Всегда с интересом читаю здесь, на Ярмарке Мастеров, репортажи с блошиных рынков мира. А теперь и сама приглашаю вас прогуляться со мной по старой Хайфе в Израиле и побывать на скрытом от посторонних глаз шук-hа-рохлим, рынке старьевщиков...
Наверное, не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить, какие винтажно-антикварные сокровища со всего мира собраны на Земле Обетованной, куда прибывали и продолжают прибывать переселенцы со всех уголков Земли. Разумеется, часть этих сокровищ в итоге оказывается у торговцев стариной — в многочисленных антикварных лавках Хайфы, на восточном базаре Иерусалима, на старейшей улице Тель-Авива Дизенгоф и, конечно же, на знаменитом блошином рынке портового Яффо.
Но это все — места туристические, отмеченные в путеводителях и ежедневно справляющиеся с немалым интернациональным потоком покупателей. А я приглашаю вас заглянуть на рынок, раскинувшийся в стороне от проторенных троп. Его не так-то просто обнаружить, да и открывается он, подобно волшебной двери, только раз в неделю, в определенное время.
И это время — именно сегодня!
Шук-hа-рохлим, или Рынок старьевщиков, работает тогда, когда весь остальной Израиль отдыхает — в шабат, священный для израильтян день. По субботам даже в светской Хайфе закрыты почти все магазины, практически не ходит городской транспорт, и кафе принимают гостей лишь на шумных туристических улицах.
А в это время торговцы древностями раскладывают свои заманчивые товары кто на столиках, а кто прямо на земле (иногда подстелив ковер). Даже в людные дни народу здесь не так много, как на "раскрученных" израильских блошиных рынках. Это, скорее, заповедное местечко для "своих", и на редких туристов с фотоаппаратами здесь смотрят мало того что косо, их просят убрать камеры. Поэтому сразу прошу прощения за качество фотографий — они сделаны с телефона. И, поскольку никто из участников рынка в кадр явно попадать не желает, фотографировала я лишь товары.
Посмотрим?
Начнем с посуды — она здесь на любой вкус. Восточная медь, латунь, советская эмаль, даже европейское серебрение. Увы, зачастую состояние оставляет желать лучшего: большинство предметов либо нуждается в серьезной чистке и реставрации, либо годится в качестве декоративных предметов интерьера. Что тоже, согласитесь, неплохо.
Если идти мимо прилавков и скользить по утвари равнодушным глазом, может показаться, что в основном здесь скопище чего-то тускло-ржавого. Однако стоит приглядеться повнимательнее, позволить увлечь себя магией старины... и взору начнут открываться удивительные вещицы.
Посмотрите, к примеру, на этого очаровательного робота — "ботаника". Химик? Служитель закона?
Или вот: яркая хамса, один из древнейших мировых талисманов, символ защиты от сглаза. Недавно подробно рассказывала про историю хамсы в своем блоге:) А здесь приглашаю полюбоваться "бытовой" хамсой:
Симпатичная сумочка (к сожалению, с обратной стороны вся изъеденная молью)
А здесь на что в первую очередь вы бы обратили внимание?
Я, например, "зацепилась" за эту пару подсвечников. Вообще, антикварные подсвечники работы старых иерусалимских мастеров на рынке встречаются в избытке, главное — выбрать те, что вам по душе (и по кошельку). Вот продавец (а среди них есть и русскоязычные, и коренные израильтяне), демонстрирует мне пару красавцев:
И мимо блюда-колесницы тоже не смогла пройти спокойно. Внушительная вещь!
А тем временем на рынке...
Посуды здесь вроде много, но найти что-то стоящее сложно. Либо ржавчина, либо следы абразивов, которыми неумехи пытались чистить... В лучшем случае — просто многочисленные следы бытования.
Отдельно хочется сказать о чудесном английском фарфоре. Это нечастая находка: повезло встретить (и приобрести себе) коллекционные тарелки Jonson bros и Meakin (ценители поймут), поскольку распродавалось имущество одной пожилой дамы, бывшей подданной Великобритании. Что хочу сказать... через час после того, как фарфор появился на шук-ha-рохлим, он был практически полностью распродан, за исключением нескольких поврежденных блюд и соусников. Я взяла только несколько особо понравившихся тарелок, но и помимо меня нашлись желающие. За стоящими вещами на таких рынках всегда ведется настоящая антикварная охота!
А вот этим красавцам, возможно, подольше придется ждать своих новых хозяев. Я не приценивалась, но, думаю, отдают их недешево. Да и товар нетипичный для рынка — неужели имущество какого-то оркестра пошло с молотка?
Разумеется, на израильском шук-hа-рохлим никогда не обходится без иудаики - антикварных местных сувениров и предметов быта, в том числе религиозного. Менора (семисвечник) — один из символов Израиля, олицетворяющий семь дней Творения.
Отдельная часть рынка — продавцы всевозможных художеств, начиная от мозаики.
И заканчивая вышивкой крестиком:
Пеиодически рядом оказываются еще и портреты, например, это фото неизвестного мужчины. Задумалась, кто решится приобрести его? Возможно, на рынке случайно окажется знакомый или даже родственник? А может, кто-то из дизайнеров и декораторов возьмет для тематического оформления интерьера. Говорят, здесь они бвают регулярно в поисках идей и вдохновения, и даже театральные художники заглядывают.
А меня неизменно влекут букинистические развалы. Всегда обращаю внимание на старые открытки. Многие из них подписаны (кстати, большинство — на английском). Кто те неизвестные адресаты, живы ли они еще? Вряд ли...
Уже уходя, между Лермонтовым и Жорж Санд заметила книгу, которую давно хотела прочитать — и всего-то 5 шекелей. Не раздумывая, забрала ее с собой. Вот только время пока выбрать сложно. На повестке каждого дня — изучение иврита, надеюсь, что скоро на этом и других рынках я смогу не просто спрашивать цену и называть свою, но и торговаться столь же виртуозно и цветисто, как завсегдатаи!
P.S. Если к теме будет интерес, с удовольствием продолжу рассказ о блошиных рынках и антикварных развалах Израиля.
ВашаИрина Винтажная