омыления с использованием ЧДА щелочи принципиально отличается от применения щелока ? Вроде та же щелочь, только природная.....?

тем, что точно известен ввод вещества, процент раствора, мыло не надо высаливать, и никаких лишних примесей не попадает в мыло.

Светлана    |   02.02.2011

Вот это да... Спасибо большущее{#}

De rien )

astra-foto    |   03.02.2011

В некоторых источниках натыкался на мнение что для каждого базового масла существует своя оптимальная температура омыления. И что если температура далека от идеальной, то реакция может вообще не пойти. Так ли это на самом деле? Не нашел нигде более конкретной информации, а у Вас рекомендуемая температура 30-70 градусов - довольно большой разбег.

30-70 градусов - это температура смешивания масел и раствора. температура омыления - это при какой температуре идет реакция. при ХС она идет при комнатной температуре. при ГС - при той температуре, которая в духовке.

идеальная (близкая к идеальной) температура омыления - высокая, кстати )

Спасибо !

de rien )

Юлия    |   20.02.2011

Добрейшего вам времени суток!

Помогите пожалуйста, у самой не хватает знаний и опыта (а может и толку). Вчера делала калиевое мыло с нуля

Жожоба масло - 50 грамм (10% )
Касторовое масло - 50 грамм (10% )
Кокосовое масло T пл= 33.33 С - 100 грамм (20% )
Оливковое масло - 50 грамм (10% )
Пальмовое масло - 130 грамм (26% )
Подсолнечника масло - 50 грамм (10% )
Сафлоровое масло - 50 грамм (10% )
Ши (карите) масло - 20 грамм (4% )
Щелочь и вода - 190 гр и 79 соответственно, все по калькулятору. Очень долго не наступал след (примерно часа 3 мешала), в итоге я не дождалась и ушла спать. Сегодня утром посмотрела, масса загустела, по структуре однородная, но из нее выступило немного масла. В калькуляторе в инструкции предполагался горячий способ, а я не варила. Вот теперь смотрю на свое мыло и думаю, совсем я его испортила или еще можно поправить. Что можно сделать? Спасибо заранее.

Юля

Шиэ Змей    |   25.02.2011 ответ для Юлия

Калийное мыло до следа нужно доводить очень долго как правило ) то есть, минут 10-15 перемешиваете, след наступает, потом оставляете на бане (или в духовке), оно опять расслаивается, снова перемешиваете, и так несколько часов.

Варите его ГС.

Юлия    |   25.02.2011 ответ для Шиэ Змей

Мне ГС больше нравится, нежели холодный, я с вами полностью согласна в отношении его плюсов. Но в этот раз что-то вкривь пошло. То ли щелочь некачественная, то ли масло...Масса  вообще не густела, я мешала часа 3, и даже намека на след не появилось. Гелить там было нечего, не ставить же на баню жидкое масло. Сейчас это "чудо" стоит, думает, масло из массы периодически выступает, а я его вмешиваю обратно. PH померила- 9, в перчатках помылила - мылится неплохо. Наверно, когда созреет, для жидкости для мытья посуды вполне будет пригодноimage )

Шиэ Змей    |   25.02.2011 ответ для Юлия

А перемешивали блендером, вручную или миксером? Температура раствора и масел одинаковая была?

Калийное мыло очень капризное на предмет стабильности эмульсии (следа), отслаивание масла - это для него нормально, эмульгировать вручную - моджет вообще в след не входить.

Сейчас его как раз можно на баню и каждые минут 15 эмульгировать блендером (подолгу) до следа.

Юлия    |   25.02.2011 ответ для Шиэ Змей

Температура была одинакова, я за этим проследила. Мешала попеременно то миксером, то вручную. (Блендер вообще-то наличествует, но к мыловарению не привлекался, не было нужды. Видимо, пришел и его чередimage ).  Душевное вам спасибо за неравнодушие и советы, попробую завтра на бане поварить и повзбивать (а не страшно, что масса неделю простояла в "холодном варианте"?) И как определить, что готово?

Шиэ Змей    |   25.02.2011 ответ для Юлия

миксером вы в калийном след не получите по определению )) купите блендер специально для мыла, они сейчас совсем недорогие, рублей за 500 можно очень хороший блендер погружной купить.

