Народные праздники марта 2013
Самый первый месяц весны март. Каждый человек чувствует себя счастливее при первых лучах теплого весеннего солнца. Радость от того, что приходит конец зиме. Всё живое просыпается от зимней спячки. На деревьях появляются первые почки, вот-вот и, наконец, распуститься первый цветок. Из-под снега пробивается первая травка, вот и юный подснежник показал свою белую головку... Это время воспоминания о прошлом и осознания нового начала. 1 марта вспоминают усопших, всех ушедших предков в мир иной. Навий День, последний день Марены. Народ поминает своих близких и родных.
Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве, отнеси его до раю,
Пусть все души радует.
Народные приметы к этому дню: Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная. Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых. Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления. Вверх поднимаются по стеклу “снежные растения” - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
Жизнь продолжается, весна на пороге! Первый весенний праздник Заклички Весны (Весенний Стрибог). 3 марта проводят обряд закличек Весны (богини Живы). Девицы, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:
Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью: Со льном высоким,
С корнем глубоким, С хлебами обильными.
Весна красна! На чём пришла, На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?
Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: «Вот тебе, матушка Весна!».
С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвящённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.
Вторые Заклички Весны (Жаворонки) 9 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе "ярилиным плешами". В этот день, по народным паверьям, из Светлого Ирия прилетают сорок птиц (от того праздник сей зовется Сороками), знаменующих собой приближение Девы Весны. На чье поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай Закличка Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине: Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати!
Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
С 18 по 24 марта Масленица (Комоедица, Медвежий праздник) Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица — не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие — один из четырех главных народных праздников года в древней традиции. По сути — это земледельческий Новый год. Будучи Великим Праздником, Масленица именуется также - Весёлой, Широкой, Честной, Обжорной и т.п. Главным яством великого праздника Масленицы является блин - символизирующий Солнце. Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы. Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году — начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день». Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось. Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю. Раньше, да и теперь в некоторых городах и селах, в воскресенье утром люди торопятся на высокое место, где подсохла земля, на площадь и пр. На перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. В этот же день почитали Медвежьего Бога: приносили жертвы великому Медовому Зверю. На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок". Торжественно везут на соломенной "кобыле" куклу Масленицу (Марены) (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню: "Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Масленица - красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка". Масленица выезжает на "семидесяти семи санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину) где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары, Зимы) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится. Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды, скоморохи. "Как на масленой неделе из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои... И сыр, и творог, всё летело под порог! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..." Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое - обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее. "Марена загорела, всему миру надоела!" Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней:
"Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладьями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом."
Прыгают через небольшой костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились!" С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.