Маски: венецианские и не только, карнавальные и не совсем...
Buongiorno, gentili amici!)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мое увлечение масками из папье-маше возникло не случайно - в любви к Италии, к ее уникальной культуре и природе могут признаться многие из нас. Опуская интереснейшую историю венецианского карнавала, "заразившего" мир кастюмными масками, хочу поделиться историей своей поездки в Италию за вдохновением.
И началось мое путешествие отнюдь не с Венеции, а с моего любимого города - Флоренции. Дело в том, что первые шаги в искусстве maschereri я, к своему счастью и везенью, начала делать при поддержке знаменитого во всем мире профессора Агостино Десси. Его мастерская (и магазинчик) находятся неподлеку от вокзала. К слову сказать, флорентийские маски, благодаря профессору Десси, стали особым явлением в искусстве папье-маше. Если венецианские маски - это классика карнавала, комедия дель' арте, история войны с турками и прочее, то флорентийские, скорее, чистый арт. Ну, и нельзя не заметить на фото позади профессора панно "Давид", один из символов Флоренции, город-то - колыбель Ренессанса, как-никак.
А также многочисленные Пиноккьо, смеющиеся и грустные, с закрытыми и открытыми глазками - это уже символ не только города, но, как мне показалось, самого мастера.
Профессор любезно поделился своими соображениями по поводу итальянских мастеров папье-маше, посетовав, что, по его мнению, начиная с 1973 года, ничего нового в этой сфере не появляется, искусство масок идет на спад, а рынок заполоняет китайский ширпотореб. Да, в Венеции осталось 3-4 именитых матерских, а во Флоренции искать других мастеров было бы бессмысленно. И я, насладившись духом творчества, царившего в его небольшой мастерской, пощупав и даже понюхав некоторые маски, решила не поверить профессору на слово, поэтому поездка в Венецию просто не могла не состояться.
Все начиналось довольно просто. От вокзала по направлению к мосту Риальто по пути сразу же начали попадаться лавочки, киоски, передвижные стенды с масками. Китай, пластик, в лучшем случае, гипс. Ярко, пестро, дешево, грустно... Неужели профессор Десси был прав?
Но, пройдя совсем немного, даже не ожидая этого, я вдруг наткнулась, в буквальном смысле этого слова, на мастерскую CaMacana! Это же та самая, о которой я читала в Интернете! Уж там-то наверняка будет на что посмотреть. Так и вышло. Узнаете? Тот самый Давид...
В CaMacana царила атмосфера творчества - мастер накладывал грунт на заготовленную папье-меше-форму, фотографировать разрешалась (в отличие от китайских лавок!), глаза у меня разбежались. К сожалению, я не увидела там те необычные маски, которыми наслаждалась в Сети, но было очень много авторских оригинальных работ. К примеру, поразили своей необычной идеей маски стим-панк. Кстати, потом я нашла нечто подобное уже других лавках, от плагиата никто не затстрахован, увы...
Интересный момент: маски с изнанки почти не обработаны, бумага и подтеки акрилового грунта. Пришла в голову мысль, что это делается специально, дабы продемонстрировать аутентичность работы. Если у кого есть другие соображения, рада буду услышать.
Вдохновленная увиденным в CaMacana, я отправилась далее, целенаправленно в сторону понте Риальто, где, по сведениям из Интеренета, с 1984 года процветает La Bottega dei Maschareri. Найти ее также не составило труда - над входом красовалась мастерски исполненная вывеска, мощная и в то же время изящная. От огромного полумесяца захватило дух, и я, спасаясь от изнуряющей полуденной жары, нырнула в прохладу лавки.
Каково же было мое удивление, что внутри негде было развернуться! Как же нас обманывают интернет-фото!!! Но это было совершенно не важно. Какая красота меня окружала! Все, что я видела ранее на фото, теперь могла потрогать руками.
Здесь-то я догадалась прицениться к маскам со знанием дела. Те, что я держу в руках на фото выше - 20 евро, кленовый лист - 60 евро, а более сложные и интересные - от 80 и выше.
Хозяин лавки был чем-то удручен, на общение не настроен. Когда я с восторгом сделала ему комплимент, что мол видела его работы в Интернете, они прекрасны, он лишь покачал головой и вздохнул, давая понять, что толку от этого маловато. И действительно, к сожалению, я не увидела там ничего нового: либо реплики хитов, либо все то, что было когда-то кем-то выложено в Сеть. Вспомнились слова профессора Десси о декадансе искусства папье-маше... Но я не теряла надежды найти нечто свежее и оригинальное, что докажет неправоту его умозаключений.
Теперь уже я могла углубиться в лабиринт венецианских улочек и бесцельно бродить по ним, то и дело натыкаясь на ширпотреб для туристов. И, как это обычно бывает, удивительное оказалось рядом, оригинальные и вдохновляющие масочки ждали меня в Atelier di Lago e Molin.
А затем мне повезло еще раз, я нашла, совершенно случайно, мастерскую, где нельзя было фотографировать. И я крайне сожалею об этом, потому что это было именно то, что вселило в меня твердую уверенность, что искусство Маскерари не умерло, а будет процветать, разумеется, трансформируясь и претерпевая естественные изменения. Надеюсь, они будут к лучшему.
Это была лаборатория (как они себя сами называли) папье-маше, где-то рядом с Кампо Санта Мария Формоза. Маски Бахуса и Арчимбольдо - это нечто! Я никогда не видела ничего подобного, красочные, яркие, мощные... Хозяин, узнав, что я причастна к искусству папье-маше, охотно показал свою мастерскую, поделился некоторыми секретами и указал обратную дорогу к станции, что было очень кстати для меня.
Путешествие подошло к концу, время пролетело незаметно, в моем арсенале осталось множество идей и незабываемых впечатлений, а также убежеднность в верности выбранного мной пути.
Гипс, бумага и краски уже ждут своего часа, поэтому я с нетерпением возвращаюсь к своему делу и надеюсь порадовать вас вскоре новыми работами.
P.S. Профессор Десси, Вы неправы)