к сожалению, не могу подсказать насчет простоявшего неделю, у меня такого не было ни разу. но могу предположить, что раз переваривают неудачное твердое, то же самое можно делать с жидким image

попробуйте, заодно проэкспериментируете ))

когда появится стабильный след, и масса не будет больше расслаиваться, поварите еще какое-то время, потом оставьте позреть на пару недель для уверенности. ph-метр есть?

Юлия    |   26.02.2011 ответ для Шиэ Змей

Только полоски

Шиэ Змей    |   27.02.2011 ответ для Юлия

полоски врут, да... в любом случае, после варки лучше остаить мыло полежать недели 2, я ГС всегда выдерживаю какое-то время перед тем, как пользоваться.

Юлия    |   28.02.2011 ответ для Шиэ Змей

Переварила я свое мыло в минувшую субботу. Нагрела на бане, быстро наступил гель, я немного повзбивала блендером, и от этого масса начала белеть и густеть. Отслоившееся масло впиталось в общую массу практически сразу. Варила я его недолго, максимум 1 час, но масло больше не показывалось и след на мыле был такой, что можно восьмерки выписыватьimage   Вся эта красота неземная стоит с вечера субботы, структура однородная, масло не отходит, но она, масса то есть, на мой взгляд, густовата.  Но ведь в теории, калиевое мыло густеть не должно, может стоило воду добавить при переваривании?

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Юлия

Калиевое мыло просто не будет твердым, а густым - очень даже может быть, да еще как )

Scrap-by-quest    |   13.03.2011

Добрый день, Змей! вот сварила я мыло с нуля холодным способом, в процессе все пошло хорошо, "как книжка пишет", но вот мучает меня один вопрос: смесь эфирных масел. Состав композиции такой : ЭМ кипариса 8 гр, гвоздики 5 гр, сандала 5 гр,  и мускатного ореха 5 гр, грейпфрута и шалфея по 3 гр. Сначала запах был достаточно приятным - прохладно-древесным. Но вот только сейчас прочитала ваши рекомендации про эфирные композиции и что запах может меняться в теч.10 дней.  Теперь переживаю не гадость ли получится, будет очень обидно, т.к. состав хороший. Надеюсь вас не затруднит в сотый раз ответить на очередной глупый вопрос ))))

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Scrap-by-quest

Гадость не получится ) Но сандал при таком количестве гвоздики потеряется. Пачули или кедр были бы более кстати.

Olija    |   16.03.2011

Шиэ, доброго времени суток!image

Очень нужен ваш совет: варила первый раз ХС, добавляла белую глину (из аптеки), стоит 4 дня - цвет бежевый, чуть к темному. Честно, хочется белого цвета (оч.люблю этот цвет). Вопрос: возможно ли добиться белоснежного без диоксида титана, и что для этого нужно, хочу попробовать ГС и чтоб получилось беленькое мылко image

С благодарностью к Вашему труду image

UtkaShop (Utkashop)    |   18.03.2011 ответ для Olija

Оля. а почему вы не хотите диоксид титана?

Olija    |   20.03.2011 ответ для UtkaShop (Utkashop)

Люблю натуральные продукты, по жизни такая {#}

Не дождалась ответа, вычитала, что пальма делает мыло мутным, решилась без пальмы, оказалось можно!!! Мылко получилось, правда, не чисто белым, но очень приятного молочного цвета image Будем юзать {#}

Пожалуйста, Шиэ, не пропадайте надолго, без вас здесь одиноко image

Это хорошо, что вы за все натуральное. Но посмотрите пожалуйста чем вы чистите зубы и какие продукты вы потребляете. Е 171 это и есть тот самый диоксид титана. Вред его на организм пока достоверно не установлен. {#}

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для UtkaShop (Utkashop)

ну, он вообще-то установлен, просто не пишут особо об этом )

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Olija

у меня почему-то не всегда приходят на почту извещения о новых сообщениях, поэтому не отвечал, сорри.

