находясь под впечатлением от просмотра сериала "великолепный век" забралась в дебри и вот, что раскопала, может это покажется и вам интересным, мне было увлекательно прочесть.......
вы никогда не задавали себе вопрос:
как у правоверных мусульман, которым максимум можно иметь 4 жен, могут возникнуть гаремы по 300-400 одалисок? Разве это не нарушение всего и всяческих основ? Да и почему они так зафиксированы на 4 супружниц.
Новорожденный ислам стал религией бедуинских кочевников – людей бесстрашных, но очень суровых. Мужчин всегда было меньше, из-за того что многие гибли в бою. Раз мало мужчин – мало возможности добывать пищу, коей и так было немного на пустынных территориях Северной Африки и Аравии. А мало пищи – надо избавляться от лишних ртов. Часто по традициям тех суровых времен в случае, если рождался мальчик, ему радовались как чуду, а девочку просто выкидывали в пустыню на смерть. Мохаммед не только объединил разрозненные племена, постаравшись направить их энергию не на внутренние конфликты, а на внешнюю экспансию, но и ввел правила, защищающие права (да и жизнь женщин). 4 жены – это вынужденная, но очень грамотная мера, позволившая не только спасти жизнь многим, но и приумножить силу и численность собственного населения, решив не только демографическую, но и многие из социальных проблем. Другой вопрос, что то, что было разумным, прогрессивным и интересным почти 14 столетий назад не совсем (мягко говоря) актуально в наше время.
Для того чтобы женится надо собрать немалые деньги (у нас это называют калым, хотя знающие люди в комментариях мне подсказали, что правильное название не калым, а Махр), который будет некой пенсией, материальной основой для жизни женщины, в случае смерти мужа или же развода.
Махр этот хранится у родственников жены (отца или старшего брата) и для мужа он неприкосновенен. Чем более богат человек, тем больше этот самый Махр. Ну и второй вопрос – наиболее важный. Ты можешь быть богат, можешь выплатить шикарный Махр и взять 4 жен. НО…все эти жены должны жить в согласии друг с другом. Если у тебя уже есть 3 жены, ты должен испросить согласие у имеющихся жен на новый брак (хотя и тут меня люди осведомленные поправили - согласие не всегда обязательно. Смотря какие обычаи в стране), и они должны одобрить новую супружницу. Скажут нет – не женишься. А главное, что самое сложное…всех 4 своих жен ты должен любить ОДИНАКОВО. Если какая-то из них почувствует себя обделенной, то пойдет к кади (судье) и тот тут же разведет супругов. Вот так то…
Ну а при чем здесь гарем, спросите Вы? Как это приблизило нас к вопросу о возможности жениться на 300-400 девушках? большинство султанов Высокой Порты (одно из наименований Оттоманской империи) вообще не было женаты. Были исключения типа Сулеймана Великолепного, но в целом и общем дело обстоит именно так. Гарем на самом деле гораздо более сложный и закрытый институт, чем мы можем себе представить.
Широко используемое в обиходе слово Гарем не совсем точно отражает сущность вопроса. Скорее даже очень не точно. Гарем произошло от арабского слова Харам, сиречь запрет. То есть гарем, это то, что запрещено? Тоже не совсем верно. Скорее всего, это название в обиход вошло из-за названия женской половины любого богатого дома у турок. Мужская половина называлась селямлик, а женская гаремлик («отдаленая половина», видимо для того, чтобы гость не слишком нарушал восточное хлебосолие хозяев). Со временем окончание ушло и стало использоваться слово гарем.
Есть другой термин. Который нередко используют как синоним гарема. Это слово Сераль. Увы, но и с ним не все в порядке. Это просто название султанского дворца, который мы знаем под наименованием Топкапы в Стамбуле. А слово Сераль он получил от названия небольшого мыса, на котором находится. В общем, тоже не совсем корректно все. Так как же нам правильно называть это сборище женщин при дворе оттоманского султана? Поэтому будем называть и гарем и сераль, пускай это и не совсем соответствует истине.
