мандала, поиск истины
Итак, попробуем разобраться, что такое мандала.
М.Элиаде рассматривает мандалу как браз мира. Также обозначает десять разделов Вед. Принесена в Тибет из Индии в VIIIв. гуру Падмасамбхавой. Наиболее сложные и инспирирующие формы ее разработаны в Тибете и Индии. Комбинация форм в мандале может производить эффект, ведущий к откровению. Визуальное выражение ритуальной геометрической диаграммы, соответствующее мантрам (форме магии).
В мандале фиксируется состояние создателя мандалы, индивидуальное выражение ее традиционной идеи. Она строго индивидуальна – является выражением психического состояния творца. Известно сходство фигур, составленных из равновесных кругов, треугольников, квадратов, употребляющихся в алхимии на Западе, с мандалой. Во всех мандалах, в которых числа являются преобладающим элементом, числовая символика может установить ее значение. Интерпретация строится на том, чтобы высшие элементы были ближе к кругу. Круг внутри квадрата является более развитой структурой, чем квадрат в круге. И такая же взаимосвязь с квадратом остается в силе для треугольника. Борьба между числом 3 и числом 4 представляет борьбу между центральными элементами духа (3) и периферическими составляющими, т.е. образом внешней упорядоченности. Внешний круг выполняет объединяющую функцию, преодолевая противоречия и неправильности углов и сторон посредством их неявного движения.
Одна из наилучших мандал-инструментов для достижения определенных состояний – шри янтра. Она составляется вокруг центральной метафизической точки, которая испускает лучи изначальной энергии. Эта энергия не проявляется (центральная точка невидима), но она фокусируется. Окружность – это модель девяти треугольников – образ трансцендентных миров. 4 из них имеют вершину, направленную вверх, а 5 – вниз. Промежуточный, или тонкий мир полагается с помощью тройного ореола, окружающего треугольники. Многолепестковый лотос и тройной круг завершают это символическое представление духовного мира. Трехлинейная зубчатая окружность означает ориентацию в пространстве и показывает, что духовный мир существует внутри материального.
Известны храмы, построенные по типу мандалы с характерным для нее равновесием элементов, геометрическими формами и значимым числом составных частей. Формой мандалы являются круглые, квадратные и восьмиугольные строения. Структура храма в форме мандалы имеет целью создание «монументального образа жизни и создания модели мира», удобной для выражения высшего порядка и доступной подготовленному неофиту, если он постиг это в своей душе.
Существуют «искаженные» мандалы, основанные на числах 6, 8, 2. Сопоставление круга, треугольника и квадрата (эквивалентов чисел 1 и 10, 3, 4 и 7) играет фундаментальную роль в классических и аутентичных восточных мандалах.
Существуют мандалы, равновесие в которых обеспечивается не фигурами, а упорядоченными в геометрической прерывности числами: четыре точки, потом пять, потом – три, а затем элементами, цветами, отождествленными с заданными точками. Зеркала династии Хань изображают числа 4 и 8, приводящие в равновесие друг друга и расположенные вокруг центра в пяти областях, которые соответствовали пяти элементам (четыре были выражением материальных и
один – квинтэссенция – духовного принципов).
Мандала это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала - это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно - бытие. Чередующиеся квадраты символизируют дуалистические и, в то же время, комплементарные принципы вселенной, а в целом - вновь проигрываемую космическую драму и странствия души. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши.
Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мадалы - это Солнце или Небесная Дверь и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем крадинальным точкам. Группы из пяти образов представляют четыре точки, располагающиеся вокруг центра, - это окружает само себя в пространстве и времени. Эти пять точек символизируют пять элементов человеческой личности, пять Будд, пять родов, которые отражены в пяти лицах Шивы: запад - белый, Садьоджата; север - желтый, Вамедева; юг - черный, Агхора; восток - красный, Татпуруша; центр - зеленый, лик Исана (творческая сила).
Это также пять духовных знаний, которые символизируют пять Татхагата: Вайрочана (Блестящий) - знание, отражающее как в зеркале архетипы, центр, колесо, белый; Акшобхья (Невозмутимый) - изначальное сознание, единица, ваджра, восток, синий; Ратнасамбхава (Драгоценнорожденный) - знание фундаментального единства вещей, драгоценность, юг, желтый; Амитабха (Безграничный Свет) - знание Единого Бытия, лотос, запад, красный; Амогхасиддхи (Непогрешимый Успех) - знание как силы, так и действия, меч, север, зеленый. Демоны (Вагхна) в мандале символизируют враждебный, угрожающий аспект психических и страстных сил, препятствующих продвижению человека к свету. Мандала, построенная как 8х8 квадратов, означает небесный мир, построенный на земле; как 9х9 квадратов - расширяющуюся и убывающую вселенную.