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Olija

а где такие странные вещи про пальму пишут? image

ну, я вот диоксид не люблю, потому что моя дубленая шкура от него покрывается прыщами image

Krishna    |   03.04.2011
Уважаемый Мастер! Сделал первое мыло с нуля. Масла: Кокос, какао, ши, авокадо, макадамия, сл.миндаль. SF-10%. масла подобрал для себя с мужским запахом - кедр атласский и пачули. Но на килограмм масел взял мало, всего 12 мл эфирки. Способ холодный. След наступил довольно быстро. Через день нарезал и поставил сушиться. Прошло почти две недели, плотность мыла нормальная. Немного мягковато внутри при разрезания кусочка, но думаю пройдет. Запах эфирки проявился более отчетливо, нежели на следующий день после варки. Но собственно проблема заключается в том, что при использовании мыла присутствует легкий запах аммиака. Скажите пожалуйста, это нормально в не вызревшем мыле? Пройдет ли запах аммиака по истечении 4-6 недель (времени вызревания)?
Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Krishna

Именно аммиака? О.О В составе что, были соли аммония? Или карбамид?

Pillar    |   05.04.2011

Шиэ, добрый вечер. Я попробовала сварить мыло холодным способом, по вашим инструкциям. Пережир добавила в след, замотала, убрала в духовку 50C , а оно как то сразу расслоилось, уже стоит часов 5, сверху плавает масло. Что нибудь можно с этим сотворить, или все потеряно? Почему могло так получиться?

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для Pillar

Сорри, не пришло почему-то извещение о сообщении на почту (

А зачем пережир в след-то при ХС? Толку от этого никакого, все равно все в омыление пойдет, а расслоение как раз из-за этого и могло пойти, когда мыло в гель начало входить.

В таких случаях можно просто сварить ГС.

KiberKiska    |   06.04.2011

Добрый день! Нашла я Ваш мастер класс. Спасибо. Осталось подумать о безопасностиimage остальное приобрела. Есть вопрос - очень бы хотелось "впаять" в мыло веревочную петельку - мне для душевой - повесил на крючок и оно висит - какая веревочка по качеству не вступит в реакцию с щелочью и на какой стадии её туда помещать? видела в продаже такие мылки

Шиэ Змей    |   11.04.2011 ответ для KiberKiska

Мыло с веревочкой делается либо в 3D форме (из двух половинок), либо веревочка погружается в уложенное в отдельные формы мыло. При ГС - подойдет и льняная, и конопляная, и шелковая, да хоть синтетика ) Я еще силиконовыми шнурами ювелирными пользуюсь, они не зацветают, не намокают. На Брамблберри продают специальные нейлоновые шнуры.

Светлана (loriwinn)    |   12.04.2011

Шиэ, добрый вечер 
Начала заморачиваться с безопасностью - и никак не могу с респиратором определиться
практически во всех идет защита от кислотных паров и органических - но ведь они нам не подходят

каким респиратором Вы пользуетесь? ссылочку можете выслать?

по фотографии Вашей {#} пыталась определить марку - ничего не вышло ((

Светлана (loriwinn)    |   12.04.2011 ответ для Светлана (loriwinn)

заморачиваться перестала

взяла обычный пылеаэрозольный респиратор

Это запасной вариант, пылеаэрозольный респиратор, купил несколько, когда гремлины объели мягкую прокладку {#} вот на таком

В магазинах, где спецодежду продают, покупайте. Вилсоны хорошие, они там идут не как респираторы, а как полумаски, стоят 900-1500, в зависимости от модели.

YuliaSoap2013    |   16.08.2013 ответ для Светлана (loriwinn)

Если вы хорошо заморозите жидкость, то при насыпании щелочи паров практически не выделяется. Просто не суйте туда носик и достаточно открытого окна, респираторв этом уже случае не самая важная часть в мыловарении, главное перчатки - если вдруг у вас что-то дрогнет и не дай бог раствор попадет на кожу. Неприятно, всё таки ожог, но и не смертельно! промыть под проточной водой и обработать раствором кислоты (лимонка, уксус) и снова водой.

Юлия    |   15.04.2011

Змей, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли добавлять в мыло мочевину? Я недавно сварила "американку" на  кукурузном масле (гс) и теперь хочу ее разбавить и сделать шампуньку (или пасту) для волос. Но с химией, увы, тяжко. Может вы располагаете информацией, какие вообще "кремоварческие" активы (например, аллантоин, лецитин, кетон малины и тп) дружат с мылом?

Шиэ Змей    |   15.04.2011 ответ для Юлия

Что-то не прошло сообщение )

Юлия    |   15.04.2011 ответ для Шиэ Змей

ага, оно и набираться не хотело {#}