Дворец Топкапы
Неверно считать, что гарем был обычаем, принесенным османами. Вовсе-нет. Первым султанам было вовсе не до любовных утех и раздутых штатов придворных лизоблюдов – они занимались войной и расширением своего государства. Только после того, как они утвердили свою власть, они заимствовали систему гарему у Византийских императоров, а также у китайцев и багдадских халифов. И надо отметить, что большинство помещений Султанского Сераля и то, что там творилось долгие века, было настоящим «харамом» (запретом) для всех. Только по обрывочным сведениям немногих европейских путешественников, а также уже современных исследований турецких исторических архивов мы можем предполагать, как и что там на самом деле было. Итак, давайте разбираться.
Начнем с самого основного – со структуры и управления. Гарем как таковой никогда не был самостоятельной и отдельной единицей в Оттомаской Порте (и это тоже одно из самоназваний Турецкой империи), а принадлежал к высшей администрации, называемой двор султана, которая, скажем в 16 столетии, насчитывала до 6 тысяч управителей и слуг. Этот двор можно было разделить на внешнюю часть (султанскую) и внутреннюю (женскую, собственно говоря, сам Гарем). Внешней частью султанского двора заведовал Глава так называемых Белых евнухов, а внутренней - Глава Черных евнухов.
Султан в окружении ближайших помощников. Слева - глава черных евнухов
Слово это произошло от греческого Eunuchos , что можно приблизительно перевести как «блюстители ложа». Евнухи, это скопцы, кастрированные услуги, особо приближенные к султану. В 95 % случаев евнухами становились мальчики из немусульманских территорий, так как самим магометанам кастрация запрещена Кораном. Самое интересное, что большинство случаев кастрации проводилось добровольно, так как, несмотря на ужасную статистику смертности (выживало только 4 из 10 оскопленных), была возможность сделать отличную карьеру на этом поприще – умный, исполнительный евнух никогда не был бедным и голодным. В Османской империи по дворовому этикету евнухи делились на «черных» и «белых». Отличия были не только и не сколько в цвете кожи. Дело в том, что опуская все физиологические подробности можно сказать, что черным евнухам отсекали все внешние мужские половые признаки сразу, а вот белых лишали только тестикул, и говорят, даже без них природа брала свое.
Как бы там не было, первоначально Белые евнухи были наиглавнейшими как внешней, так и внутренней части двора султана, но после того как Мурат III их главу по имени Газанфер-ага (венецианца по происхождению), власть в Гареме перешла исключительно к черным евнухам. По официальной версии султан казнил Газанфер-агу за государственную измену, но уже в те года перешептывались, что дело в любовной пылкости главного белого евнуха. Он де, несмотря на травму мужских достоинств, перепортил половину женщин гарема. Ну, может быть. Во всяком случае, больше никогда после этого случая белые евнухи не считались более главными, а самое важное – им категорически было воспрещено появляться на женской половине двора султана.
Редкая фотография черного евнуха.
Базеркьян-баши — поставщик муслина, хлопковых, шелковых и льняных тканей и подобных товаров для двора султана и пешкешджи-баши— хранитель подарков; в его ведении находились все подарки, поднесенные султану как его подданными, так и иностранными послами от имени своих правителей.
Не будем также забывать об ода-лалы — главном камергере, баш-капы-оглане— главном привратнике апартаментов, и яйлак-баш-капы-оглана, его помощнике. Так что с уверенностью можно говорить о том, что «черные» евнухи были и многочисленнее, и влиятельнее своих «белых» собратьев по несчастью (или счастью – это уж с какой стороны посмотреть)
Ну, а главой гарема считалась султан-валиде. Так называли мать действующего султана. И власть ее была огромна. Как говорили сами турки, женщин у султана могут быть тысячи, а мать – только одна. Султан-валиде «работала» в тесной связке с главой черных евнухов кызлар-агой. Но, надо понимать, у нее имелись и собственные главный евнух, казначей, имам, наставник наследников, хранитель шербетов и другие «черные» евнухи, а также многочисленные помощники на все случаи жизни. Кроме того, у нее был еще и особый «женский кабинет», состоящий чаще всего из вышедших в отставку обитательниц сераля. Эти женщины честно прожили весь свой век в гареме, но султан не выдал их замуж за придворных и не отпустил домой. То есть, женщины были опытные, знающие все и вся в гареме и имеющие определенный склад характера. Этот штат занимался непосредственно организацией ежедневной жизни женщин всей женской половины. Во главе этой структуры стояла так называемая кетхуда, или распорядительница гарема. Ей помогала хазыне-дар-уста – дама-казначей ежедневных расходов, а также хранительницы гардероба, драгоценностей и главная банщица.
