Окрашивание натуральными красителями
Для тех, кто интересуется растительными красителями
предлагаю фрагмент книги Ребеки Деснос.
Автор - веган и выпустила уже несколько
книг по органическому окрашиванию.
Некоторые ее идеи могут быть полезны даже людям
далеким от вегенства. Если Вам будет интересно,
то пишите в отзывах. Опубликую продолжение.
Прелесть растительного окрашивания состоит в том, что существует множество способов получения цвета на полотне или пряже. Нет какого-то одного определенного «правильного» способа. В этой книге я расскажу о своих собственных способах создания стойких цветов.
Большинство растений производят разные виды цветов, но при этом, какие-то из них делают лучшие красители, другие хуже.
В этой книге я покажу как сделать красители из некоторых опробованных известных растений, но при этом прикольно поэкспериментировать и с другими растениями, где результат еще неизвестен. Мне нравится комбинировать эти два подхода: использовать мои любимые известные растения для получения испытанных красителей (особенно, когда я окрашиваю на продажу) продолжая при этом исследовать новые растения. Каждый раз, когда я экспериментирую с новым растением, я неизбежно узнаю что-то новое, поэтому в любом случае я получаю результат.
В этой книге мы будем красить с помощью полного спектра красителей, что значит, что они были получены, как из свежих растений, так и из засушенных. Я покажу вам как использовать цветовой потенциал растений, которые произрастают в дикой природе, в саду, которые можно найти на кухне в виде фруктов и овощей. Их множество вокруг нас, и они ждут своего часа.
Метод окрашивания, представленный в этой книге, называется погружным. Это что-то типа заваривания чая из растений, который процеживают.
Разные виды растительных красителей:
- Субстантивные (прямые), такие как шкурки граната, косточки авокадо, чай, которые содержат танин, который действует как морилка и помогает красителю связываться с тканью
Подкатегорией в данном виде красителей можно выделить кубовые красители, которые включают в себя индиго и резеду. Они требуют специального реагента, снижающего количество кислорода чтобы краситель мог раствориться в воде, которая в свою очередь дает возможность красителю закрепиться на волокне. Они будут рассмотрены в рамках этой книги.
2. Протравные (не прямые) - полученные из цветов и ягод и требующих присутствия морилки, связывающей их с волокном. Без морилки они не будут держаться на ткани долго.
Разные виды волокон
Они бывают протеиновые – животного происхождения и целлюлозные растительного происхождения.
- Целлюлозные волокна, такие как хлопок, лен, конопля, бамбук и т. д, происходящие из растений требуют присутствия морилки чтобы связываться с растительными красителями. Без оной, окрашивание будет тусклым и краситель быстро смоется.
- Протеиновые волокна, такие как шерсть, шелк или волокна, содержащие сою, имеют естественное сродство с растительными красителями и охотно вбирают цвет. В целом можно было бы сказать, что они не требуют морилки. Протеиновые волокна имеют животное происхождение за исключением соевых волокон.
Морилка (протрава)
Связующее вещество между красителем и волокном. Целлюлозные волокна требуют присутствия морилки для успешного окрашивания. Основное вещество, используемое в данное книге в качестве морилки – соевое молоко. Растительные волокна, замоченные в соевом молоке, вбирают в себя соевый протеин, который изменяет свойства растительных волокон таким образом, что они становятся идентичны животным. Растительные волокна, подвергнутые предварительной обработке в соевом молоке, приобретают свойства животных волокон и лучше держат краску. Протравленные в морилке ткани вбирают больше красящего вещества, и дают более глубокие цвета и лучшую цветостойкость. Соевый протеин укрепляет связь между красителем и тканью.
Многие красители содержат натуральные морилки, такие как танин. Используя комбинацию соевой и танинных морилок, мы можем достичь наиболее стойких натуральных цветов.
Почему я не использую квасцы?
Квасцы — это популярная морилка и известны как наименее токсичные соли металлов.
Несмотря на то, что квасцы применяются в медицине и косметологии, при использовании их в окрашивании надо надевать респиратор, дабы не вдыхать кислотные пары. С тех пор, как я стала использовать соевое молоко в качестве морилки, я убедилась, что цветостойкость стала лучше и необходимость в использовании квасцов отпала.
Эта книга расказывает об окрашивании растительных волокон растительными красителями, используя растительные морилки.