Знаменитая Кёсем-султан
Султан-валиде вместе со своим кабинетом и кызлар-ага, повторюсь, были очень значимыми фигурами в политической жизни империи, а был даже период, когда они полностью держали в своих руках власть над страной. В историю этот период вошел под названием «султанат женщин». Наиболее яркие представительницы этого периода - Нурбану-султан (мать Мурада III), Сафие-султан (Мехмеда III) и Кёсем-султан (мать Мурада IV и Ибрагима I). На последней даме «султанат женщин» и закончился, причем, самым печальным для нее образом. Ну, и совсем отдельное место в истории занимает знаменитая Хюррем Хасеки Султан, более известная у нас как Роксолана.
Анастасия (или Александра) Гавриловна Лисовская, уроженка города Рогатина (ныне Ивано-Франковской области) достигла истинных высот в гаремных делах. Она стала не только любимой и единственной (!) женой одного из самых могущественных султанов Сулеймана I Великолепного (он же Кануни), но и матерью султана Селима II, на долгие годы став самой влиятельной и яркой фигурой политического небосклона империи. Впрочем, эта история столь многочисленно и бурно описана в различных художественных произведениях и кинофильмах
О ранних годах практически ничего неизвестно, и все что вы прочтете, услышите или увидите в кино, есть плод фантазии авторов. Поляки считали ее своей, литовцы – своей, на Украине говорят о ее украинских корнях. По каноничной версии, эта женщина была дочерью рогатинского православного священника Гаврилы Лисовского. Город Рогатин ныне находится в Ивано-Франсковской области Украины.
Многих, конечно же, интересует, как происходил сам процесс выбора султаном той или иной женщины гарема для любовных утех. Так вот, с уверенностью могу сказать: мы понятия не имеем. Есть всего несколько источников, которые отчасти описывали эту интимную и интригующую процедуру, но возникают вопросы, не придумали ли это авторы или не взяли ли за пример аналогии с тем же пекинским двором. Большинство авторов говорят о выборе с помощью яглыка (платка) зеленого цвета, который султан посылал с евнухом понравившейся ему даме. И о том, что эта дама должна была робко взбираться на ложе и на коленях, беспрестанно целуя одежду султана и край одеяла, продвигаться к нему.
Вот как описывает это венецианец Оттавио Бон: «…если ему нужна одна из них для того, чтобы она доставила ему удовольствие, или же он хочет понаблюдать за ними во время игр, послушать их пение и игру на музыкальных инструментах, он извещает о своем желании старшую кадину, которая немедленно посылает за самыми красивыми, с ее точки зрения, девушками и выстраивает их в длинный ряд в комнате. Затем она приглашает султана, он один или два раза проходит перед ними и останавливает взор на понравившейся. Бросив один из платков той, с кем он хочет провести ночь (она его сразу же подхватывает), он покидает помещение. Девушка, которой повезло, украшает себя с помощью косметики, потом ее наставляет и орошает духами кадина. Она проводит ночь с султаном в королевской опочивальне на женской половине, эта комната всегда готова для таких случаев. Всю ночь по приказу кадины в комнате посменно по два-три часа дежурили старухи-мавританки. В спальне постоянно горели два светильника: один у двери, где несла дежурство одна женщина, другой – в ногах постели, где была вторая. Женщины бесшумно менялись местами, ничем не нарушая сон правителя. Встав утром, султан полностью переодевался и оставлял наложнице старую одежду со всеми находившимися в кошельках деньгами. Возвратившись в свои покои, он посылал ей подарки: одежду, драгоценности и деньги – в зависимости от того, какое удовольствие она ему доставила. Так он поступал и со всеми другими женщинами; с теми, к кому он благоволил больше, он был щедрее…» Как видите никаких «робких влезаний», хотя платок присутствует.
Будет уместно привести отрывки из сочинений некого Бассано да Зары, который в середине XVI столетия имел возможность наблюдать некоторое время за гаремными барышнями, чтобы примерно представить, как они могли выглядеть. «Они обожают черный цвет волос, и, если женщина не имеет его от природы, она добивается его искусственными средствами. Блондинки и седые используют краску, которой красят хвосты лошадям. Она называется хной. Ею же красят ногти, иногда всю кисть и ступни ног; некоторые красят лобок и живот на четыре пальца над ним. Для этого они удаляют с тела все волосы – у них считается грехом иметь волосы в интимных местах. Волосы на голове женщины украшают ленточками, свисающими ниже плеч… Косметикой они пользуются значительно больше, чем представительницы какой-либо другой из виденных мной народностей. Они густо красят брови чем-то черным, некоторые закрашивают и пространство между ними так, что создается впечатление, что брови срослись, – с моей точки зрения, это выглядит очень некрасиво. Губы они красят в красный цвет – я думаю, они научились этому у гречанок или жительниц Перы, уделяющих этому очень много внимания. У них большие груди и кривые ноги – последним они обязаны сидению на земле со сплетенными ногами. В основном они все очень толстые, так как едят много риса с мясом кастрированных быков и сливочным маслом – намного больше, чем едят мужчины. Они не пьют вина, а только подслащенную воду или сервозу [травяное пиво], приготовленную особым способом».
О САМОМ ВАЖНОМ!!! «активе» сложного института власти, которым мы договорились называть гарем. Да, речь пойдет о женщинах. В европейской, да и российской литературе их принято называть одалисками от турецкого odalk — «горничная, служанка». Однако такое именование не совсем правильно. Точнее, совсем не правильно. Поскольку речь пойдет именно о женщинах Востока гарема, то есть, дамах, в нем проживающих, а не о рабынях, которые этот гарем обслуживали и делали всю черную работу. Ведь кому-то надо было подметать полы, заготавливать топливо, мыть, убирать, помогать на кухне, стирать и т.д. Определенно, это делала не султан-валидэ с «невестками».
Мы уже знаем, что главной женщиной и главой всего гарема была султан-валидэ с собственным штатом, куда входили и особы женского пола. Мать действующего султана можно называть вершиной вертикали власти сераля. Основой же были сами одалиски.
В гарем женщины попадали разными путями. Кого-то из маленьких девочек продавали или дарили родители, ибо знали, что девочка никогда не будет знать нужду. Кого-то привозили из завоевательных походов в Европу, кого-то просто дарили, а кто-то сам записывался.
Поступавшим во дворец девушкам, прежде всего, давали новое имя. Большая часть этих имен была тюркского или персидского происхождения. Имена давались девушкам в зависимости от их облика, особенностей, а, возможно, и характера. Например, имя Хюррем (это я про Роксолану) можно перевести как «веселая, жизнерадостная».
Каждая из одалисок, впервые попавших в гарем, была причислена к так называемой оде (малому двору) более высокопоставленных дам, о которых мы поговорим ниже. В одах они обучались различным премудростям, и отнюдь не только любовным. Вполне могло случиться так, что такая одалиска всю жизнь могла проработать, скажем, мастерицей по шитью золотом и не имела даже никаких шансов на эротические приключения. Те, кто был подарен, а не куплен для гарема, искусен и красив, постепенно выдвигались, чтобы попасть на глаза султану. Если тот удостаивал кого-нибудь из одалисок минимальным вниманием, оная переходила на следующий уровень, и таких девушек называли гюздех, что примерно можно перевести как «отмеченная». У нее появлялись свои покои и даже один-два слуги (или прислужницы). Следующий уровень – это фаворитка султана, то есть женщина, иногда делящая с ним ложе. Их именовали икбал. Это уже серьезная должность в серале, почетная и важная. Больше власти, больше драгоценностей, больше слуг, больше влияния. Каждая из икбал старалась как можно чаще доставлять султану интимные радости, так как увеличивалась вероятность забеременеть и родить мальчика.