Те прямые красители, которые содержат свои собственные натуральные морилки в виде танина, все же требуют замачивания в соевом молоке дабы усилить поглощение ими красителя.
Это замачивание помогает вырабатывать более глубокие цвета и тем самым помогает расширить спектр цветов.
Ярким примером может служить окрашивание шелухой красного лука, который дает зеленый цвет без замачивания и темно коричневый после предварительного замачивания.
Палитра цветов
На фото вы можете увидеть диапазон цветов, полученных из некоторых растений, описанных в этой книге. Конкретно такие цвета не факт, что вы получите, ибо результат зависит от того в каких условиях эти растения произрастали, а также от присутствия всевозможных минеральных солей, растворенных в воде.
Прямые красители, которые содержат танин, получаются более стойкими и помечены звездочкой в списке ниже.
- *Косточки авокадо
- *Шкурки авокадо
- Цветы гибискуса (кислотно-модифицированные)
- Ягоды магонии (кислотно-модифицированные)
- Ягоды магонии не кислотно-модифицированные
- *Крапива
- Цветы гибискуса не кислотно-модифицированные
- Морковная ботва
- Нарциссы
- *Шкурки граната
- *Шелуха красного лука без сои
- *Шелуха красного лука с соей
- *Шишки ольхи
- *Черный чай
- Мята
- Лавровый лист
- *Листья эвкалипта
- *Ольховые бруньки
- *Ройбош
- *Розмарин
- *Листья лаванды
А что с зеленым и синим?
Мы не будем описывать работу с кубовыми красителями, типа индиго и резеды, чтобы получить синий цвет. Работать с кубовыми красителями легко в домашних условиях и вы можете выбрать либо перекрасить желтые цвета для того чтобы получить цветостойкий зеленый, либо получить зеленый из шелухи лука и менее стойкий зеленый из ботвы моркови. Диапазон серо-голубых может быть получен из ягод, содержащих пигмент антоциана (Антоцианы — окрашенные растительные гликозиды, содержащие в качестве агликона антоцианидины. Например виноград, черника, смородина и бузина) Розовые можно получать из этих ягод, путем увеличения уровня кислотности.
Мой подход к растительному окрашиванию
В этой главе я набросаю эскизно 4 ключевых принципа, которым я следую, когда крашу.
1. Замачивание в соевом молоке
Волокна животного происхождения, типа шерсти и шелка имеют сродство с растительными красителями.
Когда растительные волокна замачивают в соевом молоке, они покрываются соевым протеином и приобретают свойства протеиновых волокон. Хлопок, замоченный в соевом молоке, тоже получает свойства шерсти и окрашивается лучше, чем не замоченный.
Соевые бобы содержат 40% протеина, который в свою очередь содержит вещество, которое действует как связывающий агент. Соя имеет способность связывать натуральные красители с тканью чрезвычайно прочно, особенно если оставить замоченным в соевом молоке полотно или пряжу на длительное время.
Протравка в сое – это старинный способ, который используется на протяжении веков во многих культурах. Возможно, наиболее известный такой способ — это японская трафаретная печать Катадзомэ. Метод заключается в том, что рисовая паста, состоящая из рисовых отрубей и рисовой муки, наносится на ткань через бумажный трафарет. Потом трафарет убирается и пасту оставляют высыхать. Потом ткань пропитывается жидкостью из соевых бобов. Когда ткань высыхает, то она прокрашивается при помощи кисти красителем. В конце паста смывается, а на ткани остаётся трафаретный рисунок цвета, который имела неокрашенная ткань. Области вокруг рисунка хорошо впитывают краску. Даже шелк, который красят японцы лучше прокрашивается благодаря сое.
Протеин из других источников начиная от растительного, полученного из риса или желудей, заканчивая животным молоком и яичными белками, также помогает для связывания волокна и красителя.
2. Использование посуды в качестве морилки
Если мы решили, что допустимо использование для протравки солей алюминия, то есть квасцов, то почему бы не использовать сами металлы для этих целей? Просто используя алюминиевую посуду, мы получим похожий по степени действия эффект, но без использования порошков. Раз уж нам необходимо использовать определённую подходящую нам металлическую посуду для окрашивания, то пусть это будет алюминий, ибо нержавейка в реакцию не вступает.