Ибрагим 1
И.........о конце гарема. Нам не дано установить точную дату, когда появился первый гарем султанов Оттоманской Порты, но зато точно известно, когда он был упразднен и распущен. Произошло это в 1909 году, и об этом никто лучше не расскажет, чем очевидец тех событий, англичанин Фрэнсис Маккулла.
Хотя кусок его текста достаточно большой, приведу его полностью:«Из множества двигавшихся по улицам города в эти дни скорбных процессий, сопровождавших падение былого величия, одной из самых печальных была процессия женщин из гарема султана, перебиравшихся из Йылдыза во дворец Топ-капы. Этих несчастных в возрасте от 15 до 50 лет было так много, что для перевозки их вместе с прислужницами потребовался 31 экипаж. Часть женщин была отправлена в старый Сераль в Стамбуле, но этот дворец первых султанов пришел в такое ветхое состояние, что был признан неподходящим для их проживания, и дамы были возвращены в Йылдыз. В конце концов, их всех собрали в Топ-капы и устроили там самое необычное мероприятие, которое когда-либо проводилось в стенах этого дворца. Общеизвестно, что большинство женщин в гаремах турецких султанов были черкешенками – благодаря природной красоте женщины этой национальности ценились очень высоко и, соответственно, стоили очень дорого. Поскольку гарем Абдул-Хамида в этом плане ничем не отличался от других, правительство Турции телеграфировало в деревни черкесов в Анатолии, уведомляя о том, что семьи, чьи представительницы находились в гареме бывшего султана, могут забрать своих родственниц домой, независимо от того, были девушки первоначально проданы в гарем собственными родителями или же, что тоже периодически случалось, были уведены из родного дома силой.
И вот в Константинополь двинулись толпы горцев-черкесов в живописных одеждах; в установленный день их всех впустили в старый дворец Топ-капы. Там в присутствии специальной комиссии их проводили в длинный зал, целиком заполненный наложницами, кадинами и одалисками свергнутого султана. Женщинам разрешили открыть лица. Последовавшая за этим сцена была невероятно трогательной: дочери падали в объятия отцов, которых не видели много лет, сестры обнимали братьев, а бывало и так, что родственники, никогда прежде не встречавшиеся, могли установить свое родство только путем долгих выяснений и воспоминаний.
Внимание свидетелей этой необычной сцены не мог не привлечь контраст между нежным цветом лица и дорогими нарядами женщин и грубой, обветренной кожей приехавших за ними бедно одетых горцев; было заметно, что в некоторых случаях родных просто ошеломили красота, утонченные манеры и богатые одежды их соплеменниц. Однако складывалось впечатление, что последние были очень рады уехать из дворца, и, как правило, не теряя времени, они собирали свои вещи и покидали его, иногда после нежного прощания с другими одалисками. Так получили свободу 213 невольниц. Однако воссоединение во дворце Топк-апы не для всех было радостным: многие мужчины не нашли своих родственниц. Кто-то из девушек умер, других казнил Абдул-Хамид, третьи после свержения султана были увезены им в Салоники или тихо перекочевали в гаремы членов семьи султана, которым они приглянулись. Многие женщины, особенно не первой молодости, были чрезвычайно огорчены, что за ними никто не приехал. Вероятно, их родные умерли или перебрались на другое место или же просто не захотели приводить в свои бедные хижины в горах уже немолодых женщин, привыкших к дорогим еде и вещам и забывшим язык, на котором говорили в детстве…
Несчастным женщинам, скорее всего, выпала участь провести остаток своих дней в компании себе подобных – из гаремов предыдущих султанов, – которые живут во дворце Топ-капы и, в лучших традициях «Арабских ночей», громко вздыхают за его забранными решетками окнами да иногда роняют розы и надушенные носовые платочки перед проходящими по улице под окнами дворца привлекательными юношами».
......из материалов Игоря Дьячука
ТЕМУ СЧИТАЮ ЗАКРЫТОЙ!!!!
всем спасибо!!!!!!!!!
удачи! хорошего настроения и хорошего НАСТРОЯ!!!!!