Чем дольше краситель остается в кастрюле, тем сильнее будет выражено влияние металла. Я всегда использую для крашения алюминиевую посуду. Крашу очень долго и медленно, чтоб получить максимум от этого использования.
Частички красителя охотно взаимодействуют с алюминием на стенках кастрюли. Вы сами это видите, когда пытаетесь отмыть ее губкой после каждого крашения. Это свойство алюминия для нас является преимуществом, ибо он работает морилкой.
Для очищения стенок кастрюли от прилипшего красителя можно использовать сами природные красители. Например, я обнаружила, что что после окрашивания красителями богатыми танином можно очистить посуду, прокипятив в ней немного высушенных цветов гибискуса.
Алюминиевая посуда помогает сделать ярче некоторые цвета. В моей практике алюминий помог мне выявить совсем новые оттенки, например непостижимый пурпурный из розмарина и некоторые оттенки серого из крапивы, когда как в других условиях из нее получается зеленый или желтый.
Железная и медная посуда также может давать определенные эффекты. Железо делает цвета темнее, а медь усиливает желтый. Это весьма увлекательно – использовать кастрюли из разных материалов и видеть, как получаются разные оттенки из одних растений.
3. Использование богатых танином красителей
Танины, или дубильные вещества, это химические соединения натурального происхождения. Их можно обнаружить в семенах, листьях, коре и фруктах. Танины обычно желтые или коричневые по цвету и горькие на вкус. Их много в виноградных косточках и в виноделии они ответственны за горчинку в некоторых винах. Также танин встречается в чае в разных количествах, и когда его очень много, то чувствуется горечь.
Танины чрезвычайно полезны в окрашивании, поскольку они обладают способностью помогающей закреплять краситель на ткани, действуя как морилка. Некоторые танины бесцветные, например содержащиеся в чернильных орешках (цецидиях) на листьях дуба, светлые, содержащиеся в шкурках граната и могут быть нанесены на ткань для повышения цветостойкости других красителей, наносимых позже.
Фактически, ткани растительного происхождения можно окрашивать танинными красителям без протравливания в соевом молоке. Но, добавление в такой процесс окрашивания еще и протравку соей несомненно создает более глубокие оттенки.
Красители, содержащие высокий уровень танина, создают более стойкие и долговечные цвета, что является неотъемлемым условием, если вы продаете крашенные ткани, но это также не отменяет возможность экспериментировать с менее стойкими красителями. Лично я стараюсь не заморачиваться исключительно на цветостойкости чтобы это не отпугнуло от экспериментов с растениями, не содержащими танинов в случаях, когда цвета тускнеют. Это прикольно находить все новые растения, особенно когда ты красишь для себя. Все, что касается цветостойкости будет описано в пункте 9.
4. Время
Чем больше времени мы тратим на весь процесс окрашивания, тем более стойкие цвета мы получаем. Стоит подчеркнуть, что «время» не равно «усилиям». Большинство процессов, описанных в этой книге, не требуют каких-либо значительных усилий, но при этом требуют достаточно много времени. Процесс нужно только настроить, оставить на время и изредка проверять.
Как правило, у меня одновременно ведется несколько проектов на разных стадиях, где мне не приходится предпринимать много действий. К примеру, у меня может быть одновременно замочена пряжа в соевом молоке, кастрюля на плите, в стадии нагрева или того же замачивания, куча ткани в шкафу в ожидании споласкивания после замачивания или стирки после окрашивания.
Имеет смысл накапливать некоторое количество ткани, обработанной соей для внезапно появившейся мысли, чтоб можно было ее сразу реализовать. После протравки в сое желательно продержать ткань минимум неделю до окрашивания, а лучше еще дольше. Чем дольше соевый протеин взаимодействует с тканью, тем лучше.
Приготовление посуды для окрашивания также занимает немало времени и редко когда удается это сделать за один день. Красителю требуется время чтобы полностью выделиться из растений, ткани требуется время чтоб этот краситель абсорбировать и самому красителю нужно время чтобы закрепиться. Как правило, чем больше времени тратиться на каждый из шагов, тем лучше будет результат.
Растительное окрашивание весьма длительный процесс и именно этот аспект мне нравится больше всего, это как противоядие от лихорадочного темпа жизни. Процесс доставляет удовольствие не меньше, чем конечный результат и я смакую каждый момент. По моему мнению природные цвета намного превосходят искусственные, так что потраченного времени не жаль.
Спасибо за внимание.